Сделай Сам Свою Работу на 5

Актовые материалы как исторические источники. Формуляр, классификация, достоверность и научная ценность.





Важной составной частью источникового комплекса по истории России являются акты. К актам в широком смысле слова относятся все тексты, выполняющие функции документов. В современном отечественном источниковедении, по определению С.М. Каштанова, под актами в узком смысле обычно понимается не весь комплекс разнородных документов, а лишь те из них, которые устанавливают определенные правоотношения либо между контрагентами сделки, либо между автором и адресатом. В отличие от законов, которые устанавливают, формулируют правовые нормы, акты лишь используют их.

При узком определении актов в их число попадают три группы документов: 1) публично- , которые выдавались от имени суверенных монархов (императоров, королей и т. д.) и римских пап и частноправовые договоры, к которым относились все остальные виды актов; 2) постановления и распоряжения различных органов власти; 3) распоряжения владельцев собственности, адресованные агентам, состоящим у них на службе. При расширительном понимании актовых источников к этим группам добавляются также делопроизводственные, частно-публичные документы и частная переписка.



В основу деления актов С.М. Каштанов положил два критерия: происхождение акта (публичный или частный) и функция воздействия на определенную сферу общественной жизни (договорный, договорно-законодательный, договорно-распорядительный, судебно- процессуальный и другие виды актов)

Источниковеды разработали несколько принципов, на которых может базироваться классификация актового материала: по источнику права, на котором основывается акт (соответственно выделяются публично-правовые и частные акты; при этом первые, в свою очередь, делятся на светские и духовные); по тематическому принципу (содержание актов) и др.

Структуру текста акта принято называть формуляром. Формуляр более или менее стабилен. Он состоит из стандартных оборотов, расставленных в определенном порядке.

Принято различать условный (наиболее общая схема построения документов в целом), абстрактный (общая схема построения документов определенной разновидности), конкретный (схематичная структура определенных небольших групп документов внутри разновидности) и индивидуальный формуляры (схема построения одного отдельно взятого текста).



В условном формуляре обычно выделяются следующие составляющие:

Начальный протокол включает:

- инвокацио (посвящение Богу, Троице, Богородице);

- интитуляцио (указание лица, от которого исходит документ);

- инскрмпцио (указание лица, к которому адресован документ);

- салютацио (приветствие).

В основную часть входят:

- аренга (преамбула, сообщающая о внешних мотивах составления документа);

- промулгацио (требование о том, чтобы изложенное в документе стало известно тем, кому следует это знать);

- наррацио (описание обстоятельств, непосредственно предшествовавших составлению документа);

- диспозицио (условия сделки);

- санкцмо (запрещение нарушать документ);

- корроборацио (удостоверение о скреплении документа подписью, печатью).

Конечный протокол включает:

- датум (указание на место и время выдачи документа);

- аппрекацио (удовлетворение по поводу совершения документа).

17.Разновидности актового материала в IX- XVII вв. Выделяются публично-правовые, так и частные. К первым относят следующее:

- международные договоры - в сфере внешней политики: договоры Руси с Византией 911, 944 и 971 г. Договорные отношения были с Западом. Соглашения касались торговых, политических и других вопросов.

- договорные грамоты Великого Новгорода с великими князьями - особое политическое устройство Новгородской республики предусматривало письменное оформление условий, на которых новгородцы приглашали на службу князей. Приглашенные князья были из Твери, Литвы и Москвы. Содержание заключенных с ними договоров касалось условий, на которых князь участвовал в управлении Новгородской землей, и его прав. Самая ранняя из дошедших договорных грамот Новгорода с приглашенным князем датируется серединой 60-х гг. XIII в. Это грамота, заключенная с тверским великим князем Ярославом Ярославичем.



- докончальные грамоты - соглашения между великими князьями, а также между великими и удельными князьями. Одна из ранних известных сегодня междукняжеских договорных грамот была составлена в XIV в. Это докончание 1350/1351 г. между великим князем Семеном Ивановичем Гордым и его братьями — удельными князьями Иваном и Андреем Ивановичами. В докончаниях определялись вассально-сюзеренные отношения князей, поскольку в них фиксировалось старшинство одного князя («брат старейший») и подчиненность другого («брат молодший»).

