Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества





Бюджет необходим всем государствам для реализации их политических и социальных функций. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования как в масштабах всей страны, всего хозяйства, так и в отдельных регионах.

Экономическое значение бюджета заключается в том, что он формирует значительную часть спроса на конечный продукт, за счет его средств формируется заметная доля доходов населения, приобретаются крупные объемы продукции, увеличиваются государственные материальные резервы и в некоторых случаях осуществляются капитальные вложения.

 

В рамках бюджета предоставляются субсидии, дотации, кредиты с целью поддержки определенных предприятий, оказывается помощь другим странам. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

В рамках бюджета формируется и обслуживается государственный долг. Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.



Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важнейших экономических и финансовых показателей: объем производства, инвестиций, реальных доходов, уровень безработицы, величина денежной массы, уровень процента, валютный курс.

Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.

 

Формы и методы бюджетного регулирования экономических и социальных процессов

Выделяют следующие уровни бюджетного регулирования:

1) Общегосударственный – регулирует развитие общегосударственного воспроизводства в рамках государства.

2) Межтерриториальный – регулирует уровень развития территорий.

3) Межбюджетный – обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

4) Межгосударственный – регулирует степень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счёт средств бюджета.

 

Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют свои формы и методы. Разделяют их на две группы:



1) Формы и методы, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета.

2) Формы и методы, действующие в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.

 

В первую группу относятся такие формы, как:

1)изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта.

2) предоставление налоговых привилегий.

3)перераспределение общегосударственных доходов и налогов между уровнями бюджетов.

4)регулирование привлечения государственных кредитов

К методам первой группы относятся внутренний и международный госкредиты, создание резервных фондов, предоставление трансфертов для сбалансирования доходов и расходов региональных бюджетов и др.

 

Ко второй группе относятся следующие формы и методы бюджетного регулирования:

1) Финансирование расходов на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону.

2) Перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы.

3) Регулирование погашения государственного долга предусматривает выплату долгов и уплату процентов по ним.

4) Участие в формировании доходов международных организаций, бюджета Союзного государства Беларуси и России.

5) Регулирование доходов населения и уровня жизни

6) предоставление льгот, целевое субсидирование

7) Регулирование сальда бюджета и др.

 

 

История развития бюджета РБ и его особенности

Государственная казна ВКЛ состояла из натуральных и денежных податей, суммы разницы между доходами, поступающими в государственную казну, а также налоговых и неналоговых платежей.



Во второй половине 15 в. образовалась Речь Посполитая, где доходы государственной казны формировались за счет увеличения доли денежных платежей и доходов от городов.

18 в. воссоединение белорусских земель с Российской империей. Лишенная государственной самостоятельности Беларусь не имела своего бюджета, однако участвовала в формировании доходов государственного бюджета России. С началом первой мировой войны в государственном бюджете резко сократились расходы на мирные нужды и обыкновенные доходы. Основным источником покрытия военных расходов стала эмиссия бумажных денег.

Первый бюджет БССР был составлен в 1921 г., но исполнен с огромным дефицитом. За счет эмиссии покрывалась 92 % всех расходов.

С образованием СССРГосударственный бюджет БССР вошел в состав бюджетной системы единого государства. В структуре бюджетных доходов начинают преобладать поступления от народного хозяйства в виде подоходного налога, отчислений от прибыли и др. Важными доходными источниками стали и прямые налоги, акцизы.

Вторая мировая война нанесла огромный ущерб республике: производство страны было отброшено на 30 лет назад. С середины 80-х гг. большая часть собранных доходов направлялась в виде финансирования расходов на народное хозяйство. Бюджетный дефицит в данный период стал характерной чертой для всего СССР.

Первый республиканский бюджет Беларуси был утвержден в 1991г. Приоритетными направлениями системы расходов стали АПК, социальная защита населения, наукоемкое производство.

 

 

Становление бюджетной системы РБ

Бюджетная система дореволюционной Беларуси включала в себя следующие звенья:

1. Государственный бюджет (обыкновенный и чрезвычайный государственный бюджет);

2. Местные бюджеты (земские, городские и мирские бюджеты).

 

Первый бюджет БССР был составлен в 1921 г., но исполнен с огромным дефицитом. С образованием СССРГосударственный бюджет БССР вошел в состав бюджетной системы единого государства. Организация бюджетов и порядок их становления регулировались законодательными актами государства.

Бюджетная система в этот период базировалась только на 7 принципах, таких как принцип единства, полноты, сбалансированности, гласности, самостоятельности, достоверности бюджета и принцип адресности и целевой направленности. Современная бюджетная система РБ базируется на 10 принципах, которые кроме уже существующих включают так же принцип эффективности использования бюджетных средств, принцип общего покрытия расходов и принцип ответственности участников бюджетного процесса.

Первый республиканский бюджет Беларуси был утвержден на 1991г. В бюджетную систему страны вносились следующие изменения:

 передавались в собственность Республики Беларусь все предприятия, находящиеся на ее территории;

 определялся комплекс мер по социальной защите населения страны;

 формировалось национальное налоговое законодательство, был введен чрезвычайный налог, связанный с ликвидацией последствий на ЧАЭС, отменен налог с оборота;

 формировалась новая система налогообложения с учетом опыта европейских стран: увеличивалось количество косвенных налогов, вводились НДС, экологический налог, платежи за землю, налог на экспорт и импорт, расширился круг подакцизных товаров и т. д.

В 1996–1999 гг. наблюдается увеличение доли местных бюджетов в консолидированном бюджете страны. В условиях бюджетного дефицита одной из основных задач является аккумуляция средств в государственный бюджет для обеспечения бюджетных программ и мероприятий.

 

 

Бюджет РБ в 21 веке

Благодаря проведению жесткой бюджетной политики было достигнуто исполнение бюджета с профицитом. Основным источником формирования доходов государства по-прежнему остаются налоговые поступления. Увеличение налоговых доходов связано с ростом налоговой ставки, расширением налоговой базы. Приоритетными направлениями финансирования остаются социальная политика, общегосударственные расходы, расходы по финансированию отраслей национальной экономики, здравоохранения, образования.

 

Основные черты бюджета РБ характеризуются следующим образом:

1. Бюджет остается основным инструментом централизации национального дохода и перераспределения его на общественные нужды.

2. Доходная часть бюджета формируется, в основном, за счет налогов и сборов с юр. физ. лиц.

3. Расходы растут быстрее, чем источники их покрытия, что вызвано расширением функций государства

4. Дефицит бюджета достигает огромных размеров, что оказывает негативное влияние на развитие экономики.

5. Усиливается самостоятельность всех видов бюджетов, но по-прежнему решающее место принадлежит республиканскому бюджету.

 

Развитие государственного бюджета требует совершенствования направлений бюджетного регулирования:

1. применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, переход к многовариантному составлению проекта бюджета;

2. проведение реструктуризации доходов бюджета с целью поиска оптимального сочетания прямых и косвенных налогов;

3. совершенствование налогового планирования, укрепление и развитие законодательных основ налогообложения.

 

Для повышения эффективности государственных расходов необходимо:

1. Усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета

2. Разработать и усовершенствовать механизм предоставления адресных субсидий для населения и организаций.

3. Разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозяйственный расчет и самофинансирование.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.