Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 11: Монетарная политика.





Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой меры по регулированию денежного обращения с целью стабилизации экономики. Монетарная политика является разновидностью стабилизационной политики, то есть политики, направленной на сглаживание циклических колебаний, и используется для воздействия на экономику, прежде всего в коротком периоде. Цели монетарной политики: стабилизация уровня ВВП; полная занятость ресурсов; стабилизация уровня цен; равновесие платежного баланса. Объект воздействия – совокупный спрос. Способ воздействия – регулирование денежного рынка, прежде сего денежной массы.

Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Он осуществляет контроль за предложением денег (денежной массой), уровнем ставки процента, валютным курсом национальной денежной единицы. Изменение предложения денег центральный банк может осуществлять посредством воздействия на резервы коммерческих банков и на банковский мультипликатор.

Инструменты монетарной политики: изменение нормы обязательных резервов (1),изменение учетной ставки процента (2),операции на открытом рынке (3)



Если центральный банк повышает норму обязательных резервов то предложение денег сокращается по двум причинам. Во-первых, сокращаются кредитные возможности коммерческих банков, во–вторых, сокращается величина банковского мультипликатора. В результате даже незначительное изменение нормы обязательных резервов может привести к значительным и не всегда предсказуемым последствиям. Поэтому этот инструмент в странах с устоявшейся рыночной экономикой используется редко. Стабильная норма обязательных резервов является основой для спокойного ведения дел коммерческими банками.

Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Чем выше учетная ставка, тем меньше денег берут коммерческие банки у центрального банка, следовательно, тем меньше величина резервов коммерческих банков, которые они могут выдать в кредит, и, следовательно, тем меньше денежная масса. Если учетная ставка снижается, то расширяются кредитные возможности коммерческих банков. Но изменение учетной ставки, так же как и изменение ставки резервирования, не является гибким и оперативным инструментом регулирования. Это связано с тем, что в развитых странах объем кредитов коммерческих банков, получаемых ими у центробанка невелик, и эти кредиты коммерческие банки не имеют права выдавать своим клиентам, что обусловлено законодательными нормами, препятствующими использованию государственных средств в коммерческих структурах.



Учетная ставка процента является ориентиром (нижней границей в общем случае) для установления межбанковской процентной ставки (по которой коммерческие банки предоставляют друг другу кредиты) и ставки процента, по которой коммерческие банка выдают кредиты небанковскому сектору (домохозяйствам и фирмам.).

Рыночная ставка процента (R), выступая ценой денег, формируется на денежном рынке. Равновесная ставка процента – это ставка,при которой спрос на деньги (Мd) равен предложению денег (Мs). При повышении учетной ставки процента центральным банком денежная масса сокращается, а рыночная ставка процента растет (деньги (кредиты) становятся «дорогими»). И, наоборот, при уменьшении учетной ставки денежная масса растет.

 

Воздействие изменения предложения денег на ставку процента

 

R Ms2 Ms1
 
 


R2 B

A

R1

Md

M

M2 M1

Уменьшение денежной массы

R Ms1 Ms2
 
 


R1 A

B

R2

Md

 

M1 M2

Увеличение денежной массы

 

Операции на открытом рынке – самый важный и оперативный инструмент контроля над денежной массой в развитых странах. Операции на отрытом рынке – это покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг на вторичном рынке ценных бумах (деятельность центрального банка на первичном рынке, как правило, запрещена законом). Центральный банк продает бумаги банковскому (коммерческим банкам) и небанковскому сектору (домохозяйствам и фирмам) и осуществляет у них же покупку этих ценных бумаг. Покупка центробанка увеличивает резервы коммерческих банков, что ведет к увеличению предложения денег. Предложение денег увеличивается в равной степени вне зависимости от характеристики продавца ценных бумаг (банковский или внебанковский сектор), но механизм увеличения предложения денег при реализации этих двух вариантов различен.



Выделяют два вида монетарной политики: стимулирующую (меры по увеличению предложения денег в период спада с целью стимулирования деловой активности) и сдерживающую (меры по снижению предложения денег в период «перегрева» экономики в целях борьбы с инфляцией).

