Западная Церковь в XI – начале XIV вв.
Монашеские движения XI в.
Еще в X в. на фоне кризиса церковной жизни предпринимались попытки возрождения аскетических ценностей. Инициатором обновления выступило монашество (подготовка общецерковной реформы). Наибольшее влияние среди разнообразных монашеских движений приобрели клюнийцы. Движение возникло как протест против упадка нравственности монашества и духовенства. Освобождение монашества от влияния извне стало основой клюнийской программы реформы. Клюнийцы стремись к соблюдению устава св. Бенедикта.
Основные требования:
1) требование четкого соблюдения норм литургии;
2) осуждение симонии (подчинение Церкви светской власти);
3) соблюдение целибата;
4) освобождение монастырей от власти епископов и сеньоров и подчинение их папе.
Клюни стояло под непосредственным покровительством папы (связь с самым центром церковной жизни). Рим же все более понимал, что его опора именно в монахах. Характерною чертою всего движения является его самопроизвольное проявление сразу во многих, часто не связанных друг с другом центрах (попытки проведения реформы во Франции, Шотландии, Италии и др.). Главное средство проведения реформы – рост корпорации Клюни (при аббате Гугоне (ум. 1109 г.) конгрегация Клюни приобрела свой окончательный вид, охватив около 200 монастырей).
В X – начале XI в. – попытки реформировать монашество в Германской империи. Главный поборник реформы – император Генрих III Черный. Продолжая традиции Каролингов и рассматривая свою власть как сакральную, императоры претендовали на роль защитников церкви и истинного благочестия. Начало оздоровления церкви – с Рима. Генрих положил конец власти римской аристократии над Апостольским престолом (низложение сразу 3-х пап). Император напрямую вмешивался в выборы пап (начало эпохи немецкого папства). Папа Лев IX (1049-1054 г.г.) провел реорганизацию папской канцелярии, которая вскоре получила название римской курии. Произошло создание коллегии кардиналов, в которую вошли клирики из самых разных стран.
Борьба империи и папства. Григорианская реформа.
В конце 50-х г.г. XI в. в кругах римских реформаторов зарождается идея более глубокого обновления церкви и прежде всего освобождения ее от власти светских правителей. Этому предшествовал анализ неудач реформаторов в борьбе с симонией. Главное бедствие для церкви, по мнению реформаторов, заключалось в узурпированном мирянами праве инвеституры (введения духовного лица в должность). Непримиримая борьба против светской инвеституры началась в понтификат Григория VII (1073-1085 г.г.). Григорий VII распространил принцип верховной власти пап на политическую жизнь. В концепции григорианского папства место имперской идеи заняла вселенская верховная власть папы.
В 1075 г. происходи конфликт папы с императором Генрихом IV по вопросу об инвеституре епископа Милана. Тогда же произошло издание «диктата папы», согласно которому:
1) только Римский папа – глава Церкви;
2) Он непогрешим и неподсуден человеческому суду;
3) Он имеет право назначать и свергать императоров;
4) Он имеет право разрешать присяги о верности народов их монархам.
Именно на право назначения/свержения императоров ссылался Григорий VII в борьбе с Генрихом. В его руках были такие методы борьбы, как проклятие, отлучение от церкви, освобождение подданных от присяги. Если прежде империя властвовала над папством, то в Христианской республике ведущая роль переходит к церкви, чтобы в соответствии с божьими законами обустроить империю (теократия).
Генрих усмотрел опасность для своей власти, ведь из его рук ускользало право распоряжаться церковными вассальными владениями. В 1076 г. га Соборе в Вормсе император заявил о низложении папы, но тот освободил его вассалов от клятвы верности. 1077 г. – Унижение в Каноссе (Генрих вынужден замаливать грехи перед папой). Итогом григорианской реформы стало существенное ослабление зависимости церкви от светских сеньоров и ее консолидация в вертикальную иерархическую структуру во главе с римским папой, назначавшим архиепископов.
Второй этап борьбы папства и империи (середина XII – середина XIII вв.) охватывает период правления императоров Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена. Папа Александр III (1159-1181 г.г.) отлучил Фридриха I от престола. На это император на Павийском соборе назначил нового папу, а также захватил и разрушил Милан. Однако в 1176 г. германскому императору нанесла поражение Ломбардская Лига. 1177 г. – новое унижение императора (уже в Венеции). Фридрих II изначально пользовался поддержкой папского престола. Однако постоянные противоречия с понтификом, связанные с Крестовым походом, привели низложению императора в 1245 г.
Во второй половине XII-XIII в.в. к руководству римской курии пришли юристы, нередко занимавшие и папский престол. Они в целом закрепили и развили теоретические рассуждения пап-монахов в каноническом праве. Вершиной папской теократии считается понтификат Иннокентия III(1198-1216 г.г.). Именно он официально утвердил за папой титул викария Христа
«Авиньонское пленение» пап
К концу XIII в. папство столкнулось с новой мощной силой – нарождающимися централизованными монархиями. Конфликт разгорелся с французским королем Филиппом IV, который без разрешения папы обложил налогом французское духовенство. Папа Бонифаций VIII уже готов был отлучить Филиппа IV от церкви, когда в его резиденцию в Ананье ворвались люди короля. Таким образом, с 1303 г. началась эпоха ослабления папства. Откровенно фискальная политика авиньонских пап порождала недовольство как в церкви, та и среди мирян. Профранцузские настроения папства вызвали в других странах сильное движение за независимость национальных церквей (теоретики: Дж. Виклиф, У. Оккам, Ян Гус).
