Сделай Сам Свою Работу на 5

Расчёт сметы затрат на производство





В смете затрат определяется полный объем всех затрат, необходимых для обеспечения работы предприятия в плановом периоде. В смету затрат включаются все расходы основного и вспомогательного производства по выпуску и реализации продукции, на оказание услуг на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным подразделениям.

Смета разрабатывается в экономических элементах. Структура затрат по экономическим элементам характеризует особенности конкретного производства (материалоемкое, трудоемкое, энергоемкое).

При разработке сметы могут использоваться три метода:

1. Сметный – на основе других разделов комплексного плана предприятия (планирование материально-технического обеспечения, персонала) и плановых смет целевых расходов (почтовых, командировочных, на рекламу и др.).

2. Сквозной – на основе смет затрат по цехам основного и вспомогательного производства (без внутризаводского оборота) плюс общехозяйственные расходы.

3. Калькуляционный – на основе калькуляции по элементам.

При любом методе необходимо увязать смету затрат с плановой себестоимостью продукции. Для этого необходимо учесть изменение остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов за плановый период.



При расчетах проекта плана, когда еще нет полной информации обо всех аспектах предполагаемой деятельности, используется укрупненный метод расчета плановой сметы на основе сметы затрат базового периода и предполагаемых изменений основных экономических параметров, влияющих на величину ее элементов.

Учитываются предполагаемые изменения (индексы) следующих показателей: объема производства ( ), норм материальных ресурсов ( ), цен ( ), тарифов, средней заработной платы ( ), производительности труда ( ), стоимости основных фондов ( ), целевых расходов ( ).

В первую очередь базовая смета корректируется на индекс изменения объема производства. Затем производится корректировка отдельных элементов базовой сметы на соответствующие им индексы показателей.

Элементы плановой сметы рассчитываются следующим образом:

Материальные затраты (расчет ведется по отдельным видам материальных ресурсов, затем полученные данные суммируются).



Расходы на оплату труда .

Отчисления на социальные нужды .

Амортизационные отчисления

Прочие расходы .

Плановая смета равна сумме рассчитанных элементов.

Планирование результатов

 

Прибыль – обобщающий экономический показатель, характеризующий результаты деятельности предприятия за определенный период.

Различают следующие показатели прибыли:

1. Валовая (балансовая) – по результатам всей деятельности предприятия, которая определяется как сумма прибылей (убытков) от:

- продажи продукции (работ, услуг) –

 

,

 

где: – выручка от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов; – себестоимость реализованной продукции;

- реализации имущества предприятия –

 

,

 

где: – выручка от реализации имущества; – расходы, связанные с реализацией имущества;

- внереализационных операций –

 

,

 

где: – доходы от внереализационных операций (сдачи в аренду имущества, по ценным бумагам и др.); – расходы, связанные с осуществлением внерелизационных операций.

Таким образом, прибыль предприятия определяется как сумма:

 

.

 

2. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и платежей ( ).

Результативность деятельности предприятия в определенном периоде может быть оценена с помощью различных относительных показателей рентабельности. Основное их назначение – быть базой сопоставления: межотраслевых показателей (используется при выборе стратегии инвестирования); межфирменных показателей (используется при оценке уровня конкурентоспособности предприятия).



Основной показатель такого рода – рентабельность капитала:

,

 

где: К – капитал, привлеченный в данном периоде.

В зависимости от величины капитала, учитываемого в знаменателе, может рассчитываться рентабельность акционерного, инвестированного, всего используемого в плановом периоде капитала.

Также рассчитываются показатели:

- рентабельность изделия

,

 

где: – прибыль в цене изделия; – себестоимость изделия;

- рентабельность продаж

,

 

где: – объем продаж в плановом периоде.

Кроме того, могут быть рассчитаны относительные показатели эффективности использования ресурсов (материалоемкость, фондоемкость, зарплатоемкость и др.).

Основы бюджетного планирования

Бюджетное планирование осуществляется посредством внутрифирменного бюджетирования (ВФБ), которое является не столько инструментом, сколько управленческой технологией и показателем качества управления в компании, соответствия уровня ее менеджмента и принимаемых управленческих решений современным требованиям.

ВФБ как управленческая технология включает три составные части.

1. Технология бюджетирования: цели и задачи (целевые показатели и нормативы); схемы консолидации; форматы бюджетов; принципы бюджетирования.

