Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 18. Категория уголовных дел, по которым проводится судебно-психологическая экспертиза.





 

Судебно-психиатрическая экспертиза относится к судебным экспертизам, назначаемым и проводимым только при производстве уголовных и гражданских дел.

Основные вопросы, решаемые при судебно-психологической экспертизе:

1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

2. Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.

3. Установление способности отстающих в психическом развитии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение степени способности руководить своими действиями.

4. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и деятельность.

5. Установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющих выполнение профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте, в работе оператора автоматизированных систем на производстве и т.п.).



6. Установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству.

7. Установление у обвиняемого индивидуально-психологических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных деяний.

 

В практике деятельности следователя и суда наиболее часто применяется психологическая экспертиза физиологического аффекта. С целью определения аффекта у обвиняемого (подсудимого) назначается судебно-психологическая или комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. При эмоциональном взрыве у человека появляются дополнительные физические силы и возможность нанесения многочисленных ударов, он может оказать активное сопротивление более физически сильному сопернику.



Для решения вопроса, находилось ли лицо в аффективном состоянии, выясняют: характер аффективной ситуации; индивидуально-психологические особенности личности; психофизиологическое состояние лица накануне событий; действия субъекта в момент аффекта, включая двигательные реакции, мимику, речь и т.д.; поведение лица сразу же после совершения тех или иных действий, его реакцию на слова окружающих, отношение к своему поведению и его последствиям.

ПРИМЕР: Т. 26 лет, обвиняется в нанесении ранения мужу. Из материалов уголовного дела известно, что супруги Т. последнее время ссорились. Т. жаловалась подругам, что ее муж часто бывает в нетрезвом состоянии, своим поведением компрометирует ее, дома невыносим. В день правонарушения пришел домой с друзьями с намерением провести вечер за ужином со спиртным, чем нарушил планы жены, которая собиралась к подруге на день рождения. В течение часа хозяйка терпела присутствие гостей, борясь с раздражением, вызванным недомоганием ребенка и усталостью. Примерно через час Т., не принимавшая участие в ужине, потребовала, чтобы гости покинули комнату. После их ухода муж начал упрекать жену в неделикатности и эгоизме, постепенно переходя к угрозам. Т. Ответила, что, если он попробует ее тронуть, она ударит его ножом (который как раз мыла под струей воды). Муж со словами: «Ты мне жена, что хочу, то и делаю!» ударил Т. несколько раз по лицу. Женщина, не подвергавшаяся ранее физическому насилию, сначала растерялась, а затем находившимся в руке кухонным ножом нанесла мужу удар в живот. Сам момент удара она помнит плохо, но отчетливо запомнила, что муж тихо отошел к креслу, зажав живот рукой. Увидев кровь Т. выбежала к дежурной по коридору (супруги жили в общежитии), которой несколько минут не могла объяснить, кому и зачем нужна врачебная помощь. Выглядела испуганной, заикалась. Вышедшим на шум жильцам она объяснила, что случилось, вернулась в свою комнату, где помогла оказать мужу первую помощь. Сопоставив объективные признаки душевного волнения (внешний вид, эмоциональные нарушения речи, целесообразность действий, речевой контакт с окружающими) с динамикой развития ситуации и личностными особенностями Т.(вспыльчивый, несдержанный характер, легко переходит от раздражения к гневу), эксперты пришли к выводу, что степень ее душевного волнения в момент преступления достигла выраженности, свойственной состоянию физиологического аффекта.



 

Вопрос о соответствии возраста, психического развития хронологически достигнутому возникает обычно при расследовании преступлений 14-15 летних подростков для выяснения степени их ответственности. Поводом для назначения судебно-психологической экспертизы служит либо их неадекватное поведение при совершении правонарушения (преобладание мотивов детской шалости, бездумное отношение к сокрытию следов правонарушения и т.п.), либо недопонимание ситуации расследования.

 

Вопрос о способности потерпевшей понимать значение действий, направленных на изнасилование, возникает в большинстве случаев, когда речь идет о девушках 15-16 лет, недостаточно ориентирующихся в обстоятельствах полового акта, в то время как о значении самого полового сношения у них имеются определенные представления. Поэтому с помощью судебно-психологической экспертизы оценивается степень добровольного вступления в половое сношение. Значительно реже объектом экспертизы выступают девочки, воспринимающие изнасилование как действие, о физиологическом, моральном и социальном значении которого у них нет ясного представления.

 

Вопрос 19. Личность преступника: понятие, структура и содержание.

 

Личность преступника - это совокупность социально-политических, психических и физических признаков лица, совершившего преступление, имеющая уголовно-правовое значение. Необходимо учитывать взаимосвязь между общесоциологическим и уголовно-правовым содержанием личности преступника.

 

Элементы структуры личности:

- социальный статус личности - принадлежность лица к определенному классу, группе;

- социальные функции личности - совокупность видов деятельности лица в системе общественных отношений как гражданина, семьянина и т. д.;

- нравственно-психологическая характеристика - отражает отношение личности к социальным ценностям и выполняемым функциям.

 

Структура личности преступника включает в себя следующие признаки:

- биофизиологические;

- социально-демографические;

- психологические, нравственные;

- социально-ролевые;

- уголовно-правовые;

- криминологические.

 

Биофизиологические признаки - пол, возраст, состояние здоровья, природные свойства нервной системы и т. д. Эти признаки определяют индивидуальность личности.

Социально-демографические признаки - пол, возраст, образование, социальное происхождение и положение, род занятий, национальная и профессиональная принадлежность, семейное положение, уровень материальной обеспеченности и т. п.

 

Нравственные и психологические признаки определяют мировоззренческие и нравственные черты и свойства личности, его взгляды, убеждения, ценностные ориентации и т. п. Некоторые психологические характеристики людей имеют генетический характер.

Мировоззренческая позиция определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, сказывается на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная мировоззренческая позиция.

Установлению истины по конкретному уголовному делу способствует предварительное следствие, которое проводит следователь.

 

Деятельность следователя имеет ряд особенностей:

- процессуальная регламентированность средств и сроков предварительного следствия;

- практические навыки;

- противодействие в ходе следствия заинтересованных лиц и т.п.

 

Служебными обязанностями следователя являются не установление обвинительной позиции по делу или, наоборот, функций зашиты, а установление истины по делу в процессе его расследования. Неслучайно закон запрещает под страхом уголовного наказания домогаться показаний обвиняемого путем насилия и угроз.

 

Глубокое и полное изучение следователем и судом психологических особенностей личности обвиняемого способствует решению следующих актуальных задач:

• Правильная квалификация совершенного преступления. В особенности это касается определения психического состояния в момент совершения преступления (например, состояние аффекта), определения подлинных мотивов совершенного преступления, установления роли, которую обвиняемый играл в преступной группе, и т. д.

• Выбор тактических приемов, которые в наибольшей степени способствуют успешности при производстве следственных действий (особенно это касается допроса).

• Воспитательное воздействие на личность правонарушителя с целью его ре-социализации должно начинаться на первом допросе и опираться на достаточно глубокое знание следователем индивидуальных особенностей и динамики данной личности.

• Работа по выявлению причин данного преступления.

 

Психологическое изучение личности обвиняемого включает в себя исследование его внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (воспитания, мышления, памяти и других познавательных процессов).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.