Сделай Сам Свою Работу на 5

Финансовый результат от реализации продукции.





В условиях рыночных отношений прибыль от реализации имеет большое значение,

так как стремление к максимизации прибыли стимулирует товаропроизводителя к

увеличению объема производства и реализации конкурентоспособной продукции.

Особенности трактовки прибыли, как экономической категории:

1) основной источник поступлений в бюджеты различных уровней;

2) показатель, на который оказывает влияние факторы, зависящие от

деятельности предприятия, факторы не зависящие от предприятия (уровень цен на

сырье и др.);

3) прибыль участвует в оценке эффективности предприятия, и одновременно

является составной частью финансовых ресурсов предприятия.

Влияние объема продаж на прибыль предприятия и его оценка.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. С экономической точки зренияприбыль – это разность между денежными поступлениями и выплатами, с хозяйственной – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало периода. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Работа предприятия, в условиях перехода к рыночной экономике, связана с повышением стимулирующей роли прибыли.



В экономической системе прибыль выполняет следующие функции: 1.является показателем эффективности предприятия; 2.обладает стимулирующей функцией, т.к. является основным элементом финансовых ресурсов предприятия; 3.является источником формирования бюджетов различного уровня. Понятия(виды) прибыли: Валовая прибыль – сумма прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг, имущества предприятия) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции работ (услуг) определяется как разница между выручкой от реализации без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включенными в с/с. Взаимосвязь показателей: В=П+Р; П=В-Р; Р=В-П Прибыль до налогообложения (балансовая)– конечный финансовый результат, отражаемый в балансе предприятия и выявленный на основании бухучета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Налогооблагаемая прибыль – рассчитывается в рамках налогового учета (используется для определения налогооблагаемой базы). Чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; прибыль к распределению) – прибыль, остающаяся на предприятии после уплаты всех налогов и используемую на развитие производства и социальные нужды. Факторы, оказывающие влияние на величину прибыли: рост объёма производимой продукции в соответствии с договорными условиями; снижение себестоимости продукции; понижение качества продукции; улучшение ассортимента продукции; повышение эффективности использования производственных фондов; рост производительности труда.



Основное уравнение микроэкономики (экономики на уровне предприятия) можно представить в виде: Выручка = постоянные затраты + переменные затраты + прибыль,

Убыток - схема

или формализовано: S=F+V+P, S-V=F+P, где Разность (S-V) между выручкой и суммарными переменными затратами называют маржинальным доходом или валовой маржой. Из формулы видно, что маржинальный доход численно равен сумме постоянных затрат и прибыли, поскольку маржинальный доход как бы покрывает постоянные затраты и прибыль. Его принято называть вкладом на покрытие постоянных затрат и прибыли, прибылью покрытия, а иногда для сокращения – вкладом на покрытие. Остальные составляющие приведенного выше уравнения являются функцией от объема реализации Q. В частности от объёма продаж зависит выручка (S), суммарные переменные затраты (V) и прибыль (P). Как видно из рисунка при нулевом объёме продаж выручка и переменные затраты равны нулю, а постоянные затраты всё равно есть. Двигаясь вдоль оси абсцисс (Q) можно заметить, что до точки Q=Qmin суммарные затраты больше суммарной выручки. Это означает, что предприятие реализуя продукцию в объёме меньше Qmin, несёт убытки. Правее точки Qmin суммарные затраты меньше суммарной выручки. Это означает, что предприятие, реализуя продукцию в объёме больше Qmin, начинает получать прибыль. Наконец, в точке Qmin выручка в точности равна затратам S=C. Это означает, что предприятия, реализуя продукцию в объёме равномQmin, не имеет ни прибыли, ни убытков. Именно при таком значении объёма продаж, графики S и C пересекаются. Точка пересечения называется точкой безубыточности.



Управление себестоимостью продукции.

