Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды экономического анализа.





Предмет и объект экономического анализа.

Анализ – расчленение, разложение изучаемого объекта на составные части и элементы.

Это позволяет заглянуть во внутрь объекта, определить роль каждого элемента в изучаемом явлении, понять сущность изучаемого объекта.

На основе экономического анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность.

Таким образом, экономический анализ является важным элементом в системе управления производством, он позволяет выявить внутрихозяйственные резервы, разработать планы, прогнозы и управленческие решения, контролировать эти решения и способствует повышению эффективности функционирования предприятия.

Различают:

1. Макроэкономический анализ – изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей.

2. Микроэкономический анализ – изучает экономические явления и процессы на уровне отдельных субъектов хозяйствования (экономический анализ хозяйственной деятельности).



Объектом исследования выступают результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Предметом его изучения являются причинно-следственные связи и зависимости экономических явлений и процессов, формирующих результаты деятельности субъекта хозяйствования.

Задачи экономического анализа.

Задачи анализа:

1. Анализ научно-экономической обоснованности бизнес плана:

· по объему выпуска продукции;

· по себестоимости;

· по прибыли;

· по рентабельности.

Содержание заключается в проверке обоснованности плановых расчетов, балансовых, трудовых, финансовых расчетов, нормами и нормативами, спросом и предложением на рынке, уровнем цен и уровнем инфляции.

2. Исследование причин отклонений фактических показателей от плановых расчетов с целью выявления резервов улучшения работы.

3. Определение эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. На этом этапе определяются и изучаются показатели эффективности использования ресурсов и изучается их динамика.



Эффективность использования трудовых ресурсов определяется производительностью труда:

ПТ = V/Ч

Эффективность использования материальных ресурсов определяется материалоотдачей:

М/о = V/МЗ

Ф/о = V/ОПФ

V = Ч · ПТ

V = МЗ · М/о

V = ОПФ · Ф/о

Анализ обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами предполагает:

  • анализ формирования использования прибыли;
  • определение чистой прибыли;
  • анализ состояния производственных запасов;
  • анализ оборачиваемости активов.

4. Выявление и измерение резервов предприятия.

Резервы – показатели, которые создают реальную экономию средств.

В процессе анализа выявление резервов происходит путем сравнительного изучения выполнения бизнес-плана подразделениями предприятия, однородными предприятиями.

Резервы по объему производства продукции выявляются по 3 группам:

· по средствам труда;

· по предметам труда;

· по самому труду.

5. Проверка оптимально принимаемых управленческих решений.

Методы экономического анализа.

Метод экономического анализа – комплексное взаимосвязанное изучение сторон деятельности предприятия на базе внешней и внутренней информации.

Методы могут быть математические и традиционные.

Традиционные методы:

1. Анализ тех или иных показателей начинается с использования абсолютных величин (объем продукции, издержки производства). Используется в основном в качестве базы для исчисления средних и относительных величин.

2. Относительные величины определяют степень выполнения плана, динамику показателя, структуру производства, пропорциональность развития производства, выражается в % и коэффициентах. Данные показатели незаменимы при анализе динамики явления.



3. Средние величины. Суть – обобщение типичных, однородных показателей. С их помощью можно определить общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов.

4. Сравнение. Наиболее распространенный вид анализа. Необходимым условием является сопоставимость сравниваемых показателей во времени, оценке и структуре. Существует несколько форм сравнения:

· со среднеотраслевыми показателями;

· с данными лучших предприятий;

· с базисом;

· с данными бизнес-плана.

5. Группировка позволяет изучить внутреннее строение показателей, соотношение в нем отдельных частей.

Группировки могут быть:

  • структурные (применяются для изучения состава и структуры предприятия, структуры выпускаемой продукции, состава рабочих по стажу, профессии);
  • аналитические (применяются для измерения вероятной взаимосвязи между изучаемыми показателями, явлениями и объектами). При построении этой группировки из двух взаимосвязанных показателей один рассматривается в качестве фактора влияющего не другой, а другой – как результат влияния первого.

6. Метод цепных подстановок используется когда на анализируемый показатель оказывает влияние целый ряд факторов и ставиться задача измерить влияние каждого фактора. Данный способ используется тогда, когда зависимость анализируемого показателя от влияющих на него факторов имеет строго функциональный характер и может быть выражена формулой произведения – при прямой функциональной зависимости, формулой отношения – при обратной зависимости или формулой алгебраической суммы.

Метод заключается в последующей замене в базисной формуле базисной величины влияющего фактора его фактической величиной и сравнении полученных результатов такой замены. При этом соблюдается обязательное условие – в начале заменяется количественные факторы, а затем качественные.

