|
Раздел «Описание продукции»
Барановичский хлебозавод предусматривает в бизнес-плане на 2010 год более 100 наименований хлебобулочных изделий, 40-50 наименований кондитерских изделий. Выработку панировочных сухарей, киселя.
В план выпуска продукции включены 60 наименований новых изделий, из них 30 хлебобулочных изделий и 30 кондитерских изделий. Предполагаемая продукция призвана удовлетворять первичные физиологические потребности.
На хлебозаводе вырабатываются хлеба с применением густых заквасок по традиционной технологии и с применением термофильных молочнокислых бактерий «Дельбрюк», также освоено производство хлеба «Хула» оригинальный по ускоренной технологии с применением сухих заквасок.
Для более полного удовлетворения населения и в целях расширения ассортимента предполагается монтаж линии по производству шоколадной глазури на производственной площади цеха № 1, выпуск изделий на экструдере низкого давления и освоение производства полувыпеченных хлебобулочных изделий.
В планируемый объем включены изделия, рецептура которых состоит из наиболее традиционных для региона компонентов.
Будет продолжена работа по увеличению выпуска кондитерских изделий с длительным сроком реализации от 5 до 7 суток (применение растительных сливок, сорбиновой кислоты).
Планируется работа по разработке постной кондитерской продукции.
В рамках выполнения Программы по рациональному, сбалансированному и безопасному питанию населения хлебозаводом предусмотрен выпуск широкого ассортимента диетических и диабетических изделий.
Хлебобулочные и кондитерские изделия, выпускаемые хлебозаводом, соответствуют требованиям СТБ ИСО 9001-2001.
Кондитерские изделия соответствуют требованиям СТБ 1470-2004 «Система качества. Управление качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе анализа рисков и критических контрольных точек. Общие требования НАССР».
Сертификат соответствия Российской Федерации имеют;
- хлеба белорусские - 40 наименований (до 13.03.2012);
- бараночные изделия - 57 наименований (до 30.07.2012).
Сертификат соответствия Республики Беларусь имеют:
- хлеба белорусские - 40 наименований (до 11.02.2014);
- изделия хлебобулочные диетические - 25 наименований (до 11.02.2014);
- бараночные изделия - 57 наименований (до 17.06.2014);
- булочные и сдобные изделия - 21 наименование (до 12.02.2011).
На предприятии аккредитована центральная производственно- технологическая лаборатория, которая производит контроль за качеством выпускаемой продукции, поступающего сырья, что ставит продукцию Барановичского хлебозавода на более высокий уровень по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов.
С целью улучшения финансового состояния предприятия, выполнения доведенных прогнозных показателей в течение года будет изменяться структура вырабатываемого ассортимента, увеличиться удельный вес хлебобулочных изделий в нарезанном и упакованном виде до 57,8% и в упакованном виде до 71,0% .
При разработке новой продукции учитывается мнение потребителей.
Начальник ЦПТЛ
Раздел «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»
Анализ рынков сбыта
Несмотря на то, что хлеб является основным продуктом в питании человека, его потребление в последние годы падает.
Это объясняется изменением структуры питания населения. Произошло перераспределение потребительских предпочтений в сторону иных продуктов питания. В связи с увеличением доходов населения увеличивается потребление фруктов, овощей и других продуктов. Снижение потребления хлеба вызвано и увлечением населения диетами, которые исключают потребление хлебобулочных изделий. Согласно рекомендаций Минздрава, человек ежесуточно должен употреблять 200-250 гр. хлеба. Однако, из-за снижения потребления, эти нормы также уменьшаются, так например, в 2006 году - 178 г/чел, в 2007 году - 168 г/чел, в 2008 году - 175 г/чел, в 2009 году - 170г/чел,
В прошлом году тенденции снижения потребления хлебобулочных изделий сохранились во многих странах СНГ. Так, например, их производство сократилось в России на 4,2%, Украине - 6,7%, Беларуси - 5,3%.
Барановичский хлебозавод основную долю своей продукции реализовы- вает по городу и району. Потребление хлеба по г. Барановичи и району представлена в таблице 1.
