Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ





Большое значение для развития производства товаров и их пред­ложения имеет поведение потребителя.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - ЭТО ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РАЗ­НООБРАЗНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ.

Действия людей в сфере приобретения потребительских благ субъективны и подчас непредсказуемы. Однако в поведении сред­него потребителя можно отметить ряд типичных общих черт: • спрос потребителя зависит от уровня его доходов, влияющих

на размер личного бюджета потребителя; каждый потребитель стремится получить за свои деньги «все что можно», т. е. максимизировать совокупную полезность;

• средний потребитель имеет отчетливую систему предпочтений, свой вкус и отношение к моде;

• на спрос потребителя влияет наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров. Данные закономерности отмечали еще классики политической

экономии. Современная наука определяет поведение потребите­ля с помощью теории предельной полезности и методом кривых безразличия.

Рассмотрим сначала объяснение поведения потребителя с по­зиции теории предельной полезности (см. вопрос 10).



ПОЛЕЗНОСТЬ, ИЛИ ЮТИЛЬ (АНГЛ. UTILITY), - ЭТО СУБЪЕКТИВНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ, ИЛИ УДОВОЛЬ­СТВИЕ, ПОЛУЧАЕМОЕ ПОТРЕБИТЕЛЕМ ОТ ПОТРЕБ­ЛЕНИЯ НАБОРА ТОВАРОВ И УСЛУГ.

Различают общую и предельную полезность.

ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ {TOTAL UTILITY - TU) - ЭТО СОВОКУПНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ ОТ ПОТРЕБЛЕНИЯ ВСЕХ НАЛИЧНЫХ ЕДИНИЦ БЛАГА.

В отличие от нее предельная полезность выступает как прирост общей полезности.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (MARGINAL UTILITY- MU) -ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ ОТ ПОТРЕБЛЕНИЯ ОДНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЕДИНИЦЫ ТОВАРА ИЛИ УСЛУГИ.

Общую полезность любого количества продукта определяют путем суммирования показателей предельной полезности. На­пример, потребитель покупает 10 яблок. Их общая полезность равна десяти ютилям (Ul0), если покупается 11-е яблоко, то общая полезность возрастает и равняется одиннадцати ютилям (Uu). Предельная полезность, т. е. удовлетворение от потребления дополнительного 11-го яблока, определяется: Каждый потребитель пытается так распорядиться своим денеж­ным доходом, чтобы получить максимальную общую полезность. Он не может купить все, что ему хочется, поскольку его денежный доход ограничен, а товары, которые он желает приобрести, имеют определенную цену. Поэтому потребитель выбирает между раз­личными товарами, чтобы при ограниченном денежном доходе получить наиболее предпочтительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг.



ПРАВИЛО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ, ПОЛУЧА­ЕМАЯ В РАСЧЕТЕ НА РУБЛЬ, ПОТРАЧЕННЫЙ НА ОДИН ТОВАР, БЫЛА БЫ РАВНОЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ, ПОЛУЧАЕМОЙ НА РУБЛЬ, ПОТРАЧЕННЫЙ НА ДРУГОЙ ТОВАР.

Такое поведение называется правилом максимизации полез­ности. Если потребитель «уравновесит свои предельные полезнос­ти» в соответствии с этим правилом, то ничто не будет побуждать его к изменению структуры расходов. Потребитель будет нахо­диться в состоянии равновесия.

Правило максимизации полезности можно выразить матема­тически:

Предельная Предельная Предельная

полезность полезность полезность Средняя предельная

набора Л набора Б набора В полезность на единицу

--------- =------------- =------------- = денежных затрат

Цена Цена Цена бюджетного дохода.

набораЛ набора Б набора В

По мере насыщения потребителя в приобретении какого-либо товара субъективная полезность этого товара для потребителя со­кращается. Например, если потребность в приобретении первого телевизора очень высока, то второго и третьего соответственно будет ниже. Это значит, что действует закон убывающей предель­ной полезности.

Всвязи с действием этого закона приведенное ниже правило максимизации полезности необходимо постоянно корректиро­вать с учетом снижения цен. Ибо при снижающейся предельной полезности каждого покупаемого товара (очередного телевизора), но и при одновременно снижающейся его цене можно побудить потребителя к последующим покупкам этого товара. Понижение цены товара приводит к двум различным след­ствиям: «эффекту дохода» и «эффекту замещения».



«Эффект дохода»:если цена продукта (например, клубники) падает, то реальный доход (покупательная способность) потреби­теля данного товара увеличивается. Он может на тот же денежный доход купить больше клубники. Это явление называется «эффек­том дохода».

«Эффект замещения»:снижение цены продукта (клубники) означает, что он теперь стал дешевле по отношению ко всем дру­гим товарам. Снижение цены на клубнику будет стимулировать потребителя к замещению клубникой других товаров (например, бананов, яблок и т. п.). Клубника становится более привлекатель­ным товаром по отношению к другим. Это явление называется «эффектом замещения».

Вывод:сторонники теории предельной полезности объясняют поведение потребителя с помощью эффектов дохода и замещения и с помощью закона убывающей пре­дельной полезности.

БОЛЕЕ ГЛУБОКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПО­ТРЕБИТЕЛЯ ДАЕТСЯ МЕТОДОМ БЮДЖЕТНЫХ ЛИНИЙ И КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ.

БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ ПОКАЗЫВАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ КОМ­БИНАЦИИ ДВУХ ПРОДУКТОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПРИОБРЕТЕНЫ ПРИ ФИКСИРОВАННОЙ ВЕЛИЧИНЕ ДЕНЕЖНОГО ДОХОДА.

Например, если продукте (апельсины) стоит 15 руб., а про­дукт В (яблоки) стоит 10 руб., то при доходе в 120 руб. потребитель мог бы приобрести эти товары в разных комбинациях, указанных в табл. 2.

Бюджетную линию можно изобразить графически (рис. 6). Наклон бюджетной линии (АВ) зависит от отношения цены то­вара В (10 руб.) к цене товара А (15 руб.).

Наклон бюджетной линии, равный 2/3, свидетельствует о том, что потребитель должен воздержаться от приобретения двух единиц продукта А (вертикальная ось) по 15 руб. каждая, чтобы получить в свое распоряжение 30 руб., необходимых для покупки трех единиц продукта В по 10 руб. (горизонтальная ось).

Таблица 2

Бюджетная линия продуктов Am В, доступная покупателям с доходом в 120 руб.

 

Количество продукта А (цена 15 руб. за единицу) Количество продукта В (цена 10 руб. за единицу) Суммарный расход (руб.)
120(120 + 0)
120 (90 + 30)
120 (60 + 60)
120 (30 + 90)
120 (0 + 120)

Количество продуктаА

 

12 10

4 2

С

2 4 6 8 10 12

 

Количество продукта В

Рис.6

Цена В= 10 руб. = 2 Цена А 15 руб. 3

Расположение бюджетной линии зависит от ряда факторов, главными из которых являются величина денежного дохода и цена продукта.

Влияние денежного дохода:увеличение денежного дохода при­водит к перемещению бюджетной линии вправо; уменьшение денежного дохода перемещает ее влево.

Влияние изменения цены:снижение цен обоих продуктов, эк­вивалентное увеличению реального дохода, перемещает график вправо. И наоборот, рост цен на продукты А и В приводит к пере­мещению графика влево.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.