2. Организация бюджетирования: финансовая структура (набор центров затрат финансовой ответственности и центров финансового учета); регламент бюджетирования и бюджетного контроля; шаг финансового планирования; распределение функций и ответственности между уровнями управления; система организации (распорядительные и внутренние нормативные документы).

3. Автоматизация финансовых расчетов: требования к компьютерным программам; требования к исходной информации.

Три источника, которые необходимо задействовать при постановке ВФБ:

· методологию бюджетирования, базирующуюся на западных принципах финансового менеджмента, адаптированных к российским условиям;

· корпоративную базу данных, основанных на сборе и обработке первичной информации;

· принципы конфиденциальности.

Основным объектом бюджетирования является бизнес, не предприятие или фирма в целом, а именно бизнес как вид или сфера хозяйственной деятельности.

В качестве объектов финансового планирования могут выступать производство и сбыт продуктов одного или нескольких видов, обособленных территориально, технологически или по сегментам рынка.

Бюджет – это и финансовое выражение целей, стратегий и намеченных мероприятий, это и планирование финансовой сметы и графики расходов, прогнозируемые финансовые результаты использования программ и затрат, необходимых для этого.

В самом общем виде назначение бюджетирования заключается в том, что это основа: планирования и принятия управленческих решений; оценки всех аспектов финансового состояния компании; укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.

Назначение бюджетирования и финансового планирования представлено на рис. 8.

Процесс бюджетирования может быть разделен на две основные части: 1) подготовка операционных бюджетов; 2) подготовка финансового бюджета.

Как Где Когда Необходимо использовать имеющийся капитал (ресурсы), чтобы обеспечить повышение общей эффективности развития предприятия или фирмы

 

Рис. 8. Назначение бюджетирования и финансового планирования.

 

Все бюджеты подразделяются на 4 группы бюджетов.

1. Основные бюджеты (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, расчетный баланс); эти бюджеты также называются финансовыми бюджетами.

2. Операционные бюджеты(бюджет продаж, бюджет прямых материальных затрат, бюджет прямых затрат на оплату труда, бюджет управленческих расходов и т.д.).

3. Вспомогательные бюджеты (бюджет налогов, план капитальных затрат, кредитный план).

4. Дополнительные бюджеты (бюджет распределения прибыли, бюджет отдельных проектов и программ); эти бюджеты также называются специальными бюджетами.

Мастер-бюджет (сводный производственный бюджет) – совокупность финансовых, операционных и вспомогательных бюджетов.

При составлении бюджетов желательно променять документы по форме и структуре приближенной к документам бухгалтерской отчетности, что обеспечит составление бюджетов и упростит сравнение плановых и фактических данных.

 

 

Контрольные вопросы по теме.

1. Какие основные задачи решаются в процессе планирования затрат?

2. По каким элементам и статьям группируются затраты на производство?

3. Какие методы разработки сметы затрат Вы знаете?

4. Какие показатели рентабельности рассчитываются при планировании результатов?

5. Каким образом подразделяются бюджеты в системе внутрифирменного бюджетирования?

 

Тема 9. Финансовое планирование

 

Изучив материалы темы, Вы сможете:

- узнать особенности и основные элементы финансового планирования;

- познакомиться с информационной базой для разработки финансового плана;

- изучить последовательность разработки плановых финансовых документов.

****

Финансовый план служит основой финансового обеспечения деятельности предприятия в плановом периоде. Исходя из планируемых параметров производства, сбыта, мероприятий по развитию предприятия финансовый план определяет объемы и источники финансовых ресурсов.

Особенностью финансового планирования является:

- взаимосвязь со всеми видами и разделами планов предприятия;

- наличие большого количества обратных связей;

- сложность планирования вследствие высокой динамичности финансов;

- большой объем информации, необходимой для планирования финансовых показателей.

Основными элементами финансового планирования являются:

- анализ взаимодействия и взаимосвязей принимаемых управленческих решений;

- прогноз и оценка последствий принимаемых решений;

- обоснование выбора альтернатив.

Разработка разделов финансового плана является завершающим этапом плановой работы на предприятии.

Процесс финансового планирования начинается с выработки предложений (гипотез) об условиях осуществления финансовой деятельности: данные о налоговых ставках, условиях кредитования, темпах инфляции и т. д.

Важнейшим элементом является наличие информации о кредитной политике управления текущими активами.

Кредитная политика – это политика, касающаяся системы расчетов с потребителями продукции и сбора денежных средств.

Дивидендная политика – это политика распределения прибыли в акционерном обществе.

