Сделай Сам Свою Работу на 5

Оценка риска и страхование





Задача данного раздела – рассказать возможным инвесторам и кредиторам о возможных рисках на пути реализации проекта и основных методах защиты от их влияния.

Предпринимательство в любом виде всегда связано с риском.

Предпринимательский (коммерческий) риск –это опасность потенциальной возможности того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, либо получит доходы ниже тех, на которые рассчитывал.

Ассортимент рисков весьма широк, а вероятность каждого типа риска различна, так же как сумма убытков, которые они могут вызвать. Поэтому необходимо хотя бы ориентировочно оценить то, какие риски наиболее вероятны для фирмы и во что они могут (в случае их реализации) обойтись.

Потери в предпринимательстве подразделяют по следующим видам:

- Материальные (дополнительные затраты или прямые потери оборудования, имущества, сырья, энергии).

- Трудовые (потери рабочего времени).

- Финансовые (прямой денежный ущерб, штрафы, налоги, потери денежных средств или ценных бумаг).

- Потери темпа бизнеса, когда предпринимательская деятельность идет медленнее, чем было намечено.



- Особые виды потерь (нанесение ущерба здоровью, окружающей среде, престижу фирмы).

После анализа всевозможных рисков и выявления среди них наиболее существенных необходимо указать для каждого из них организационные меры по его профилактике и нейтрализации.

Например, при риске сбоев на железнодорожном транспорте необходимо проработать альтернативы транспортировки грузов автомобильным, морским или авиационным транспортом.

Таким образом, при написании этого раздела необходимо осветить следующие основные моменты:

1. Привести перечень возможных рисков с указанием вероятности их проявления и ожидаемого ущерба.

2. Указать организационные меры по профилактике и нейтрализации указанных рисков.

3. Представить программу страхования от рисков.

2.10. Финансовый план

Настоящий раздел рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы.

В первую очередь необходимо проанализировать комплекс документов, характеризирующих финансово-хозяйственную деятельность рассматриваемой фирмы:



1. Оперативный (рабочий) план (отчет), отражающий за каждый период результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков. Разрабатывается службой маркетинга.

2. План (отчет) о доходах и расходах по производству, показывающий, получит ли фирма прибыль от продажи товаров. Разрабатывается экономической службой.

3. План (отчет) о движении денежных средств, который показывает процесс поступления и расходования денег в процессе деятельности фирмы. Разрабатывается финансовой службой фирмы.

4. Балансовый отчет (бюджет), подводящий итог экономической и финансовой работы фирмы за отчетный период. Разрабатывается службой главного бухгалтера.

Рассмотрим примерный состав показателей и форму их представления в оперативном плане (отчете). Эти показатели определяются по каждому виду товара (услуге), что позволяет сравнивать их между собой по экономической эффективности (табл. 5).

Таблица 5

Показатели Месяц (квартал, год) Всего за период
план факт план факт
1. Рыночный потенциал фирмы по данному товару, в единицах товара 2. Доля фирмы в отраслевом рынке по данному товару, % 3. Цена товара, ден. ед. 4. Объем продаж, в единицах товара 5. Охват рынка, % 6. Количество произведенных товаров, в единицах товара 7. Запасы товара на складах фирмы на конец отчетного периода, в единицах товара          

 

Эта совокупность показателей призвана дать представление руководству фирмы о той доле рынка, которая уже завоёвана фирмой по каждому товару и которую предполагается завоевать в будущем периоде. Обычно такой прогноз принято составлять на три года вперед, причем для первого года приводятся помесячно, для второго года - поквартально, а данные на дальнейший период времени приводятся в расчете на год. Это обусловлено тем, что для начального периода производства уже точно известны будущие покупатели, а для следующих периодов имеется только предварительная договоренность с ними о будущих продажах. Таким образом, начиная со второго года, приходится заниматься прогнозными прикидками.



