Виды экономического анализа.
Предмет и объект экономического анализа.
Анализ – расчленение, разложение изучаемого объекта на составные части и элементы.
Это позволяет заглянуть во внутрь объекта, определить роль каждого элемента в изучаемом явлении, понять сущность изучаемого объекта.
На основе экономического анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность.
Таким образом, экономический анализ является важным элементом в системе управления производством, он позволяет выявить внутрихозяйственные резервы, разработать планы, прогнозы и управленческие решения, контролировать эти решения и способствует повышению эффективности функционирования предприятия.
Различают:
1. Макроэкономический анализ – изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей.
2. Микроэкономический анализ – изучает экономические явления и процессы на уровне отдельных субъектов хозяйствования (экономический анализ хозяйственной деятельности).
Объектом исследования выступают результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Предметом его изучения являются причинно-следственные связи и зависимости экономических явлений и процессов, формирующих результаты деятельности субъекта хозяйствования.
Задачи экономического анализа.
Задачи анализа:
1. Анализ научно-экономической обоснованности бизнес плана:
· по объему выпуска продукции;
· по себестоимости;
· по прибыли;
· по рентабельности.
Содержание заключается в проверке обоснованности плановых расчетов, балансовых, трудовых, финансовых расчетов, нормами и нормативами, спросом и предложением на рынке, уровнем цен и уровнем инфляции.
2. Исследование причин отклонений фактических показателей от плановых расчетов с целью выявления резервов улучшения работы.
3. Определение эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. На этом этапе определяются и изучаются показатели эффективности использования ресурсов и изучается их динамика.
Эффективность использования трудовых ресурсов определяется производительностью труда:
ПТ = V/Ч
Эффективность использования материальных ресурсов определяется материалоотдачей:
М/о = V/МЗ
Ф/о = V/ОПФ
V = Ч · ПТ
V = МЗ · М/о
V = ОПФ · Ф/о
Анализ обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами предполагает:
- анализ формирования использования прибыли;
- определение чистой прибыли;
- анализ состояния производственных запасов;
- анализ оборачиваемости активов.
4. Выявление и измерение резервов предприятия.
Резервы – показатели, которые создают реальную экономию средств.
В процессе анализа выявление резервов происходит путем сравнительного изучения выполнения бизнес-плана подразделениями предприятия, однородными предприятиями.
Резервы по объему производства продукции выявляются по 3 группам:
· по средствам труда;
· по предметам труда;
· по самому труду.
5. Проверка оптимально принимаемых управленческих решений.
Методы экономического анализа.
Метод экономического анализа – комплексное взаимосвязанное изучение сторон деятельности предприятия на базе внешней и внутренней информации.
Методы могут быть математические и традиционные.
Традиционные методы:
1. Анализ тех или иных показателей начинается с использования абсолютных величин (объем продукции, издержки производства). Используется в основном в качестве базы для исчисления средних и относительных величин.
2. Относительные величины определяют степень выполнения плана, динамику показателя, структуру производства, пропорциональность развития производства, выражается в % и коэффициентах. Данные показатели незаменимы при анализе динамики явления.
3. Средние величины. Суть – обобщение типичных, однородных показателей. С их помощью можно определить общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов.
4. Сравнение. Наиболее распространенный вид анализа. Необходимым условием является сопоставимость сравниваемых показателей во времени, оценке и структуре. Существует несколько форм сравнения:
· со среднеотраслевыми показателями;
· с данными лучших предприятий;
· с базисом;
· с данными бизнес-плана.
5. Группировка позволяет изучить внутреннее строение показателей, соотношение в нем отдельных частей.
Группировки могут быть:
- структурные (применяются для изучения состава и структуры предприятия, структуры выпускаемой продукции, состава рабочих по стажу, профессии);
- аналитические (применяются для измерения вероятной взаимосвязи между изучаемыми показателями, явлениями и объектами). При построении этой группировки из двух взаимосвязанных показателей один рассматривается в качестве фактора влияющего не другой, а другой – как результат влияния первого.
6. Метод цепных подстановок используется когда на анализируемый показатель оказывает влияние целый ряд факторов и ставиться задача измерить влияние каждого фактора. Данный способ используется тогда, когда зависимость анализируемого показателя от влияющих на него факторов имеет строго функциональный характер и может быть выражена формулой произведения – при прямой функциональной зависимости, формулой отношения – при обратной зависимости или формулой алгебраической суммы.
Метод заключается в последующей замене в базисной формуле базисной величины влияющего фактора его фактической величиной и сравнении полученных результатов такой замены. При этом соблюдается обязательное условие – в начале заменяется количественные факторы, а затем качественные.