Таблица 1
Год
| Кол-во населения г. Барановичи, чел
| Кол-во населения Баранович- ского р-на, чел
| Ежесут. Потребление хлеба, гр.
| Емкость рынка г. Барановичи в м-ц, тн
| Емкость рынка Барановичского р-нав м-ц, тн
|
|
|
|
| 896,43
| 242,67
|
|
|
|
| 846,48
| 226,37
|
|
|
|
| 898,19
| 237,09
|
|
|
|
| 935,57
| 243,58
| |
Исходя из данных таблицы видно, что тенденция снижения емкости рынка по г. Барановичи наблюдалась в 2007 году по отношению к 2006 г, а в 2008 и 2009 годах увеличилась из-за увеличения численности населения города, а также из-за увеличения среднесуточного потребления хлеба. Ёмкость рынка Барановичского района также увеличилась, но за счет увеличения потребления хлеба. Емкость рынка хлебобулочных изделий в месяц по городу и району представлена в диаграмме 1.
Поскольку доля отгруженной продукции приходится в основном на Брестскую область, то реализация продукции по регионам республики незначительна представлена в диаграмме 2.
Самая незначительная реализация продукции - за пределы области. Следовательно, для увеличения реализации выпускаемой продукции необходимо расширять рынки сбыта путём заключения новых договоров поставки продукции.
Объем производства хлебобулочных изделий за 4 года представлен в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п
| Наименование месяца
| 2006 год
| 2007 год
| 2008 год
| 2009 год
| 1.
| Январь
|
|
|
|
| 2.
| Февраль
|
|
|
|
| 3.
| Март
|
|
|
|
| 4.
| Апрель
|
|
|
|
| 5.
| Май
|
|
|
|
| 6.
| Июнь
|
|
|
|
| 7.
| Июль
|
|
|
|
| 8.
| Август
|
|
|
|
| 9.
| Сентябрь
|
|
|
|
| 10.
| Октябрь
|
|
|
|
| И.
| Ноябрь
|
|
|
|
| 12.
| Декабрь
|
|
|
|
| ИТОГО
|
|
|
|
| |
Из вышеприведенных данных мы видим, что объем производства хлебобулочных изделий снижался из года в год. Так в 2007 г. к уровню 2006 г. объём производства уменьшился на 1563 тн, что составило 89,7%; в 2008 г. к уровню 2007 г. уменьшился на 544 тн, что составило 96,0% , в 2009 г. к уровню 2008 г. уменьшился на 544 тн, что составило 96%.
Объем производства хлебобулочных изделий за 4 года по месяцам представлен в диаграмме 3.
Следует отметить, что в 2009 г. не наблюдалось резкого снижения объема производства хлебобулочных изделий по месяцам по сравнению с 2008 г., однако по сравнению с 2006 и 2007 годами реализация по месяцам уменьшилась.
Объем производства хлебобулочных изделий за 4 года представлен в диаграмме 4.
Диаграмма 4
Хочется отметить, что за последние 4 года, несмотря на общее снижение объема производства хлебобулочных изделий, увеличивается реализация таких групп хлеба, как диетические и диабетические хлеба. Анализ представлен в таблице 3.
Таблица 3
№ п/п
| Наименование месяца
| 2006 год.
| 2007 год.
| 2008 год.
| 2009 год.
| 1.
| Январь
|
|
|
|
| 2.
| Февраль
|
|
|
|
| 3.
| Март
|
|
|
|
| 4.
| Апрель
|
|
|
|
| 5.
| Май
|
|
|
|
| 6.
| Июнь
|
|
|
|
| 7.
| Июль
|
|
|
|
| 8.
| Август
|
|
|
|
| 9.
| Сентябрь
|
|
|
|
| 10.
| Октябрь
|
|
|
|
| 11.
| Ноябрь
|
|
|
|
| 12.
| Декабрь
|
|
|
|
| ИТОГО
|
|
|
|
|
| |
Объемы производства диетической и диабетической продукции увеличились в 2007 г. по сравнению с 2006 годом на 3611 тн или в 2,8 раза; в 2008 по сравнению с 2007 годом на 103 тонны или 101,8%. В 2009 году по сравнению с 2008 годом на 1717 тонн или 130,1%.
Из этого следует, что население стало больше уделять внимания здоровому питанию и поэтому предпочитает продукцию, в состав которой входят элементы, которые полезны для организма. Объем производства диетических и диабетических изделий за 4 года по месяцам представлен в диаграмме 5.
Диаграмма 5
И 2006 год. ■ 2007 год .
□ 2008 год.
□ 2009 год.
|
Объем производства диетических и диабетических изделий за 4 года.