План (отчет) о доходах и расходах. В него обычно включают показатели, представленные в табл. 6.

Таблица 6

Показатели Месяц (квартал, год) Всего за период
план факт план факт
1. Выручка от продажи данного товара 2. производственные издержки, связанные с производством и реализацией товаров, по статьям 3. Общепроизводственные издержки по статьям 4. Налоги и отчисления 5. Чистая прибыль 6. Прибыль остающаяся в распоряжении фирмы[1]          

По данным этого плана (отчета) можно установить, приносит ли фирме прибыль данный товар, можно сравнить различные товары по прибыльности с тем, чтобы принять решение о целесообразности их дальнейшего производства. Просуммировав данные по всем товарам и услугам фирмы, можно оценить ожидаемую суммарную прибыль фирмы. Задача этого документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль в течение каждого из трех лет.

План (отчет) о движении денежных средств – показывает, сколько в распоряжении имеется денежных средств и какова потребность в них фирмы. При этом – план является результатом планирования, в то же время как отчет о фактических величинах показывает реальное положение фирмы. Отчет составляется как суммарный результат деятельности фирмы по всем видам товаров и услуг.

В структуру план - отчета рекомендуется включать перечень показателей, представленных в таблице 7

Таблица 7

Показатели Месяц (квартал, год) Всего за период
план факт план факт
1. Выручка от продажи товаров 2. Денежные издержки на производство и реализацию товаров 3. Налоги 4. Отчисления 5. Дивиденды 6. Инвестиции 7. Закупки 8. Процентные издержки 9. Погашение кредитов 10. Суммарные затраты денежных средств 11. Добавление к активной части баланса          

Балансовый отчет.

Примерная структура аналитического балансового отчета приведена в таблице 8

Из данной структуры видно, что в балансовом отчете содержится полный перечень активов фирмы (имущество) и пассивов (собственный капитал и долговые обязательства). Этот документ показывает имущественное положение, финансовую устойчивость и ликвидность фирмы. Данные в таблице приводятся на начало и конец года.

Другим важным документом финансовой отчетности, содержащим необходимую для анализа финансового состояния информацию, является «Отчет о прибылях и убытках» (форма 2 баланса). Примерная структура отчета приведена в таблице 9.

Таблица 8

Баланс (форма 1)
АКТИВЫ ПАССИВЫ
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ 1. нематериальные активы 2. Основные средства 3. Незавершенное строительство 4. Долгосрочные финансовые вложения 5. Прочие внеоборотные активы 6. Итого II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ 1. Запасы 2. НДС по приобретенным ценностям 3. Дебиторская задолженность (>12 месяцев) 4. Дебиторская задолженность (<12 месяцев) 5. Краткосрочные финансовые вложения 6. Денежные средства 7. Прочие оборотные активы 8. Итого     ВСЕГО АКТИВОВ III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ 1. Уставной капитал 2. Добавочный капитал 3. Резервный капитал 4. Целевые финансирования и поступления 5. Нераспределенная прибыль прошлых лет 6. Непокрытый убыток прошлых лет 7. Нераспределенная прибыль отчетного года (чистая прибыль) 8. Непокрытый убыток отчетного года 9. Итого IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 1. Займы и кредиты 2. Прочие долгосрочные обязательства 3. Итого V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 1. Займы и кредиты 2. Кредиторская задолженность 3. Задолженность участникам по выплате доходов 4. Доходы будущих периодов 5. Резервы предстоящих расходов 6. Прочие краткосрочные обязательства 7. Итого ВСЕГО ПАССИВОВ

 

Таблица 9

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ За отчетный год За прошлый год
1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПО ОБЫЧНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 3. Валовая прибыль 4. Коммерческие расходы 5. Управленческие расходы 6. Прибыль (убыток) от продаж 2. ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ 1. Проценты к получению 2. Проценты к уплате 3. Доходы от участия в других организациях 4. Прочие операционные доходы 5. Прочие операционные расходы 3. ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ 1. Прочие внереализационные доходы 2. Прочие внереализационные расходы 3. Прибыль (убыток) до налогообложения 4. Налог на прибыль 5. Прибыль (убыток) от обычной деятельности 4. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ 1. Чрезвычайные доходы 2. Чрезвычайные расходы 3. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль отчетного года)    

 

В соответствии с нормативными документами в бизнес-плане приводится сводная таблица финансовых показателей (прил. 3).