Данный метод имеет разновидности:
- полный прием цепных подстановок (сохраняется последовательность замены и расчетов);
- способ исчисления абсолютных разниц (различие заключается в том, что по анализируемому фактору берется в расчет его абсолютное отклонение от базисного фактора);
- прием пересчета (пересчет фактических количественных показателей на плановые качественные). Применяется в анализе прибыли и себестоимости продукции.
7. Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время или уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы. При помощи этого метода можно выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов.
Общая схема расчета влияния на объем продукции фактора количества и фактора цен:
∑q1p1 ― ∑q0p0 = (∑q1p0 ― ∑q0p0) + (∑q1p1 ― ∑q1p0)
8. Балансовый метод предполагает соответствие актива и пассива, потребности и источников пополнения ресурсов. В экономическом анализе применяется в том случае, когда имеется строго функциональная зависимость. С его помощью анализируется обеспеченность сырьем, материалами, ГП, полуфабрикатами, финансовое положение предприятия.
Формула сырьевого баланса:
Nн + Nпост = Np + Nвыб + Nк
Nн – количество запасов на начало периода,
Nпост – поступившие запасы,
Np – реализованные запасы,
Nвыб – выбывшие запасы,
Nк – запасы на конец периода.
Каждую из этих величин можно представить как алгебраическую сумму всех остальных:
Np = Nн + Nпост - Nвыб - Nк
Данный метод имеет большую аналитическую ценность если составляется по группам товаров, ГП, сырью.
Виды экономического анализа.
Виды анализа:
1. По аспектам исследования:
· финансово-экономический;
· технико-экономический;
· функционально-стоимостной;
· маркетинговый.
2. По характеру принимаемых управленческих решений:
· оперативный;
· текущий;
· перспективный;
· ситуационный.
3. По кругу изучаемых вопросов:
· полный (комплексный);
· тематический.
4. По характеру использования информации:
· внешний;
· внутренний.
Финансово-экономический анализ – изучение, диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия, выявление резервов повышения устойчивости.
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – метод системного исследования объекта с целью оптимизации затрат в сферах проектирования, освоения производства, сбыта, промышленного и бытового потребления.
Основной задачей ФСА является достижение оптимального соотношения между потребительской стоимостью изделия и затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия.
Более частные задачи ФСА:
1. Снижение себестоимости.
2. Повышение качественных параметров, т.е. снижение затрат по отдельным элементам.
3. Повышение производительности труда.
4. Снижение брака.
Основное значение – позволяет предупредить лишние затраты.
Маркетинговый анализ – применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта ГП, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
Оперативный анализ – повседневный анализ отдельных показателей хозяйственной деятельности, имеющих особо важное значение для конечных результатов этой деятельности.
Объекты оперативного анализа:
1. Процесс выпуска продукции.
2. Процесс реализации продукции.
3. Платежеспособность.
4. Материальные и трудовые затраты.
В ходе оперативного анализа выявляются отклонения от заданных параметров и применяются оперативные меры для устранения этих отклонений.
Информационная база анализа – первичная документация, данные оперативного планирования.
Характерные особенности анализа:
1. Исследование натуральных показателей.
2. Относительная неточность, приблизительность расчетов.
Данный вид анализа приближен по времени к моменту совершения хозяйственной операции.
Текущий анализ – периодический анализ, проводится по данным отчетности. Главной задачей является объективная оценка коммерческой деятельности предприятия, выявление резервов, улучшение хозяйственной деятельности. Это пассивный вид анализа, все уже произошло и изменить невозможно.
Проводится как самим предприятием, его подразделениями, так и внешними субъектами.
Текущий анализ служит базой для перспективного анализа. Его результаты используются для решения проблем стратегического управления.
Перспективный анализ – анализ хозяйственной деятельности с позиции будущего времени, т.е. перспективы развития. Проводится с целью определения стратегического курса развития производства и результатов работы в будущем.
Задачи:
1. Прогнозирование хозяйственной деятельности.
2. Научное обоснование перспективных планов.
3. Оценка ожидаемого выполнения плана.
В процессе анализа широко применяются математические методы.
Ситуационный анализ. Проводится методом организационно-деятельностных игр и включает в себя анализ целей, анализ знаний для их достижения, анализ способов работы.
Ситуационный анализ помогает найти выход из возникших затруднений и оценить деловые качества работников.
Полный (комплексный) анализ – изучается деятельность предприятия со всех сторон.
Тематический анализ – изучаются только отдельные стороны предприятия, представляющие в определенный момент наибольший интерес.
Внешний анализ – проводится на основе финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, инвесторами.
Внутренний анализ – осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Эго результаты являются коммерческой тайной.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|