Сделай Сам Свою Работу на 5

Расчет объемных показателей производства продукции.





Е.А.Куклина

Планирование на предприятии

 

 

Конспект лекций

 

 

   
Специальность 080502(1) – Экономика и управление на предприятии машиностроения

 

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

докт. экон. наук, проф. Е.А. Куклина

Рецензент

канд. экон. наук, доц. П.Г. Аристов

 

 

Подготовлено на кафедре

экономики и менеджмента в машиностроении

 

 

Одобрено научно-методическим советом специальности

080502(1) – Экономика и управление на предприятии машиностроения

 

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

 

ã СПбГИЭУ, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
Введение………………………………………………………….
Раздел I. Методологические вопросы планирования как функции менеджмента  
Тема 1.Методологические основы планирования……...
Тема 2. Содержание и организация планирования……..
Тема 3. Плановые расчеты и показатели………………..
Раздел 2. Стратегическое планирование, планирование потенциала предприятия и бизнес-планирование  
Тема 4. Стратегическое планирование развития предприятия………………………………………………………  
Тема 5. Планирование потенциала предприятия и бизнес-планирование…………………………………………….  
Раздел 3. Планирование производства, сбыта и ресурсного обеспечения  
Тема 6. Планирование производства и сбыта продукции………………………………………………………..  
Тема 7. Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия………………………………………  
Раздел 4. Планирование затрат и результатов. Финансовое планирование  
Тема 8. Планирование затрат и результата…………….
Тема 9. Финансовое планирование……………………..
Тема 10. Планирование баланса………………………...
Тема 11. Планирование прибыли и ее использования…
Тема 12. Планирование бюджета……………………......
Раздел 5. Внутрипроизводственное планирование  
Тема 13. Внутрипроизводственное планирование…......
Тестовые задания………………………………………………...
Заключение……………………………………………………….
Список литературы………………………………………………
Терминологический словарь……………………………………
Приложение 1. Титульный лист и извлечение из рабочей программы дисциплины…………………………………………  

Введение





 

Цель дисциплины - формирование теоретических знаний и навыков выбора и обоснования альтернативных вариантов функционирования и развития предприятия.

Основные задачи дисциплины:

- дать теоретические знания в области методологии и методики планирования деятельности предприятия и его развития;

- сформировать практические навыки проведения технико-экономических плановых расчетов и обоснования альтернативных вариантов деятельности предприятия в качестве основы для принятия управленческого решения;

- обеспечить изучение новейших методологических и практических разработок в области планирования в условиях рыночной экономики.

Дисциплина «Планирование на предприятии», одна из дисциплин специальности 080502/1 Экономика и управление на предприятии машиностроения, дает теоретические знания в области планирования текущей и перспективной деятельности предприятия, функционирующего в условиях рыночной экономики, а также формирует практические навыки выполнения технико-экономических расчетов по планированию и обоснованию альтернативных вариантов его развития.

В процессе изучения дисциплины студент должен:

Знать

- методологические основы планирования;

- содержание и организацию процесса планирования на промышленном предприятии;



- сущность и содержание плановых расчетов и показателей;

- основы стратегического планирования развития предприятия;

- особенности планирования деятельности структурных подразделений промышленного предприятия (внутрипроизводственное планирование);

- основы бюджетного планирования;

- методику разработки бизнес-плана и его структуру.

Уметь

- планировать потенциал предприятия;

- планировать производство и сбыт продукции;

- планировать ресурсное обеспечение деятельности предприятия;

- планировать издержки и результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

- разработать финансовый план, планировать баланс, прибыль и бюджет.

Раздел 1. «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА» (Модуль 1)

Тема 1. Методологические основы планирования

Изучив материалы темы, Вы сможете:

- познакомиться с различными видами планирования;

- изучить функции планирования и их содержание;

- узнать требования к содержанию составных частей плана;

- ознакомиться с фазами планирования и структурой комплексного плана предприятия;

- узнать принципы планирования;

- познакомиться с методами планирования.

