Тема 22. Политический менеджмент
Напомним, что политика представляет собой целерациональную деятельность, смысл которой заключается в преобразовании политических требований различных социальных групп в политические решения и политические действия, отвечающие интересам большинства. Таким путем происходит регулятивное и управляющее воздействие политики на социальные процессы.
Если политические решения эффективны, удовлетворяют большей части населения, то это повышает легитимность режима, обеспечивает стабильность в обществе. Напротив, если реагирующая способность политической системы невысока, то нарастает объем требований и, как следствие, усиливаются социальное недовольство и протест.
Следует отметить, что политические решения как процесс выявления общезначимых целей, определения способов их достижения посредством использования политической власти касаются реализации стратегически важных проблем, а не сиюминутных интересов. Следовательно, их осуществление связано с использованием и перераспределением значительных ресурсов. По этой причине знания о подготовке, принятии и реализации политических решений составляют самостоятельную сферу политической науки — политический менеджмент.
Парадигмы политического менеджмента
Подходы к типологии процесса принятия решений
Условно жизнь человека можно представить как нескончаемый процесс принятия решений под влиянием тех или иных факторов. Структурно-функциональная парадигма,идущая от М. Вебера и Т. Парсонса, типологизирует решения по соотнесению их с целями, ценностями, традициями или аффектом. В соответствии со степенью осознанности политических действий выделяется три типа политических решений, в основе которых лежат: аффективность, традиционность, целерациональность и ценностная ориентированность.
Основными элементами (структурами) политического действия являются: субъект; ситуация, в которой он действует; его ориентация. Эффективность решения определяется принципом полезности. Иная интерпретация процесса принятия политического решения нашла отражение в концепции двух шкал— шкалы интересов и шкалы возможностей.
На одной шкале располагаются любое состояние мира, любой выбор человека, государства, которые оцениваются по принципу пользы или вреда для субъекта в зависимости от того, насколько их течение соответствует интересам субъектов. На другую шкалу наносятся варианты развития событий в зависимости от степени вероятности их наступления.
Следовательно, субъект заинтересован в наступлении определенных ситуаций, соответствующих его интересам, однако он должен свои желания соизмерять с возможностями своего влияния на их ход. Процесс принятия решений согласно данной парадигме представляется соотнесением целей и издержек, затрат на их осуществление.
Концепция сценарного анализаакцентирует внимание на роли стратегических целей в процессе принятия решения, подчас упуская из внимания изменчивость условий их реализации, необходимость корреляции этих целей.
Близкой к данному подходу является нормативная парадигма,исходящая из рациональной природы процесса принятия решений, важной роли правил, процедур и институтов в принятии и обеспечении принятых решений.
Однако следует отметить, что принятие решения никогда не является рациональным актом. На него накладывают отпечаток личные качества правящей группы, субъективные представления и предпочтения, межличностные связи, опыт, интуиция управленцев. Все эти факторы учитывает бихевиористская парадигма.
Стадии принятия политического решения
Перевод политических интересов в политическую волю и ее последующая реализация связаны с прохождением ряда этапов (стадий). Первый этап — подготовительный. Его назначение состоит в выявлении требований и проблем, решение которых требует вмешательства органов государства.
Своевременное реагирование политического режима на актуальные требования населения возможно тогда, когда эти требования могут быть донесены до власти. Для этого в гражданском обществе существует разветвленная политическая инфраструктура, состоящая из партий, движений, средств массовой информации и различных каналов коммуникации общества и власти. Среди последних следует выделить избирательный процесс, референдумы, плебисциты, опросы общественного мнения, забастовки и т.д.
Содержательным аспектом первого этапа является определение значимости тех или иных проблем для населения, типология их в зависимости от сложности, возможности быстрого решения, затрат, последствий. На этой стадии важно обладать исчерпывающей ин-
формацией о содержании проблемы, тех группах, которые заинтересованы в ее решении.
