ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЕГО ТИПЫ, ТЕМПЫ И МОДЕЛИ. ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Экономический рост (англ. economic growth) — центральная экономическая проблема, стоящая перед всеми странами. По его динамике судят о развитии национальных экономик, о жизненном уровне населения, о том, как решаются проблемы ограниченности ресурсов.
В экономической литературе отсутствует единый подход к определению этого понятия.
Одни экономисты(К.Л. Макконнелл, С.Л. Брю) считают, что экономический рост можно исчислить двумя способами: 1) подсчитав либо общий рост валового национального продукта (или чистого национального продукта); 2) либо — рост этих показателей на душу населения.
Другие экономисты(в большинстве случаев отечественные) полагают, что экономический рост — это не только количественное, но и качественное совершенствование продукта и факторов производства.
Различают три типа экономического роста: экстенсивный, интенсивный и смешанный(реальный).
ЭКСТЕНСИВНЫЙ РОСТ - ЭТО УВЕЛИЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА ЗА СЧЕТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА.
Так, например, увеличение объема производства зерна в конце 1950-х гг. в СССР осуществлялось за счет освоения целинных и залежных земель Казахстана.
ИНТЕНСИВНЫЙ РОСТ - ЭТО УВЕЛИЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА ЗА СЧЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ.
В реальной жизни не существует либо того, либо другого типа роста. Они переплетены и представлены смешанным типом.
СМЕШАННЫЙ (РЕАЛЬНЫЙ) РОСТ - ЭТО УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ УВЕЛИЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ. Экономический рост измеряется годовыми ТЕМПАМИ РОСТА в процентах.
Темп роста ВНП - * х 100%,
где BHnt — национальный продукт отчетного года; ВНП0 — национальный продукт базисного года.
Дискутируется вопрос о том, какие темпы выгоднее: а) высокие; б) нулевые; в) отрицательные; г) оптимальные. Рассмотрим их.
На первый взгляд, кажется, что выгоднее иметь высокие темпы.Но при этом следует учитывать, во-первых, качество продукции: так, высокие темпы производства взрывающихся телевизоров — это плохо. Во-вторых, важна структура прироста продукции: при неоправданно большом удельном весе в приросте военной продукции и низком — предметов потребления жизненный уровень населения снижается, что тоже плохо.
В свою очередь, нулевые темпыэкономического роста не всегда носят негативный характер. Так, если они снижают материалоемкость и этим приводят к экономии затрат на факторы производства, это не плохо. Полезен нулевой рост и в расходах на милитаризацию, если отсутствуют на то объективные причины.
Отрицательные темпы— свидетельство кризиса национальной экономики. Они характерны для России 1960-1990-х гг. Кризис российской экономики объясняется совокупностью причин: нерациональной структурой экономики с большим удельным весом средств производства и военной продукции, низкой фондоотдачей, развалом хозяйственных связей между республиками бывшего СССР, трудностями перехода к рыночной экономике.
Оптимальные темпыне могут быть ни слишком высокими, ни слишком низкими. Они должны быть такими, которые смогли бы обеспечить макроэкономическое равновесие.
Экономический рост определяется МНОЖЕСТВОМ ФАКТОРОВ, важнейшими из которых являются: факторы предложения, факторы спроса и факторы распределения.
К факторам предложенияотносятся: • количество и качество природных ресурсов (земля, полезные ископаемые, климат и т. д.): чем лучше природные условия, тем больше у страны возможностей для экономического роста; количество и качество трудоспособного населения: зависимость и в этом случае прямая;
• наличие основного капитала;
• уровень технологии, применяемой для производства продукции.
К факторам спросаотносятся такие, которые повышают совокупный спрос общества на производимую продукцию и этим стимулируют ее рост:
• заработная плата — чем она выше, тем выше спрос;
• фискальная политика государства — чем выше налоги, тем ниже заработная плата, следовательно, ниже спрос и экономический рост;
• склонность населения к сбережению тоже снижает реальный спрос, а значит, экономический рост.
Распределениересурсов должно быть организовано наилучшим для прироста продукции (экономического роста) образом.
В зависимости от факторов роста строятся МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. Их две: многофакторная и двухфак-торная.
