Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика Государственных архивов РФ. Этапы, особенности работы исследователя в архивах.





Госуда́рственный Архи́в Росси́йской Федера́ции (сокращённо Госархив России, ГА РФ) предназначен для хранения документов высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации.

В Госархиве России хранятся около 6,4 миллионов дел, в том числе уникальные фонды по истории России и императорской династии Романовых: грамоты, указы, манифесты, рескрипты, письма, записные книжки, дневники, мемуары русских императоров и императриц, великих князей и княгинь (письма Павла I, Екатерины I, материалы о смерти императора Александра I и вступлению на престол императора Николая I), документы французской роялистской эмиграции XVIII-XIX веков, письма династии Бурбонов: Людовика XVIII, королевы Марии-Антуанетты, письмо императора Наполеона I. Кроме того, в архиве хранятся личные фонды государственных и общественных деятелей Российской империи, РСФСР, СССР и Российской Федерации, а также фонды государственных учреждений, которые можно разделить на следующие группы:

· документы Департамента полиции МВД Российской империи, Московского охранного отделения, Штаба Отдельного корпуса жандармов и Московского губернского жандармского управления;



· документы канцелярии Временного правительства 1917 года (в том числе протоколы заседаний правительства) и его ведомств, а также Чрезвычайной следственной комиссии и документы по созыву и деятельности Учредительного собрания (в том числе подлинный протокол его заседания);

· документы по истории белого движения (личные фонды и документы учреждений, захваченные Красной армией в ходе боевых действий) и русской эмиграции (преимущественно фонды РЗИА);

· документы высших органов государственной власти и управления РСФСР как независимого государства (1917—1922) и как союзной республики в составе СССР (1923—1991), документы Съезда народных депутатов РСФСР-РФ (1990—1993);

· документы высших органов государственной власти и управления СССР (в том числе подлинники постановлений и распоряжений правительства, протоколов заседаний и постановлений ЦИК СССР, указов Президиума Верховного Совета, протоколов заседаний Съезда народных депутатов СССР), а также фонд архивно-уголовных дел Управления КГБ по Москве и Московской области на необоснованно репрессированных лиц и людей, в отношении которых уголовное преследование было прекращено (в том числе следственные дела КГБ на диссидентов Ю. Ф. Орлова, В. И. Новодворскую и др.), частично — надзорные дела Прокуратуры СССР и судебные дела Верховного суда СССР;



· документы высших органов государственной власти и управления Российской Федерации (в том числе подлинники постановлений и распоряжений правительства, а также документы Федерального собрания и РФФИ, поступившие из ведомственных архивов на государственное хранение).

 

Главное перед работой в архиве — поставить перед собой четкую цель. От этого зависит многое. Так как архив, сам по себе огромное хранилище различной документации, ориентироваться в фондах вам помогут сотрудники архива. Не пытайтесь умничать, от этого обычно толку мало. В архивах существует огромное количество справочников по номерам соединений, номерам полевых почт, по формированиям соединений и по периодам их формирования. Так как зачастую дивизии переформировывались по второму, третьему разу, соответственно и документы по разным формированиям лежат в разных фондах. Встречаются правда некоторые приятные, а если точнее неожиданные исключения. Бывает, что в фондах одного соединения попадаются отдельные дела (документы) соединения, материалов которого не сохранилось. Поэтому внимательно изучите опись дел фонда того соединения, которое вас интересует. Для восстановления исторической хронологии, обычно используются боевые донесения (далее БД). В них вы найдете не только расположение воинских частей, но и характер боевых действий, количество безвозвратных потерь. Совместно с БД рекомендуется использовать карты или схемы местности, чтобы лучше понять смысл происходившего. Однако увлекаться «вниканием» не стоит, у вас будет время сделать это после поездки в архив. Если вы не ставите перед собой цель написания исторического труда, то конспектируйте только расположение воинских частей и характер потерь. Не забывайте после окончания каждой записи ставить ссылку на документ по принципу Ф.№ О.№ Д.№ Л.№. Для разных районов и периодов характер боевых действий был конечно различный и абсолютные рекомендации давать глупо. Основное правило может быть одно: начинайте всегда с БД армии, при условии, если вы уверены в ее номере, а затем переходите на наиболее интересующие вас моменты.
Не забывайте перед работой в архиве проверить у своих сослуживцев, знакомых, других региональных поисковых формирований, наличие (отсутствие) исторического материала, по которому вы собираетесь работать. Быть может данные дела уже прорабатывались. Следует обращать внимание на вкладыш в дело. Когда оно последний раз бралось исследователями, какой характер работ носили исследования (просмотрено или сделаны выписки). Также не следует забывать делать такую запись.
Следует помнить, что записи в рабочей тетради делаются только на одном листе. Во избежание потерь другого материала в случае его выемки сотрудниками архива. По окончании работ, ваша рабочая тетрадь будет проверена и все материалы касающееся «нелепостей» Советской Армии, будут из нее удалены. Здесь особо следует заострить внимание, так как сотрудники архива в основном пожилые люди «старой закалки» и материалы по обстрелу своих войск, расстрелам безусловно вызовут негативную реакцию. Следует помнить об этом и принимать соответствующие меры.