Дальнейшему падению авторитета папства способствовала великая схизма – раскол церкви в 1378-1417 гг. После смерти Григория XI встал вопрос о выборе нового папы (французские кардиналы за француза, итальянские за итальянца). Европа была разделена на две враждующие партии. Собор в Пизе (1409 г.) потерпел неудачу (Европа осталась расколотой). Лишь на соборе в Констанце (1417 г.) был избран папа, получивший общее признание. Однако церкви не удалось полностью сломить соборное движение. Лишь после заключения Флорентийской унии (1439 г.) упрочило позиции папы. Тем не менее Риму не смог вернуть себе прежнюю власть над церквями ряда стран.
Таким образом, папство второй половины XV в. сосредоточивается на укреплении власти в самом Риме. Отказ папства от проведения реформ, светский образ жизни и сомнительные нравственные принципы вызывало недовольство народа (Реформация).
Раскол церквей.
1054 г. произошел разрыв между восточной и западной церквями. В целом церкви уже давно развивались обособленно. Значительную роль в расколе сыграли политические факторы – борьба папства и Византии на юге Италии и др. Существовали также и определенные отличия в толковании христианского вероучения (filioque). Различия в таинстве евхаристии (католики проводили причастие только хлебом). Утверждение папством догмата о чистилище. (О роли церкви в Крестовых походах см. в соответствующем вопросе).
Духовно-рыцарские ордена.
Аскетический идеал оказывал влияние не только на церковные слои. Он воздействовал и на миря, и от этого слияния его с идеалом рыцарства получилась своеобразная форма – рыцарские ордена.
Общие особенности:
1) принятие трех монашеских обетов;
2) подчинение лишь папе и орденским властям – капитулу и великим магистрам;
3) структурно включали две ветви – братьев-рыцарей и братьев-священников (известные ордена: иоанниты, госпитальеры, тамплиеры, тевтонцы).
Монашество.
К концу XI в. реформированные монастыри уже были далеки от тех идеалов, за которые некогда боролись теоретики монашеской реформы. Параллельно с усилением реформированных монастырей развиваются и те или иные формы отшельничества. В конце XI в. группа аскетически настроенных монахов покинула свой монастырь и удалилась в уединенное место Сито в Бургундии (появление Цистерцианского ордена). Верховной властью в ордене обладал генеральный капитул – ежегодное собрание всех аббатов цистерцианских монастырей.
Особенности: жизнь в пустынях, физический труд, созерцательная жизнь, строгая аскеза. Орден приобрел огромное влияние благодаря деятельности св. Бернарда Клервосского (1090-1153 г.г.). Благодаря его проповедям, цистерциансцы нередко выступали с христианизацией Прибалтики и Испании. Однако выше перечисленные идеалы не спасли орден от обмирщения. Произошло разделение на конверсов (на которых переложили занятия физическим трудом).
XII век стал переломным в истории монашества. Все существовавшие к этому времени формы бенедиктинского монашества были укоренены в аграрной, негородской, части христианского мира. Папство отказывается от поддержки монастырей в их борьбе за автономию внутри церкви. Большого размаха достигло и движение регулярных каноников (происходит их размежевание с монашеством). Так, Августинцы в качестве избрали не правило св. Бенедикта, а устав св. Августина (основа: пастырские обязанности). Существовал и орден Премонстрантов (основа: молитва, аскеза, физический труд, проповедь).
Нищенствующие ордена. Для борьбы с ересью и укрепления авторитета духовенства Иннокентий III и его приемники утвердили создание т.н. нищенствующих орденов. В основе их организации лежало представление об апостольской жизни (стремление следовать примеру апостолов Христа). Монахи сосредоточились на проповеднической деятельности. Доминиканский орден был основан в 1216 г. Основная функция – проповедь. Происходило также углубленное изучение богословия. Доминиканцы создали разветвленную сеть теологического преподавания, включавшего также изучение различных языков, необходимых теологу и проповеднику. Орден был связан с инквизицией. Францисканский орден был основан в 1208 г. с целью проповеди апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему, ухода за больными, миссионерской и проповеднической деятельностью. С развитием нищенствующих орденов все острее вставала проблема сохранения первоначального идеала бедности. Во второй половине XIII в. произошел раскол в ордене францисканцев на спиритуалов (сторонников строго соблюдения заветов св. Франциска) и конвентуалов (осуждавших чрезмерное увлечение бедностью). Существовали и т.н. благочестивые братства мирян. Основные типы: поминальные братства, братства по основанию госпиталей, благотворительные братства, культовые братства. «Бегинки», «сервиты», «флагелланты».
Ереси.
Исследователи выделяют XIIв. в истории Западной Европы в связи с глубокими переменами в массовом религиозном сознании. Представители самых широких слоев населения обращаются к поиску индивидуального пути к Богу. Крупнейшими еретическими движениями, оформившимися во второй половине XII-XIII вв., явились ереси вальденсов и катаров. Вальденсы отрицали право Церкви иметь собственность, собирать десятину; выступали против папской власти; отрицали сословие духовенства, таинства, догмат о чистилище и т.д.; призывали к восстановлению равенства верующих. Ересь катаров (альбигойцев) сложилась на основе учения богомилов. Они полагали, что весь земной мир создан сатаной, и объявили папу наместником дьявола. Отрицание богатств, проповедь аскетизма. Распространение еретических течений вынудило католическую церковь учредить папскую инквизицию в 30-е г.г. XIII в.
Билет № 9.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|