Совокупность затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) составляет ее с/с. Виды себестоимости: Цеховая (участковая) с/с продукции складывается из расходов на её изготовление в каждом цехе (участке). Рассчитывается на тех предприятиях, где цехи (участки) находятся на внутрихозяйственном расчете, имеют замкнутый цикл производства.Производственная с/с включает затраты на выпуск готовой продукции от начальной стадии производства до сдачи её на склад. Величина этих издержек учитывает затраты всех участков и цехов предприятия по выпуску продукции, общепроизводственные и административно-управленческие расходы. Полная с/с состоит из расходов на производство и реализацию продукции. Она больше производственной на величину внереализационных расходов, которые включают в основном затраты по сбыту готовой продукции. Основные показатели: Влияние производительности труда на уровень себестоимости продукции Сз = (1 - Изппт)*Узп*100%, где Изп – индекс зарплаты в планируемом периоде, Ипт – индекс роста производительности труда в планируемом периоде, Узп – удельный вес зарплаты с отчислениями на социальное страхование себестоимости продукции. Влияние увеличения объема выпуска продукции на снижение себестоимости: Су=(1 – Иупу)*Идуп*100%, где Иуп – индекс изменения условно постоянных расходов, Иу – индекс изменения объема производства, Идуп – доля условно постоянных расходов в себестоимости продукции. 3.Влияние экономии материальных ресурсов на снижение себестоимости: Снц = (1 – Инц)*Идм, где Ин – индекс изменения норм расходов материальных ресурсов, Иц – индекс изменения цен на материальные ресурсы, Идм – доля материальных ресурсов в себестоимости продукции. 4. Влияние амортизации на снижение себестоимости продукции: Са = (1 – Иод)*Уа*100%, где Ио– индекс изменения стоимости основных средств, Ид – индекс изменения объема выпуска продукции, Уа – доля амортизации в себестоимости продукции в отчетном периоде.

Анализ поведения затрат и взаимосвязь затрат, оборота продаж и прибыли.

Основными документами, по которым производится подсчет себестоимости, является смета затрат на производство и калькуляция себестоимости единицы продукции. Смета затрат на производство – это документ, фиксирующий суммарные издержки производства на выпуск продукции, производство работ и услуг промышленного характера за определенный промежуток времени.Калькуляция себестоимости определяет издержки производства на единицу конкретной продукции. С точки зрения планирования и учета затрат различают: 1.нормативный метод; 2.метод калькулирования по фактическим затратам. С точки зрения полноты включения затрат в с/с продукции различают: 1.метод полного включения затрат в с/с; 2.метод неполного ограниченного включения затрат в с/с. Совокупность затрат составляет общий объем затрат на производство продукции. Полученная производственная с/с увеличивается на внепроизводственные расходы, т.е. расходы, связанные со сбытом и реализацией продукции. объем реализуемой продукции рассчитывается следующим образом: РП=Он+ТП-Ок, где РП– объем реализуемой продукции в натуральном выражении; Он – остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода; ТП – товарная продукция, планируемая к выпуску в предстоящем году; Ок – остатки нереализуемой продукции на конец планируемого периода. плановые затраты на реализуемую продукцию могут быть определены с помощью следующей формулы: Зрпнтпк, где Зрп – затраты на реализуемую продукцию по полной плановой себестоимости на предстоящий период; Зн – фактически произведенная с/с остатков готовой продукции не реализованных на начало панируемого периода; Зтп – плановая полная с/с товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде; Зк – плановая производственная с/с остатков готовой продукции, которые не будут реализованы на конец планируемого периода.

1.Материальные расходы включают затраты на приобретение:сырья и материалов;инструментов, приспособлений, инвентаря и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом;комплектующих изделий, подвергающихся монтажу и/или полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке;топлива, воды и энергии на технологические цели;работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предприятиями;др. материальных ресурсов, связанных с производством и реализацией. 2.Расходы на оплату труда: любые начисления работникам в денежной и/или натуральной формах, стимулирующих вычисления и надбавки;компенсационные начисления, связанные с режимом работы и условием труда;премии и единовременные поощрительные начисления;расходы, связанные с содержанием этих работников, предусматриваемые нормами законодательства РФ, трудовыми и коллективными договорами. 3.Сумма начисленной амортизации определяется ежемесячно как произведение стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для этого объекта. 4.Прочие расходы включают производственные затраты, не вошедшие в предыдущие элементы затрат.(на НИОКР, обязательное и добровольное страхование и др.)

Расчет маржинального дохода, порога рентабельности продаж товаров и запаса финансовой прочности.

Термин маржинальный доход (МД), от англ. marginal revenue, используется в двух значениях:

Предельный доход — дополнительный доход получаемый от продажи дополнительной единицы товара.

Доход, полученный от реализации после возмещения переменных затрат. В этом случае маржинальный доход является источником образования прибыли и покрытия постоянных затрат.