- жалованные грамоты - появились на Руси в XII в. Древнейшей жалованной грамотой, сохранившейся в оригинале, является пергаменная грамота великого киевского князя, Мстислава Владимировича и его сына — новгородского князя Всеволода. В ней зафиксировано пожалование игумену Исайи и братии Юрьева монастыря села Буйце вместе с иммунитетными правами на землю.

Жалованными грамотами XIV—начала XV в. бессрочно освобождали только от дани.

Грамоты, бессрочно освобождавшие вотчину от всех этих налогов и пошлин или некоторых из них, называются жалованными тарханными грамотами. Жалованная льготная грамота освобождала от уплаты государственных податей на оговоренный в грамоте срок. Жалованные тарханно-оброчные грамоты заменяли повинности, падавшие на феодальное владение, единой суммой оброка, уплачиваемого в заранее установленный срок. Судебный иммунитет предоставлялся жалованными несудимыми, «бережельными» и другими грамотами. Жалованные обельно-несудимые грамоты сочетали освобождение от второстепенных поборов в пользу великого князя с привилегиями судебного характера.

- Княжеские духовные грамоты. Самыми ранними духовными грамотами — княжескими завещаниями — являются два «рукописания» владимиро-волынского князя Владимира Васильковича, созданные около 1287 г. и сохранившиеся в тексте Ипатьевской летописи. Поздней из сохранившихся княжеских духовных грамот является завещание царя Ивана Грозного 1572 г., которое по своему содержанию близко к публицистическому сочинению

- уставные грамоты - касались взаимоотношений светской и церковной власти и отражали земельные, финансовые и иные интерес государства и церкви. Первая уставная грамота князя Владимира Святославича предоставляла в 995 или 996 г. десятину только церкви Бородицы. Следующая уставная грамота князя Владимира о церковных судах, выданная до 1011 г., относилась ко всем русским епископствам. На основе обеих грамот возник древнейший текст церковного Устава Владимира о десятинах, судах и людях церковных, распространившего действие этих постановлений на все русские земли.

Частные акты обязаны своим происхождением развитию сферы социально-экономических отношений. По мере ее развития росло разнообразие как объектов сделок частных лиц (земля, день­ги, люди и т.д.), так и условий, на которых достигалась догово­ренность контрагентов. Сохранившийся корпус частных актов отражает это разнообразие.

Переход земли от одного лица к другому, а также закрепление права собственности нового владельца фиксировали данные, купчие и меновные грамоты. Эти акты фиксировали различные формы перехода земли от одного владельца к другому и условия, на которых совершались сделки.

Если земли даровались, сделка оформлялась данной {вкладной) грамотой. Дарителями в данном случае выступали светские лица, а получавшими дар — церкви, монастыри. Вклады были одним из основных путей формирования церковного и монастырского землевладения.

Если земля покупалась, то приобретение недвижимости фиксировалось в купчей грамоте. В сделке типа «купля-продажа» с обеих сторон могли участвовать как светские, так и духовные лица. Купчие грамоты на землю сохранились, начиная со 2-й пол. XIV в.

Крупные землевладельцы собирали свои владения в течение многих лет, осуществляя и другие сделки, которые оформлялись закладными и деловыми (дельными, раздельными) грамотами. Закладные грамоты, которые появились еще в начале XV в. и период феодальной раздробленности, оформляли получение денежной суммы в долг под заклад (залог) земли.

Полные грамоты регистрировали один из вариантов купли-продажи, и ее объектом являлись люди. Первые сведения о таких грамотах относятся к XV в. Сегодня известны две подлинные полные грамоты — грамота 1494 г., составленная в Суздале, и грамота 1511 г., написанная в Пскове. Название этой группы грамот происходит от слова «полница», обозначающего переход свободного человека в полное холопство («в полницу»). В полное холопство человек продавал себя сам (или его продавали) за определенную денежную сумму.

Докладными назывались полные грамоты о самопродаже людей «в полницу», совершенной с доклада наместнику.

