ТЕМА 4: Совокупный спрос.
Поскольку спрос и предложения являются основными понятиями в экономической теории, основной макроэкономической моделью является модель « совокупный спрос - совокупное предложение» (модель AD-AS).Эта модель позволяет выяснить условия макроэкономического равновесия, показать причины и последствия его нарушения.
Совокупный спрос –это сумма спросов всех макроэкономических агентов на конечные товары и услуги. Поэтому формула совокупного спроса имеет вид.
AD= C+I+G+Xn
Ее отличие от формулы подсчета ВВП по расходам состоит в том, что она отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты (в формуле ВВП представлены фактические расходы). Чем выше общий уровень цен, тем меньше величина совокупного спроса.
P
А
P1
P2 B
AD
Y
Y1 Y 2
Кривая совокупного спроса.
Кривая совокупного спроса (в отличие от кривой рыночного спроса в микроэкономике) не может быть получена путем суммирования индивидуальных или рыночных спросов (снижение величины спроса на один товар компенсируется увеличением величины спроса на другой товар). Для объяснения отрицательного наклона кривой AD в данной системе координат рассматривают три следующие эффекта: эффект реального богатства или эффект реальных денежных запасов (эффект Пигу), который может быть представлен в виде следующий логической цепочки
P↑Þ ¯Þ C¯ Þ AD¯ ,
Где М – номинальное финансовое богатство, выраженное в денежной форме, Р – общий уровень цен.
Эффект процентной ставки(R) или эффект Кейнса:
Р↑ Þ Мd ↑ Þ R↑ Þ I ↓ Þ AD↓.
Эффект импортных закупок или эффект чистого экспорта (эффект Манделла-Флеминга):
Р↑Þ Ex ↓, Im ↑ Þ Xn↓ Þ AD↓.
Эти три эффекта показывают воздействие ценовых факторов (изменение общего уровня цен), которые при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияют на величину совокупного спроса и обуславливаю движение вдольAD.
Неценовые факторы влияют на сам совокупный спрос. Величина совокупного спроса изменяется при каждом уровне цен, то есть происходит сдвиг AD (вправо при увеличении спроса, влево - при снижении). К неценовым факторам относятся факторы, влияющие на каждый из компонентов совокупного спроса. На совокупные потребительские расходы влияют: уровень благосостояния, уровень текущего дохода, ожидания потребителей в отношении изменения доходов в будущем и в отношении изменения уровня цен, налоги, трансферты, уровень задолженности домохозяйств, ставка процента по потребительскому кредиту. Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы: ожидания инвесторов относительно динамики внутренней нормы отдачи от инвестиций, ставка процента, величина дохода, налоги, трансферты, технологии, избыточные производственные мощности, величина запаса капитала. Факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг, являются внешними для модели AD-AS параметрами управления и определяются государственными законодательными органами. Факторы, воздействующие на чистый экспорт: величин ВВП и НД в других странах, величина ВВП и НД в данной стране, валютный курс национальной денежной единицы.
Неценовыми факторами, также влияющими на совокупный спрос и объясняющими сдвиги AD, но не входящими в качестве формальных слагаемых в уравнение совокупного спроса, являются денежные факторы, выводимые из уравнения количественной теории денег: масса денег в обращении (предложение денег),скорость обращения денег.
Контрольные вопросы и вопросы для самостоятельного* изучения:
1*.Механизм и направление влияние неценовых факторов, (по элементам совокупного спроса) на совокупный спрос и сдвиг AD.
2.Объясните отличие изменения уровня благосостояния как неценового фактора, сдвигающего AD, от эффекта реального богатства, являющегося ценовым фактором, обусловливающим движение вдоль AD.
3.Верна ли цепь рассуждений: рост уровня цен в стране по сравнению с мировым уровнем ведет к увеличению экспорта и снижению импорта и, следовательно, к снижению совокупного спроса и сдвигу кривой совокупного спроса влево.
4.Верно ли утверждение, что увеличение пенсий не приводит к сдвигу кривой совокупного спроса, потому что это трансфертные выплаты.
5.Рост курса акций на фондовой бирже в результате роста спроса на акции является примером эффекта (выбрать единственно правильный ответ): Пигу, Кейнса, Фишера, Манделла-Флеминга, нет верного ответа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|