 

Особенности советских источников В ГОДЫ так называемой перестройки наблюдался стремительный взлет интереса общественности к отечественной истории и столь же неожиданное его падение, за которым стояла начавшаяся апатия, вызванная ухудшением уровня жизни, обост- рением политических противоречий. Вместе с тем открылись хорошие условия для развития исто- рической науки, которая, несколько активизируясь, все же отста- вала от развития общественно-политической жизни страны, от новых социальных запросов. Переосмысление истории шло на площадях, в студенческих аудиториях, в производственных колле- ктивах. Но научное переосмысление исторического прошлого не- возможно без корректного источниковедческого анализа как уже известных, так и вновь вводимых в научный оборот исторических источников. Историк бессилен без фактического материала. А фа- кты он может почерпнуть из исторических источников, качество и надежность которых справедливо поставлены под сомнение. Ныне открыты спецхраны библиотек, рассекречены многие архивные фонды. Мы должны взглянуть на ранее известные доку- менты по-новому. (Здесь и далее понятие «документ» употребля- ется в значении исторического источника.) Вот почему вопрос об оценке нашего документального наследия приобрел важнейшее значение. Квалифицированная оценка документов прошлого - это об- ласть источниковедения. Тогда его роль как важнейшего оружия в руках историка должна возрасти. Источниковедческие методы дают возможность извлечь максимально достоверную информа- цию из документа. С этой целью необходимо прежде всего найти и выявить источники для решения поставленной задачи: устано- вить авторство, датировку, происхождение, характер и роль изу- чаемого документа (типичен или уникален источник, имеет ли предварительную или окончательную редакцию, достоверен ли он, какова его представительность, насколько адекватно отража- ется в нем суть исследуемого явления), Далее выбирается методи- ка анализа источника или группы источников. В этом, собствен- но, и состоят основные задачи источниковедения, причем цент- ральной, стержневой задачей, безусловно, является вопрос, о дос- товерности источника. Извлекая информацию из источника, важно помнить два су- щественных обстоятельства: 1. Источник не является объективным отражателем события, он дает лишь ту информацию, которую в нем ищет историк, отве- 520 РАЗДЕЛ 3 чает только на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов. 2. Источник не является объективным отражением истории и потому, что он передает событие через мировосприятие автора, его создававшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в созна- нии создателя источника, так или иначе воздействует на те дан- ные, которые он фиксирует. Формула восприятия мира, внедряемая советской идеологи- ей, укладывалась в нехитрое построение: мы делаем великое де- ло, а в капиталистическом мире все помыслы направлены на на- живу, секс и подготовку войны. У нас - человек человеку друг, у них - человек человеку волк. Подобной философией проникнут почти любой источник. Даже безликая статистика, создававшая- ся усилиями не одного человека, «берет» и «отражает» лишь то и так, как ее воспринимают в соответствии с идеологическими ус- тановками люди, составлявшие программу того или иного обсле- дования. В результате не только искажение или утаивание части информации, но и невозможность установления истинности и реального значения данных, поскольку они оказывались несопос- тавимыми с мировой статистикой, полученной по иной методи- ке. И речь идет не столько о, так сказать, технологии сбора и об- работки статистических материалов. Наша методика не просто иная технологическая операция, а скорее - операция идеологизи- рованная, ибо ее цель не установление истины, а демонстрация, причем во что бы то ни стало, все возраставших достижений со- ветского общества. Период сталинизма, затем эпохи застоя и социального лице- мерия наложили сильнейший отпечаток и на литературу, и на до- кументы. Порой документы делали специально непригодными для раскрытия исторической правды, чудовищной ложью, припи- сками или умолчанием заслоняя истинное положение дел. Это дает основание утверждать, что к источникам советской эпохи, точно так же, как и к более ранним документам, требуется критический подход. Эту, казалось бы очевидную, истину следует особо подчеркнуть. Дело в том, что в разное время советские ис- торики высказывали мысль или молча подразумевали, как само собой разумеющееся, что документы советского периода почти абсолютно достоверны. Этому в значительной степени способст- вовало отсутствие доступа к широким пластам архивных доку- ментов, а именно архивы давали бы возможность проверить сом- нительные факты в опубликованных документах. Поэтому долгие годы в источниковедении советского общества по существу сво- дилась на нет критика источника. