Сделай Сам Свою Работу на 5

Котировка и конвертируемость





Валютные операции между участниками валютного рынка невозможны без обмена валютами и определения их пропорций. Под обменом одной валюты на другую понимается покупка и продажа инвалюты за национальную или другие валюты, а пропорции их обмена устанавливаются через их котировку.

Котировка определение и установление курса иностранной валюты к национальной. Котировка валют позволяет определить соотношение двух денежных единиц, предложенных для обмена. Это соотношение не может быть величиной постоянной, так как непрерывно изменяются спрос и предложение на валютном рынке и курс валюты, предложение которой ограничено, повышается, тогда как курс валюты с избыточным предложением падает.

Котировку проводят государственные (национальные) и крупнейшие коммерческие банки. Различают официальную и свободную (рыночную) котировку валют. По официальным котировкам совершаются все валютные операции государства. В межбанковской торговле валютой ежедневные котировки колеблются около официального курса и зависят от платежеспособности банков, их оборота, вида деловых отношений между ними и т.п.



Исторически сложились два метода котировки: прямая и косвенная котировки валют на межбанковских рынках или на валютной бирже.

При прямой котировке, применяемой в настоящее время большинством стран, за единицу или кратное число единиц принимается иностранная валюта, которая соизмеряется с национальной. Котировка дается всегда с точностью до четырех знаков после запятой.

Косвенная котировка, обратная прямой, когда за единицу принята национальная валюта, курс которой выражается в определенном количестве иностранных денежных единиц: применяется редко. Она характерна для Англии и, отчасти, для США.

Косвенная котировка имеет определенное практическое преимущество: на ее основе без всяких вычислений можно определить разницу между курсами той или иной национальной валюты к иностранным валютам на рынке Лондона, Нью-Йорка, или других валютных рынках.

Вид валютной котировки (прямая или косвенная) не влияет ни на состояние валюты, ни на уровень ее курса, ибо сущность валютного курса едина, меняется лишь форма его выражения. На международных валютных рынках котировка иностранных валют производится к доллару США, евро и другим валютам, широко используемым с мировом платежном обороте. На региональных и национальных рынках набор котируемых валют другой.



Конвертируемой считается валюта, которая свободно обменивается на другие валюты.

Валютный курс

Валютный курс это соотношение двух денежиых единиц на валютном рынке, формирующееся в зависимости от спроса и предложения той или иной валюты, а также от ряда других факторов.

Существует также дифференциация валютных курсов в зависимости от покупки или продажи валюты:

- курс покупателя. По нему банк приобретает валюту,

за единицу инвалюты

курс продавца. По нему банк продает валюту.

Курсы продавцов всегда выше курсов покупателей, за исключением валютного рынка Лондона, так как там применяется косвенная котировка и соответственно курсы продавцов ниже курса покупателей. Разница между курсами продавца и покупателя составляет прибыль банка в валютных операциях. Возможность ее извлечения связана с тем, что банки, пользуясь своим монопольным положением на валютном рынке, стремятся продать инвалюту по более высокому курсу, а купить ее на национальную валюту по более низкому курсу;

средний курс это средняя арифметическая курсов продавца и покупателя. Он используется в основном дилерами, а также при экономических сопоставлениях за определенные промежутки времени, иногда во внешнеторговых контрактах для определения курсов валют или способов их пересчета;



кросс-курсы — котировка двух иностранных валют, ни одна из которых не является национальной валютой участника сделки, или соотношение двух валют, которое вытекает из их курса по отношению к какой-либо третьей валюте (например к доллару США).

С 50-х годов курс национальных валют устанавливается, как правило, к доллару.

фиксинг -— определение межбанковского курса путем последова­тельного сопоставления спроса и предложения по каждой валюте, затем на этой основе установление курсов продавца и покупателя. Публикуется в официальном бюллетене.

Объявляют котировку примерно так. Дилер (уполномоченный коммерческого банка), предлагающий валюту или предъявляющий спрос на нее, выяснив положение на валютном (межбанковском) рынке, по телексу или телефону связывается с наиболее подходящим (с точки зрения дилера) банком, но при этом не сообщает ему о своих намерениях. Дилер партнера должен сообщить курс продавца и курс покупателя валюты, о которой идет речь. При этом для поддержания деловой репутации коммерческого банка его представитель обязан сообщить партнеру обязательные курсы. Сообщив котировку валют, дилер выражает тем самым го­товность купить или продать валюту по названным им курсам хотя бы в минимальной сумме, принятой для данного валютного рынка. Разница между курсами продавца и покупателя составит прибыль или убыток (потери) банка при проведенной операции. Таким образом, все банки-участники рынка должны быть связаны между собой эффективными и надежными каналами связи и иметь оперативное информационное обеспечение, телефонную, телексную связь и дилинговые системы.

 

Тема № 10. Сущность современной инфляции

Сущность инфляции.

2. Виды инфляции.

Формы и методы антиинфляционной политики.

Сущность инфляции

Термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает вздутие. Действитель­но, финансирование государственных расходов (например, в периоды экстремального развития экономики во время войн, революций) с по­мощью бумажно-денежной эмиссии с прекращением размена банкнот приводило к "вздутию" денежного обращения, обесцениванию бумаж­ных денег.