Это разночтение обусловлено многозначностью английского слова marginal:

Предельный, отсюда происходят слова «маргинал, маргинальный» — находящийся на границе, на пределе общепринятого.

Изменение, разница, отсюда происходят слово «маржа» — разница процентных ставок и т.п.

Далее мы будем рассматривать, как более распространенное, второе значение этого термина.

Формула расчета маржинального дохода (маржинальной прибыли):

TRm = TR - TVC, где

TRm — Маржинальный доход

TR — Доход (total revenue)

TVC — Переменные затраты (total variable cost)

Таким образом маржинальный доход это постоянные затраты и прибыль. Часто вместо МД используется термин «вклад на покрытие»: маржинальный доход — это вклад на покрытие постоянных затрат и формирование чистой прибыли.

Формула расчета маржинального дохода не показывает его зависимость от постоянных затрат, переменных затрат и цены. Но впримерах расчета маржинального дохода видно, что эта зависимость есть.

Маржинальный доход особенно интересен в том случае, если на предприятии выпускают несколько видов продукции и необходимо сравнить, какой вид продукции дает больший вклад в общий доход. Для этого вычисляют какую часть составляет МД в доле выручки (дохода) по каждому виду продукции или товару.

 

Порог рентабельности

Порог рентабельности — это объем продаж при котором предприятие может покрыть все свои расходы, не получая прибыли. Часто используется термин точка безубыточности. В свою очередь, как с изменением выручки растет прибыль показывает Операционный рычаг (операционный леверидж).

См. также
Финансовые коэффициенты для оценки финансового состояния предприятия
Экспресс анализ финансового состояния предприятия

Для расчета порога рентабельности принято делить издержки на две составляющие:

Переменные затраты — возрастают пропорционально увеличению объему производства (реализации товаров).

Постоянные затраты — не зависят от количества произведенной продукции (реализованных товаров) и от того, растет или падает объем операций.

Значение порога рентабельности представляет большой интерес для кредитора, поскольку его интересует вопрос устойчивости компании и ее способности выплачивать проценты за кредит и основной долг. Устойчивость предприятия определяет запас финансовой прочности — степень превышения объемов продаж над порогом рентабельности.

обозначения:

В выручка.
Рн объем реализации в натуральном выражении.
Зпер переменные затраты.
Зпост постоянные затраты.
Ц Цена, выручка на единицу продукции,
ЗСпер средние переменные затраты (на единицу продукции).
ПРд порог рентабельности в денежном выражении.
ПРн порог рентабельности в натуральном выражении.

 

Формула расчета порога рентабельности в денежном выражении:

ПРд = В*Зпост/(В - Зпер)

Формула расчета порога рентабельности в натуральном выражении (в штуках продукции или товара):

ПРн = Зпост / (Ц - ЗСпер)

При достижении порога рентабельности линия доходов пересекает и идет выше линии общих (валовых) затрат, линия прибыли пересекает 0 — переходит из зоны убытков в зону прибыли.

Рентабельность это относительный показатель доходности и обычно выражается в процентах или в прибыли на единицу вложенных средств. В связи с этим интересно посмотреть как выглядят линии доходности и затрат при пересчете на единицу продукции.

При пересчете на единицу продукции видим, что некоторые постоянные величины превратились в переменные и наоборот. Некоторые прямые линии превратились в кривые.

На графике

1. С ростом объема приходится все меньшая доля постоянных затрат на единицу продукции. Поэтому линия постоянных затрат идет вниз.

2. Доля переменных затрат постоянна для каждой единицы продукции.

3. Общие затраты на единицу продукции (себестоимость) убывают.

4. При объеме выпуска 20 шт. линия себестоимости пересекает линию цены (себестоимость равна цене) и идет ниже ее.

5. Соответственно линия прибыли переходит через 0, прибыль становится положительной.

6. Линия постоянных затрат пересекает линию маржинальной прибыли(маржинального дохода), т.е. маржинальный доход равен постоянным затратам. Далее линия маржинальной прибыли идет выше линии постоянных затрат — образуется прибыль.