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА 521 Правда, после XX съезда КПСС наметились некоторые сдви- ги. Возрос интерес к теоретическим проблемам источниковеде- ния. Большое значение имели статьи С.И. Якубовской, посвящен- ные изучению и публикации источников по истории советского общества. Именно она вместе с В.П. Даниловым поставила воп- рос о необходимости критического отношения к историческим источникам советской эпохи. Лишь немногие историки разделя- ли тезис о необходимости критического отношения к докумен- там советского общества. Но отступила недолгая «оттепель» 60-х годов, и все вернулось на круги своя. Если взять первое издание учебника М.Н. Черноморского, вы- шедшее в свет в 1966 г., то в нем положение В.П. Данилова и С.И, Якубовской о необходимости критического отношения к ис- точникам советского периода всячески поддерживается. Но если мы обратимся ко второму изданию учебника, вышедшего в 1976 г., то там ничего подобного уже не отыщется. Итак, утверждение о какой-то особой природе исторических ис- точников по истории советского общества, якобы дающее им преи- мущество в доверии перед документами других эпох, лишено всяко- го смысла и не соответствует истине. И все же, если и говорить об особой природе советских источников, об их специфике, то тако- вая имеется. Это их тотальная идеологизация. Хорошо налаженная в СССР агитационно-пропагандистская работа ловко придавала же- лательный смысл любому фату, освещая его с самой выгодной для режима стороны. Рождались не просто идеологические штампы и мифы, как необходимая атрибутика восхваления советского строя, а система методов, приемов, условий, при которых теоретически, морально обосновывались любое действие, факт и вообще все, что угодно, в любом необходимом направлении, качестве и окраске. Чтобы понять смысл искажений, недомолвок и прямых фаль- сификаций документов, надо выяснить, для чего и почему это де- лалось. И корпи надо искать в деформациях нашей духовной жиз- ни, морали, экономики. Возьмем экономику застойных лет. Здесь сложился и функци- онировал внеэкономический метод управления народным хозяй- ством. Наиболее яркие черты такого метода проявились в следу- ющем: жесткая централизация планирования и карточное (по су- ществу) распределение ресурсов, преобладание властных мотива- ций в системе управления, административные методы принятия решений, ориентированные на количественные параметры, ие- рархические критерии оценки руководящих кадров, постоянное воспроизводство уравнительных тенденций и т. д. Все это порож- дало неучтенные, нерегламентированные, не предусмотренные инструкциями методы хозяйственной деятельности. 522 РАЗДЕЛ 3 Просчеты, недостатки в планировании, снабжении, финанси- ровании, распределении материальных ресурсов - как следствие внерыночной экономики - понуждали хороших хозяйственников ради производства действовать неправыми средствами. Естест- венно, все это соответствующим образом отражалось в докумен- тах или не отражалось вовсе. Многое в документах не фиксировалось вообще, поскольку рез- ко возросло значение личных отношений. Так, недостатки плани- рования («от достигнутого») обходились в хозяйственной жизни кулуарными способами. Между директорами заводов и работника- ми министерств или главков достигалась договоренность по пово- ду желательного для завода плана, своего рода негласное соглаше- ние. В результате предприятию сверху спускали в той или иной ме- ре заниженный план, чтобы можно было приспособиться к изна- чально заложенной в систему планирования ненормальности. Ес- тественно, документально он был оформлен правильно и в то же время был фальсифицированным, ибо ориентировался не на фак- тические, оптимальные, а на искусственно урезанные возможно- сти предприятия. Однако