|
РАЗДЕЛ V. Личность в политике
Наряду с политическим элитами, партиями, социальным и профессиональными группами, организациями и движениями субъектом политики выступает личность. Она является исходным, первичным политическим субъектом, поскольку из личностей состоят партии, политические элиты, профессиональные группы, движения, классы, нации. Наконец, личности являются гражданами государства и в этом качестве активно взаимодействуют с властью. Когда-то Аристотель, определяя сущность человека, назвал его политическим животным. По мнению античного философа, сущность человека — в его политических свойствах. «Один только человек из всех живых существ, — писал Аристотель, — одарен речью... Это свойство людей, отличающее их от всех остальных существ, ведет к тому, что только человек способен к чувственному восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства...»
Однако гражданские качества личности не наследуются, а формируются в процессе ее взаимодействия с обществом, группами, другими индивидами. Расширение политического участия, включение в политику все новых слоев населения, рост интереса к политике представляет сегодня глобальную тенденцию мирового развития. Вхождение в сложный мир политики новых поколений предполагает формирование у них определенного отношения к политическим целям и ценностям, которые они застают в конкретном обществе. Для обеспечения преемственности политического развития и сохранения целостности общества в ходе смены поколений важно знать, как осуществляется трансляция политических убеждений и стандартов политической жизни от одного поколения к другому и как происходит формирование самостоятельного и ответственного политического субъекта. Политические институты (государство, партии и т.д.), политические лидеры, элиты, заинтересованные группы, церковь, семья, которые способствуют политической социализации, называются агентами социализации. На различных этапах социализации может доминировать влияние того или иного агента.
Тема 14. Политическая социализация личности
Концепция политической социализации стала активно разрабатываться в США с конца 1950-х гг. Ее появление было вызвано кризисом традиционных институтов политической системы западного общества, которые не смогли обеспечить добровольное принятие новыми поколениями рекламируемых демократических ценностей. Кризис был реакцией индивидуального и массового сознания на растущую коррумпированность власти, ее неспособность удовлетворять новые группы интересов, появившихся в постиндустриальном обществе. Следствием нараставшего политического отчуждения индивида от системы явились усиливавшееся недоверие к институтам власти, политический абсентеизм и, наконец, массовые выступления против официальной власти. Проявлением кризиса системы политической социализации стал конфликт поколений, выразившийся в массовых молодежных выступлениях против политической системы западного общества в 1960-х гг. В 1970-х гг. страну потрясли негритянские и другие расовые волнения, а в 1980-х — массовые антивоенные, экологические и феминистские движения.
Политическая социализация как процесс усвоения стандартов политической культуры общества
Нарушения в механизме трансляции политических идеалов и ценностей от поколения к поколению были связаны с появлением новых групп интересов, к восприятию которых политические институты оказались неподготовленными. Западное общество в 1960-х гг. вступило в постиндустриальную стадию, повлекшую за собой изменения в образовании, культуре, образе жизни, системе ценностей групп населения, связанных с высокими технологиями. Насыщение материальных потребностей большинства групп населения промышленно развитых стран выдвинуло на первый план уже не материальные, а прежде всего духовные ценности, и среди них — возможность свободной самореализации личности, потребность в благоприятной среде обитания, гармония человека и природы, солидарность. Появились субкультуры, которые отвергали традиционные материальные ценности господствующей культуры: личный успех, благосостояние, стремление к богатству. На основе этих субкультур возникли общественные движения, стремившиеся заявить о своих требованиях.
Политическая социализация: подходы и основные интерпретации в политической науке
Теория политической социализации формировалась как составная часть общей теории социализации, объясняющей взаимоотно-
шения индивида и общества. Социализация (от лат. socialis — общественный) представляет собой процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему. функционировать в качестве полноправного члена общества. По мере осознания того факта, что прогресс человечества связан с раскрытием духовного потенциала личности, возникали теории, стремившиеся предложить рецепты преодоления нарастающего отчуждения личности от общества, включения ее в контекст социальных взаимосвязей.
Существует несколько трактовок процесса социализации. Одна из наиболее распространенных состоит в понимании социализации как процесса развития личного контроля. Она разработана 3. Фрейдом и связана с идеями классического психоанализа. В основе его теории лежит положение о том, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом, подавляющего его биологические (сексуальные) побуждения, с которыми он рождается. Процесс социализации состоит в обуздании этих разрушительных инстинктов и побуждений. Однако контроль общества над природными инстинктами создает напряженность и дискомфорт существования личности, которая теряет свободу самовыражения. В связи с этим усиливается потребность личности в самоконтроле, чтобы избегать ситуаций страха и нервозности.
Авторы другой модели социализации рассматривают ее как результат межличностного общения. Эта модель основана на теории символического интеракционизма Ч.Х. Кули и Дж. Г. Мида, согласно которой личность формирует свое «Я» в результате многообразных взаимодействий людей с окружающим миром (интеракций). В процессе взаимодействия люди реагируют на те значения, которые они предписывают воздействующим на них стимулам, а не самим стимулам. Особое значение приобретает интерпретация мыслей, жестов, чувств других людей. Не случайно сторонники данного подхода обратили внимание на эффект группового влияния на личность, что позволило выявить значение социальных установок для социализации личности. Исходя из этого, они определяли зрелость индивида достижением им комфортности с существующей социальной системой, то есть добровольным подчинением личности установкам и целям системы.
Преобладающей моделью социализации в западной науке стала характеристика ее как ролевой тренировки. Теоретической основой подобного понимания социализации является структурный функционализм Т. Парсонса. Индивид взаимодействует с другими людьми благодаря тем социальным ролям, которые он усваивает (роль учителя, роль ребенка, роль пассажира, роль мужа и т.д.). Социаль-
Вторая версия политической социализации разрабатывалась в рамках теорий конфликта (М. Вебер, Г. Моска, Ф. Паркин, У. Гуд, П. Блау), плюрализма (Р. Даль, В. Харт) и гегемонии (Р. Милибэнд, Р. Даусон, К. Превитт). В этой версии сущность политической социализации трактуется в терминах взаимодействия власти и индивида. Последний не является пассивным объектом воздействия политической системы. Активность индивида во взаимодействии с властью обусловлена его интересами, способностью действовать осознанно благодаря стремлению к самосовершенствованию, поддержке этноса, класса, политической партии, частью которых он может выступать.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|