Политика управления текущими активами – политика формирования текущих активов на предприятии и осуществления их финансирования.

Основными исходными документами, необходимыми для составления разделов финансового плана являются:

- план продаж (план реализации);

- смета затрат на производство;

- план инвестиций;

- графики оплаты закупок материалов;

- графики налоговых платежей.

На основании информации о плане продаж и отчетной структуре баланса осуществляется подготовка планового баланса предприятия.

При планировании баланса определяется потребность в основных средствах и текущих активах, которые необходимы для обеспечения нормального функционирования предприятия. Одновременно с этим определяется потребность в денежных средствах и источниках их финансирования.

После подготовки баланса осуществляется разработка плана по прибыли. Информация, содержащаяся в плановом балансе используется для точного определения величины затрат в случае использования внешних источников финансирования деятельности предприятия: кредитов банка, займов, эмиссии ценных бумаг и т. п.

Заключительная часть процесса планирования – разработка планового бюджета, в котором детализируется информация о доходах и расходах предприятия в плановом периоде.

Разработка финансового плана имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при планировании:

- в редких случаях удается разработать финансовый план с первого раза. Потребности в денежных ресурсах почти всегда превышают их наличие. Поэтому при разработке финансового плана часто приходится вносить коррективы в другие разделы плана предприятия;

- качество финансового плана в значительной мере зависит от качества других разделов плана;

- планирование финансовых показателей деятельности предприятия сопряжено с обработкой большого количества информации и требует взаимодействия практически со всеми отделами предприятия.

Контрольные вопросы по теме.

1. Какие особенности присущи планированию финансов?

2. Какие элементы финансового планирования Вы знаете?

3. Что представляет собой кредитная политика, дивидендная политика и политика управления текущими активами?

4. На основании каких исходных документов разрабатывается финансовый план?

5. Какие особенности финансового плана необходимо учитывать при его разработке?

Тема 10. Планирование баланса

 

Изучив материалы темы, Вы сможете:

- узнаете основные цели планирования баланса;

- познакомитесь с методом планирования баланса на основе прогноза объема продаж;

- приобретете навыки принятия управленческих решений в области финансов.

 

****

В качестве основных целей планирования баланса можно отметить следующие:

- оценка изменения имущества в плановом периоде в зависимости от объема реализации. Изменение объема производства обычно сопровождается изменением объема запасов, необходимых для осуществления деятельности предприятия. Кроме того, может измениться количество денежных средств, которые находятся у предприятия, величина дебиторской задолженности. В случае увеличения объема производства, возможно, может потребоваться дополнительное увеличение оборудования и производственных площадей;

- оценка дополнительной потребности в источниках финансирования необходимых для осуществления деятельности предприятия;

- определение источников финансирования. В качестве источников финансирования могут быть использована краткосрочная кредиторская задолженность, кредиты банка, нераспределенная прибыль. Если потребность в финансировании велика, то этом может потребовать осуществления эмиссии ценных бумаг (акций или облигаций);

- плановый баланс может быть использован для оценки стоимости фирмы в будущем.

Существуют различные методы планирования баланса. Наиболее простой метод – планирование баланса на основе прогноза объема продаж.

В основу данного метода положены две основные гипотезы:

- большинство элементов баланса тесно связаны с объемом продаж;

- использование активов фирмы находится на оптимальном уровне для текущего объема реализации.

На первом этапе необходимо выделить элементы баланса, которые изменяются при изменении объема продаж. Форма баланса представлена в таблице 3.

На втором этапе находится отношение переменных элементов баланса к объему продаж в отчетном периоде. Допустим, что объем продаж в отчетном периоде составил 1 000 тыс. руб. На основании этой информации разработана таблица 4.

Таблица 3

Отчетный баланс за _____ год (тыс. руб.)

 

Показатели Сумма Вид элементов
Актив    
Основные средства переменный
Запасы переменный
Дебиторская задолженность переменный
Денежные средства переменный
Итого активы  
Пассив    
Уставный капитал постоянный
Нераспределенная прибыль постоянный
Кредиторская задолженность переменный
Краткосрочный кредит банка переменный
Итого пассивы  

 

Таблица 4

 

Расчет отношения переменных элементов баланса

к объему продаж в отчетном периоде, тыс. руб.