Оброчные грамоты оформляли отношения между феодалом и крестьянином, который получил от этого феодала землю для обработки. Эти акты появились в конце XV в. Описывалась земля, размер ренты, которую должен был выплатить крестьянин феодалу с этой земли.

Порядные записи - название от слова «ряд» (договор). Это договор между двумя сторонами по какому-либо спорному делу. Она заключалась «полюбовно», без суда или согласно судебному решению. Особенностью содержания порядных грамот является подробное перечисление повинностей крестьян, садившихся на чужой земле. В порядных указывалось следующее: 1) кто поряжается; 2) к кому; 3) на какой участок; 4) с какого времени и на какой срок; 5) подмога (натуральная или денежная субсидия); 6) условия эксплуатации участка; 7) трудовые повинности и подати в пользу феодала; 8) государственные повинности; 9) неустойка в случае невыполнения поставки; 10) удостоверительная часть, где назва­ны имена свидетелей сделки и писца.

В конце XVI в. появились так называемые поступные (от слова «поступиться», т.е. уступить) грамоты. В них владелец беглых крестьян уступал их другому феодалу, у которого крестьяне жили «в бегах». Крестьяне без земли стали объектом купли-продажи с середины XVII в.

Отпускные грамоты освобождали кабальных людей, холопов, крестьян от личной зависимости. Они появились в XVII в. Купчие и отпускные просуществовали до отмены крепостного права в 1861 г.

Жилая запись была прообразом договора найма рабочей силы. В условиях господства крепостнических отношений найм носил полукабальный характер. Жилые записи распространились с начала XVII в., самая ранняя из них датируется 1607 г. В текст жилой записи включались, как правило, сведения о сумме денежной оплаты труда человека, дававшего на себя записать, и срок, в течении которого хозяин будет пользоваться его трудом.

18.Особенности актового материала XVIII - начала XX вв. Актовые источники нового времени многочисленны и разнообразны. Их развитие вызвано, в первую очередь, изменениями в области гражданского права, в частности значительным расширением сферы регулирования имущественных отношений и развитием обязательственного права.

В начале XVIII в. коренным образом изменился порядок оформления актов. Государство установило свой контроль за их составлением. Распространенным видом был договор, который мог заключаться в письменной и устной форме. В гражданском законодательстве существовали следующие виды договоров: дарение, мена, купля-продажа, запродажа, найм имущества, подряд и поставка, заем и ссуда имущества, поклажа, товарищество, страхование, личный найм, доверенность. Каждый из этих договоров оформлялся соответствующей разновидностью акта.

Появились новые разновидности актовых материалов: в XIX в. появился договор запродажи, по которому продавец обязывался заключить впоследствии договор купли-продажи на недвижимость; подряда, поставки. А также - займы, товарищества, поклажи, представительства, вексель.

Значительную часть источников, актового происхождения во 2-й пол. XIX в. составили уставные грамоты и выкупные акты. Их появление было связано с осуществлением крестьянской реформы 1861 г. Уставные грамоты и выкупные акты имели строго определенный формуляр, в котором указывались сведения о помещике, о повинностях крестьян, об усадьбах, финансовые материалы.

Основные категории законодательных актов ХIХ – начала ХХ вв. – манифесты, указы, уставы, положения, Высочайшие рескрипты, Высочайше одобренные мнения Государственного совета. Категории этих актов лучше различаются между собой по сравнению с ХVIII столетием.

В ХIХ – начале ХХ вв. большое внимание уделяется публикациям законодательства – как текущим, так и ретроспективным. Среди основных публикаций ретроспективного характера выделяется, прежде всего, Полное собрание законов Российской империи. На протяжении 1830-1917 гг. вышли три выпуска ПСЗ. Первый из них напрямую был связан с кодификацией законов страны.

19. Методика источниковедческого исследования актов. Изучением актов занимается вспомогательная историческая дисциплина, называемая дипломатикой (от лат. diplomatica - относящийся к дипломатам, т.е. разного рода документам).