 

****

ПЛАНИРОВАНИЕ есть важнейшая часть предпринимательской практики. Важность планирования выражается в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым». Смысл этой фразы в том, что – фирма, которая не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом для планирования, средством для достижения чужих целей. Серьезный подход к планированию создает основу для устойчивой и эффективной работы.

Планирование – естественная часть менеджмента. Его можно определить как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей. Планирование помогает ответить на следующие важные вопросы:

· где организация находится в настоящее время (экономические позиции предприятия), каковы итоги ее деятельности?

· как, при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации?

Один из «отцов» современного менеджмента А.Файоль отмечал: «Управлять – это предвидеть, а предвидеть – это уже почти действовать». Планирование – один из элементов управления и одна из функций менеджмента. Планирование включает выбор целей предприятия и подразделений, а также определение средств для достижения этих целей. Проблема планирования возникает только при наличии альтернативных образов действия.

Планирование – это принятие заранее решения о том, что делать, когда делать и кто будет делать. Планирование всегда направлено в будущее и «наводит мост» между существующим положением предприятия и тем, которое руководство или собственник предприятия хотят достичь.

Мировая система хозяйствования в настоящее время активно использует (наряду с возможностями прогнозирования) возможности планирования.

При разработке планов применяются:

· макропланирование (планирование на уровне государства);

· мезопланирование (планирование отраслей, подотраслей, ТПК, промузлов, исходящих от «метакорпораций», к которым относятся межотраслевые, межрегиональные и международные ФПГ);

· территориальное планирование (прогнозы, бюджетные планы и программы региональных и местных властей);

· микропланирование (на уровне фирмы).

В зависимости от того или иного признака выделяют различные виды планирования.

По степени охвата:

· общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности фирмы;

· частное планирование, охватывающее определенную сферу деятельности.

По содержанию планирования:

· стратегическое планирование (поиск новых возможностей);

· тактическое планирование (создание определенных предпосылок);

· оперативное планирование (реализация возможностей).

По предмету планирования:

· целевое планирование (определение целей);

· планирование средств (материальных, трудовых, финансовых ресурсов);

· программное планирование (планирование производства продукции и сбыта);

· планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг)

По сферам функционирования:

· планирование производства;

· планирование сбыта;

· планирование персонала;

· планирование затрат и т.д.

По срокам:

· краткосрочное (полугодовое, квартальное, месячное, недельное);

· среднесрочное (на срок 1-5 лет);

· долгосрочное (от 5 и более лет).

С точки зрения структуры управления:

· общее планирование предприятия;

· планирование места строительства предприятия;

· планирование сфер деятельности;

· планирование работы подразделений.

По возможности изменения планов:

· жесткое планирование;

· гибкое планирование.

Весь процесс планирования на предприятии делится на две стадии: разработка стратегии функционирования (перспективное, стратегическое планирование) и определение тактики (оперативное, тактическое планирование).

Деятельность предприятия влечет за собой риск, особенно в эпоху соперничества за рынки, ресурсы. Поэтому основной задачей планирования является сведение к минимуму риска предпринимательства, путем выбора варианта действий, наиболее рационального в сложившихся условиях. Таким образом, планирование – это выработка концепции рационального и целенаправленного поведения предприятия.

Из этого вытекают и функции планирования:

1. Функция действия, которая включает: определение целей; разработку и отбор альтернативных действий; выработку рационального решения об использовании средств; координацию разделов плана; разработку и контроль осуществляемых мероприятий.

2. Функция обеспечения функционирования, т. е. обеспечение функционирования предприятия путем поиска новых целей освоения новых рынков и выявления проблем на существующих; выявление слабых мест в производстве и разработка мероприятий по их устранению.

3. Функция обеспечения соответствия и гибкости, т. е. обеспечение постоянной приспособляемости предприятия к новым альтернативным ситуациям во внешней среде.

4. Функция координации этапов планирования, органов планирования и разделов плана.

5. Функция контроля, т. е. сравнение запланированных показателей с фактическими и контроль реализации целевых заданий.