На второй стадии — этапе принятия решения — формулируются политические цели и средства их решения. На этом этапе учитывается динамика внешней среды, происходят оценка и выбор альтернатив, определяются критерии выбора и оптимизации решений, законодательно закрепляется порядок их принятия.
На процесс формулирования политических целей и выбора средств заметное влияние оказывают форма правления, форма государственного устройства, политический режим, степень однородности культурной среды, уровень жизни населения и т.д.
Наиболее важный элемент данной стадии — выбор методов реализации сформулированных целей. Можно положиться на интуицию и здравый смысл, можно использовать метод проб и ошибок. Однако издержки подобных технологий заметно превышают их эффективность.
В политическом менеджменте существуют различные методы. Один из них — рационально-универсальный метод — предполагает оптимальный вариант решения проблемы на основе всесторонней информации, разумного поведения групп при разрешении данной проблемы, отсутствии каких-либо помех извне. На практике подобный вариант не проходит по причине противоречивой природы самого человека, подвижности его интересов.
Более прагматичным является метод ветвей, исходящий из поэтапных шагов и решений в реализации конкретной проблемы. Это своеобразное «пилотирование» на маршруте, ведущем к некой цели, когда возможны и отступления в сторону, и возвраты для решения всякий раз возникающих не менее важных задач. Этот метод позволяет просчитывать эффективность затрат на пути к конечной цели, вносить поправки в стратегию движения.
Наконец, третий этап — это стадия реализации политического решения. Здесь важно добиться поддержки принятых решений и средств их осуществления со стороны населения. Положительная мотивация у населения создается за счет умелого пропагандистского обеспечения, доказательства достоинств и преимуществ избранного варианта решения проблемы.
Добиться поддержки своих действий и лояльности со стороны граждан власть может только тогда, когда средства и методы решения опираются на устойчивые стереотипы поведения, существующие ценности и представления большей части населения.
Стили политики
Политический стиль представляет собой совокупность стандартных процедур выработки и принятия решений. Это способ реагирования правительства на воз-
никающие проблемы: оно может либо предвосхищать события, прогнозировать их ход, либо только реагировать на случившееся.
Следовательно, правительство может действовать либо активно, либо пассивно. Во втором случае процесс принятия решений осуществляется под давлением населения. Если рассматривать политический стиль сквозь призму гомогенности или гетерогенности культурной среды, то можно обнаружить, что культурная среда заметно трансформирует технологию принятия политического решения.
С точки зрения форм и методов принятия политических решений обычно выделяют два типа — авторитарный и демократический.
Традиционно демократический тип связан с принципом культурной однородности, который свойствен в целом западным странам, и в частности англосаксонским (США, Англия, Новая Зеландия, Австралия и др.). В этих странах отношение населения к политическим институтам формируется на основе рациональных ценностей: свободы выбора, автономии личности, верховенства права.
Автор парадигмы функционального разделения властей Г. Алмонд выделяет два типа демократий на основе характера политической культуры и ролевой структуры. Англо-американские политические системы отличаются «однородной светской политической культурой» и «высокоспециализированной ролевой структурой».
Напротив, континентальным европейским странам присущи «раздробленность политической культуры» (то есть существование автономных, мало соприкасающихся друг с другом «политических субкультур») и ролевая структура, в которой «роли задаются субкультурами и имеют тенденцию к формированию собственных подсистем распределения ролей».
Иначе говоря, культурные и функциональные различия в континентальных странах способствуют формированию дуализма политических стилей. Сосуществование и взаимодействие разных политических сил с различными ценностями, с одной стороны, определяют реагирующий стиль принятия решений, когда правительство стремится сотрудничать с заинтересованными группами с помощью переговоров, направленных на сохранение их статуса, устанавливает устойчивые обратные связи через опросы общественного мнения.
