|
Федеральный бюджет Российской Федерации за 2003 год по доходам
(в соответствии с ФЗ «О Федеральном бюджете на 2003 год», в тысячах рублей)
Доходы федерального бюджета
| Сумма (млн. рублей)
| Налоговые доходы, всего
| 1 892 363 700,0
| Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций
| 178 295 300,0
| Налог на игорный бизнес
| 1 255 200,0
| НДС на товары, производимые на территории РФ
| 690 453 600,0
| НДС на товары, ввозимые на территорию РФ
| 255 764 900,0
| Акцизы, по товарам производимым на территории РФ
| 227 708 800,0
| Акцизы, по товарам ввозимым на территорию РФ
| 3 659 500,0
| Федеральные лицензионные и регистрационные сборы
| 1 384 400,0
| Налоги на совокупный доход
| 8 478 400,0
| Налог на операции с ценными бумагами
| 840 000,0
| Платежи за пользование природными ресурсами
| 183 129 500,0
| Ввозные таможенные пошлины
| 150 355 900,0
| Вывозные таможенные пошлины
| 185 619 600,0
| Прочие налоги, пошлины и сборы
| 5 418 600,0
| Неналоговые доходы, всего
| 145 721 800,0
| Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, в том числе
| 83 158 800,0
| - дивиденды по акциям, принадлежащим государству
| 10 500 000,0
| - доходы, от сдачи в аренду федерального имущества
| 7 300 000,0
| - доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства
| 28 871 100,0
| - платежи (доходы) от государственных предприятий
| 15 402 300,0
| - плата за пользование биологическими ресурсами
| 7 800 000,0
| - прочие доходы от государственного имущества
| 13 285 400,0
| Доходы от внешнеэкономической деятельности
| 55 932 700,0
| Прочие неналоговые доходы
| 6 630 300,0
| Доходы целевых бюджетных фондов, всего
| 14 066 300,0
| Фонд министерства РФ по атомной энергии
| 13 893 900,0
| Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет
| 365 640 000,0
| Всего доходов федерального бюджета
| 2 417 791 800,0
|
Таблица 3.7
Федеральный бюджет Российской Федерации за 2003 год по расходам
(в соответствии с ФЗ «О Федеральном бюджете на 2003 год», в тысячах рублей)
Государственное управление и местное самоуправление
| 66 506 919,0
| Судебная власть
| 25 481 900,0
| Международная деятельность
| 44 384 236,4
| Национальная оборона
| 344 525 270,0
| Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
| 244 793 714,7
| Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
| 40 206 000,0
| Промышленность, энергетика и строительство
| 63 404 306,6
| Сельское хозяйство и рыболовство
| 31 167 644,8
| Охрана окружающей природной среды
| 10 807 748,2
| Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
| 6 087 130,0
| Развитие рыночной инфраструктуры
| 100 000,0
| Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
| 21 208 074,0
| Образование
| 97 671 999,7
| Культура, искусство и кинематография
| 14 056 249,1
| Средства массовой информации
| 11 954 913,8
| Здравоохранение и физическая культура
| 39 344 750,0
| Социальная политика
| 150 685 036,0
| Обслуживание государственного долга, в том числе:
| 277 510 056,5
| - обслуживание государственного внутреннего долга
| 57 482 116,5
| - обслуживание государственного внешнего долга
| 220 027 940,0
| Пополнение государственных запасов и резервов
| 20 956 350,0
| Финансовая помощь бюджетам других уровней (в т.ч. средства, передаваемые государственным внебюджетным фондам)
| 714 610 237,1
| Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
| 10 759 750,0
| Мобилизационная подготовка экономики
| 500 000,0
| Исследование и использование космического пространства
| 7 651 300,0
| Военная реформа
| 15 800 311,0
| Дорожное хозяйство
| 79 111 700,0
| Прочие расходы
| - 7 710 498,9
| Целевые бюджетные фонды
| 14 066 300,0
| Всего расходов федерального бюджета
| 2 345 641 398,0
|
Региональные бюджеты
Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов Российской Федерации после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Иные неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
К налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся:
− собственные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации";
− отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
К неналоговым доходам относятся:
− доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
− доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
− средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам Российской Федерации, и иные суммы принудительного изъятия;
− доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
− часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации.
− иные неналоговые доходы.
Исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов:
1) Обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
2) Обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;
3) Проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
4) Обеспечение реализации региональных целевых программ;
5) Формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;
6) Осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
7) Содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
8) Обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
9) Оказание финансовой помощи местным бюджетам;
10) Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
11) Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
12) Прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации.