Инфляция была "характерна для России (1869—1895 гг.), США — в период войны за независимость (1775—1783 гг.) и гражданской войны (1861—1865 гг.), Англии — во время войны с Наполеоном (на­чало XIX в.), Франции — в период Французской революции (1789— 1791 гг.).

Особенно высоких темпов инфляция достигла в Германии после первой мировой войны, когда осенью 1923 г. денежная масса в обра­щении достигла 496 квинтиллионов марок, а денежная единица обес­ценилась в триллион раз. Как видно, инфляция не является порожде­нием современности, она имела место и в прошлом.

Современной инфляции присущ ряд особенностей: если раньше она имела локальный характер, то сейчас — повсеместный, всеохва­тывающий. Если раньше инфляция охватывала больший или мень­ший период, т. е. имела периодический характер, то сейчас — хрони­ческий. Современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов.

К первой группе относятся факторы, вызывающие повышение де­нежного спроса над товарным предложением, в результате чего про­исходит нарушение требований закона денежного обращения.

Втораягруппа объединяет факторы, которые ведут к первоначаль­ному росту издержек и цен товаров, поддерживаемому последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню.

В действительности обе группы факторов взаимодействуют, вызы­вая рост цен на товары или услуги либо инфляцию.

В зависимости от преобладания факторов той или иной группы различают два типа инфляции; спроса и издержек. Инфляцию спроса вызывают такие денежные факторы:

1. Милитаризация экономики и рост военных расходов. Военная техника становится все менее приспособленной для использования в гражданских отраслях, в результате чего денежный эквивалент, про­тивостоящий военной технике, превращается в фактор, излишний для обращения.

2. Дефицит государственного бюджета и внутреннего долга. По­крытие дефицита происходит путем размещения займов государства на денежном рынке или с помощью дополнительной эмиссии нераз­менных банкнот НБУ. Первый путь характерен для США, второй — для Украины.

3. Кредитная экспансия банков.

4. Импортируемая инфляция. Это эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валю­ты странами с активным платежным балансом.

5. Чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность. При этом с рынка постоянно извлекаются элементы производственного капитала, взамен которых в оборот поступает дополнительный денежный эквивалент.

Инфляцию издержек характеризует воздействие неденежных фак­торов на процессы ценообразования.

1. Лидерство в ценах наблюдалось с середины 60-х годов до 1973 г., когда крупные компании отраслей при формировании и изменении цен ориентировались на цены, установленные компаниями-лидера­ми, т. е. наиболее крупными производителями в отрасли или в рам­ках локально-территориального рынка.

2. Снижение роста производительности труда и падение производ­ства.

Аналогичные процессы были характерны и для других промышленно развитых стран. Решающую роль в замедлении роста произво­дительности труда сыграло ухудшение общих условий воспроизвод­ства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами.

3. Возросшее значение сферы услуг.

4. Ускорение роста издержек и особенно зарплаты на единицу продукции. Экономическая мощь рабочих, активность профсоюзов не позволяют крупным компаниям снизить рост зарплаты до уровня замедленного роста производительности труда.

5. Энергетический кризис. Он вызвал в 70-х годах существенное подорожание нефти и других энергоресурсов. В результате, если а 60-е годы среднегодовой рост мировых цен на продукцию промышленно развитых стран составлял всего 1,5%, то в 70-е — более 12%.

В целом динамика потребительских цен промышленно развитых стран характеризуется тем, что темпы роста потребительских цен си­стематически обгоняют темпы роста ВНП, что свидетельствует о на­личии инфляционных процессов.

 

 

Виды инфляции

В международной практике в зависимости от среднегодового тем­па прироста цен принято деление инфляции на три вида:

ползучая — не более 5—10%;

галопирующая — от 10—50% (иногда до 100%);

• гиперинфляция — более 100% (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает среднемесячный прирост цен 50%).

Для промышленно развитых стран характерна ползучая инфляция, т. е. небольшое, умеренное обесценивание из года в год.

В развивающихся странах преобладают галопирующая и гиперин­фляция. Причем факторы, формы и социально-экономические послед­ствия инфляции, а также подходы к выработке и осуществлению антиинфляционных мер в разных странах обусловливаются особен­ностями их экономического развития.

Факторами гиперинфляции в бывших социалистических странах являлись:

• проблема финансирования на базе хронического дефицита гос­-
бюджета, через который проявлялось большинство денежных и
неденежных факторов инфляции;

. структурные факторы, например чрезмерный рост инвестиций в тяжелую промышленность, не приносящий быстрой отдачи;

. диспропорция между более ускоренным ростом цен на промыш­ленную продукцию по сравнению с ценами на сельскохозяйствен­ную продукцию.

Структурные факторы инфляции не только обусловливают ускоре­ние роста цен, т. е. создают ситуацию инфляции издержек, но и суще­ственно влияют на развитие инфляции спроса.

Противоречие между развитием производства и узким внутренним рынком стараются в этих странах устранить, с одной стороны, путем дефицитного финансирования (с помощью печатного станка), а с дру­гой — привлечением в растущих объемах иностранных займов. В ре­зультате возникают огромные внутренние и внешние долги.

В то же время увеличение внешней задолженности вызывает уси­ление инфляции. Данный процесс связан с привилегированным поло­жением доллара или другой сильной валюты перед национальной ва­лютой, что не только не стимулирует приток иностранных инвести­ций, но и приводит к "уплыванию" капиталов из страны.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.