Какова же роль планирования в управлении предприятием? Можно отметить четыре главных цели планирования как одной из функций управления:

1. Устранение отрицательного эффекта неопределенности и изменений в окружающей среде.

Неопределенность и изменения, которые могут произойти в будущем, делают планирование необходимым. Руководитель должен быть достаточно уверен в том, что в ближайшие месяцы заказы, затраты и издержки, выпуск продукции, сумма наличности и другие факторы деловой сферы будут на определенном уровне.

Чем дальше срок (горизонт) планирования, тем меньше уверенность в отношении внешней и внутренней среды, тем меньше правильность любого принятого решения. Если будущее представляется более или менее определенным, планирование необходимо для того, чтобы выбрать лучший путь к достижению целей предприятия, т. е. выбрать курс с наименьшими затратами. А после принятия решения для предприятия в целом необходимо разработать планы подразделений, чтобы обеспечить их соответствующий вклад в общее дело.

2. Сосредоточение внимания на главных задачах.

Именно планирование дает возможность руководителю задуматься о будущем, пересматривать и дополнять планы. Хорошо продуманные и обоснованные расчетами планы способствуют объединению подразделений для достижения главных целей предприятия. Важно не погрязнуть в текучке.

3. Обеспечение экономичного функционирования.

Планирование позволяет минимизировать затраты.

4. Обеспечение контроля.

Руководитель не может проверить результаты деятельности своих подчиненных, не располагая плановыми заданиями, с которыми можно сопоставить результаты. Таким образом, план должен информировать о целях предприятия на определенный период времени, мерах и средствах, необходимых для их осуществления, об ответственности за его выполнение, о контроле и сроках его выполнения.

Требования к содержанию составных частей любого плана следующие:

Мероприятия и средства - Какие мероприятия должны быть проведены для достижения поставленных целей? - Какие средства (персонал, материальные, финансовые) необходимы? - Как можно обеспечить получение необходимых ресурсов?
Ответственные - Кто отвечает за выполнение плана? - Какие подразделения участвуют в его выполнении? - Какой механизм координации необходимо соблюдать?
Контроль - Как получить сравнение плановых показателей с фактическими? - Кто, кому и когда должен докладывать о полученных результатах?
Сроки - Когда и какие цели должны быть достигнуты? - Когда и какие мероприятия должны осуществляться? - Когда и какие средства должны представляться? - Когда и какой контроль запланирован?

 

Только ответив на все эти вопросы, можно считать, что разработанный план не «бумажка», а план действий.

Понятие «планирование на предприятии» включает: процесс планирования (т. е. фазы планирования и принятия решений); формирование структуры (т. е. системы разделов плана).

Процесс планирования представлен на рис.1.

 

 

Рис. 1. Фазы планирования.

Основные разделы комплексного плана предприятия (его структура) представлены на рис. 2.

 

Рис.2. Структура комплексного плана.

Принципы планирования (т. е. основные правила осуществления этой деятельности) можно объединить в группы, отражающие: цель и характер планирования; структуру планов; процесс планирования.

Цели и характер планирования определяются следующими принципами:

· содействия достижению целей, т. е. цель всякого плана, в том числе и плана производства, состоит в облегчении достижения целей предприятия;

· эффективности плана, которая измеряется тем, насколько он способствует достижению целей, если учесть расходы и прочие сопутствующие нежелательные последствия, связанные с составлением и осуществлением этого плана;

· первичности планирования. Планирование логически предшествует выполнению всех других управленческих функций.

Принципы, относящиеся к структуре планов, могут во многом способствовать увязке планов, т. е. согласованию основных и производных планов, планов предприятия в целом и подразделений:

· согласования по времени. Для того чтобы эффективно способствовать достижению целей предприятия, необходимо создание согласованной по времени взаимосвязанной сети производных и вспомогательных программ;

· плановых предположений. К планированию следует подходить с позиции открытой системы, т. е. учитывать различные факторы (экологические, технологические, социальные) внешней среды. Чем больше число сотрудников, занимающихся планированием, понимает и использует взаимосогласованные плановые предположения (прогнозы изменения тех или иных факторов), тем более скоординированным будет планирование в масштабах предприятия;

· согласования стратегии и тактики. Стратегия – это общая программа действий распределения приоритетов и ресурсов в интересах достижения целей. Для того чтобы стратегия была эффективно реализована, необходимо иметь оперативные (тактические) планы, дающие детальную проработку всех аспектов деятельности предприятия. Тактика – это план действия по осуществлению стратегии.