установить это не просто, и здесь задача и компетенция не столько источниковедов, сколько следователей. Такие «игровые» отношения и «джентльменские соглашения» базировались не на административно-приказных, а на личных, неформальных контактах и связях. Явление это возникло не в го- ды застоя, а гораздо раньше. Уже в 1935 г. в кинофильме «Три то- варища» показан складывавшийся новый тип советского хозяйст- венника. Участник и бесстрашный боец гражданской войны стал прожженным хозяйственником, который, балансируя на дефици- те, выбивал все, что ему было нужно, не брезгуя, впрочем, даже самым натуральным разбоем. Этот образ, талантливо воплощен- ный М.И. Жаровым, воспринимался как отклонение от нормы. Но на самом-то деле зарождавшемуся явлению была уготована долгая жизнь. В этой связи уместно заметить, что введенный в годы так на- зываемой перестройки Г.Х. Поповым термин, определявший суть советского режима как «административно-командной системы», не точен уже хотя бы потому, что не принимался во внимание мир неофициальных отношений. Личностные отношения своей спо- собностью к маневрированию, нюансам как бы смягчали изна- чальную жесткость приказной системы, особенно на уровнях не- посредственного исполнения той или иной директивы. Видимостью были и якобы производимые материальные цен- ности. Производиться может не только реальная, но и фиктивная стоимость - то, чего нет в природе, а есть на бумаге, т. е. мираж, натуральная «мертвая душа». исторические источники советского периода 523 Нетрудно заключить, что подобная экономика порождала не только искаженную документацию, но исподволь меняла и чело- пека: складывались иные представления о моральных ценностях. Поэтому двойная мораль насквозь пропитала и нашу духовную жизнь. Главной причиной, деформировавшей духовную жизнь, была манипуляция общественным сознанием. Именно манипуляция, а не ошибки и заблуждения, которые можно было бы понять и объ- яснить. Это была сознательная, планомерно осуществляемая по- литика, которая последовательно и жестко направляла духовное развитие общества по некоей заданной схеме. Внешне все выгля- дело достойно. Была поставлена цель: сделать духовный мир со- ветского человека неповторимым, богатым и разносторонним. Но добивались этой цели, не считаясь с реальной обстановкой, с объективными потребностями общественного развития. Все бы- ло ориентировано на убогое и примитивное восприятие окружа- ющей действительности, на заранее сформулированный идеал, удовлетворяющий ограниченные вкусы и потребности. Взгляды и мнения людей представляли противоестественный компромисс между официальными установками и тем, о чем ду- мал, размышлял человек, о чем говорил с близкими людьми или с друзьями. В этих условиях пышным цветом расцвело двоемыслие. Что это такое? Вообще-то двоемыслие - неизбежное явление общественного сознания в любом обществе. Но двоемыслие в эпоху сталинизма и постсталинизма в корне отличается от двоемыслия в нормаль- ном, демократическом обществе. Там - это как бы естественное проявление многомерности человека и его сознания в условиях плюрализма и разнообразия. В советском обществе двоемыслие— следствие тотального контроля за поведением и мышлением че- ловека, одновременно и стереотип, и защитная маска, становив- шаяся ликом. Официально люди делали одно, а в личной жизни поступали совсем по-другому. Такой жизнью приучались жить и дети. Школьники рассказывали анекдоты о Брежневе и писали о нем сочинения «Слово о настоящем коммунисте». Манипуляция общественным сознанием приобрела огром- ный размах. Шла откровенная спекуляция на идеалах и устремле- ниях людей, когда должное легко заменялось нужным, ложно по- нятым общественным, а чаще всего групповым или личным инте- ресом. Руководство КПСС и послушные ей средства массового воздействия на сознание людей постоянно и навязчиво стреми- лись доказать, что мы - самые лучшие, передовые, прогрессив- ные. Беспардонное хвастовство, чванливость не сходили со стра- 524 РАЗДЕЛ 3 ниц газет и переполняли все средства массовой информации. Из духовной сферы последовательно вытравлялись такие качества, как открытость, искренность, правдивость. Поощрялась позиция «не быть, а казаться», которая открывала дорогу карьеристам. Несмотря на расхождение между теоретическими установле- ниями и жизнью, делалось