Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
Предпринимательская идея реализуется в деятельности фирмы, которая по своей сути является корпорацией предпринимателей, объединением их капиталов. Миссия фирмы, цели ее функционирования накладывают свой отпечаток на всех работников фирмы, обуславливают их корпоративную психологию. Концепция корпоративной психологии в настоящее время получила распространение в качестве важнейшего элемента идеологии корпорации и включает следующие элементы:
· осознание миссии фирмы и установка на поддержку миссии фирмы, ее философии;
· признание каждым работником принадлежности к единой команде;
· гордость за успехи фирмы и стойкость при неудачах;
· забота об имидже фирмы и ее репутации.
Корпоративная психология позволяет создать коллектив единомышленников, ощущающий единые цели и задачи, «болеющий» за дела фирмы. Корпоративная психология формируется в результате целенаправленных долговременных мероприятий, к которым относятся:
· система мотивации труда;
· система закрепления и повышения квалификации кадров;
· система психологического тестирования при приеме на работу;
· отсутствие поведенческой границы между топ-менеджерами и исполнителями – каждый должен осознавать свою ценность для фирмы;
· коллективные мероприятия, связанные с памятными датами и юбилеями фирмы;
· забота о ветеранах фирмы;
· знакомство каждого работника с историей фирмы;
· гласность в поощрении (премирование, путевки, представительские командировки, акции, карьерный рост и т.д.) работников, внесших значительный или решающий вклад в решение проблем, возникающих перед фирмой;
· предпочтение на занятие вакансий в руководящем составе отдается работникам фирмы;
· создание внутрифирменных общественных организаций, ставящих целью изучение и поиск решения отдельных проблем (например, клубы качества, клубы подготовки молодых сотрудников, круглые столы по обмену опытом и т.д.);
· формирование фирменных эмблем, традиций, этикета, формы одежды.
Базой формирования корпоративной психологии, корпоративного духа фирмы являются миссия и философия фирмы (темы 4, 10), которые задают ориентиры деятельности фирмы на длительный период. Миссия и философия фирмы, корпоративная психология формируют имидж фирмы в глазах потребителей ее продукции и общества в целом. Когда имидж находит свое подтверждение в практической деятельности фирмы, он прочно связывается с положительным мнением о фирме, название фирмы приобретает знаковое значение.
Корпоративную психологию на уровне фирмы следует отличать от корпоративной психологии на уровне фирм, принадлежащих к одному сектору экономики (иногда применяется термин «цеховая психология»). Именно психологическая установка руководителей фирм в книжном деле на один продукт, на культурную и социальную значимость своего дела, выражается в стремлении конкурирующих фирм к созданию отраслевых союзов для отстаивания общих интересов перед государством, представительства в государственных органах, зарубежных отраслевых объединениях.
Психология предпринимателя
Предприниматель – творец собственного дела, поэтому предпринимательская деятельность накладывает свой отпечаток на его личность, обуславливает образ жизни, формирует его жизненные цели и психологические установки, мировоззрение. Отличительные особенности психологии предпринимателя связаны с различием между предпринимательской деятельностью и другими видами труда. Труд предпринимателя не регламентирован и не фиксирован, не имеет нормативного результата, в нем нет обязательной последовательности действий. Различия в психологии и формах действий предпринимателя и человека наемного труда отражают различия отношений к собственности у предпринимателя и наемного работника, мотиваций труда и целей деятельности.
Психология предпринимателя – это психология отношений с другими предпринимателями, продавцами и покупателями ресурсов. Предприниматель должен производить благоприятное впечатление на партнеров, быть убедительным и внушать доверие. В процессе общения он должен уметь учитывать психологию партнера или клиента, мотивы, которыми он руководствуется. Коммуникабельность, честность, логичность и убедительность – главные свойства психологии общения, которые присущи предпринимателю.
Предприниматель занимает активную жизненную позицию, выражающуюся в его принципиальности и последовательности, единстве слова и дела. Психологически он должен иметь способность выйти за рамки ситуации и рассматривать ее с точки зрения исходной задачи для поиска возможностей преодоления внутренних и внешних ограничений. Выработка предпринимательской идеи и инициативы по ее внедрению требуют расчета и смелости. Решения принимаются при отсутствии точного прогноза их эффективности и относятся к поисковой активности: предприниматель всегда не удовлетворен происходящим и поэтому всегда в поиске. Расчетливость, решительность, целенаправленность, постоянный поиск, способность рисковать – психологические качества предпринимателя, связанные с его деловой активностью.
Предпринимательство – особый вид экономической деятельности, так как начало деятельности предпринимателя связано с идеей – результатом мыслительной деятельности. Предпринимательская деятельность – творчество, но это экономическое творчество, создающее новую экономическую реальность, новую комбинацию факторов производства.
Экономическое мышление – умение творчески связывать процессы производства и торговли с понятиями микро- и макроэкономики, умение видеть экономические последствия принимаемых решений, направленность на прибыль.
Для личности предпринимателя в экономике характерны:
· целеустремленность;
· прогрессивность;
· способность к прогнозированию и предвидению;
· стремление к лидерству;
· нетипичность действий;
· компетентность;
· способность к восприятию и усвоению нового;
· экономия за счет внутренних ресурсов.
Огромнейшее значение имеет личный опыт предпринимателя, на котором основывается саморазвитие предпринимателя, на основе опыта у него формируется представление относительно собственной успешности и неуспешности в предпринимательской деятельности («это я делаю хорошо», «это у меня не получается», «этому следует научиться»). Умение опираться на собственный и чужой опыт, учиться на нем – органическая составляющая психологии предпринимателя.
Наличие специальных знаний в соответствующей предметной области, в нашем случае в книжном деле, опыт работы в нем и понимание книжного дела, любовь к книге в сочетании с типичными для предпринимателя психологическими качествами – залог личного успеха в книжном деле, успеха, приносящего творческое удовлетворение.
Психологические свойства, необходимые для предпринимательского дела, необязательно врожденные. Опыт многих учебных заведений показывает, что система тренинга (особенно коллективного), деловых игр, тестов, решения практических задач позволяют воспитать морально-волевые качества предпринимателя у большинства студентов.
Культура предпринимателя
Термин «культура» многозначен, но для целей пособия важно различать «культуру» как уровень образования, владения традициями и совокупность норм поведения субъекта предпринимательства, с одной стороны, и как один из важнейших инструментов управления предпринимательской деятельностью – с другой. Основной темой является раскрытие именно второго понимания термина «культура», но предварительно необходимо пояснить значение культуры в смысле культурного уровня предпринимателя в книжном деле.
Книжное дело как культурный процесс требует от предпринимателя определенного культурного уровня, обеспечивающего понимание им своей культурной и просветительской миссии. Иногда задается вопрос, нужны ли предпринимателю, издающему книги по истории, математике или литературоведению, знания истории, математики или литературоведения. Ответ: нет, не нужны, но нужны знания библиографии этих отраслей науки, а более глубокие знания необходимы научным редакторам. То же самое относится и к предпринимателям, специализирующимся в книжной торговле. Предприниматель книжного дела немыслим без достаточно высокого общекультурного уровня.
Таблица 2.1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|