В процессе планирования необходимо руководствоваться следующими принципами:

· ограничивающего фактора. При осуществлении выбора из альтернатив, необходимо выделять и учитывать те факторы, которые являются ограничивающими, или критическими для достижения желаемой цели. Этот принцип играет главную роль при принятии решений;

· гибкости. Поскольку в самом совершенном прогнозе содержатся элементы неопределенности, планирование должно быть гибким, т. е. необходимо предусматривать возможность изменений в случае непредвиденных обстоятельств. Причем изменения должны совершаться без излишних расходов. Для этого затраты, связанные с обеспечением гибкости необходимо сопоставить с преимуществами, которые она дает;

· корректировки планов. Необходимо периодически сверять реальное положение с ожидаемым и пересматривать планы для продвижения к намеченной цели.

В зависимости от сроков, целей и наличия информации используют различные методы планирования.

1. Методы количественного прогнозирования:

· экстраполяция;

· корреляционный анализ.

· экономико-математические модели, позволяющие имитировать важнейшие связи и взаимодействия, присущие процессу производства. Используются эти методы при долгосрочном планировании. С их помощью оценивается изменение конечных результатов деятельности предприятия (чаще всего прибыли) под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия.

2. Нормативный метод, используемый в текущем планировании. Его суть в том, что все плановые расчеты выполняются с применением научно обоснованных норм и нормативов (затрат сырья, материалов, топлива, энергии, других средств производства, трудовых и финансовых ресурсов на единицу продукции).

3. Балансовый метод, используемый при планировании ресурсов и увязывающий потребность в ресурсах с источниками ее обеспечения.

4. Сетевое планирование – метод, основанный на графическом изображении определенного комплекса работ в их логической последовательности и взаимосвязи. Позволяет увязать во времени совершение работ, входящих в комплекс, находить имеющиеся резервы для выполнения всего комплекса работ в заданные сроки с оптимальным расходованием ресурсов.

Для решения отдельных экономических задач используются другие методы – индексный, факторный, программно-целевой и др. Все методы в различных сочетаниях применяются при разработке планов, в процессе поиска оптимальных решений.

 

Контрольные вопросы по теме.

1. Дайте характеристику основным функциям планирования.

2. Какие требования предъявляются к составным частям любого плана?

3. Опишите общий контур планирования и перечислите основные разделы комплексного плана предприятия.

4. Дайте характеристику принципам планирования.

5. Какие методы планирования Вы знаете?

Тема 2. Содержание и организация планирования

Изучив материалы темы, Вы сможете:

- узнать классификацию планов по горизонту планирования и содержанию;

- ознакомится с принципами организации плановой работы на предприятии и организационными структурами планирования;

- получить представление о факторах успешного планирования на предприятии.

****

По срокам (горизонту) планирования различают: долгосрочные планы (свыше 5 лет); среднесрочные планы (от 1 до 5 лет); краткосрочные планы (1 год и меньше).

По содержанию вышеперечисленным планам соответствуют: стратегические; тактические; оперативные (текущие) планы.

Долгосрочныепланы задают общие цели и приоритеты развития предприятия. В них определяется: социальная ответственность предприятия (его место в экономике); организационная структура; общая кадровая и финансовая политика; общая стратегия сбыта и производства; общая политика в области научных исследований и разработок; выбор новой продукции; объем капитальных вложений.

В конечном итоге долгосрочные (стратегические) цели задаются в виде агрегированных производственных показателей по предприятию в целом и по каждому его подразделению.