Таким образом, в данном разделе бизнес – плана необходимо представить комплект планово-отчетных документов, а также провести анализ основных финансовых показателей, характеризующих эффективность производственно-хозяйственной деятельности фирмы.

Стратегия финансирования

В этом разделе бизнес-плана необходимо изложить сущность инвестиционной политики фирмы, т.е. дать обоснованный ответ на следующие вопросы:

1. Сколько нужно средств для реализации предлагаемого в бизнес-плане проекта?

Ответ на этот вопрос основывается на расчетах, проведенных в разделе «Финансовый план». При этом следует обратить внимание на два момента:

- синхронность поступления и расходования денежных средств, т.е. ликвидности фирмы при реализации данного бизнес-плана. Дело в том, что при превышении расходов над поступлениями (что нередко встречается на начальной стадии осуществления проекта), для поддержания ликвидности приходится делать регулярные «впрыскивания» денежных средств в дело, увеличивая тем самым реальную стоимость реализации проекта по сравнению с расчетной.

- учет инфляции.

2. Откуда можно получить необходимые средства и в какой форме?

Финансирование развития фирмы (реализации проекта) может осуществляться либо из внутренних источников, либо из внешних. Следовательно, необходимо определить структуру капитала, т.е. соотношение собственного (акционерного) и заемного капитала.

При решении данного вопроса нужно оценить:

- какую долю средств целесообразно привлечь в форме кредита, а какую долю – в форме акционерного капитала,

- на каких условиях может быть получен кредит,

- каков календарный график погашения кредита,

- какие виды акций и на каких условиях могут быть выпущены фирмой с целью привлечения дополнительных финансовых средств от акционеров,

- сколько финансовых средств и на каких условиях могут быть привлечены из внутренних источников,

- имеются ли возможности привлечения средств из Госбюджета,

- как и сколько нужно зарезервировать финансовых средств на покрытие непредвиденных расходов.

При рассмотрении данного вопроса данные можно представить в табличной форме (табл. 11).

3.Как лучше использовать инвестиции?

4. Когда инвестиции начнут приносить доходы?

Для этого проводят расчеты, позволяющие определить срок окупаемости вложений.

5. Какова чувствительность и устойчивость проекта?

Таблица 11

Потребность в инвестициях, ден. Ед. год Итого Источники финансирования, ден. Ед. Год Итого
1-й n-й 1-й n-й
1, Основной капитал 1.1 Здания, сооружения производственного назнаения 1.2. Рабочие машины 1.3. Транспортные средства 1.4. Прочие 2. Оборотный капитал 2.1. Запасы и затраты 2.2. Денежные средства         1. Акционерный капитал 2. Привлеченный капитал 2.1. Долгосрочные кредиты 2.2. Долгосрочные займы 2.3. Краткосрочные кредиты 2.4. Краткосрочные займы 3. Прочие источники финансирования        
3. Итого         4. Итого        

 

Под чувствительностью проекта понимают минимальные значения его показателей, при которых сохраняется эффективность проекта, а под устойчивостью – сохранение показателей эффективности проекта в различных ситуациях (например, при изменении банковской ставки, объема продаж и т.д.)