Наряду с этим используется активный интервенционистский стиль, когда правительство навязывает различным группам долгосрочную программу, где частные интересы подчиняются национальным.
Напротив, в США существует политический стиль, который Р. Даль назвал «полиархией», что предполагает контроль со стороны не-элит за элитами. He-элиты представлены автономными организациями, ассоциациями, выражающими интересы фермеров, наемных работников, бизнесменов и т.д.
Авторитарные формы политики преследуют цель изоляции, отстранения от процесса принятия решений политических оппонентов.
Можно говорить о дуализме политических стилей в современной России. С одной стороны, преобладает авторитарный стиль принятия решений узкой группой лиц администрации президента без консультации с другими участниками «политической игры», а с другой — наблюдается активный интервенционистский стиль, который выражается в навязывании келейно принятых решений обществу.
Правда, к сожалению, интервенционистский стиль следует рассматривать как политику запаздывающего реагирования власти на свершившиеся события. Неинтегрированность многих социальных групп в структуру современных общественных отношений препятствует формированию режима консолидированной демократии, когда участники политической игры соблюдают принятые ими правила и не стремятся в политической борьбе уничтожить оппонента.
Во многом эта ситуация отчуждения большинства населения от процесса принятия решения обусловлена незрелостью гражданского общества, расколотостью его культуры.
Контрольные вопросы к теме
1. Какое место занимает процесс принятия решений в современной политике?
2. Какие подходы существуют к объяснению процесса принятия решений?
3. Каковы стадии процесса принятия решений?
4. От чего зависит эффективность принятого решения?
5. Какие факторы влияют на процесс принятия решений?
Логические задания и проблемные вопросы
1. Представьте, каким может быть решение проблемы о статусе Чечни в контексте структурно-функциональной парадигмы и концепции двух шкал.
2. Какой стиль политики необходимо использовать для изменения конфигурации власти в России и установления принципа ответственного перед парламентом правительства?
Заключение
Политика является неотъемлемым компонентом человеческой цивилизации: без нее невозможен социальный прогресс существования общества, личности. Социальное назначение политики состоит в том, чтобы ориентировать общественное развитие на утверждение справедливого социального порядка, ограничение государственного принуждения и обеспечение приоритета прав человека. Однако политика служит благу общества лишь в том случае, если познаны законы ее развития; если действуют механизмы, ограничивающие ее деструктивное, разрушающее влияние на общество, человека.
Двойственность, «двуликость» политики выражается в том, что, с одной стороны, она, как правило, является инициатором всех начинаний и свершений, она упорядочивает взаимоотношения людей, осуществляет правление порядка и справедливости, с другой стороны, именно с ее помощью часто творится произвол, унижается человеческое достоинство, попираются права и свободы людей. Политика, как заметил М. Дюверже, — это «двуликий Янус» (древнеримский бог с двумя лицами, направленными в противоположные стороны: одно — в будущее, другое — в прошлое).
Для того чтобы использовать огромный мобилизационный и регулятивный потенциал политики во благо общества и человека, ее следует глубоко изучать, уметь видеть за хаотическим нагромождением политических событий, явлений, действий определенную логику, обусловленную интересами и потребностями участников политической жизни. Здесь как нельзя более уместно замечание французского социолога О. Конта: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать».
Надеемся, что освоение содержания данного учебника позволит выработать четкие представления о сложном и многоликом мире политики, чтобы диагностировать практические трудности политического развития и не только обучить практическим навыкам, но и сформировать ценностные установки, определяющие приоритет прав человека, ценность свободы, демократии, гражданского мира, взаимопонимания, терпимости.
Словарь терминов
АБСЕНТЕИЗМ— форма аполитичности, политического безразличия граждан, выражающаяся в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах в представительные органы власти.
АБСОЛЮТИЗМ— форма государства, при которой законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит одному лицу — монарху. Исторически эта форма государства была характерна для эпохи феодализма. Абсолютные монархии сохранились сегодня в странах Персидского залива (Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия и др.).
