ТЕМА 14: Фискальная политика.
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика представляет собой меры воздействия на экономику с помощью изменения величины совокупных доходов и (или) расходов государственного бюджета.
Фискальная политика направлена на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию экономики в коротком периоде. Цели: стабилизация уровня совокупного объема выпуска (ВВП), полная занятость ресурсов, стабилизация уровня цен. Объект воздействия – совокупный спрос (величина совокупных расходов) и совокупное предложение (величина издержек фирм и деловая активность). Фискальную политику проводит правительство. Инструменты фискальной политики – расходы и доходы государственного бюджета (государственные закупки, налоги, трансферты). Изменение величины государственных закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов фирмам (субсидий) и на совокупный спрос и на совокупное предложение.
Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса (AD = C+I+G+Xn) и поэтому их изменение оказывает прямое непосредственное воздействие на величину совокупных расходов, то есть на совокупный спрос, и изменяет величину совокупного выпуска и дохода. Изменение налогов и трансфертов означает лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос – косвенное – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов.
Исследование влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос, проводимое Дж. М. Кейнсом и его последователями, основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.
Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению
,
и сформулировал так называемый основной психологический закон, который состоит в том, что «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход».
Предельная склонность к сбережению определяется как
mps = ΔS/ΔY, 0<mps<1, mps+ mpc =1
Поскольку прирост дохода каждого следующего экономического агента равен дополнительному доходу предыдущего агента, умноженному на предельную склонность к потреблению, то изменение совокупного дохода равно:
ΔY = ΔG + ΔG × mpc + ΔG × mpc2 + ΔG × mpc3 + ... = ΔG × 1/(1- mpc).
Величина 1/(1- mpc) называется простым (потому что не учитывает влияния подоходного налога и иностранного сектора) мультипликатором автономных расходов. Государственные расходы – частный случай автономных расходов. Под автономными расходами понимаются расходы, не зависящие от уровня доходов. Мультипликатор автономных расходов (в данном случае – государственных закупок) это коэффициент, который показывает, во сколько раз изменение совокупного дохода будет больше изменения автономных расходов (в данном случае – государственных закупок (G)).
MultG=ΔY/ ΔG
Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов совокупный доход мультипликативно сокращается.
Налоги воздействуют на совокупный спрос также с мультипликативным эффектом.
-ΔY=Δ ×mpc+Δ ×mpc2+Δ ×mpc3+…Þ-ΔY=Δ ×(mpc/(1- mpc))
Величина (- mpc/(1- mpc)) называется мультипликатором автономных налогов. Мультипликатор автономных налогов –это коэффициент, показывающий, во сколько раз изменение совокупного дохода будет больше изменения автономных налолгов. MultTx = -ΔY/ Δ
Мультипликатор налогов всегда величина отрицательная и по своему абсолютному значению всегда меньше мультипликатора расходов.
Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и/или налогов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.
Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, показывающий, во сколько раз изменение совокупного дохода будет больше изменения трансфертов. По своему абсолютному значению он равен мультипликатору автономных налогов.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.
Меры стимулирующей фискальной политики: увеличение государственных закупок; снижение налогов; увеличение трансфертов.
Меры сдерживающей фискальной политики: сокращение государственных закупок; увеличение налогов; снижение трансфертов.
Воздействие фискальной политики на экономику:
а),б) – на совокупный спрос,
в) на совокупное предложение
| P LRAS SRAS1
P1 A SRAS2
P2 B
AD
Y1 Y*
в) стимулирующая
| Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Автоматическая фискальная политика основана на действии так называемых встроенных (автоматических) стабилизаторов, то есть инструментов, само наличие которых (встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику. К автоматическим стабилизаторам относятся: пропорциональные и прогрессивные подоходные налоги, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.
Контрольные вопросы и вопросы для самостоятельного изучения:
1.Верно ли, что инструменты фискальной политики стабилизируют экономику, воздействуя на совокупный спрос, а не на совокупное предложение?
2.Верно ли, что уменьшение государственных закупок сокращает как совокупный спрос, так и совокупное предложение?
3.Верно ли, что чем больше предельная склонность к потреблению, тем меньше влияние изменения величины государственных закупок на изменение величины дохода?
4.Что показывает мультипликатор сбалансированного бюджета?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|