 

Запас финансовой прочности

Насколько далеко предприятие от точки безубыточности показываетзапас финансовой прочности. Это разность между фактическим объемом выпуска и объемом выпуска в точке безубыточности. Часто рассчитывают процентное отношение запаса финансовой прочности к фактическому объему. Эта величина показывает на сколько процентов может снизиться объем реализации, чтобы предприятию удалось избежать убытка.
обозначения:

В выручка от продаж.
Рн объем реализации в натуральном выражении.
Тбд точка безубыточности в денежном выражении.
Тбн точка безубыточности в натуральном выражении.

 

Формула запаса финансовой прочности в денежном выражении:

ЗПд = (B -Тбд )/B * 100%, где
ЗПд — запас финансовой прочности в денежном выражении.

Формула запаса финансовой прочности в натуральном выражении:

ЗПн = (Рн -Тбн )/Рн * 100%, где
ЗПн — запас финансовой прочности в натуральном выражении.

Запас прочности быстро изменяется вблизи точки безубыточности и все медленне по мере удаления от нее. Хорошее представление о характере этого изменения можно получить, если построить график зависимости запаса прочности от объема реализации.

На приведенном ниже графике точка безубыточности Тбн = 20 штук, запас финансовой прочности в точке безубыточности равен 0.

Как видно на графике, для объема реализации 40 штук запас финансовой прочности 50%, т.е. если реализация уменьшится на 20 штук мы окажемся в точке безубыточности.

Запас прочности более объективная характеристика, чем точка безубыточности. Например, точки безубыточности маленького магазина и большого супермаркета могут отличаться в тысячи раз, и только запас финансовой прочности покажет какое из предприятий более устойчиво.

 

Эффективность использования производственных ресурсов и его влияние на себестоимость продукции.

Производство любого вида продукции (работ, услуг) свя­зано с использованием материальных ресурсов. Материаль­ные ресурсы определенного ассортимента и качества являют­ся основой и необходимым условием выполнения програм­мы выпуска и реализации продукции (работ, услуг), снижения себестоимости. Комплексное использование ресурсов, их рациональный расход, применение более дешевых и эффек­тивных материалов является важнейшим направлением уве­личения выпуска продукции и улучшения финансового со­стояния.

Обновление ассортимента, расширение производственных возможностей обусловливает рост потребности в материаль­ных ресурсах. Хозяйствующие субъекты потребляют огром­ное количество материальных ресурсов, различных по видам, маркам, сортам, размерам.

Номенклатура и ассортимент потребляемых материальных ресурсов зависят от номенклатуры и сложности производи­мой продукции.

Номенклатура материалов дает возможность правильно систематизировать и группировать расчеты потребности в одних и тех же материалах.

Материальные ресурсы – это различные виды сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих и полуфаб­рикатов, которые хозяйствующий субъект закупает для ис­пользования в хозяйственной деятельности с целью выпуска продукции, оказания услуг и выполнения работ.

Материальные ресурсы переходят в материальные за­траты, которые представляют собой совокупность мате­риальных ресурсов, используемых в процессе производства. В общей совокупности затрат на производство они состав­ляют примерно 70%, что является свидетельством высо­кой материалоемкости продукции. Снижение материалоемкости продукции является важнейшим направлением улучшения работы, так как экономное расходование всех видов ресурсов обеспечивает рост производства и сниже­ние себестоимости.

Задачами анализа использования материальных ресурсов являются:

– определение уровня обеспеченности хозяйствующего субъекта необходимыми материальными ресурсами по видам, сортам, маркам, качеству и срокам поставок;

– анализ уровня материалоемкости продукции в динами­ке;

– изучение действия отдельных факторов на изменение уровня материалоемкости продукции;

– выявление потерь вследствие вынужденных замен ма­териалов, а также простоев оборудования и рабочих из-за отсутствия материалов;

– оценка влияния организации материально-техническо­го снабжения и использования материальных ресурсов на объем выпуска и себестоимость продукции;

– выявление неиспользованных возможностей (внутрихо­зяйственных резервов) снижения материальных затрат и их влияние на объем производства.

Источниками информации анализа обеспеченности хозяй­ствующих субъектов материальными ресурсами служат данные:

– бизнес-плана;

– данные оперативно-технического и бухгалтерского уче­та;

– сведения аналитического бухгалтерского учета о поступ­лении, расходе и остатках материальных ресурсов;

– форма № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)».

Цель анализа материальных ресурсов состоит в повыше­нии эффективности производства за счет рационального ис­пользования ресурсов.

Рост потребности в материальных ресурсах может быть удовлетворен экстенсивным и интенсивным путем.