Датировка документа является одним из первоначальных этапов изучения источника. Лишь после установления твердых хронологических оснований можно приступать к выяснению обстоятельств и причин возникновения актов. Определить время написания оригинала акта или его списка, не имеющего точной даты, можно несколькими способами. Прежде всего, ученые используют относительные шкалы датировок. В настоящее время разработаны две шкалы:

1) с временными изменениями рисунков письменных знаков (этим занимается палеография - вспомогательная историческая дисциплина, предметом изучения которой является графика рукописных источников)

2) с временными изменениями водяных знаков бумаги (этим занимается филигранология - вспомогательная историческая дисциплина, предметом изучения которой являются водяные знаки бумаги).

При датировке рукописных источников на бумажном носителе информации, в том числе и актов, обычно бывают задействованы обе эти шкалы.

При определении времени возникновения текста договора используется информация о каждой сделке: это и имена исторических персонажей, наименования географических объектов и условий договора. Напр., многие акты датируются по годам игуменства и княжения тех или иных лиц, выступавших одной из договаривавшихся сторон.

Датировать грамоты помогает и сфрагистика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати. Так, в одной из двух духовных грамот великого князя Дмитрия Ивановича нет даты. Датировку документа основывают на упоминании в тексте духовной сына Дмитрия Ивановича Василия, который родился 30 декабря 1371 г., и на печати митрополита Алексея, которой скреплена грамота. Митрополит скончался в 1378 г. Следовательно, духовная была составлена между 1371 и 1378 гг.

20. Особенности литературных памятников как исторических источников. Произведения древнерусской литературы XI- XVII вв. Древнерусская литература охватывает X - XVII вв. То или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников. Другая особенность литературы – отсутствие авторского права. Нам известны лишь несколько отдельных авторов, писателей книг, которые ставили свое имя в конце рукописи. Но в большинстве случаев, писатель желал оставаться неизвестным. Как правило, авторские тексты до нас не дошли, а сохранились более поздние их списки. Зачастую переписчики выступали в роли редакторов и соавторов.Характерная особенность древнерусской литературы - историзм. Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о "чудесах" - явлениях, кажущихся человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло "чудо". Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского гос-ва, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом. Любой жанр древней литературы, будь то историческая повесть или сказание, житие или церковная проповедь, как правило, включает в себя значительные элементы публицистики.

До крещения Руси пользовались исключительно переводной литературой, т. е. вся литература переводилась с греческого на южно- и западнославянские языки. Изучение переводной литературы представляет существенные сложности. Прежде всего, оно требует хорошего знания языка, на котором были написаны оригиналы. Иначе невозможно понять нюансы исходного, а, следовательно, и переведенного текста. Всю духовную литературу принято делить на каноническую (боговдохновенную или богодухновенную) и апокрифическую (тайную или отреченную). Среди апокрифической, в свою очередь, выделяются верочитная (которую разрешалось хранить и читать, но не в церкви) и ложная (запрещенная к хранению и чтению). Канонические произведения принадлежат к различным жанрам, тесно переплетенным друг с другом и для древней Руси подчас слаборазличимым.

Выделяются следующие жанры:

- скриптурный (от лат. scriptura «писание»), к которому относятся библейские книги Ветхого и Нового заветов;

- литургический (богослужебный), включающий служебники, требники, молитвословы, часословы, октоихи, паремейники, параклитики, служебные щестодневы, триоди - Цветную и Постную, служебные минеи, каноники, стихирари, месяцесловы;

- вероучительный, куда входят символы и изложения веры, огласительные поучения (катехизисы), полемические сочинения и толкования;

- проповеднический, состоящий из проповедей, а также сборников (изборников) постоянного состава (Златая Цепь, Златоуст, Златоструй, Маргарит, Измарагд) и премудростно-гностической книжности (Пчела, патерики);

- агиографический (житийный), к которому относятся собственно жития, похвальные слова святым; они, как правило, объединены в прологи, синаксари, торжественники, четьи минеи и изборники переменного состава.

Одним из самых ранних памятников оригинальной древнерусской литературы является «Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита Илариона (1051), первый митрополит из русских. «Слово …» митрополита Илариона свидетельствует о проявление в XI духовного наследия раннего русского христианства. Обычно время написания памятника датируется между 1037 и 1050 гг. (первая дата — освещение собора Софии, вторая — кончина супруги Ярослава Ирины — Ингигерд, которая обычно датируется 1050 г.).