ПРИЛОЖЕНИЯ

 


Приложение 1

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

Брянский государственный технический университет

 

Кафедра «Экономика и менеджмент»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Бизнес – план для предприятия

 

Выполнил студент гр. __-____

_________________________

Преподаватель

_________________________

 

 

Брянск 200_


Приложение 2

Оценка основных конкурентов по факторам конкурентоспособности

Факторы конкурентоспособности Фирма Главные конкуренты
А В
1. Товар        
1.1. Качество 1.2. Технико - экономические показатели 1.3. Потребительские показатели 1.4. Престиж торговой марки 1.5. Упаковка 1.6. Гарантийный срок 1.7. Уровень послепродажного обслуживания 1.8. Уникальность 1.9. Многовариантность использования 1.10. Надежность 1.11. Защищенность патентами        
2. Цена        
2.1. Продажная 2.2. Процент скидки с цены 2.3. Сроки платежа (рассрочка) 2.4. Условия предоставления кредита        
3. Каналы сбыта        
3.1. Форма сбыта: · прямая доставка; · торговые представители; · оптовые посредники; · маклеры; · дилеры 3.2. Степень охвата рынка 3.3. Размещение складских помещений 3.4. Система транспортировки 3.5. Система контроля запасов        
4. Продвижение товаров на рынках        
4.1. Реклама: · для потребителей; · для торговых посредников 4.2. Индивидуальная продажа: · стимулирование потребителей; · демонстрационная торговля; · показ образцов товаров; 4.3. Продвижение товаров по каналам сбыта: · продажа на конкурсной основе · продажа торговым посредникам 4.4. Телевизионный маркетинг 4.5. Продажа товаров через средства массовой информации.        
Общее количество баллов        

 


Приложение 3

Расчет основных показателей деятельности предприятия&

Коэффициент Норматив Данные на конец года
     
Показатели финансовой устойчивости в долгосрочном плане
Кавтономии = СК/ВБ ≥ 0,6      
Кфин. зависимости = ЗК/СК ≤ 1      
Кманевренности = СОК/СК ≤ 0,5      
СОК = СК - ВА        
Кимущества = ст-ть им-ва/ВБ ≥ 0,5      
Им-во = ВА+ПЗ-ДФВ-НА        
Кобесп. ПЗ = СОК/ПЗ ≥ 0,8      
Показатели ликвидности
Кобщ. ликвидности = ОбА/КО ≥ 1,5-2      
Кбыстрой ликвидности = (ОбА-ПЗ)/КО > 0,8-1      
Кабс. ликвидности = (ДС+КФВ)/КО ≥ 0,2      
Показатели деловой активности (данные за год)
Коборач. активов = ВР/Акт      
Коборач. ОбА = ВР/ОбА      
Кобор. ДЗ = ВР/ДЗ      
Кобор. КЗ = ВР/КЗ      
Кобор. СК = ВР/СК      
Кдел. активности = Кобор. ДЗобор. КЗ ≥ 1      
Показатели рентабельности (данные за год)
Rинвестиций в Акт = ЧП/Акт      
Rинвестиций в СК = ЧП/СК      
Rинвестиций в ОбА = ЧП/ОбА      
Rпродаж = ЧП/ВР      
Rпродаж = БП/ОбА      
Rпроизводственной деятельности = ЧП/СБ      
Rпроизводственной деятельности = БП/СБ      

 

 


[1] Для акционерного общества – после выплаты дивидендов

& Обозначения, используемые в таблице: СК – собственный капитал; ВБ – валюта баланса; ЗК – заемный капитал; СОК – собственный оборотный капитал; ВА – внеоборотные активы; ПЗ – производственные запасы; ДФВ – долгосрочные финансовые вложения; НА – нематериальные активы; ОбА – оборотные активы; КО – краткосрочные обязательства; ДС – денежные средства; КФВ – краткосрочные финансовые вложения; ВР – выручка; ЧП – чистая прибыль; СПч – среднесписочная численность работников; ОС – стоимость основных средств; Акт – активы; ДЗ – дебиторская задолженность; КЗ – кредиторская задолженность; БП – балансовая прибыль; СБ – себестоимость.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.