Меры стимулирующей монетарной политики: снижение нормы обязательных резервов (1); снижение учетной ставки процента (2);покупка центральным банком государственных ценных бумаг (3). Рост предложения денег ведет к увеличению совокупного спроса.

Меры сдерживающей монетарной политики; повышение нормы обязательных резервов (1); повышение учетной ставки процента (2); продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

 

Виды монетарной политики

P LRAS B SRAS P2 A P1 AD2 AD1 Y Y1 Y* Стимулирующая P LRAS SRAS P1 A
 
 


P2 B AD1

AD2

Y

Y* Y1

Сдерживающая

Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику называется механизмом денежной трансмиссии. Связующим звеном между денежным и товарным рынком выступает ставка процента.

 

R Ms1 Ms2 R1 A   R2 B Md M M1 M2 Денежный рынок   R I(R) R1 A
 
 


R2 B

I

I1 I2

Функция инвестиций

P LRAS SRAS P1 P2 A B
 
 


AD2

AD1

Y

Y1 Y*

Рынок товаров и услуг

 

    Механизм денежной трансмиссии при стимулирующей монетарной политике (политика «дешевых денег»)
R Ms2 Ms1 R2 B   R1 A Md M M2 M1 Денежный рынок R I(R) R2 B
 
 


R1 A

I

I2 I1

Функция инвестиций

 

 

P LRAS SRAS P1 P2 A B AD2 AD1 Y Y* Y1 Рынок товаров и услуг     Механизм денежной трансмиссии при сдерживающей монетарной политике (политика «дорогих денег»).

 

Контрольные вопросы и вопросы для самостоятельного* изучения

1.Верно ли утверждение, что изменение центральным банком учетной ставки процента не меняет величину банковского мультипликатора?

2 Верно ли утверждение, что повышение учетной ставки процента центральным банком приведет к увеличению резервов коммерческих банков?

3.Как влияет снижение учетной ставки процента на спрос на деньги, на рыночную ставку процента, на предложение денег?

4.Рост нормы обязательных резервов (выбрать единственно правильный ответ): увеличивает активы коммерческих банков; увеличивает пассивы коммерческих банков; сокращает депозиты фирм и домохозяйств в коммерческих банках; сокращает активы коммерческих банков; сокращает и активы и пассивы коммерческих банков.

5*Критика традиционной кривой Филлипса

 

ТЕМА 12: Налоги.

Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги. Налоги в рыночной экономике являются основным источником доходов государства и средством для выполнения государством своих функций: определение правил ведения экономической деятельности; поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста); производство общественных благ (благ, обладающий в большой степени свойствами неисключаемости и неконкурентности); проведение социальной политики; борьба с отрицательными внешними эффектами.

Концептуальные основы построения налоговых систем определяют цели и границы вмешательства государства в перераспределение доходов. Приверженцы утилитаризма считают необходимой и оправданной деятельность государства по изъятию части доходов у одних субъектов и передачу этой части другим субъектам в том случае, если предельная полезность полученных от государства денег больше предельной полезности этой же суммы денег, изъятой в виде налога. В рамках либертаризма перераспределительная деятельность государства возможно только при ненарушении условия Парето-оптимальности. Эгалитаристы превыше всего ценят сплоченность общества и в области построения налоговых систем особое внимание уделяют справедливому расходованию изъятых государством налоговых сумм.