Данный метод имеет разновидности:

  • полный прием цепных подстановок (сохраняется последовательность замены и расчетов);
  • способ исчисления абсолютных разниц (различие заключается в том, что по анализируемому фактору берется в расчет его абсолютное отклонение от базисного фактора);
  • прием пересчета (пересчет фактических количественных показателей на плановые качественные). Применяется в анализе прибыли и себестоимости продукции.

7. Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время или уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы. При помощи этого метода можно выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов.

Общая схема расчета влияния на объем продукции фактора количества и фактора цен:

∑q1p1 ― ∑q0p0 = (∑q1p0 ― ∑q0p0) + (∑q1p1 ― ∑q1p0)

8. Балансовый метод предполагает соответствие актива и пассива, потребности и источников пополнения ресурсов. В экономическом анализе применяется в том случае, когда имеется строго функциональная зависимость. С его помощью анализируется обеспеченность сырьем, материалами, ГП, полуфабрикатами, финансовое положение предприятия.

Формула сырьевого баланса:

Nн + Nпост = Np + Nвыб + Nк

Nн – количество запасов на начало периода,

Nпост – поступившие запасы,

Np – реализованные запасы,

Nвыб – выбывшие запасы,

Nк – запасы на конец периода.

Каждую из этих величин можно представить как алгебраическую сумму всех остальных:

Np = Nн + Nпост - Nвыб - Nк

Данный метод имеет большую аналитическую ценность если составляется по группам товаров, ГП, сырью.

 

 

Виды экономического анализа.

Виды анализа:

1. По аспектам исследования:

· финансово-экономический;

· технико-экономический;

· функционально-стоимостной;

· маркетинговый.

2. По характеру принимаемых управленческих решений:

· оперативный;

· текущий;

· перспективный;

· ситуационный.

3. По кругу изучаемых вопросов:

· полный (комплексный);

· тематический.

4. По характеру использования информации:

· внешний;

· внутренний.

Финансово-экономический анализ – изучение, диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия, выявление резервов повышения устойчивости.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – метод системного исследования объекта с целью оптимизации затрат в сферах проектирования, освоения производства, сбыта, промышленного и бытового потребления.

Основной задачей ФСА является достижение оптимального соотношения между потребительской стоимостью изделия и затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия.

Более частные задачи ФСА:

1. Снижение себестоимости.

2. Повышение качественных параметров, т.е. снижение затрат по отдельным элементам.

3. Повышение производительности труда.

4. Снижение брака.

Основное значение – позволяет предупредить лишние затраты.

Маркетинговый анализ – применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта ГП, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Оперативный анализ – повседневный анализ отдельных показателей хозяйственной деятельности, имеющих особо важное значение для конечных результатов этой деятельности.

Объекты оперативного анализа:

1. Процесс выпуска продукции.

2. Процесс реализации продукции.

3. Платежеспособность.

4. Материальные и трудовые затраты.

В ходе оперативного анализа выявляются отклонения от заданных параметров и применяются оперативные меры для устранения этих отклонений.

Информационная база анализа – первичная документация, данные оперативного планирования.

Характерные особенности анализа:

1. Исследование натуральных показателей.

2. Относительная неточность, приблизительность расчетов.

Данный вид анализа приближен по времени к моменту совершения хозяйственной операции.

Текущий анализ – периодический анализ, проводится по данным отчетности. Главной задачей является объективная оценка коммерческой деятельности предприятия, выявление резервов, улучшение хозяйственной деятельности. Это пассивный вид анализа, все уже произошло и изменить невозможно.

Проводится как самим предприятием, его подразделениями, так и внешними субъектами.

Текущий анализ служит базой для перспективного анализа. Его результаты используются для решения проблем стратегического управления.

Перспективный анализ – анализ хозяйственной деятельности с позиции будущего времени, т.е. перспективы развития. Проводится с целью определения стратегического курса развития производства и результатов работы в будущем.

Задачи:

1. Прогнозирование хозяйственной деятельности.

2. Научное обоснование перспективных планов.

3. Оценка ожидаемого выполнения плана.

В процессе анализа широко применяются математические методы.

Ситуационный анализ. Проводится методом организационно-деятельностных игр и включает в себя анализ целей, анализ знаний для их достижения, анализ способов работы.

Ситуационный анализ помогает найти выход из возникших затруднений и оценить деловые качества работников.

Полный (комплексный) анализ – изучается деятельность предприятия со всех сторон.

Тематический анализ – изучаются только отдельные стороны предприятия, представляющие в определенный момент наибольший интерес.

Внешний анализ – проводится на основе финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, инвесторами.

Внутренний анализ – осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Эго результаты являются коммерческой тайной.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.