Судя по всему, «Слово…»Илларион произнес его 25 марта 1038 г. в новоосвященной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Золотых воротах в Киеве. Сам текст памятника сохранился более чем в 50 списках XV—XVI вв. и в разных редакциях.

"Слово о Законе и Благодати" можно разделить на три составные части:

1-ая часть — это своеобразное философско-историческое введение. В его основе лежит рассуждение о соотношении Ветхого и Нового заветов — Закона и Благодати. Смысл подобного рассуждения многообразен. С одной стороны, это продолжение чисто богословского спора между западной, римской Церковью и Церковью восточной, православной. Иларион в своем "Слове" стоит ближе к восточной Церкви. Он подчеркивает, что следование нормам только лишь Ветхого Завета не приводит людей к спасению души, как не спасло знание Закона ("тени") древних иудеев. Более того, предпочтение Ветхого завета может привести к иудаизму. Лишь Новый завет ("истина"), данный человечеству Иисусом Христом, является Благодатью, ибо Иисус своей смертью искупил все людские грехи, а посмертным воскрешением Он открыл всем народам путь к спасению.

2-я часть – Похвала великому князю Владимиру (в крещении — Василий), который совершил крещение Руси, благодаря которому русский народ смог просветиться светом Христовой истины. Прославляется то, что Владимир уверовал во Христа. Приняв Русь под свое покровительство, Господь даровал ей и величие. И теперь это не в "худая" и "неведомая" земля, но земля Русская, "яже ведома и слышима есть всеми четырьми конци" света. Более того, христианская Русь может надеяться на великое и прекрасное будущее, ибо оно предопределено Божиим Промыслом.

Кроме Владимира, славит Иларион князя Ярослава Мудрого (в крещении — Георгий), современником и соратником которого был и сам митрополит. Но интересно, что Иларион прославляет также и язычников Игоря и Святослава, заложивших будущее могущество Русского государства. Более того, в своем сочинении Иларион именует русских князей титулом "каган". А ведь этот титул в те времена приравнивался к титулу императора. Да и самого Владимира Иларион сравнивает с императором Константином.

3-я часть «Слова…» - Молитвы о Русской Земле. В них сформулированы пожелания своей стране на будущие времена. Митрополит Иларион прежде всего советует правителям избавить страну от войн. Князь обязан заботиться о мире и не развязывать кровавых войн, которые могут плачевно кончиться для народа или принесут невзгоды чужому народу, а в результате Бог прогневается на завоевателя и его народ, потому что ни на свой, ни на чужой народ не следует «попущать скорби и глада и напрасных смертей, огня и потопления». Божественный промысел должен обеспечить мир, а князь сделать всё для предотвращения войн.

По сути дела, "Слово" — это похвальная песнь Руси и ее князьям. А воспевание достоинства и славы Русской земли и княживших в ней потомков Игоря направлено против политических притязаний Византии.

Также Митрополит Иларион создал в своем «Слове…» идеальный образ верховного правителя христианского типа, выработав определённые моральные и юридические критерии, с помощью которых он оценивал его личность и деятельность. И идеальным князем-христианином для него был Владимиру.

К числу наиболее почитаемых памятников публицистической литературы Древней Руси относится и «Поучение» Владимира Мономаха (1053–1125 гг.), княжившего в Киеве с 1113 по 1125 гг. По сути, «Поучение» — духовное завещание, обращенное к потомкам. В этом произведении представлен идеальный образ князя — трудолюбивого и щедрого, заботящегося о процветании своего государства и подданных. Сохранилось в единственном списке XII в. в состав Лаврентьевской летописи под 1096 г. Уникальность этого документа в том, что он позволяет сделать достоверный вывод о том, каким человеком был сам Владимир: храбрым, честным, справедливым и любящим.

Поучение Владимира Мономаха включает три произведения: собственно поучение, "автобиографию" и письмо князю Олегу Святославичу. Здесь содержатся как нравственно-философские заветы, так и практические хозяйственные и военные рекомендации.