Современные принципы построения налоговых систем формируются относительно различных критериев их оценки. По критерию выделения субъектов, несущих наибольшую налоговую нагрузку выделяются реализуемые в той или иной степени следующие принципы: возмещения затрат (наибольше налоги должны платить те, кто получает больше благ от государства); подоходный (наибольшие налоги должны платить те, кто получает большие доходы); ресурсный (наибольшие налоги должны платить те, кто использует природные ресурсы, поскольку они принадлежат всему населению страны). Принцип эффективности заключается в том, что налоговая система должна обеспечить наиболее рациональное размещение и использование ресурсов. Выделяются также принципы справедливости, экономической нейтральности, гибкости, контролируемости, незатратности и пр. (соответственно критерии справедливости, экономической нейтральности и пр.). Экономическая нейтральность налогообложения является важным критерием оценки налоговых систем. Экономически нейтральные налоги приводит к аллокационным решениям, эффективным по Харроду-Хиксу (то есть к такому перераспределению ресурсов, при котором выигравшие от него могут компенсировать потери проигравшим и при этом не стать более бедными, чем до перераспределения).

При построении налоговых систем выделяются следующие основные элементы: субъект налогообложения (кто должен платить налоги), объект налогообложения (что облагается налогом), налоговая ставка (процент, по которой рассчитывается сумма налога). Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Для экономики в целом ею является величина совокупного (национального) дохода. Tx = Y × t , где Tx - сумма налога, Y – величина налогооблагаемой базы, t – налоговая ставка. Существует несколько классификаций налогов. В зависимости от характера объекта налогообложения налоги подразделяют на прямые (объект налогообложения – доходы от факторов производства и имущество) и косвенные (объект налогообложения – товары, услуги, виды деятельности). Особенностью косвенных налогов является то, что налогоплательщиком выступает покупатель товара или услуги (он оплачивает налог), а выплачивает налог (переводит средства в госбюджет) фирма – продавец товаров или услуг.

В макроэкономике налоги делят также на автономные (не зависящие от уровня дохода - ) и подоходные (зависящие от уровня совокупного дохода). Сумма налоговых поступлений определяется по формуле

 

,

где t –предельная ставка налога

tпред. = ΔTx/ΔY×100%.

 

В зависимости от того, как устанавливается средняя налоговая ставка

Tср. = Tx/Y×100%

различают три типа налогов (налогообложения): пропорциональное, при котором средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода; прогрессивное, при котором средняя налоговая ставка увеличивается по мере роста дохода и уменьшается по мере сокращения дохода; регрессивное, при котором средняя налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. В явном виде регрессивная система налогообложения наблюдается редко. Однако все косвенные налоги, с точки зрения доли, которую они составляют в доходе покупателя, имеют регрессивный характер.

Налоги оказывают влияние и на совокупный спрос и на совокупное предложение.

Они воздействуют на два основных элемента совокупного спроса – потребительские и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос. Снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, но она же провоцирует инфляцию.

Рост налогов ведет к снижению потребительских и инвестиционных расходов. Эта мера носит антиинфляционный характер в период «перегрева» экономики.

Воздействие изменения налогов на совокупный спрос

P LRAS B SRAS P2 A P1 AD2 AD1 Y Y1 Y* Снижение налогов P LRAS SRAS P1 A
 
 


P2 B AD1

 

AD2

Y

Y* Y1

Рост налогов

 

 

Рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а снижение налогов – к увеличению объема выпуска (поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки).

Таким образом, налоги являются не только основным источником дохода государства, но и важным инструментом стабилизации экономики. Налоговое регулирование может способствовать росту экономического потенциала, обеспечивая экономический рост.

 

Гипотетическое воздействие изменения ставки подоходного налога на величину налоговых поступлений в государственный бюджет иллюстрирует кривая Лаффера (А.Лаффер – один из основоположников концепции «экономики предложения»)

 

 

P LRAS SRAS1 P1 A SRAS2   P2 B     AD     Y1 Y* Воздействие снижения налогов на совокупное предложение   Txmax А     Tx1 B
 
 

 


 

 

tопт t1

Кривая Лаффера

 

 

 

Контрольные вопросы и вопросы для самостоятельного* изучения:

1.* Общественные блага. Свойства неисключаемости и неконкурентности.

2.* Принципы налогообложения А.Смита.

3. Верно ли, что предельная налоговая ставка не может быть меньше средней налоговой ставки?

4.Верно ли, что в «экономике предложения» влияние снижения налогов на совокупное предложение носит антиинфляционный характер?

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.