все, чтобы закрыть глаза на это проти- воречие. Вследствие этого росло недоверие к официальным заяв- лениям и решениям при внешней демонстрации полного с ними согласия. Вырабатывалось стойкое убеждение: опасно говорить правду, лучше высказывать то, что от тебя хотят услышать. Вот и говорились правильные слова, которым тот, кто их высказывал, вовсе и не собирался следовать в жизни. Пропаганда создавала образ некоего исключительного по сво- ей роли и положению общества. Так культивировалось мифологи- зированное сознание, когда при помощи пропаганды, средств массовой информации, научных выкладок бюрократическую цен- трализацию выдавали за демократию, провалы - за достижения. Совсем как в романе Оруэлла «1984 год», в котором партийные лозунги на здании министерства правды гласили: «Война - это мир», «Свобода - это рабство», «Незнание - сила!». Всякое инако- мыслие каралось под тем или иным предлогом. Попытки крити- ческого осмысления истории страны и современности квалифи- цировались как очернительство. В сознание и психологию людей глубоко проникла идеология не «как сделать», а «как подать». Самыми нелепыми были методы решения неотложных проб- лем. Пустели тысячи деревень, а людей убеждали в успехах сель- ского хозяйства. Исчезали с прилавков товары, во многих магази- нах провинциальных городов закрывались за ненадобностью мяс- ные отделы, ибо торговать было нечем, в то же время не смолка- ла пропаганда радио и газет о росте потребления мяса, молока, яиц. Все труднее решалась жилищная проблема, а людей убаюки- вали сведениями о введенных в строй квадратных метрах. Социальное лицемерие и социальная демагогия прочно ут- верждались в жизни общества. Как это достигалось? В основном тремя способами: необоснованным засекречиванием, произволь- ной цензурой, изощренной техникой лжи, являвшейся одним из основных орудий манипулирования сознанием. Манипулирование сознанием общества и тотальный конт- роль над ним - явления неразрывные. В каждый момент времени в информационном пространстве общественного сознания суще- ствуют только те тексты, сообщения, которые нужны и актуаль- ны. Именно им пропаганда и средства массовой информации приписывают значение истинности, достоверности, ценности, правдивости. Все остальное изгоняется, снимается, табуируется. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА 525 Для советских средств массовой информации была характер- па не столько «фигура умолчания» (термин, введенный в 60-е годы В.П. Даниловым), сколько «замещение информационной среды» (термин И.Л. Беленького). Последнее ежеминутно и ежесекундно рождает ложные, искаженные представления о картине мира в ее общей интерпретации и конкретно-исторических образах. Но именно сознательно направленные и дозированные соответству- ющими службами псевдознания и нужны гражданам тоталитарно- го государства. Разумеется, нужна тоталитарному государству и история, но лишь такая, которая оправдывает и объясняет вся- кий раз настоящее. Гак формируется канон исторических пред- ставлений. Потрясения в обществе, а они в тоталитарном государстве, прежде всего, есть репрессии, уничтожение тех или иных групп политических деятелей, деятелей культуры, социальных слоев и групп, этнических общностей, приводят к частичному переписы- ванию истории. Канон остается, но его отдельные составляющие могут стираться. Печатные или архивные тексты уничтожаются либо запрятываются в «спецхраны». Исчезают имена и события. Все направлено на то, чтобы стереть их из памяти общества, Об- щий контур социальной мифологии остается неизменным. Но массовые идеологические кампании формируют сознание и на- строение масс, коллективное сознание и коллективную психоло- гию. Приведем простой пример. Сравните различные издания «Тихого Дона» М.А. Шолохова: из романа от издания к изданию исчезали реальные лица. Выход из такого противоречия между литературой и жизнью писатели находили. Например, А.А. Фаде- ев в своих произведениях стремился поменьше упоминать фами- лии конкретных лиц. Мало ли что может произойти с людьми? Судьба ведь превратна. Важнейший инструмент манипулирования сознанием - обра- щение к идейному наследию создателя советского государства. Ге- ний политического прагматизма и релятивизма В.