АВТОНОМИЯ— право самостоятельного управления какой-либо частью государства, закрепленное в конституции.
АВТОРИТАРИЗМ— политический режим, характеризующийся неограниченной властью одного человека или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности, обществу. А. — переходный по своему характеру режим, он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией, содержит в себе черты обоих режимов. При А. признается многообразие экономических, политических и культурных интересов; режим не стремится осуществлять тотальный контроль за обществом. Сила используется в том случае, если население проявляет неповиновение режиму. Примерами таких режимов являются военные и гражданские диктатуры, монархии, популистские режимы и т.п.
АНАРХИЗМ— леворадикальное политическое учение, отрицающее необходимость государства и власти для организации жизнедеятельности личности. Критика государства анархистами осуществляется с позиции того, что всякое принуждение плохо, поскольку оно ограничивает свободу личности. Удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей, по их мнению, должно осуществляться добровольно на основе согласия всех членов общества. Видными теоретиками анархизма были П.Ж. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и др. В рамках А. существовали различные течения (анархо-синдикалисты, анархо-коммунисты и др.). В современных условиях влияние анархизма весьма ограниченно.
БЛОК ПОЛИТИЧЕСКИЙ— форма политического объединения государств, партий, движений, преследующих общие цели. Б. п. является объединением неравноправных политических сил. Он состоит из трех групп: 1) доминирующей, которая определяет стратегию блока; 2) союзной, вошедшей в блок для достижения превосходства над другими силами; 3) «реле», которая занята пропагандой идей блока.
БЮРОКРАТИЯ— слой профессиональных управленцев, деятельность которых основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур.
ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ— способность одного субъекта навязывать свою волю группам, массам, организациям, индивидам, исполь-
зуя при этом институты государства и его ресурсы. В. п. осуществляется через деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов государства. Способность одного субъекта решающим образом влиять на другого может быть основана на различных ресурсах (средствах): страхе, интересе, убеждении, традиции, законе, обычае и т.д. Политическую власть следует отличать от других разновидностей социальной власти: семейной, нравственной, правовой. Реализация политической власти опирается на государственные институты и предполагает удовлетворение интересов больших групп людей.
ГОСУДАРСТВО— особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов. Г. является наиболее важным институтом политической системы. Различают государство правовое, ограниченное в своих действиях правом (конституцией) и призванное обеспечивать реализацию прав и свобод личности; и государство социальное, стремящееся к созданию для каждого гражданина условий и возможностей его всестороннего развития. По способам формирования властных институтов различают такие формы государства, как монархия и республика; по характеру распределения власти на территории — унитарное, федеративное и конфедеративное государство.
ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ— организованные группы, оказывающие воздействие на власть, но не стремящиеся к обладанию ею.
ДЕМОКРАТИЯ— форма государства, характеризующаяся рядом признаков: источник власти — народ; свободные выборы как способ формирования властных институтов; равноправие граждан; гарантия прав и свобод личности и др.
ДИКТАТУРА— неограниченная власть одного лица, группы, класса, опирающаяся на вооруженное насилие. Обычно Д. противопоставляется демократии, основанной на гарантиях прав человека, добровольности форм социальной жизни.
ИДЕОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ— система представлений об устройстве и развитии общества, выражающих интересы социальных групп. Их реализация требует обращения к политической власти.
ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ— совокупность ролей и функций, а также структур, призванных обеспечивать реализацию интересов социальных групп, индивидов.
КОММУНИЗМ— разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на основе принципов коллективизма, социального равенства, социальной справедливости и удовлетворения всех потребностей индивида.
КОНСЕРВАТИЗМ— идеология, предполагающая развитие общества на основе ценностей семьи, морального долга, религии, собственности, сохранения традиций и т.д.