В качестве примера регионального бюджета можно привести консолидированный бюджет Свердловской области (кассовое исполнение с учетом закрытых административно-территориальных образований* (ЗАТО)) на 1 января 2004 года.
Таблица 3.8
Код
Бюджетной классификации
| Наименование показателей
| Кассовое исполнение консолидированного бюджета субъекта РФ (ЗАТО)* Всего
(тысяч рублей)
|
| Налоговые доходы
| 31 276 504
|
| Налоги на прибыль
| 21 588 589
|
| Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы
| 2 887 585
|
| Налоги на совокупный доход
| 631 628
|
| Налоги на имущество
| 3 813 877
|
| Платежи за пользование природными ресурсами
| 2 067 700
|
| Прочие налоги, пошлины и сборы
| 287 125
|
| Доходы от использования имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности государственных или муниципальных предприятий
| 2 189 575
|
| Административные платежи и сборы
| 222 903
|
| Штрафные санкции, возмещение ущерба
| 178 427
|
| Прочие неналоговые доходы
| 143 775
|
| Безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы
| 2 777 235
|
| Доходы целевых бюджетных фондов
| 3 778 012
|
| Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
| 14 047
|
| ИТОГО ДОХОДОВ
| 40 580 478
|
| Итого внутренних оборотов
| 5 199 664
|
| ВСЕГО ДОХОДОВ
| 45 780 142
|
| Государственное управление и местное самоуправление
| 2 792 076
|
| Судебная власть
| 138 109
|
| Правоохранительная деятельность
| 1 122 302
|
| Фундаментальные исследование и содействие научно-техническому прогрессу
| 36 907
|
| Промышленность, энергетика и строительство
| 2 082 789
|
| Сельское хозяйство и рыболовство
| 993 614
|
| Охрана окружающей природной среды
| 456 246
|
| Транспорт, связь и информатика
| 597 529
|
| Развитие рыночной инфраструктуры
| 3 760
|
| Жилищно-коммунальное хозяйство
| 5 118 096
|
| Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий
| 466 748
|
| Образование
| 9 988 443
|
| Культура, искусство и кинематография
| 1 017 362
|
| Средства массовой информации
| 117 310
|
| Здравоохранение и физическая культура
| 6 838 507
|
| Социальная политика
| 4 063 283
|
| Обслуживание государственного и муниципального долга
| 75 002
|
| Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы
| 14 885
|
| Мобилизационная подготовка экономики
|
|
| Прочие расходы
| 1 308 095
|
| Целевые бюджетные фонды
| 4 293 600
|
| Итого расходов
| 41 524 768
|
| Итого внутренних оборотов
| 5 199 664
|
| ВСЕГО РАСХОДОВ
| 46 724 432
|
Местные бюджеты
Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
− формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
− распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
− контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Таблица 3.9
Основные показатели исполнения бюджета города Екатеринбурга за 2000, 2001, 2002 г. (тысяч руб.)
Код
| Название статьи
| 2000 год
| 2001 год
| 2002 год
|
| Налоговые доходы
| 3 757 654
| 4 269 430
| 5 044 144
|
| Налог на прибыль предприятий
| 135 893
| 613 568
| 590 525
|
| Налог на доходы физических лиц
| 1 117 704
| 1 995 600
| 2 640 263
|
| Налог на добавленную стоимость
| 454 101
| -
| -
|
| Акцизы
| 31 571
| 33 043
| 51 511
|
| Налог на имущество
| 454 229
| 534 362
| 787 709
|
| Налоги на товары, услуги лицензионные и регистрационные
| 913 101
| 460 718
| 456 623
|
| Платежи за пользование природными ресурсами
| 90 956
| 111 561
| 198 594
|
| Налог на СЖФ и соц.-культ. Сферы
| 900 318
| 262 480
| 22 631
|
| Прочие налоги, пошлины и сборы
| 942 496
| 330 399
| 123 276
|
| Неналоговые доходы
| 271 284
| 406 991
| 625 315
|
| Административные платежи и сборы
| 1 340
| 2 466
| 1 897
|
| Штрафы и прочие неналоговые сборы
| 89 633
| 109 159
| 109 640
|
| Доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
| 170 045
-
| 291 110
58 530
| 508 587
12 997
|
| Дотации
|
| 89 392
| 136 234
|
| Субвенции
| 73 759
| 74 206
| 133 272
|
| Прочие безвозмездные перечисления
| -
| -
| -
|
| Всего доходов
| 4 378 746
| 4 898 549
| 5 951 962
| Функциональная классификация расходов
|
| Государственное управление и местное самоуправление
| 159 078
| 213 408
| 342 416
|
| Правоохранительная деятельность
| 27 606
| 19 996
| 15 630
|
| Сельское хозяйство
| 29 608
| 122 843
| 143 478
|
| Охрана окружающей среды
| 2 292
| 9 694
|
|
| Транспорт, связь и информатика
| 359 286
| 180 109
| 161 354
|
| Средства массовой информации
| 9 192
| 21 303
| 8 515
|
| Промышленность, энергетика
| 2 515
| 437 566
| 406 569
|
| Культура и искусство
| 116 902
| 96 920
| 134 479
|
| ЖКХ
| 1 502 294
| 1 470 147
| 1 618 500
|
| Образование
| 1 211 774
| 1 427 657
| 2 097 354
|
| Здравоохранение и физическая культура
| 621 885