И. Ленин кон- кретно-ситуативным разнообразием оценок тех или иных исто- рических моментов, суждений по тем или иным вопросам предо- ставил продолжателям своего дела возможность цитировать то, что нужно в тот или иной момент. Манипулирование общественным сознанием вкупе с другими факторами самым непосредственным образом влияли на мораль- ное состояние людей. Моральное разложение общества дошло до крайности. Известный сатирик Эмиль Кроткий сказал великие слова: «Если бы воры составляли большинство, честность была бы наказуема как преступление». Неизвестно, сколько в нашем 526 РАЗДЕЛ 3 обществе было и остается преступников-воров, но если в совет- ском обществе дошло до того, что честность была наказуема, во- ров имелось более чем достаточно. Такое моральное состояние общества самым непосредствен- ным образом сказывалось на документах эпохи: не выговоренные до конца мемуары, скрывающие невысказанную горькую правду, «приписная» статистика, бодрые, «единые по духу» и высказыва- ниям письма трудящихся, их безликие выступления на различных съездах и конференциях, дутые рапорты, фантастические обяза- тельства и почины, которые неизвестно чем заканчивались. С точки зрения источниковедения здесь существуют две про- блемы. С одной стороны, таким документам - неискренним, лжи- вым - невозможно верить. Но, с другой стороны, как раз это как нельзя лучше характеризует советскую эпоху. И даже умолчание источника - это скрытая информация. Такой документ с полным основанием можно спросить: о чем молчим? Проиллюстрируем сказанное. Из нашей статистики постепен- но исчезали данные о детской смертности: она в стране с опреде- ленного времени стала заметно возрастать. А это никак не совме- щалось с представлением о самом лучшем обществе в мире, и бы- ли предприняты меры, которые ликвидировали, естественно, не детскую смертность, а информацию о ней. Необоснованное засекречивание информации, как уже отме- чалось, - это одно из главных средств внедрения в сознание лю- дей социального лицемерия. Система до абсурда расширила понимание «служебной ин- формации». Из-за бюрократического узурпирования права на ин- формацию постоянно нарушалась социальная справедливость, которая заключается в равном праве на доступ к социально значи- мой информации, являвшейся, как и другие общественные цен- ности, общенародным достоянием. Отсутствие или неразрабо- танность законодательных положений о праве на информацию в сочетании со сложившейся системой ограничений на практике ведет к деградации библиотечного и архивного дела, к информа- ционному голоду, повышает вероятность ошибочных решений, заменяет знания мифами, порождает слухи, а главное - тормозит творческую активность. Информационный голод, испытываемый населением, посте- пенно проходит. Однако эффективно действующая система ин- формирования граждан о процессах, происходящих в обществе, еще не отлажена, а сами процессы исследуются недостаточно. Существовавшие информационные пробелы, возникавшие из-за отсутствия достоверной политической и социально значи- мой информации у населения, приводили к серьезным сдвигам в мнениях людей. Отсутствие достоверных данных либо распро- странение неточной информации не позволяло добиваться успехов в устранении негативных явлений в обществе. Статистиче- ские сборники выходили без сведений, характеризующих пре- ступность, теневую экономику и пр. Были неизвестны масштабы пьянства, проституции. Информационная дискредитация граждан на протяжении де- сятилетий превратилась в средство отлучения от власти рядовых тружеников, специалистов высшей квалификации, работников культуры. Сам подход, нацеленный на перекрытие потоков ин- формации, необходимой для граждан, является ущербным, по- скольку обрекает живую систему общественных отношений на информационный голод, что не позволяет живому общественно- му организму развиваться. Устранить информационный голод возможно лишь путем изъ- ятия власти у инфократов, т. е. у людей, которые по роду своей де- ятельности имеют доступ к той или иной информации и исполь- зуют ее для реализации своих властных полномочий. Отмеченные особенности источниковой базы истории совет- ского общества не снимают информационной ценности составля- ющих ее исторических источников. Необходимо уметь извлекать нужные сведения из источников, чем и призвано заниматься ис- точниковедение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.