 

Показатели Сумма Относительная величина
Актив    
Основные средства 0,20
Запасы 0,15
Дебиторская задолженность 0,10
Денежные средства 0,05
Итого активы  
Пассив    
Уставный капитал  
Нераспределенная прибыль
Кредиторская задолженность 0,15
Краткосрочный кредит банка 0,05
Итого пассивы  

На третьем этапе определяются значения переменных элементов баланса в плановом периоде умножением планового объема продаж на отношения элементов баланса к объему продаж в отчетном периоде.

Если плановый объем продаж составит 1 500 млн. руб. и рентабельность продаж составляет 10%, то величина прибыли: 1 500 × 0,1 = 150 тыс. руб.

Если ставка налога на прибыль составит 24%, то чистая прибыль может быть определена следующим образом:

150 × (100 – 24)/100 = 114 тыс. руб.

Допустим, что вся прибыль реинвестируется в бизнес (то есть собственники не получат дивидендов по принадлежащим им акциям или процентов на осуществленные вклады).

В этом случае баланс будет иметь следующий вид, представленный в таблице 5.

 

Таблица 5

 

Плановыйбаланс на _____ год (предварительный), тыс. руб.

 

Показатели 31 декабря отчетного года 31декабря планового года
Актив    
Основные средства
Запасы
Дебиторская задолженность
Денежные средства
Итого активы
Пассив    
Уставный капитал
Нераспределенная прибыль
Кредиторская задолженность
Краткосрочный кредит банка
Итого пассивы
Превышение пассива над активом (дефицит)  

 

Из данных таблицы следует, что на конец планового года фирма будет иметь дефицит денежных средств в размере 36 тыс. руб. В этом случае руководители предприятия должны принять решение о ликвидации дефицита, которая может быть обеспечена или снижением объема производства и продаж, или увеличением уставного капитала или увеличением объема использования кредитов банка.

Допустим, что принято решение об увеличении уставного капитала. В этом случае собственники предприятия должны внести дополнительно денежные средства на сумму 36 тыс. руб.

Окончательный вид планового баланса представлен в таблице 6.

 

Таблица 6

 

Плановый баланс на _____год (окончательный), тыс. руб.

 

Показатели 31 декабря отчетного года 31декабря планового года
Актив    
Основные средства
Запасы
Дебиторская задолженность
Денежные средства
Итого активы
Пассив    
Уставный капитал
Нераспределенная прибыль
Кредиторская задолженность
Краткосрочный кредит банка
Итого пассивы

 

Рассмотренный метод планирования баланса является простым, но, тем не менее, полезным, так как позволяет заблаговременно оценить дополнительную потребность в денежных средствах и наметить мероприятия по привлечению денежных средств.

Более точно планирование баланса можно осуществить на основе изучения динамики отдельных элементов баланса при изменении объема продаж и построения более сложных моделей планирования.

Контрольные вопросы по теме.

1. Какие основные цели достигаются в процессе планирования финансов?

2. Опишите метод планирования баланса на основе прогноза объема продаж?

3. Какие гипотезы положены в основу метода планирования баланса на основе объема продаж?

4. Какие управленческие решения могут быть приняты на основании разработки планового баланса?

5. Каким образом можно повысить достоверность составления планового баланса?

 

Тема 11. Планирование прибыли и ее использования

 

Изучив материалы темы, Вы сможете:

- узнать последовательность планирования прибыли;

- познакомиться с особенностями разработки плана прибыли;

- узнаете два основных методы планирования прибыли, используемых на предприятии.

 

 

****

Прибыль является одним из основных показателей, характеризующих деятельность предприятия. Наряду с этим, чистая прибыль является одним из основных источников финансирования деятельности предприятия. Поэтому планирование прибыли является одним из важных элементов финансового планирования.

Планирование прибыли начинается с планирования объема продаж. После того, как определен планируемый объем продаж делается оценка изменения затрат на производство и реализацию продукции.

Примерная форма плана по прибыли может иметь вид, представленный в таблице 7.

 

Таблица 7

План по прибыли на ____ год, тыс. руб.

 

Показатели Отчетный год Плановый год
Объем реализации
Прямые материальные затраты
Прямые затраты труда
Маржинальная прибыль
Затраты по управлению предприятием
Прочие постоянные затраты
Амортизация
Всего постоянных затрат
Валовая прибыль
Налог на прибыль 2,4 4,8
Чистая прибыль 7,6 14,2
Дивиденды
Нераспределенная прибыль 3,6 8,2

 

Особенностью подготовки плана по прибыли является распределение затрат на постоянные и переменные, что позволяет оценить качество предыдущих плановых решений и выявить причины изменения прибыли в плановом периоде.