Диаграмма 6
Если сравнивать объемы производства кондитерских изделий за последние 4 года, мы видим, что в 2009 они значительно снизились. Это прослеживается в таблице 4.
Объем производства кондитерских изделий за 4 года.
Таблица 4
№ п/п
| Наименование месяца
| 2006 год.
| 2007 год.
| 2008 год
| 2009 год
| 1.
| Январь
| 31,8
| 30,2
| 32,5
| 35,0
| 2.
| Февраль
| 31,5
| 27,8
| 32,0
| 29,2
| 3.
| Март
| 36,5
| 34,4
| 40,4
| 35,4
| 4.
| Апрель
| 24,0
| 23,0
| 42,7
| 29,3
| 5.
| Май
| 27,2
| 25,4
| 30,4
| 26,5
| 6.
| Июнь
| 26,5
| 23,5
| 27,2
| 28,1
| 7.
| Июль
| 32,0
| 28,5
| 33.6
| 24,6
| 8.
| Август
| 32,0
| 30,0
| 36,5
| 31,3
| 9.
| Сентябрь
| 30,2
| 29,3
| 39,9
| 30,2
| 10.
| Октябрь
| 31,3
| 34,7
| 45,9
| 32,3
| 11.
| Ноябрь
| 32,2
| 32,9
| 38,8
| 31,1
| 12.
| Декабрь
| 41,2
| 43,1
| 42,0
| 47,2
|
| ИТОГО
| 371,0
| 362,8
| 441,9
| 380,3
| |
Если провести анализ по таблице 4, мы можем увидеть, что объем производства кондитерских изделий 2007 г. к уровню 2006 г. снизился на 14,2 тн, что составило 96,2%, а в 2008 г. в сравнении с 2007 г. объемы значительно увеличились и это составило 79,1 тн, т.е. 121,8% . Но в 2009 г. объемы снова падают на 61,6 тн (89,1%)).
Объем производства кондитерских изделий за 4 года по месяцам представлен в диаграмме 7.
Диаграмма 7
Объем производства кондитерских изделий за 4 года представлен в диаграмме 8.
Диаграмма 8
Белорусский рынок хлебобулочных изделий явно перенасыщен. Поэтому с целью увеличения реализации продукции необходимо осваивать рынки Российской Федерации. В РФ уже давно существует гарантированный спрос на белорусскую продукцию, которую россияне считают более натуральной, чем местную. Подтверждением того служит участие нашего предприятия в выставках и ярмарках в РФ, где продукция пользовалась большим спросом у жителей РФ. Но определенным затруднением при реализации продукции является то, что хлебобулочные изделия имеют короткие сроки хранения. Поэтому в первую очередь на экспорт осуществляется реализация сухарно-бараночных изделий.
Задание по экспорту выполняется нашим предприятием не только путем принятия участия в выставках и ярмарках, но и путем прямы поставок. Это послужило значительному увеличению объема экспорта по сравнению с прошлыми годами. Объем экспортируемой продукции по годам представлен в таблице 5.
Таблица 5
| Ед. изм.
| 2006год
| 2007год
| 2008 год
| 2009год
| Экспорт
| кг
|
|
|
|
| т. дол.
| 44,2
| 59,5
| 84,4
| 117,4
| |
Диаграмма 9
Планируемый объем продукции на экспорт на 2010 г. составляет 155,0 тыс.дол. или 132% к уровню 2009 года, из них 145,0 тыс.дол. по прямым поставкам и 10 тыс.дол. за счет ярмарок и выставок.
Описание конкурентов
Прошло то время, когда хлебозаводы не испытывали проблем со сбытом выпускаемой продукции. Что выпекалось, то и потреблялось. В настоящее время предприятия работают в условиях жёсткой конкуренции и необходимо постоянно учитывать мнение потребителей продукции, разрабатывать новые виды и постоянно расширять ассортимент выпускаемой продукции. Знание конкурентов дает нам возможность определить, потребности каких сегментов мы сможем удовлетворить лучше, чем наши конкуренты. Знание потенциала рынка позволит наметить перспективы экономического успеха предприятия, который, может быть достигнут при более эффективном, чем у конкурентов, обслуживании покупателей. Только полноценный анализ выпускаемой конкурентами продукции, позволит предприятию грамотно и своевременно формировать свою производственную программу. На сегодняшний день в городе Барановичи насчитывается 10 организаций-конкурентов. Это такие основные поставщики как: ДДМ, ОАО Общепит «Школьник», Атлант, Златка, И/П Басина, ОАО «Продукты», Военсервис, Бар «Осминожка», Бар «Ванька-Встанька», Бар «Бисквит», ОРС НОД-2 , Несмотря на то, что среднесуточная мощность этих производителей незначительна, они составляют значительную конкуренцию хлебозаводу.