«Поучение» представляет собой попытку определить программу государственной политики для сыновей Владимира Мономаха. Обеспокоенный ростом народных волнений, связанных с ухудшением жизни, князь рекомендует детям вести осторожную политику, которая способна была бы повысить авторитет княжеской власти. Он призывал править справедливо и свято чтить и исполнять те положения, которые несет в себе поучение Владимира Мономаха. Предостерегает он сыновей и от жестокосердия в судебных делах и от неправосудных приговоров. В целях устранения княжеских междоусобиц он призывает детей строго соблюдать верность княжескому слову и присяге.

Войны были неотъемлемой частью того времени. Поэтому поучение детям продолжалось наставлением о том, как нужно вести себя в сражениях и походах. Поучение Владимира гласило, что в походе и в битве нужно быть смелым и заражать ею всех остальных. Нужно быть мудрым, ибо только умом достигаются большие победы. Отдельной строкой поучение Владимира Мономаха детям несло в себе призыв к получению знаний. На примере личного богатого жизненного опыта Владимир дает высокий образец служения князя интересам своей земли. Характерная особенность «Поучения» — тесное переплетение дидактики с автобиографическими элементами. Наставления Мономаха подкрепляются не только сентенциями из «священного писания», но в первую очередь конкретными примерами из собственной жизни.

Завершалось поучение Владимира Мономаха детям призывом к любви. Владимир писал сыновьям, чтобы те любили не только братьев своих, но и весь свой народ, жен и детей своих, а также почитали родителей.

 

Особый раздел древнерусских литературных источников представляют так называемые воинские повести. Возникшие в рамках летописания, они постепенно выделились в самостоятельный жанр. На его формирование оказали серьезное влияние переводные воинские повести и западноевропейский рыцарский роман. Воинские повести - это не документальные описания войн и сражений, а художественные произведения, образный язык которых довольно своеобразен и требует адекватного истолкования. В отличие от летописцев, которых в основном волновали проблемы передачи смысла, авторы воинских повестей были озабочены созданием образа происходящего. Большинство подобных повестей писалось через много лет после описываемых событий, что не могло не сказаться на точности упоминаемых деталей, а иногда и на описании общего хода. Появление воинских повестей, естественно, прежде всего, было связано с событиями военной истории, оставившими заметный след в сознании современников и ближайших потомков. Центральное место в таких произведениях занимала тема борьбы за независимость и защиты своего Отечества.

Одним из самых ранних самостоятельных произведений, близких к таким повестям, является «Слово о полку Игореве».Оно было открыто собирателем древнерусских рукописей А. И. Мусиным-Пушкиным в кон. 80-х – нач. 90х гг. XVIII в. Он приобрел у архимандрита Иоиля, настоятеля упраздненного Екатериной II Спасо-Ярославского монастыря, рукописный сборник, который, судя по описанию, был написан в XVI в. на северо-западе Руси (в районе Пскова или Новгорода). В состав сборника входили произведения светского характера, в их числе «Слово о полку Игореве».

Для работы над рукописью Мусин-Пушкин привлек ученых А. Ф. Малиновского, Н. Н. Бантыш-Каменского и в качестве консультанта Н. М. Карамзина. Благодаря их труду в 1800 г. был опубликован текст «Слова» с переводом на современный русский язык, вступительной статьей и примечаниями. Кроме этого, сохранилась копия, подготовленная А.И. Мусиным-Пушкиным для Екатерины II. Копия эта затем затерялась в архиве и была обнаружена лишь в 1864 г. П. П. Пекарским.

В 1812 г. оригинал Слова сгорел вместе с частью библиотеки А.И. Мусина-Пушкина во время московского пожара. В руках исследователей остались лишь печатный текст и выписки, сделанные из рукописи ее первыми издателями. Это дало основания для сомнений относительно подлинности данного памятника. Однако достаточно веских доказательств поддельности Слова до сих пор не найдено.

Спорной является датировка текста Слова. Отсутствие в нем сколько-нибудь точных датирующих признаков позволяет исследователям высказывать самые разные соображения на этот счет. Большинство ученых считают, что Слово было создано непосредственно вслед за походом 1185 г. на половцев, который оно описывает. Встречаются, однако, и иные датировки. В качестве возможных дат написания поэмы называют XIII, XVI и далее XVIII в.