В плане по прибыли важным элементом является чистая прибыль, так как данный показатель наиболее полно отражает результаты деятельности предприятия и качество управления деятельностью. Для определения плановой величины чистой прибыли большое значение имеет планирование величины налоговых платежей. Налоги уменьшают величину чистой прибыли. В связи с этим качество планирования налогов во многом определяют достоверность этого раздела финансового плана.

Важно предусмотреть и возможные направления использования чистой прибыли. Для акционерных обществ часть чистой прибыли выплачивается в виде дивидендов, другая часть – реинвестируется.

В зависимости от целей планирования форма плана может быть более детализирована.

Планирование прибыли может осуществляться различными методами. Рассмотрим два основных метода.

Первый метод можно назвать «остаточным». При таком планировании плановая прибыль определяется как разность между планируемой выручкой от реализации и планируемыми затратами предприятия, включая налоговые платежи.

Второй метод планирования прибыли основывается на учете стоимости капитала, используемого предприятием.

В условиях рынка предприятия активно привлекают денежные средства на рынке капитала и рынке денег. Предприятия на практике обычно используют (или могут использовать) несколько источников финансирования: акционерный капитал, полученный за счет эмиссии обыкновенных и привилегированных акций, заемный капитал, полученный в виде кредитов банка или облигационных займов. Предоставляя капитал, инвесторы (физические или юридические лица) рассчитывают на получение определенного дохода в виде дивидендов или процентов. Поэтому деятельность предприятия должна быть спланирована таким образом, чтобы обеспечить величину прибыли, достаточной для выплаты дохода на привлеченный капитал и обеспечения потребностей предприятия в дополнительных средствах.

Величина планируемой прибыли в этом случае может быть определена по формуле:

 

,

 

где – валовая прибыль в плановом периоде; – прибыль необходимая для выплаты дивидендов по акциям; – прибыль необходимая для выплаты процентов по облигациям; – прибыль необходимая для выплаты процентов по кредитам банка; – прибыль необходимая для инвестиционных целей предприятия; – ставка налога на прибыль.

При планировании прибыли на основе стоимости капитала необходимо учитывать, что каждый элемент капитала, используемого предприятием, имеет определенную стоимость, которая определяется тем риском, который несет инвестор, предоставляя средства предприятию. Чем выше риск инвестиций, тем выше доходность, которую хочет получить инвестор.

Связь между риском и доходностью различных элементов капитала имеет вид представленный на рис. 9.

 

 

Рис. 9. Связь между риском и доходностью инвестиций.

 

Наименее рискованными с точки зрения инвесторов являются вложения в коммерческие банки. Объясняется это тем, что банки в отличие от предприятий имеют более высокую финансовую устойчивость. Деятельность банковских учреждений во всех странах жестко контролируется центральными банками. В связи с этим доходность инвестиций в банковские депозиты относительна невелика. Результаты деятельности предприятий менее стабильны, чем банков. Поэтому инвестор готов приобрести облигации корпораций только в том случае, если их доходность позволит компенсировать риск банкротства или снижения доходов предприятия. В случае банкротства предприятия владельцы облигаций имеют преимущественное право на имущество предприятия по сравнению с владельцами привилегированных акций. Этим объясняется более высокая доходность привилегированных акций по сравнению с корпоративными облигациями. Владельцы обыкновенных акций в случае банкротства предприятия имеют право на имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, владельцев облигаций и привилегированных акций. Кроме того, акционерное общество может принять решение не выплачивать дивиденды по обыкновенным акциями.

Поэтому риск владения обыкновенными акциями является самым высоким и доходность по обыкновенным акциям превышает доходность по другим видам ценных бумаг и кредитам.

Учет стоимости капитала при планировании прибыли является достаточно сложным. Однако в условиях рынка такие расчеты позволяют более осознанно принимать решения об использовании внешних источников финансирования предприятия.

Контрольные вопросы по теме.

1. В какой последовательности выполняются расчеты при планировании прибыли?

2. Что является особенностью подготовки плана по прибыли?

3. Опишите процедуры планирования прибыли «остаточным методом».

4. Опишите процедуры планирования прибыли на основании «метода стоимости капитала».

5. Какова связь существует между доходностью и риском инвестиций?

Тема 12. Планирование бюджетаденежных расходов и поступлений

Изучив материалы темы, Вы сможете:

- узнать цель разработки планового бюджета расходов и поступлений;

- познакомиться с методами планирования бюджета;

- приобрести практические навыки разработки планового бюджета.