Экстенсивный путь удовлетворения потребности в мате­риальных ресурсах предполагает приобретение или изготов­ление большего количества материалов, что ведет к росту удельных материальных затрат. Однако себестоимость про­дукции может снизиться, если увеличен объем производства или сокращены постоянные затраты.

Интенсивный путь удовлетворения потребностей в мате­риальных ресурсах предполагает более экономное расходова­ние материалов в процессе производства, что обеспечивает сокращение удельных материальных затрат и снижает себе­стоимость продукции.

 

Главными задачами анализа материальных затрат как важнейшего слагаемого себестоимости продукции являются:

· выявление и измерение влияния отдельных групп факторов на отклонение затрат от плана и их изменение по сравнению с предшествующими периодами;

· выявление резервов экономии материальных затрат и путей их мобилизации.

При изучении причин отклонений уровня материальных затрат от планового, предшествующего периода и других баз сравнения эти причины условно называют факторами цен, норм и замены. Под факторами цен подразумевают не только изменение цены на сырье и материалы, но и изменение транспортно-заготовительных расходов. Фактор норм отражает не только изменение самих норм расхода, но и отклонение фактического расхода на единицу продукции (удельного расхода) от норм. Под фактором замены понимается, помимо воздействия полной замены одних видов материальных ценностей другими, изменение их содержания в смесях (рецептуры) и содержания в них полезных веществ (особенно распространено в пищевой промышленности).

Приемы анализа с выделением этих групп факторов одинаковы по всем статьям материальных затрат, т. е. по сырью и основным материалам, топливу, покупным полуфабрикатам и комплектующим изделиям. (Ниже эти приемы будут рассмотрены на примере основных материалов.)

Фактор цен, т. е. группа факторов, определяющих заготовительную себестоимость материалов складывается из стоимости самих материалов по ценам поставщиков и транспортно-заготовительных расходов (ТЗР).

Для определения влияния изменения уровня ТЗР (после их корректировки на изменение тарифов) на заготовительную себестоимость материалов необходимо располагать данными о процентном отношении их к стоимости заготовленных материалов и топлива. Необходимые для этого данные можно получить из аналитического учета к счету 10 ”Материалы”.

На анализируемом предприятии ТЗР планировались в размере 4% стоимости материалов по ценам поставщиков. Таким образом заготовительная себестоимость материалов составляла 104% стоимости материалов по ценам поставщиков. Фактический средний уровень ТЗР достиг 5%. Перерасход составил 1% (105% – 104%). Имея фактическую заготовительную себестоимость израсходованных материалов 39365 тыс. руб. (см. табл. 1.2), перерасход по ТЗР определяем следующим образом:

т. е. стоимость израсходованных материалов оказалась на 375 тыс. руб. больше из-за превышения фактического процента ТЗР запланированной величины.

Решающее значение для снижения себестоимости имеет экономия материалов в натуре — фактор норм и рациональные замены материалов — фактор замены. Ведущая роль этих факторов объясняется тем, что экономия материальных затрат под воздействием фактора цен оказывает непосредственное воздействие на снижение себестоимости через уменьшение сумм по статьям материальных затрат. Экономия же под влиянием факторов норм и замены не только оказывает непосредственное воздействие на эти статьи, но создает возможность увеличения объема выпуска продукции и тем самым косвенно влияет и на сокращение уровня постоянных расходов на единицу продукции, т. е. влечет за собой относительное снижение общезаводских и цеховых расходов. Таким образом, диапазон влияния экономии материальных затрат за счет факторов норм и замены на снижение себестоимости продукции шире, чем за счет фактора цен.

Воздействие фактора цен измеряется путем сопоставления одинакового фактического количества израсходованных материалов в двух оценках — фактических и плановых ценах, т. е. в результате вычитания из фактической суммы затрат пересчитанного показателя (гр.6–гр.7).

Остается определить воздействие замены. Результат замены определяется путем сопоставления плановой себестоимости фактически использованного набора материалов с запланированным.

В данном примере фактический набор материалов состоит из 2-х компонентов вместо 3-х по плану. Изменения вызваны невыполнением плана поставок латуни, которая был частично заменен алюминием и синтетическими материалами.


[1] Стоимость чистых активов общества определяется в соответствии с Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.03 D 10н, 03-6/пз.

[2] Кроме случая ликвидации акционерного общества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.