«Слово о полку Игореве» было написано между 1185 и 1187 гг. Эти даты устанавливаются на основании самого текста произведения.

Неизвестен и автор, создавший уникальный памятник древнерусской письменности. Все предпринятые в этом направлении попытки не увенчались успехом. Даже наиболее основательные проработки могут рассматриваться лишь в качестве рабочих гипотез или догадок. В числе предполагаемых авторов «Слова о полку Игореве» назывались галицкий премудрый книжник Тимофей, словутный певец Митуса, тысяцкий Рагуил, певец Ходына, летописец Петр Бориславич и даже сам князь Игорь, а также великий киевский князь Святослав Всеволодович.

В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты. Оно посвящено неудавшемуся походу новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Историческая повесть о походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в Ипатьевской летописи отличается подробным последовательным описанием событий. Изложение проникнуто сочувствием к участникам похода, их поражению.

Неизвестный автор создал свое произведение по горячим следам событий. Задача автора состояла в том, чтобы дать политическую и художественную оценку событию, показать своим современникам, какое значение имеет неудача Игорева похода для исторической судьбы всей Русской земли.

Поражение Игоря вызывает глубокое раздумье поэта, и основная идея «Слова» — это страстный призыв русских князей к единению. Эта идея получает четкое воплощение во всей художественной структуре произведения, и, прежде всего в его сюжете и композиции.

Автор берет лишь самые значительные эпизоды, которые позволяют ему ярче высказать свое отношение к событиям, донести до своих слушателей основную идею. Именно гражданская патриотическая идея прочно цементирует в единое художественное целое все части произведения.

«Задонщина» - поэтическое повествование о Куликовской битве, написанное, скорее всего, в 80-90-е гг. XIV в. Она дошла в 6 списках 70-х гг. XV-кон. XVII в. «Задонщина» имеет множество общих мест со «Словом о полку Игореве». Оттуда заимствованы отдельные литературные образы, стилистические приемы, выражения, обороты и даже целые отрывки. Но это не простое подражание, а вполне сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, подчеркивающее основную идею автора: несогласие в действиях князей ведет к поражению, объединение же их для борьбы с врагом — залог победы.

Еще идея произведения - показать возмездие за поражение в 1185 г., ведь она положила, как считал автор, конец длительному периоду господства степняков над Русью, восстановила прежнюю славу и могущество Русской земли.

Собственно, дискуссия о датировке Слова во многом упирается в вопрос о том, какие чтения - Задонщины или Слова о полку Игореве - являются первичными. Кроме Слова, Задонщина опирается и на другие источники, в частности, как считает М.А. Салмина, на летописную повесть о Куликовской битве кон. 40-х гг. XV в.

Автором «Задонщины», как удалось установить, был Софоний, брянский боярин, ставший позднее священником в Рязани. Произведение написано в старинном стиле, в форме былины или сказания. «Задонщина» не содержит много информации о Куликовской битве, но проникнута радостным чувством освобождения, любви к Родине, пафосом победы. В произведении присутствует нечто похожее на плач Ярославны, но в редуцированном виде, разделенный на несколько коротких плачей жен воевод. Заметно, что писал христианский писатель, так как говорится о Боге, о том, что Он помиловал землю Русскую, даровав победу. Автор не стремился дать последовательное и обстоятельное изображение событий. Его цель — воспеть великую победу над ненавистным врагом, прославить ее организаторов и участников.

Заканчивается произведение возвращением князей, молитвенным обращением к убитым воинам и славословием Божьим.

Житийная литература - раздел христианской литературы, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова. В качестве синонима житийной литературы в современной отечественной науке используется термин «агиография». По своей сути, жития - это биографии духовных и светских лиц. Героями житий становились либо христианские подвижники, либо князья. Самым ранним оригинальным древнерусским житием является «Служба святым мученикам Борису и Глебу», приписываемая митрополиту Иоанну. Оно написано около 1021 г., а известно уже в списках ХII в.