В среднесрочныхпланах задания стратегического плана детализируются с точки зрения выбора средств и нахождения путей эффективного использования ресурсов в производственном процессе. Тактически планирование направляет деятельность предприятия на достижение стратегических целей, выбирает оптимальный путь их достижения, обеспечивает согласованную работу структурных подразделений, охватывающих весь цикл: научные исследования – производство – сбыт.

Исходными данными для среднесрочного планирования являются: технические характеристики продукции, предполагаемый спрос на продукцию, бюджетные (финансовые) ограничения.

При среднесрочном планировании определяется:

- общая политика сбыта: практика контроля за рынком, организация сбыта, товарная номенклатура и ассортимент продукции;

- новая продукция: финансовые возможности, освоение ее производства, производственные мощности, рабочая сила;

- общая производственная стратегия: разработка новых изделий, перепланировка используемого производственного оборудования, контроль за производством;

- общая финансовая политика: комплектация портфеля ценных бумаг, анализ инвестиций, разработка бюджета, кредитная политика;

- общая кадровая политика: разработка структуры и численности персонала, практика набора, оценка выполняемой работы.

- Краткосрочное (текущее)планирование включает: анализ текущего сбыта, планирование и регулирование производства, закупки сырья и материалов, планирование и контроль уровня производственных запасов, затрат на производство, прибыли. Краткосрочное планирование определяет предстоящие действия непосредственно в сфере производства и выделение производственных ресурсов.

Кроме того, планы предприятия можно разделить следующим образом:

- комплексный план развития и функционирования предприятия на определенный плановый период, охватывающий все стороны деятельности;

- целевые программы для решения конкретных задач в различных сферах деятельности (разработка и освоение производства новой продукции, техническое перевооружение, подготовка персонала, снижение затрат и др.);

- бизнес–план для обоснования целесообразности осуществления отдельных проектов.

Результатом планирования на предприятии должно быть создание системы взаимоувязанных и согласованных планов всех видов в рамках общей цели и стратегии на определенный период времени.

Эта система включает четыре локальных комплекса:

1. Генеральное целевое планирование – определяет миссию предприятия, виды деятельности, направления получения и использования прибыли.

2. Стратегическое планирование – планирование продуктовых программ и потенциала предприятия, охватывает прежде всего планирование сфер бизнеса, в увязке с требуемыми для них инвестициями, а также организационную структуру и информационную систему.

3. Оперативное планирование – разработка краткосрочных программ и планирование деятельности структурных подразделений.

4. Планирование результатов и финансов, т. е. монетарное (денежное) отражение предыдущих трех комплексов. Это многоступенчатая система плановых расчетов, дающих стоимостную оценку генеральных целей и денежного влияния стратегических и оперативных мероприятий, а также планирование внешнего финансирования и балансовые расчеты. Таким образом, планирование направлено на обеспечение долговременного и прибыльного функционирования предприятия в рыночных условиях хозяйствования.

Важным принципом в организации плановой работы на предприятии является ее формализация на основе регламентации и унификации. Регламентация – разработка для каждого исполнителя и структурного подразделения обязательного минимума таблиц и выходных форм планирования. Унификация (стандартизация) – разработка типовых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандартных программ, а также использование единых критериев оценки.

Организация планирования на предприятии осуществляется путем создания организационной структуры, которая устанавливает: количество персонала и распределение его по подразделениям; состав плановых органов; описание линейных, функциональных и организационных связей между плановыми работниками и структурными подразделениями; права, обязанности и ответственность плановиков; требования к их профессиональному уровню.

При децентрализованном планировании (снизу вверх) плановый отдел небольшой, в его функции входит разработка форм плановых документов и координация плановой работы хозяйственных подразделений.

При централизованной схеме планирования (сверху вниз) цели и задачи каждого структурного подразделения формируются на уровне предприятия в целом, поэтому плановый отдел больше и его ответственность за работу предприятия становится выше.

Наиболее типичные схемы оргстуктуры планирования выделяют по отраслевому признаку. Так, для предприятий, работающих в одной отрасли, характерна линейно-функциональная структура, в которой служба планирования выделяется как самостоятельное функциональное подразделение. Многоотраслевые корпорации в плановой деятельности используют различные модели (матричную, целевую матричную и многоуровневую матричную структуру планировании), при этом выделяют четыре уровня планирования: высший на уровне корпорации; плановый аппарат производственных групп; плановый аппарат отделений; плановая структура самого предприятия.

