Роль и особенности бюджета в рыночной экономике
В условиях перехода к рынку появилась необходимость перераспределения финансовых ресурсов через бюджет, хотя некоторые экономисты считали, что такой необходимости нет. Это обусловлено следующими причинами:
1. необходимостью обеспечения сочетания интересов общества, трудового коллектива и гражданина. Решение данной проблемы осуществляется через соответствующую систему распределения финансовых ресурсов и направлений их использования;
2. с помощью бюджета обеспечивается сбалансированность плановых затрат и доходов по всем отраслям экономики и экономическим регионам;
3. объективная потребность в улучшении структуры общественного производства и обеспечении более быстрого развития отдельных отраслей, что может быть реализовано с помощью бюджета;
4. только бюджет практически способен обеспечить функционирование непроизводственной сферы, улучшение её материально-технической базы, содержание постоянно увеличивающегося количества занятых в этой сфере работников, а также лиц, получающих по закону различные пособия и пенсии;
5. через бюджет реализуется обязанность трудовых коллективов и населения в покрытии общегосударственных расходов;
6. бюджетные ассигнования играют решающую роль в финансировании расходов по экономическому освоению новых регионов и созданию территориальных народно-хозяйственных комплексов;
7. реализуются потребности государства в обороне и управлении исключительно за счёт средств государственного бюджета.
Бюджет РБ в период перехода к рынку
Бюджет в РБ до 1991 г. являлся составной частью бюджета СССР.
С 1991 г. РБ как самостоятельное государство стало формировать свой государственный бюджет. Он характеризовался следующими признаками:
1. самостоятельностью, которая базировалась на мобилизованных налоговых и неналоговых поступлений;
2. усилением социальной направленности бюджетных ассигнований;
3. установлением ряда фондов и резервов, которые предупреждали диспропорции в народном хозяйстве.
В доходной части бюджета появились признаки рыночной экономики, когда она формируется за счёт множества налогов и сборов, но у большинства из них были высокие ставки, которые не стимулировали развитие производства.
Этот период наложил отпечаток на структуру и на содержание расходов. В бюджете появились новые формы помощи некоторым субъектам хозяйствования путём создания фондов. Большой удельный вес в структуре расходов стали занимать здравоохранение, образование, социальное обеспечение. В бюджете Республике Беларусь появились новые статьи расходов: содержание армии, пограничных войск, обслуживание государственного долга, выпуск национальной валюты и ценных бумаг. Возросли расходы на содержание правоохранительных и судебных органов, на внешнеэкономическую деятельность. Дефицит бюджета достигает больших размеров, что затрудняло управление данным процессом и оказывало негативное влияние на развитие экономики.
Основные черты бюджета Республики Беларусь в переходном периоде:
1. бюджет остается основным инструментом централизации значительной части производства национального дохода и перераспределения его на общегосударственные нужды;
2. доходная часть бюджета формируется за счет налоговых сборов с юридических и физических лиц. Она отличается множеством источников, высокой долей косвенных налогов и высоким уровнем обложения предприятия;
3. расходы растут быстрее, чем источники их покрытия. Это вызвано расширением функций государства, появлением новых общественных затрат, связанных с поддержанием политического и экономического суверенитета республики.
Изменения в бюджетном устройстве и бюджетной системе Республики Беларусь произошли за счет усиления самостоятельности всех видов бюджетов. Однако главное место в выполнении общегосударственных экономических и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету.
Содержание республиканского бюджета, его роль и место в бюджетной системе РБ
Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов.
В доходы республиканского бюджета включаются:
- регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и города Минска;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- доходы государственных целевых бюджетных фондов;
- трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами;
- доходы свободных экономических зон;
- другие доходы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Из республиканского бюджета финансируются:
- капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;
- природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;
- общегосударственные программы по социальной защите населения;
- затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;
- государственные учреждения и организации образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры др.;
- расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;
- погашение кредитов Национального банка Республики Беларусь, выданных для покрытия расходов республиканского бюджета, государственного долга
- образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;
- выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету города Минска;
- другие расходы.
Временно свободные денежные средства республиканского бюджета могут быть размещены в банке на депозитном счете, вкладываться в ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использоваться на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
8. Местные бюджеты, их содержание и роль в социально-экономическом развитии региона
К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.
Местные исполнительные и распорядительные органы, Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением средств переданных им из вышестоящего бюджета, имеющих целевое назначение.
Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством РБ.
Местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы организуют исполнение местных бюджетов, обеспечивают поступление всех предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.
Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется органами Комитета государственного контроля РБ и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами вышестоящего уровня.
Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению производится местными финансовыми и налоговыми органами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|