На рынке г. Барановичи, кроме продукции местных производителей хлебобулочных изделий, присутствует продукция предприятий «Минскхлеб- пром», «Гроднохлебпром» и др. иногородних поставщиков. В 2009 году «Мин- скхлебпром» поставил 138 тн хлебобулочных изделий и 47 кондитерских изделий в торговые точки города, «Гроднохлебпром» - 36 тн хлебобулочных изделий и 18 тн кондитерских изделий, Ивацевичская пекарня - 143,8 тн хлебобулочных изделий.
Доля конкурентов на рынке г. Барановичи представлена в диаграмме 10.
Диаграмма № 10
Прежде всего, для эффективной реализации товаров необходимо наделить его высоким качеством. Нередко причиной неудачного внедрения товара становится неспособность предприятия правильно оценить его основные средства. Товар в первую очередь должен отвечать всем требованиям, наличие которых ожидает потребитель. Для повышения стандартов качества все чаще исполняются методы комплексного управления качеством - СТБ ИСО-9001 -2001.
Когда рынок насыщен высококачественными товарами, то потребитель желает приобретать продукцию не просто по доступным ценам, но и удовлетворяющую его специфическим требованиям, которые меняются с течением времени. Таким образом, определяющим конкурентным преимуществом становится способность производителей оперативно учитывать персональные покупательские предпочтения (фактически - эксклюзивные заказы).
По анализу проводимого анкетирования качество продукции организаций-конкурентов ниже, поэтому покупатели отдают предпочтение продукции, производимой нашим предприятием.
Ценовой фактор нашего предприятия уступает нашим конкурентам. Это можно увидеть по следующей таблице, где товар аналогичный нашему, стоит значительно ниже (в таблице указаны розничные цены). Цены на продукцию предприятий-конкурентов г. Барановичи представлены в таблице 7.
Таблица 7
Наименование продукции
| Производитель
| Ценовой фактор, руб.
| Наименование продукции собственного производства
| Ценовой фактор,
руб.
| Лаваш с сыром 0,3
| Златка
|
| Лаваш с луком 0,3
|
| Рогалики Потешки 0,3
| Слонимский хлебозавод
|
| Рогалики Потешки 0,3
|
| Булочка с корицей 0,4
| Ивацевичский хлебозавод
|
| Булочка Геленовская с корицей 0,3
|
| Рулет с повидлом 0,3
| тд ддм
|
| Пирог фруктовый Гродненский 0,45
|
| Булочки Снежинка 0,3
| ИП Басина
|
| Булочка Геленовская 0,3
|
| Торт десерт медовый с черносливом 1,0
| Атлант
|
| Торт Виконт 1,0
|
|
Анализируя цены производителей аналогичной продукции следует отметить, что для увеличения реализованной продукции, хлебозаводу необходимо проводить ряд мероприятий по снижению цены на выпускаемую продукцию.
Таким образом, в конкурентной борьбе посредников все более важную роль должны играть сами товаропроизводители, влияя на взаимоотношения субъектов канала сбыта и стимулируя их деятельность через развития партнерских отношений.
Товарная политика
Основной целью товарной политики является активизация ассортимента, чтобы не производить что производится, а производить то , что покупается. Из анализа видно, что спрос на группу «хлеб» значительно снизился, но зато на кондитерские изделия, десертные хлеба, хлеба с зерновыми добавками, продукцию с длительными сроками годности увеличился. Интерес потребителя к ним растет. И поэтому нам необходимо:
- освоить выпуск экструдерных изделий (крекеров, снеков);
- освоить выпуск шоколадных изделий;
- освоить выпуск мелкоштучных булочных изделий со всевозможными начинками;
- улучшить качество продукции за счет новых технологий;
- разработать упаковку для новых видов изделий и модернизировать для уже выпускаемых.
Для осуществления всех этих мероприятий и выполнения прогнозных показателей на 2010 год необходимо:
- установить линию по производству шоколадных изделий;
- увеличить объем упакованной продукции до 71% от общего объема выпускаемой продукции.
