Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация структуры рынка.





1.По экономическому назначению объектов рынка:

1.1.Рынок товаров и услуг.

1.2.Рынок факторов производства.

1.3.Финансовый рынок.

1.4.Информационный рынок и т.д.

2.По географическому расположению:

2.1.Местный рынок.

2.2.Региональный рынок.

2.3.Национальный рынок.

2.4.Мировой рынок.

3.По степени ограничения конкуренции:

3.1.Монополистический рынок.

3.2.Олигополистический рынок.

3.3.Рынок монополистической конкуренции.

3.4.Рынок совершенной конкуренции.

4.По отраслям:

4.1.Автомобильный рынок.

4.2.Компьютерный рынок.

4.3.Сельскохозяйственный рынок.

4.4.Промышленный рынок.

5.По характеру продаж:

5.1.Оптовый рынок.

5.2.Розничный рынок.

6.По соответствию законодательным нормам:

6.1.Официальный рынок.

6.2.Черный рынок - Теневая экономика. Теневая экономика

 

 

Инфраструктура рынка- это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений. Различают инфраструктуру товарного рынка (биржи, аукционы, ярмарки, предприятия оптовой и розничной торговли); финансового рынка (фондовые, валютные биржи, банки, страховые компании и фонды) и рынка труда (биржи труда).



Основными элементами рыночного механизма являются: цена, спрос и предложение, конкуренция.

Конкуренция– соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи товаров.

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким признакам:

1.По масштабам развития:

1.1.Индивидуальная конкуренция - один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия рынка.

1.2.Местная - соперничество товаровладельцев какой-то территории.

1.3.Внутриотраслевая - соперничество в одной отрасли.

1.4.Межотраслевая – соперничество субъектов разных отраслей.

1.5.Национальная – состязание внутри страны.

1.6.Глобальная - борьба субъектов разных стран.

2.По методам ведения:

2.1.Ценовая - за счет снижения цены.

2.2.Неценовая - за качества товара, рекламы, уровень обслуживания.

Ценовая дискриминация- продажа товара или услуги, производимого с одинаковыми затратами, по различным ценам разным покупателям. Она возможна при наличии трех условий:



1.продавец должен быть монополистом или некоторой степенью монопольной власти;

2.продавец должен выделять в группы покупателей, имеющих разную способность платить;

3.первоначальный покупатель не должен иметь возможность перепродавать товар.

3.По способам ведения:

3.1.Добросовестная.

3.2.Недобросовестная - нарушение правил рынка, использование ложной рекламы.

4.По форме:

4.1.Совершенная.

4.2.Несовершенная (олигополия, монополия, монополистическая конкуренция).

Соответственно выделяют рынки: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.

Характеристика моделей рынка

Параметры Совершенный рынок Несовершенный рынок
Чистая конкуренция Монополист. конкуренция Олигополия Чистая монополия
Определение Рынок с большим числом фирм, про дающих стандарти зированный товар и ни одна фирма не влияет на цену. Рынок с боль шим числом продавцов, предлагающих сходные но не одинаковые товары. Рынок, где господствуют несколько крупных фирм (2-дуополия). Рынок, где господ ствует один прода вец, влияющий на цену товара
Число фирм Очень большое Многое Несколько Одна
Вид товара Стандартизированный (однородный) Дифференцированный (разнородный) Дифференцированный и однородный Уникальный, нет близких заменителей
Контроль над ценой Отсутствует В пределах рыночной ниши Ограничен вза имной зависи мостью и значи телен при тайном сговоре Диктует цены
Барьеры для вхождения в отрасль Отсутствует Отсутствует Возможны отдельные препятствия при входе Вхождение заблокировано
Неценовая конкуренция Отсутствует Существенна, упор на рекламу Типична при дифференциации товара Нет нужды в ней
примеры Рынки с/х продукции, ценных бумаг. Рынки легкой и пищевой промышленности Стандартизир. товаров- сталь; дифференц/ых-автомобили, сигареты, кофе Народные промыслы, городские коммуникации

 



Совершенная конкуренция – это рыночная структура, где много фирм, продающих стандартизированный товар, и ни одна фирма не располагает большой долей рынка.

Монополия(греч. монос- один, полео-продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий:

1.Естественная монополия – возникает в результате владение редким и невоспроизводимым фактором производства: природная основана на уникальности природного ресурса (залежи алмазов в Якутии делают Республику Соха монополистом в рамках России) и технологическая основана на уникальном открытии, изобретении, уникальном техническом сооружении (РК- монополист Байконура).

2.Искусственная монополия – возникает в результате сговора или слияния фирм.

3.Случайная монополия – возникает в результате создания временного превышения спроса над предложением для своего круга потребителей.

Главная причина возникновения монополий – концентрация производства и капитала.

Направления концентрации

 
 


 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.