Каждое предприятие должно выбирать такую организационную структуру планирования, которая соответствует его стратегии развития, способствует достижению поставленных целей. Несмотря на большое разнообразие названий функциональных отделов, должно быть четко определено, какие именно службы отвечают за выполнение функций стратегического планирования, тактического (продуктово-рыночного, технико-экономического, сводного) планировании, оперативного планирования на предприятии.

Планирование как процесс состоит из отдельных фаз, стадий и этапов, которые находятся в логической взаимосвязи и постоянного повторяются, образуя на предприятии плановый цикл. Процесс планирования, независимо от вида плана, распадается на три формальные фазы расчета, включающие: постановку задачи планирования; разработку плана; реализацию планового решения.

Определяющим фактором для успешного планирования является состав, содержание и качество используемой информации. Объем планово-экономической информации настолько велик, что для его своевременного анализа и правильной оценки требуется использование компьютерных средств сбора, передачи и обработки. Идеальное взаимодействие подразделений предприятия достигается при оснащении их персональными компьютерами, объединенную в единую интегрированную систему.

Эта система позволяет выполнять следующие функции:

- руководителям – управлять производством в реальных внешних и внутренних условиях;

- менеджерам – регулировать заключение договоров и контрактов на производство и сбыт продукции с учетом текущего состояния рынка;

- проектировщикам – разрабатывать новые и совершенствовать выпускаемые виды продукции в соответствии с требованиями потребителей;

- финансистам – прогнозировать и оценивать движение денежных средств на расчетном счете предприятия, оценивать его ликвидность и платежеспособность;

- фирме (компании) – разрабатывать и корректировать долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы, цели и задачи.

Планирование на предприятии в современных условиях хозяйствования предусматривает автоматизированную разработку комплексных (сводных) планов социально-экономического развития, бизнес-планов производства продукции – от выбора базовой (портфельной) стратегии или цели до выпуска и продажи продукции на рынке.

Контрольные вопросы по теме.

1. Дайте характеристику долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным планам.

2. Для каких целей разрабатывается комплексный план развития, целевая программа и бизнес-план?

3. Что представляет собой система взаимоувязанных и согласованных планов всех видов в рамках общей цели и стратегии на определенный период времени?

4. В чем состоит регламентация и унификация плановой работы?

5. Что понимается под организационной структурой планирования на предприятии?

Тема 3. Плановые расчеты и показатели

Изучив материалы темы, Вы сможете:

- познакомиться с инструментами планирования и содержанием плановых расчетов;

- изучить основные группы плановых показателей;

- получить представление о нормативной базе планирования;

- узнать группировку норм и нормативов, используемых на предприятии машиностроения.

 

****

Любой план содержит качественные характеристики предполагаемых изменений существующего состояния и их количественную оценку.

В качестве инструмента планирования выступают плановые расчеты. С их помощью определяются все плановые показатели, дающие количественную оценку планов.

Каждому разделу плана присущи свои плановые расчеты, но в целом они сводятся к определению:

- объемов (в натуральном и стоимостном выражении): сбыта, производства, ресурсов.

- затрат (совокупных или отдельных составляющих): на единицу продукции; в целом по предприятию или подразделению на определенный плановый период; для реализации отдельных мероприятий и др.

- абсолютных (прибыль) и относительных показателей эффективностидеятельности предприятия (рентабельность) и использования ресурсов (материалоемкость, фондоемкость, трудоемкость, рентабельность инвестиций, ставка дивидендов и др.).

Плановые показатели отражают экономические задачи планов в виде конкретных заданий на определенный период и охватывают все стороны деятельности предприятий.