Товарная политика предприятия должна быть представлена совокупностью целей, принципов и методов организации производства продукции, которая обеспечивает предприятию не только покрытие затрат на производство продукции, но и получение запланированной прибыли.
Содержанием товарной политики предприятия является приведение в соответствие объемов и структуры производства объемам и структуре потребления.
5.4. Ценовая политика
В хлебопекарной отрасли, где сырье занимает основную долю в себестоимости продукции, цена почти полностью определяется именно этим фактором. Отпускные цены на продукцию формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка. На основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2003г. № 273 утвержден предельный уровень рентабельности товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых организациями монополистами на территории Республики Беларусь. На хлебобулочные изделия установлен уровень рентабельности - 15 %, на кондитерские изделия - 25 %.
Формирование отпускных цен на хлеб и хлебобулочные изделия осуществляется в соответствии с «Инструкцией о порядке формирования и применения цен и тарифов», утвержденной постановлением Министерства экономики РБ от 10.09.2008 № 183 с изменениями и дополнениями.
В настоящее время постановлением Министерства экономики № 114 от 28.05.2008 утверждены предельные цены на социально-значимые группы хлебобулочных изделий. Этим же постановлением расширен ассортимент продукции, на который организациям предоставлено право регистрировать отпускные цены в облисполкоме по следующим группам:
- хлеб ржаной, из смеси ржаной и пшеничной муки, заварной с использованием дополниельного сырья иностранного происхождения;
- хлеб для тостов;
- батоны и хлебцы из пшеничной муки высшего и первого сортов с содержанием сахара более 3% и жира более 3% развесом 300 г и менее, прочие булочное изделия из пшеничной муки высшего и первого сортов развесом 300 г и менее;
- хлебобулочные изделия специализированные для питания спортсменов;
- булочные изделия с начинками (овощные, грибные, маковые, фруктовые т.д.);
- основы для пиццы, лаваши, лепешки восточные;
- диетические и обогащенные хлебобулочные изделия.
Этим же постановлением предоставлено право самим регистрировать цены на сдобные булочные изделия, бараночные и сухарные изделия, пироги, пирожки и пончики.
Включение затрат в себестоимость продукции производится в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, утвержденными Министерством экономики, Министерство финансов, Министерством статистики и анализа и Министерством труда 30.01,1998 г., отраслевыми особенностями состава затрат, утверждаемыми в установленном Основными положениями, отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции, утверждаемыми соответствующими отраслевыми министерствами, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь.
Отпускные цены, утвержденные постановлением Министерства экономики №114 от 28.05.2008 и зарегистрированные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. № 944, помещаются в прейскуранты и хранятся на бумажных носителях. Отпускные цены согласовываются с покупателями в протоколах согласования цен, договорах на поставку продукции, если расчеты осуществляются по ценам, отличным от помещенных в прейскурантах на размер предоставляемой скидки, а также по разовым (индивидуальным) заказам.
Сбытовая политика
Сбытовая политика - это деятельность предприятия, направленная на организацию работы по продвижению произведенной продукции до потребителя.
Правильный выбор каналов сбыта означает для предприятия определенный уровень эффективности реализации его маркетинговой стратегии. Канал сбыта представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, участвующих в продвижении произведенной продукции до конечного потребителя. Так как сбыт продукции определяется ассортиментом, то началу товародвижения должна предшествовать подготовительная работа: наличие сбытовой сети, времени продажи и имеющихся средств доставки.
Сбытовая политика направлена на расширение уже существующих и поиск новых ниш на рынке.
Поэтому в 2010 году перед отделом маркетинга стоят следующие задачи:
- заключение новых договоров за пределами города, области и даже страны;
- увеличение объемов продукции, поставляемой в г. Минск;
- размещение объявлений в электронном виде;
- поиск новых оптовых покупателей;
- увеличение доли упакованной и нарезанной продукции.
От рынков сбыта зависят объемы продаж, уровень цен, выручка от реализации продукции и сумма полученной прибыли.
Для успешной сбытовой политики необходимо усовершенствовать новые технологии в оборудовании, модернизировать упаковку.
Сбытовая политика во многом будет зависеть от обеспеченности заключенными договорами на поставку произведенной продукции, а это, в свою очередь, тесно связано с оценкой риска невостребованной продукции, который возникает в результате отказа покупателей или потребителей покупать произведенную продукцию.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|