Горизонтальная Вертикальная Диверсификация
Поглощение или слияние компаний, занятых в одной отрасли.
| Объединение фирм разных отраслей, связанных общностью технологий.
| Объединение фирм разных отраслей, технологически несвязанных между собой
|
Организационные формы монополий:
1.Картель – соглашение о ценах на товары и услуги об объемах производства. Его участники договариваются о разделе рынков, торговых квотах и уровне цен (кто, где, сколько и почем продает). При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность.
2.Синдикат – объединение в целях совместного сбыта продукции.
3.Трест – объединение на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом одного вида товара.
4.Концерн – объединение многопрофильных фирм с единым финансовым центром (концерн «ДЭУ», производящий товары от батареек до автомобилей, имеющий заводы от Южной Кореи до Узбекистана).
5.Холдинг- головная компания, владеющая акциями участников концерна и благодаря этому, влияющая на их деятельность.
6.Конгломерат – объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.
Кроме основных типов рыночных структур, существует множество других: монопсония, олигопсония, дуополия, двусторонняя монополия.
-Монопсония- рынок, на котором оперирует один крупный покупатель какого-то товара и он контролирует цену.
-Олигопсония- рыночная ситуация, когда множеству продавцов противостоит несколько крупных покупателей.
-Дуополия- имеются только два поставщика определенного товара.
-Двусторонняя монополия- на рынке один крупный производитель-монополист сталкивается с одним крупным покупателем.
Основные типы барьеров (ограничителей) для входа на рынок:
· Лицензия- право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на рынке;
· Товарный знак- особый символ, позволяющий узнавать товар, фирму;
· Авторское право- обеспечивает создателям новых продуктов исключительные права продавать или предоставлять лицензии на использование их изобретений;
· Патент- свидетельство, подтверждающее право автора на распоряжение созданным им благом.
Антимонопольное законодательство- комплекс законов и правительственных актов, способствующих развитию конкуренции, направленных на ограничение и запрещение монополий. Оно основано на законах РК «Об естественных монополиях», «О конкуренции и ограничение монополистической деятельности».
Закон РК от 9 июня 1998г. «О недобросовестной конкуренции» определяет действия, признающиеся недобросовестной конкуренцией, устанавливает механизм ее предотвращения. Законом различаются следующие виды недобросовестной конкуренции в РК:
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ.
Деньги
Конкуренция
Монополия
Олигополия
Предложение
Рынок
Спрос
Товар
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
1. Сущность и функции рынка.
2. Классификация рынка.
3. Теневая экономика
4. Основные элементы рыночного механизма.
5. Модели рынков в зависимости от развития конкуренции.
6. Монополия и монопсония.
Тесты:
4. Конкурентный рыночный механизм – это способ:
A) согласования решений потребителей, производителей и владельцев факторов производства
B) синхронизации этих решений
C) согласования и синхронизации этих решений
D) ни синхронизации, ни согласования этих решений
5. Что включается в инфраструктуру рынка:
A) банки
B) ярмарки
C) консалтинговые фирмы
D) налоговые и таможенные органы
E) все ответы верны
6. Рынок – это:
A) совокупность актов купли-продажи
B) взаимодействие спроса и предложения
C) взаимоотношения между продавцами и покупателями
D) экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара
7. Какая из функции денег названа неверно:
A) мера стоимости
B) средство обращения
C) мера дохода
D) средство платежа
E) мировые деньги
8. Деньги – это:
A) всеобщий эквивалент
B) простое орудие счета
C) товар, обладающий всеобщей обмениваемостью
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|