Функции бюджета и бюджетный механизм
Понятие и специфические свойства бюджета
Общегосударственные финансы состоят из ряда централизованных фондов, основным из которых является государственный бюджет. Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы любого государства.
Термин « бюджет» в переводе с английского означает «кошелек с деньгами». Он возникает исторически там, где существует государство и товарно-денежные отношения.
В Бюджетном кодексе дано следующее определение бюджета:
Бюджет – это план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства. Он представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год и имеет силу закона, т.к. утверждается Парламентом и подписывается Президентом, и обязателен для выполнения всеми участниками бюджетных отношений.
Бюджет зависит от множества объективных и субъективных факторов, поэтому его объем, структура, содержание доходов и расходов различаются в каждом историческом периоде в разных странах.
Оъективные факторы:
1. характер производственный отношений;
2. уровень развития производительных сил;
3. природные, экономические и социальные особенности каждой страны;
4. тип государства.
Субъективные факторы:
1. политика правительства в сооветствующем периоде;
2. приоритеты развития;
3. внешняя и внутренняя экономическая ситуация.
Бюджету присущи следующие свойства:
1. обезличенность доходов государственного бюджета, так как нет привязки к конкретным расходом;
2. бюджет влияет на национальную экономику через систему доходов и расходов;
3. расходы бюджета должны быть обеспечены финансовыми ресурсами, централизованы и должны своевременно осуществлялось финансирование предусмотренных мероприятий;
4. осуществление государственного контроля за исполнением бюджета;
5. формирование бюджетов по территориальному признаку;
6. возможность оперативной корректировки показателей бюджета по доходам и расходам при изменении макроэкономических показателей.
Понятие и значение бюджетных отношений
В Бюджетном кодексе дано следующее определение бюджетных отношений:
Бюджетные отношения – это отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетнных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
В составе финансовых отношений при обособлении чистого дохода зарождаются бюджетные отношения. Их появление обусловлено отщеплением части чистого дохода в форме налогов и обязательных платежей. Бюджетные отношения носят также и перераспределительный характер и опосредуют взаимосвязь субъектов хозяйствования с государством по поводу изъятия чистого дохода для формирования доходов государства.
С помощью бюджетных отношений происходит образование централизованного фонда денежных средств. Формирование бюджета можно представить в виде следующей схемы:
ВВП=С+V+М →м1
↓
м2
С (основные средства) +V (рабочая сила) = фонд возмещения
М – чистый доход
м1 – часть чистого дохода, которая идет на формирование бюджетного фонда, т.е это налоги и платежи.
м2 – часть чистого дохода, которая остается у субъектов хозяйствования.
Бюджетным отношениям присущи следующие особенности:
1. они носят денежный характер;
2. эти отношения обусловлены функционированием государства;
3. они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств;
4. опосредуют безвозмездное движение стоимости в виде налогов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования;
5. носят перераспределительный характер;
6. они регулируются бюджетным и налоговым законодательством.
Действие бюджетных отношений ограничено областью бюджетного распределения и осуществляется в рамках бюджетного процесса.
Главным участником бюджетных отношений является государство.
Функции бюджета и бюджетный механизм
Бюджет выполняет2 основные функции:
1. распределительная;
2. контрольная.
С помощью бюджета происходит перераспределение значительной части национального дохода и ВВП. Сфера действия распределительной функции включает перераспределение на различных уровнях между структурными подразделениями (межотраслевое и межтерриториальное) и между уровнями бюджетов.
Контрольная функциябюджета проявляется в процессе формирования и использования фонда денежных средств государства. Через показатели доходов можно определить, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы от субъектов хозяйствования и граждан в распоряжение государства, а также определить, в какой степени они соответствуют потребностям, как происходит распределение средств и насколько эффективно они используются.
Выделенные в порядке распределения ассигнования носят целевой характер и направлены на определенные экономические и социальные цели. Поэтому также необходимо осуществлять контроль за их использованием. Бюджетный контроль направлен на обеспечение исполнения бюджета и является частью финансового контроля.
В современных государствах бюджет используется в системе государственного регулирования воспроизводственного процесса, а это возможно благодаря бюджетному механизму.
Бюджетный механизм – это совокупность форм бюджетных отношений, методов мобилизации и способов использования бюджетных ресурсов.
Бюджетный механизм создается государством для реализации бюджетной политики, регулирования экономики путем маневрирования бюджетными ресурсами. Этому способствует специфическое свойство бюджета – обезличенность доходов государственного бюджета, то есть нет их привязки к конкретным расходам.
С помощью бюджетного механизма государство перераспределяет ВВП, национальный доход, изменяет структуру общественного производства, влияет на экономические преобразования и социальные реформы и создает условия для контроля за экономическими процессами.
4. Экономическое содержание, назначение и роль государственного бюджета
Экономическое значение бюджета состоит в том, что он может активно воздействовать на общественное производство с помощью налогов и направлять мобилизованные ресурсы на развитие приоритетных отраслей экономики. Это дает возможность правительству реализовывать свою экономическую, социальную, внешнюю и внутреннюю политику.
Государственный бюджет имеет внешние признаки, а именно форму и ее материальное содержание.
По организационной формебюджет– это финансовый план государства, который занимает центральное место в общей системе финансовых планов.
По материальному содержанию государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства.
По социальной сущности государственный бюджет – это основное орудие или инструмент перераспределения национального дохода.
Следовательно, государственный бюджет – это основной финансовый план государства, который отражает экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования фонда денежных средств.
Назначение государственного бюджета состоит в следующем:
1. с его помощью осуществляется перераспределение ВВП и национального дохода;
2. осуществляется государственное регулирование и стимулирование экономики;
3. осуществляется финансовое обеспечение социальной политики;
4. производится контроль за образованием и использованием фонда денежных средств бюджета.
Роль государственного бюджета:
1. с помощью государственного бюджета обеспечивается выполнение функций по управлению, возложенных на государство;
2. бюджет является инструментом перераспределения денежных средств между отраслями экономики, экономическими регионами и социальными группами населения;
3. бюджет является основой содержания непроизводственной сферы.
Государственный бюджет функционирует с помощью особых экономических форм - доходов и расходов, которые имеют собственное назначение и отражают этапы перераспределения стоимости общественного продукта.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|