Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 14: Фискальная политика.





Фискальная (бюджетно-налоговая) политика представляет собой меры воздействия на экономику с помощью изменения величины совокупных доходов и (или) расходов государственного бюджета.

Фискальная политика направлена на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию экономики в коротком периоде. Цели: стабилизация уровня совокупного объема выпуска (ВВП), полная занятость ресурсов, стабилизация уровня цен. Объект воздействия – совокупный спрос (величина совокупных расходов) и совокупное предложение (величина издержек фирм и деловая активность). Фискальную политику проводит правительство. Инструменты фискальной политики – расходы и доходы государственного бюджета (государственные закупки, налоги, трансферты). Изменение величины государственных закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов фирмам (субсидий) и на совокупный спрос и на совокупное предложение.

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса (AD = C+I+G+Xn) и поэтому их изменение оказывает прямое непосредственное воздействие на величину совокупных расходов, то есть на совокупный спрос, и изменяет величину совокупного выпуска и дохода. Изменение налогов и трансфертов означает лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос – косвенное – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов.



Исследование влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос, проводимое Дж. М. Кейнсом и его последователями, основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.

Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению

,

и сформулировал так называемый основной психологический закон, который состоит в том, что «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход».

Предельная склонность к сбережению определяется как

mps = ΔS/ΔY, 0<mps<1, mps+ mpc =1

Поскольку прирост дохода каждого следующего экономического агента равен дополнительному доходу предыдущего агента, умноженному на предельную склонность к потреблению, то изменение совокупного дохода равно:



ΔY = ΔG + ΔG × mpc + ΔG × mpc2 + ΔG × mpc3 + ... = ΔG × 1/(1- mpc).

Величина 1/(1- mpc) называется простым (потому что не учитывает влияния подоходного налога и иностранного сектора) мультипликатором автономных расходов. Государственные расходы – частный случай автономных расходов. Под автономными расходами понимаются расходы, не зависящие от уровня доходов. Мультипликатор автономных расходов (в данном случае – государственных закупок) это коэффициент, который показывает, во сколько раз изменение совокупного дохода будет больше изменения автономных расходов (в данном случае – государственных закупок (G)).

MultG=ΔY/ ΔG

Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов совокупный доход мультипликативно сокращается.

Налоги воздействуют на совокупный спрос также с мультипликативным эффектом.

-ΔY=Δ ×mpc+Δ ×mpc2 ×mpc3+…Þ-ΔY=Δ ×(mpc/(1- mpc))

Величина (- mpc/(1- mpc)) называется мультипликатором автономных налогов. Мультипликатор автономных налогов –это коэффициент, показывающий, во сколько раз изменение совокупного дохода будет больше изменения автономных налолгов. MultTx = -ΔY/ Δ

Мультипликатор налогов всегда величина отрицательная и по своему абсолютному значению всегда меньше мультипликатора расходов.

Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и/или налогов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.



Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, показывающий, во сколько раз изменение совокупного дохода будет больше изменения трансфертов. По своему абсолютному значению он равен мультипликатору автономных налогов.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Меры стимулирующей фискальной политики: увеличение государственных закупок; снижение налогов; увеличение трансфертов.

Меры сдерживающей фискальной политики: сокращение государственных закупок; увеличение налогов; снижение трансфертов.

 

P LRAS SRAS P2 P1 A B
       
 
   
 


AD2

AD1

Y

Y1 Y*

а) стимулирующая

P LRAS SRAS P1 P2 В А
 
 


AD2

AD1

Y

Y1 Y*

б) сдерживающая

 

Воздействие фискальной политики на экономику: а),б) – на совокупный спрос, в) на совокупное предложение P LRAS SRAS1   P1 A SRAS2   P2 B     AD   Y1 Y* в) стимулирующая  

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Автоматическая фискальная политика основана на действии так называемых встроенных (автоматических) стабилизаторов, то есть инструментов, само наличие которых (встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику. К автоматическим стабилизаторам относятся: пропорциональные и прогрессивные подоходные налоги, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

 

Контрольные вопросы и вопросы для самостоятельного изучения:

1.Верно ли, что инструменты фискальной политики стабилизируют экономику, воздействуя на совокупный спрос, а не на совокупное предложение?

2.Верно ли, что уменьшение государственных закупок сокращает как совокупный спрос, так и совокупное предложение?

3.Верно ли, что чем больше предельная склонность к потреблению, тем меньше влияние изменения величины государственных закупок на изменение величины дохода?

4.Что показывает мультипликатор сбалансированного бюджета?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.