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ— политико-правовой принцип, определяющий взаимоотношения государства и гражданского общества на
основе разделения властей и ограничения их конституцией, а также на основе гарантий прав и свобод личности.
КОНФЛИКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ— состояние политических отношений между субъектами, характеризующееся их стремлением перераспределить ресурсы, ценности и статус в свою пользу.
КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ— совокупность знаний, представлений, установок, опыта, стандартов политической деятельности, позволяющая субъекту эффективно выполнять политические роли.
ЛЕГИТИМНОСТЬ— признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений.
ЛИБЕРАЛИЗМ— разновидность политической идеологии, отстаивающей приоритет прав и интересов личности по сравнению с интересами государства и общества.
ЛИДЕР ПОЛИТИЧЕСКИЙ— личность, способная постоянно и решающим образом влиять на общество, группы благодаря наличию у нее политической власти.
ЛОББИ— разновидность групп давления, создаваемых при исполнительных и законодательных органах власти для защиты интересов социальных общностей, слоев.
МЕНТАЛЬНОСТЬ— совокупность устойчивых представлений группы о политической деятельности, характеризующих особый способ группового мышления.
МОНАРХИЯ— форма государства, в котором вся власть сконцентрирована в руках единоличного правителя (короля, императора, князя, монарха и т.д.) и передается по наследству.
НАЦИОНАЛИЗМ— разновидность политической идеологии, возводящая требования суверенитета конкретного этноса и его права на самоопределение в форму политических требований к власти.
ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ— сфера реализации повседневных интересов индивида; совокупность межличностных отношений, которые развиваются без вмешательства государства и вне его рамок.
ОЛИГАРХИЯ— власть небольшой группы богатых людей.
ОХЛОКРАТИЯ— власть толпы, непосредственное воздействие масс, реализующих свои интересы помимо институтов государства.
ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ— форма представительства интересов членов гражданского общества, объединенных единой идеологией и стремящихся к захвату политической власти.
ПЛЮРАЛИЗМ — принцип организации общества, основанный на признании многообразия существующих интересов и их конкуренции.
ПОЛИАРХИЯ— форма власти в современных развитых странах, предполагающая распределение ее между центрами влияния (профсоюзами, бизнесом, фермерами и т.д.) с целью эффективного контроля за элитой. Автор термина — современный американский политолог Р. Даль.
ПОЛИТИКА— сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.
ПОПУЛИЗМ— разновидность политической культуры лидера, элиты, институтов, апеллирующих к настроениям масс. Для популизма характерны демагогия, обещания, простые решения.
ПРОПАГАНДА— распространение идей с целью их внедрения в сознание широких слоев населения для формирования у них отношения к политическим институтам, лидерам, элитам и т.п.
ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ— совокупность различных форм взаимодействия по реализации интересов субъектами политической жизни, в которых они выполняют определенные политические функции и роли.
РАСИЗМ— разновидность политической идеологии, отстаивающей исключительность и гегемонию этнической группы и опирающейся для ее достижения на террор, агрессию, войны.
РЕЖИМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ— совокупность средств и методов реализации политической власти. Отражает характер связи власти и индивида.
РЕСПУБЛИКА— форма государства, институты которого создаются на основе всеобщих выборов и на определенный срок.
СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ— совокупность государственных, политических и общественных организаций, форм и взаимодействия между ними, посредством которой осуществляется реализация общезначимых интересов с использованием политической власти.
ТОТАЛИТАРИЗМ— тип политического режима, предполагающего всеобщий контроль и регламентацию со стороны государства всех сфер жизнедеятельности человека.
ХАРИЗМА— понятие, обозначающее наличие у лидера исключительных способностей.
ЭЛЕКТОРАТ— круг лиц, обладающих правом голоса на выборах.
ЭЛИТА— группа лиц, принимающая важнейшие политические решения, отличающаяся особыми социальными, политическими, психологическими качествами, престижем и привилегированным положением.
Оглавление
От автора 3
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|