 

****

Плановый бюджет расходов и поступлений позволяет оценить перспективы с точки зрения обеспечения ликвидности деятельности фирмы. Разработка планового бюджета позволяет:

- выявить дефицит денежных ресурсов и заблаговременно предпринять меры по его устранению;

- определить величину временно свободных денежных средств и предусмотреть меры по их рациональному использованию;

- оценить возможность использования различных источников финансирования;

- осуществлять контроль за использованием денежных ресурсов.

Предприятия могут использовать различные формы бюджета в зависимости от особенностей функционирования предприятия.

Примерная форма бюджета представлена в таблице 8

Для лучшего управления денежными средствами (планирования, учета, анализа) денежные потоки обычно разделяют на три типа: денежные потоки от основной деятельности; денежные потоки от финансовой деятельности; денежные потоки от инвестиционной деятельности.

Предприятия в соответствии с целями его создания, которые обычно зафиксированы в уставе, могут осуществлять один или несколько видов основной деятельности – производство продукции, работ или услуг.

 

Таблица 8

Бюджет денежных расходов и поступлений

 

Показатели Кварталы
Остаток средств на начало периода
Поступления от основной деятельности
Поступления от финансовой деятельности      
Поступления от инвестиционной деятельности      
Итого наличие средств
Расходы по основной деятельности
Расходы по финансовой деятельности      
Расходы по инвестиционной деятельности    
Всего расходов
Остаток средств на конец периода

 

Для осуществления этих видов деятельности предприятие должно приобретать материалы, выплачивать заработную плату работникам, перечислять налоги в государственный и местные бюджеты. То есть, предприятие несет определенные виды расходов по основной деятельности.

Осуществляя реализацию произведенной продукции, работ или услуг предприятие получает денежные средства, которые представляют собой поступления от основной деятельности.

В редких случаях предприятие располагает достаточными денежными средствами для осуществления своей деятельности. Руководители предприятия часто вынуждены обращаться на рынок денег или капитала для привлечения дополнительных денежных средств. То есть, предприятия осуществляют и определенные виды финансовой деятельности работу на рынках денег и капитала.

В качестве поступлений от финансовой деятельности могут рассматриваться доходы от размещения ценных бумаг (акций, облигаций), долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, займы других предприятий.

В условиях рынка денежные средства имеют стоимость и поэтому за использование капитала необходимо выплачивать собственникам капитала определенные суммы денег в виде платы за привлеченные денежные ресурсы. Плата за капитал может принимать различные формы. Это могут быть дивиденды по акциям, проценты по облигациям и полученным кредитам банков. Если предприятие использует заемный капитал, оно вынуждено осуществлять возврат занятых денежных ресурсов.

Таким образом, предприятия, использующие внешние источники финансирования, вынуждены нести определенные виды расходов по финансовой деятельности.

Деятельность предприятия тесно связана с осуществлением инвестиционной деятельности. Без приобретения основных средств (зданий, оборудования) предприятие не может начать осуществлять свою основную деятельность. Если деятельность предприятия происходит успешно, то создаются предпосылки для расширения производства продукции, работ, услуг, которые также требуют осуществления инвестиций для приобретения дополнительных основных средств.

В условиях рынка результаты деятельности предприятия часто имеют цикличный характер. Такие тенденции объясняются тем, что не всегда менеджеры могут правильно и точно спрогнозировать изменения рыночной конъюнктуры, деятельность конкурентов. Таким образом, в некоторых случаях руководители предприятия вынуждено принимать решение о сокращении объемов производства.

Для предотвращения излишних потерь, связанных с простоем незагруженного оборудования может быть принято решение о продаже излишнего оборудования или производственных площадей. Поступления от продажи излишних основных средств представляют собой поступления от инвестиционной деятельности.

Планирование бюджета имеет итерационный характер. В редких случаях удается разработать оптимальный бюджет с первой попытки. При недостаточности средств руководители предприятия вынуждены принимать решения, позволяющие подготовить бюджет без дефицита. К таким решениям относятся: сокращение расходов, увеличение поступлений или использование внешних источников финансирования.

Планирование бюджета может осуществляться или укрупненным методом, или на основе подготовленных графиков поступлений и расходования денежных средств.

При использовании укрупненного метода планирования бюджета поступления и расходы по основной деятельности отчетного периода корректирующая в зависимости от изменения объема продаж в плановом периоде.

При планировании может быть использованы следующая зависимость:

,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.