Многофакторная модельпредполагает воздействие на рост всех перечисленных факторов. Общее представление о взаимодействии всех этих факторов дает кривая производственных возможностей (см. вопрос 6). Она показывает, как разное сочетание факторов воздействует на количество вариантов производимой продукции. Усиление любого из факторов предложения (увеличение количества и улучшение качества ресурсов и технический прогресс) смещает кривую производственных возможностей вправо (рис. 14).
Инвестиционные товары
С
А
Потребительские товары Рис. 14
Двухфакторная модель включает в себя только труд и капитал. Поданным американского экономиста Э. Денисона, 2/3 прироста продукта осуществляется за счет роста производительности труда (капитала), 1/3 — за счет увеличения трудозатрат (труда).
Возможны два варианта построения двухфакторной модели: в первой НТП не учитывается, во второй — учитывается.
Если НТП отсутствует, то постепенно накопление капитала приведет к снижению конечной продуктивности и к замедлению экономического роста. В условиях использования НТП капитал и труд становятся более продуктивными — НТП вызывает рост инвестиций. Инвестиции могут по-разному воздействовать на экономический рост. Одни из них ведут к экономии затрат труда и к росту затрат в капитал. Их называют трудосберегающими. Другие инвестиции сокращают приложение капитала в большей степени, чем труда. Их называют капиталосберегающими. При равной экономии труда и капитала инвестиции называются нейтральными
42. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И ЕГО КРИВАЯ
Макроэкономика, в отличие от микроэкономики, изучает не отдельные объекты и процессы, а их совокупности, которые называются АГРЕГАТАМИ; она исследует не отдельные цены, а совокупную цену, которая называется УРОВНЕМ ЦЕН; целью ее анализа является нахождение условий, при которых наступает ОБЩЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ СИСТЕМЫ.
Для раскрытия макроэкономического равновесия необходимо рассмотреть категории совокупного спроса и совокупного предложения.
СОВОКУПНЫЙ СПРОС (АНГЛ. - AGGREGATE DEMAND, AD) - ЭТО РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ НАЦИОНАЛЬНОГО П14) ИЗВОДСТВА, КОТОРЫЙ ПОТРЕБИТЕЛИ, ПРЕДПРИЯТИЯ И ГОСУДАРСТВО ГОТОВЫ КУПИТЬ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ ЦЕН. AD представляет собой сумму всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке:
AD = с + i + gp + х,
где с — совокупный спрос домохозяйств; / — спрос на капитальное оборудование; gp — спрос на товары и услуги со стороны государства; х — чистый экспорт, разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.
Поэтому факторы, определяющие AD, условно делят на четыре указанные выше группы и анализируют влияние на AD каждой из них.
Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной,или отрицательной.
Аналогичная зависимость существует и в спросе на отдельный товар.
Однако если отклонение кривой спроса вниз и вправо на отдельный товар объясняется эффектами дохода и замещения, то схожее поведение кривой совокупного спроса вызвано иными факторами.
К ним относятся следующие:
1. Повышение уровня процентной ставки,т. е. цены использования ссуды. Дело в том, что рост уровня цен заставляет и потребителей и производителей брать деньги в долг. Это обстоятельство повышает процентную ставку, поэтому покупатели откладывают свои покупки, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается. Это явление называется «эффект процентной ставки».
2. «Эффект кассовых остатков»,или «эффект богатства». При повышении цен стоимость таких элементов богатства, как акции, облигации, срочные активы (кассовые остатки), падает и население, владеющее ими, беднеет. В результате совокупный спрос сокращается.
3. «Эффект импортных товаров».При росте цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные — растет.
Все эти эффекты, связанные с изменением УРОВНЯ ЦЕН, графически изображаются движением по кривой совокупного спроса.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ смещают саму кривую AD совокупного спроса либо вправо (AXD{), когда спрос увеличивается, либо влево (A2D2)> когда он уменьшается (рис. 15).
Уровень цен
Реальный объем производства Рис. 15
К неценовым факторам относятся:
1) изменения в потребительских расходах, связанные с изменением уровня благосостояния потребителя;
2) изменения в инвестиционных расходах, т. е. в объеме закупок средств производства;
3) изменения в государственных расходах и др.;
4) изменения в расходах на чистый объем экспорта. Рассмотренные факторы дают возможность прогнозировать
изменения в объеме национального производства в связи с ш менением совокупного спроса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|