Классификация структуры рынка.
1.По экономическому назначению объектов рынка:
1.1.Рынок товаров и услуг.
1.2.Рынок факторов производства.
1.3.Финансовый рынок.
1.4.Информационный рынок и т.д.
2.По географическому расположению:
2.1.Местный рынок.
2.2.Региональный рынок.
2.3.Национальный рынок.
2.4.Мировой рынок.
3.По степени ограничения конкуренции:
3.1.Монополистический рынок.
3.2.Олигополистический рынок.
3.3.Рынок монополистической конкуренции.
3.4.Рынок совершенной конкуренции.
4.По отраслям:
4.1.Автомобильный рынок.
4.2.Компьютерный рынок.
4.3.Сельскохозяйственный рынок.
4.4.Промышленный рынок.
5.По характеру продаж:
5.1.Оптовый рынок.
5.2.Розничный рынок.
6.По соответствию законодательным нормам:
6.1.Официальный рынок.
6.2.Черный рынок - Теневая экономика. Теневая экономика
Инфраструктура рынка- это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений. Различают инфраструктуру товарного рынка (биржи, аукционы, ярмарки, предприятия оптовой и розничной торговли); финансового рынка (фондовые, валютные биржи, банки, страховые компании и фонды) и рынка труда (биржи труда).
Основными элементами рыночного механизма являются: цена, спрос и предложение, конкуренция.
Конкуренция– соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи товаров.
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким признакам:
1.По масштабам развития:
1.1.Индивидуальная конкуренция - один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия рынка.
1.2.Местная - соперничество товаровладельцев какой-то территории.
1.3.Внутриотраслевая - соперничество в одной отрасли.
1.4.Межотраслевая – соперничество субъектов разных отраслей.
1.5.Национальная – состязание внутри страны.
1.6.Глобальная - борьба субъектов разных стран.
2.По методам ведения:
2.1.Ценовая - за счет снижения цены.
2.2.Неценовая - за качества товара, рекламы, уровень обслуживания.
Ценовая дискриминация- продажа товара или услуги, производимого с одинаковыми затратами, по различным ценам разным покупателям. Она возможна при наличии трех условий:
1.продавец должен быть монополистом или некоторой степенью монопольной власти;
2.продавец должен выделять в группы покупателей, имеющих разную способность платить;
3.первоначальный покупатель не должен иметь возможность перепродавать товар.
3.По способам ведения:
3.1.Добросовестная.
3.2.Недобросовестная - нарушение правил рынка, использование ложной рекламы.
4.По форме:
4.1.Совершенная.
4.2.Несовершенная (олигополия, монополия, монополистическая конкуренция).
Соответственно выделяют рынки: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.
Характеристика моделей рынка
Параметры
| Совершенный
рынок
| Несовершенный рынок
| Чистая конкуренция
| Монополист. конкуренция
| Олигополия
| Чистая монополия
| Определение
| Рынок с большим
числом фирм, про
дающих стандарти зированный товар и ни одна фирма не влияет на цену.
| Рынок с боль шим числом продавцов, предлагающих сходные но не одинаковые товары.
| Рынок, где господствуют несколько крупных фирм (2-дуополия).
| Рынок, где господ ствует один прода вец, влияющий на цену товара
| Число фирм
| Очень большое
| Многое
| Несколько
| Одна
| Вид товара
| Стандартизированный (однородный)
| Дифференцированный (разнородный)
| Дифференцированный и однородный
| Уникальный, нет близких заменителей
| Контроль над ценой
| Отсутствует
| В пределах рыночной ниши
| Ограничен вза имной зависи мостью и значи телен при тайном сговоре
| Диктует цены
| Барьеры для вхождения в отрасль
| Отсутствует
| Отсутствует
| Возможны отдельные препятствия при входе
| Вхождение заблокировано
| Неценовая конкуренция
| Отсутствует
| Существенна, упор на рекламу
| Типична при дифференциации товара
| Нет нужды в ней
| примеры
| Рынки с/х продукции, ценных бумаг.
| Рынки легкой и пищевой промышленности
| Стандартизир. товаров- сталь; дифференц/ых-автомобили, сигареты, кофе
| Народные промыслы, городские коммуникации
|
Совершенная конкуренция – это рыночная структура, где много фирм, продающих стандартизированный товар, и ни одна фирма не располагает большой долей рынка.
Монополия(греч. монос- один, полео-продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий:
1.Естественная монополия – возникает в результате владение редким и невоспроизводимым фактором производства: природная основана на уникальности природного ресурса (залежи алмазов в Якутии делают Республику Соха монополистом в рамках России) и технологическая основана на уникальном открытии, изобретении, уникальном техническом сооружении (РК- монополист Байконура).
2.Искусственная монополия – возникает в результате сговора или слияния фирм.
3.Случайная монополия – возникает в результате создания временного превышения спроса над предложением для своего круга потребителей.
Главная причина возникновения монополий – концентрация производства и капитала.
Направления концентрации
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|