Все показатели можно разделить на две основные группы:

- утверждаемые (руководством предприятия) для предприятия в целом и отдельных подразделений. Они обеспечивают единство интересов предприятия и подразделений, а также используются в качестве критерия оценки их деятельности. Чаще всего в качестве таких показателей используются: прибыль, объемы производства, затраты, целевые задания и др.

- расчетные, вспомогательные, используются для обоснования утверждаемого показателя, анализа, для исчисления динамики, эффективности использования ресурсов (снижение затрат по отдельным элементам, рентабельность продукции, численность работников по категориям и др.)

Нормативная база планирования. Для определения необходимых ресурсов (материальных, трудовых, денежных) используются нормы и нормативы на все расходы, осуществляемые в процессе изготовления продукции.

Норма – это предельно допустимая в заданных условиях, величина абсолютного расхода ресурсов, необходимых для выпуска единицы продукции (или работы).

Норматив – расчетный (абсолютный или относительный) показатель, характеризующий степень использования ресурсов (например, абсолютный показатель-норматив незавершенного производства, оборотных средств; относительный - коэффициент эффективности капитальных вложений Ен).

Нормы и нормативы подразделяются на следующие основные виды:

- нормы затрат труда – норма времени и выработки, обслуживания, численности и др.;

- нормы расхода предметов труда – сырья, материалов, топлива и энергии, отходов;

- определения потребности и использования орудий труда – нормы потребности в оборудовании, создание резерва технического обслуживания и ремонта, норма производительности;

- организации производственного процесса – норматив сроков освоения новых изделий и мощностей незавершенного производства и производственных запасов, длительности производственного цикла;

- финансовые – норма амортизации, ставки налогов, кредитные ставки.

Нормативные материалы всех видов классифицируются:

- по объекту нормирования: живой труд, предметы труда, средства труда, финансовые ресурсы;

- по времени действия: текущие, годовые и перспективные (отличаются по степени точности и дифференциации);

- по масштабу применения: цеховые, заводские, отраслевые, межотраслевые;

- по степени детализации (агрегирования): подетальные, узловые, индивидуальные, групповые, укрупненные;

- по методам разработки: расчетно-аналитические (технически обоснованные), экспериментальные, статистические.

Все используемые на машиностроительном предприятии нормы и нормативы можно разделить на три группы:

- нормы расхода – на их основе производятся расчеты потребности во всех ресурсах, необходимых для выполнения плановых заданий;

- нормы режимов – регламентируют использование и условия работы исполнителей, оборудования, производственных площадей, организационный порядок производства;

- нормативы эффективности – характеризуют в абсолютных или относительных величинах развитие отдельных сторон или всей деятельности производственных подразделений или предприятия в целом (например, норматив затрат на один рубль продукции).

В перспективном планировании используют укрупненные нормы и нормативы; в текущем – дифференцированные, технически обоснованные нормы.

Изменения норм могут быть вызваны тремя основными причинами:

- текущими изменениями в конструкции изделия или технологии;

- единовременным плановым пересмотром устаревших и заниженных норм;

- реализацией мероприятий технического и организационного развития.

Разрабатывают нормы соответствующие отделы – ОГК, ОГТ, ОГМ, ОТиЗ. На определенный плановый период формируется массив нормативных данных, который используется для выполнения необходимых расчетов и анализа отклонений фактических данных от их запланированных величин.

Контрольные вопросы по теме.

1. Какие плановые показатели Вы знаете?

2. На какие основные группы подразделяются плановые показатели?

3. Приведите классификацию нормативных материалов.

4. Перечислите группы нормативных показателей, используемых в целях планирования на предприятиях машиностроения.

5. Какими причинами могут быть вызваны пересмотры норм и нормативов?

Раздел 2. «Стратегическое планирование, планирование потенциала предприятия

и бизнес-планирование» (Модуль 2)

Тема 4. Стратегическое планирование развития предприятия

 

Изучив материалы темы, Вы сможете:

- познакомиться и информационной базой стратегического планирования и объектами планирования на уровне предприятия;

- узнать стратегические цели различного уровня и типы стратегий предприятия;

- узнать алгоритм разработки стратегии;

- получить представление о методах стратегического планирования.

****

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.