| 664 248
| 823 160
|
| Социальная политика
| 92 083
| 120 316
| 177 726
|
| Обслуживание муниципального долга
|
| 74 720
| 232 233
| Экономическая классификация расходов
|
| Текущее
| 3 522 715
| 4 017 754
| 5 352 432
|
| Оплата труда государственных служащих
| 790 702
| 999 353
| 1 669 829
|
| Начисления на заработную плату
| 305 921
| 350 408
| 588 456
|
| Командировки
| 5 839
| 7 259
| 8 220
|
| Выплата процентов
|
| 74 720
| 232 233
|
| Трансферты населению
| 72 953
| 78 698
| 136 885
|
| Капитальные
| 665 018
| 895 584
| 898 272
|
| Итого расходов
| 4 187 148
| 4 913 880
| 6 258 064
|
| Дефицит
| - 14 097
| - 21 968
| - 306 102
|
| Источники финансирования дефицита
| 14 097
| 21 968
| 306 102
|
| Прочие источники внутреннего финансирования:
Бюджетные ссуды
Кредиты от банков
|
-
| 2 061
-
|
-
|
| Изменение остатков средств бюджета
| - 64 726
| - 110 469
| 37 589
|
| Средства от реализации муниципальной собственности, приватизация
| 49 287
| 90 652
| 216 753
|
| Муниципальные ценные бумаги
| 29 486
| 39 724
| 51 520
| Структура целевого муниципального фонда
|
| Доходы
| 82 371
| 74 206
| 233 738
|
| Расходы
| 97 351
| 153 103
| 195 286
|
Бюджет города Екатеринбурга на 2003 год планировалсяся в следующих объемах:
− по доходам (с учетом целевого бюджетного фонда) – 7 233 170 тысяч рублей;
− по расходам (с учетом целевого бюджетного фонда) – 7 953 190 тысяч рублей;
в том числе:
− текущие расходы – 6 831 498 тысяч рублей;
− капитальные расходы 1 121 692 тысячи рублей;
− бюджет расходов целевого муниципального фонда – 259 017 тысяч рублей;
− размер дефицита бюджета города в сумме – 720 020 тысяч рублей.
Основной объем средств необходимых для погашения дефицита бюджета в основном планировалось получить из двух источников:
− кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования «город Екатеринбург»;
− поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующихисточников доходов.
К собственным доходам местных бюджетов относятся:
1. Местные налоги и сборы – земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследство и дарение.
2. Доходы от приватизации собственности принадлежащей муниципальным образованиям, а именно:
− доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
− доходы от продажи земли;
− доходы от продажи квартир гражданам.
3. Административные платежи и сборы, штрафы и прочие неналоговые сборы.
Как правило, собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. Однако местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов, поскольку они не распределяются между уровнями бюджетной системы, а целиком поступают в местный бюджет.
Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществляется главным образом за счет регулирующих доходов местных бюджетов.
В их число входят отчисления:
− от акцизов;
− от налога на прибыль предприятий;
− от налога на доходы физических лиц.
С 2001 года в местные бюджеты не поступают отчисления от налога на добавленную стоимость. Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.
Расходная часть местных бюджетовнаиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
− содержание органов местного самоуправления;
− формирование муниципальной собственности и управление ею;
− организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
− содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
− организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
− муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
− благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
− организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
− содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
− организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
− обеспечение противопожарной безопасности;
− охрана окружающей природной среды на территории муниципальных образований;
− реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
− обслуживание и погашение муниципального долга;
− целевое дотирование населения;
− содержание муниципальных архивов;
− проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, и на жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование – 67%, на здравоохранение и физическую культуру – 55%, социальную политику – 49%, культуру и искусство – 45%.
Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства значительно меньше. В общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства – 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи – 40%.
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов неодинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня.
3.4. Внебюджетные фонды
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|