Борис и Глеб стали первыми русскими святыми. Ярослав Мудрый после настойчивых попыток добился у Византии канонизации своих братьев. О жизни и смерти Бориса и Глеба рассказывают два жития - ”Чтение о Борисе и Глебе” и ”Сказание и страсть и похвала Бориса и Глеба” написанные в конце XI - начале XII вв

Борис и Глеб стали жертвами борьбы за киевский княжеский стол. Княжеские распри в борьбе за власть - явление обычное в истории любого раннефеодального государства

Важнейшая идея житий о Борисе и Глебе - идея единства Руси на основе соблюдения феодальных взаимоотношений между князьями : все князья-братья, но старшие должны защищать младших, а младшие - подчиняться старшим. Праведное поведение Бориса и Глеба заключалось в том, что они даже под угрозой смерти отказались выступить против старшего брата, поднять на него руку. Такое поведение должно было послужить примером другим князьям, способствовать прекращению междоусобиц, укреплению государства в целом. В ”Сказании о Борисе и Глебе” подчеркивается, что после решающей битвы между ”окаянным и треклятым ” Святополком и Ярославом на русской земле наступил мир и порядок: ”И с этого времени прекратилась крамола на русской земле”.

Святополк - этот второй Каин - наказан, а Борис и Глеб признаются святыми, помогающими русской земле, и за это особенно почитаемыми.

Жития строились по определенным канонам /правилам/ в соответствии с литературным этикетом. Начинаются они пространным введением так, в ”Чтении о Борисе и Глебе” рассказ ведется от сотворения Адама и Евы, распятия Христа и акцентируется внимание на крещении Руси. Затем излагается судьба героя, завершаются жития описание чудес, происходящих после смерти героя, затем следует молитва. Автор всякий раз подчеркивает, что Борис и Глеб знают о грозящей им опасности, но не оказывают сопротивления.

«Житие Аввакума» – наиболее яркий и показательный образец житийной литературы в ее пути к реализму. Протопоп Аввакум создает автобиографическое «Житие» во 2-й пол. XVII в. Оно было написано во время заточения автора в Пустозерске. Аввакум пишет свое "Житие" с 1669 по 1675 год.

Его открывает вступление, рассказ о юных годах Аввакума и о чудесах, которые должны свидетельствовать о божественном призвании автора. Не случайно, поэтому в начале жития Аввакум рассказывает о своем чудесном сновидении: по Волге плывут "стройно два корабля золотые". Это корабли Луки и Лаврентия. За ними плывет третий корабль — это корабль Аввакума. Это знамение явилось символом многотрудного "плавания Аввакума по волнам житейского моря" и предопределило его мученический путь. Житие Аввакума напоминает монолог. Автор непринужденно и доверительно беседует с читателем-единомышленником. В искренности и страстности, с которой протопоп ведет свое повествование, рассказывая о перенесенных тяготах, о своих победах, о видениях и чудесах, выражается его позиция.

Главным делом своей жизни Аввакум считал борьбу с реформами Никона, и большая часть жития посвящена именно этому. Рассказывая о своей жизни, он стремился воодушевить единомышленников на борьбу "за дело Божие". Поэтому он выделяет разного рода знамения и чудеса, которые должны подтвердить божественное освящение его борьбы за истинную веру. Это и затмение солнца в 1654 году, когда патриарх Никон собрал церковный собор, утвердивший новые реформы, и затмение, произошедшее тогда, когда Аввакума расстригли и бросили в темницу. Протопоп терпит страшные испытания: его избивают, ссылают, на долгие месяцы и годы заточают в тюрьму.

Т. о, произведение отличается искренностью и активным выражением авторского мнения.

Произведение Аввакума стало памятником социальной и политической жизни эпохи раскола. Это своеобразная биография-исповедь, сатира и публицистическая проповедь человека, посвятившего жизнь доказательству истинности своей веры.

21. Публицистические произведения XV–XVII вв. как исторические источники. Период формирования единого Русского государства связан с зарождением публицистики. Публицистика призвана выразить мнение какой-либо социальной группы об общественно значимой проблеме. Публицистические пр

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.