Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 7. Стресс: понятие, психодиагностические признаки, динамика развития. Влияние стресса на поведение людей.





 

Под стрессом понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

 

При стрессе обычные эмоции сменяются беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом и психологическом плане. Это понятие было введено Г. Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы — усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Например, нередко стресс возникает не только в ситуации развода супругов, но и в тревожном ожидании разрыва брачных отношений.

 

Стресс - состояние психической напряженности, обусловленное адаптацией (приспособлением), перестройкой психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности. Приспособительная функция организма => восстановление нормального состояния - сущность стресса, выделяющая его среди других состояний напряжения.



Мобилизующее действие. Возникая, стресс мобилизует внутренние резервы психики, всего организма человека, его приспособительные возможности, волевую, физическую, познавательную активность и в силу этого является своеобразным стимулирующим фактором, положительно влияющим на эффективность жизнедеятельности (пример: выполнение субъектом не только простых, но и более сложных для него задач). Деструктивное действие. при длительном воздействии неблагоприятных факторов, по мере истощения защитных, адаптационных резервов организма стресс может привести к противоположному (отрицательному) результату и оказать разрушительное, дезорганизующее влияние на здоровье, психику человека, нередко приводящее к их расстройству, негативно воздействуя на поведение.

Возникновение психической напряженности (стресса) часто бывает связано с необходимостью решения человеком субъективно важных и вместе с тем сложных задач, в которых для него заключен глубоко личностный смысл. Этому в значительной мере способствуют актуальные для субъекта сверхбыстрые изменения социальной обстановки, экстремальные условия деятельности.



Физическими стрессорами могут быть высокие температура, радиационный фон, различного вида промышленная интоксикация, шумы и т.п.

Эмоциональный стресс бывает кратковременным, насыщенным яркими аффективно окрашенными импульсивными поведенческими реакциями, и длящимся, пролонгированным, имеющим затяжной по времени характер.

Динамика развития стресса:

1) стадия тревожности. под воздействием психотравмирующих факторов у субъекта возникает состояние беспокойства, тревоги, постепенно начинают перестраиваться физиологические функции организма, что проявляется в изменении частоты дыхания, пульса, повышении артериального давления и т.д. Какое-то время человек может испытывать состояние оглушенности, у него может несколько снижаться сопротивляемость организма, происходить сужение поля сознания, нарушаться устойчивость внимания. с переходом во вторую стадию, начинается мобилизация его внутренних адаптационных ресурсов и повышается эффективность и активность субъекта.

2) стадия сопротивления. организм человека, его психика перестраиваются, приспосабливаются, адаптируются к новым, усложненным условиям, расходуя внутренние ресурсы. Активизируются мыслительные процессы, познавательная деятельность. наступает ослабление сопротивляемости организма, снижаются качество мышления, уровень работоспособности, начинается спад, переход к заключительной стадии развития стресса;



3) стадия истощения. характеризуется истощением "адаптационной энергии", приводящей к дезорганизации деятельности, нервно-эмоциональному срыву и может даже закончиться летальным исходом.

 

К особому виду стрессовых расстройств относятся так называемые посттравматические стрессовые расстройства. Их характерная особенность состоит в том, что они возникают в экстремальных условиях, охватывая большое число людей, когда их жизнь, здоровье и благополучие подвергаются серьезной, нередко смертельной опасности вследствие воздействия на них ряда психотравмирующих факторов, причем люди не могут избежать травмирующей ситуации и продолжают находиться в ней длительное время. Психологические расстройства, возникающие в данных условиях, имеют глубинный характер и способны сохраняться в течение очень длительного времени, а порой и откладывают на личность пожизненный отпечаток. В подобных ситуациях, выходящих за пределы обычного человеческого опыта, угрожающих жизни, здоровью человека, такой стресс оказывает сильное, пролонгированное, далеко выходящее за пределы стрессогениой ситуации психотравмирующее воздействие на людей, их здоровье, психику, настроение. За эту особенность его называют посттравматическим стрессом (ПТС), приводящим к острой психической дезадаптации, травме и даже к расстройствам личности и поведения. В психологии рассматриваемое явление определяют, как посттравматическое стрессовое состояние (ПТСС), или посттравматические стрессовые нарушения.

Совокупность изменений, происходящих в описанных условиях, носит название посттравматического стрессового синдрома. Его отличительными чертами являются переживание людьми состояний тревоги и страха, депрессивное состояние, апатия, подавленность, порой сменяющиеся приступами ярости; после выхода из травмирующей ситуации могут сохраниться необоснованная боязнь преследования, депрессия, страх.

 

Вопрос 8. Фрустрация: понятие, признаки, причины возникновения, динамика развития, влияние на психику человека.

 

Фрустрация – особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным.

 

Причины:

1) Отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности;

2) Неожиданность. (Например, пропажа предмета, имеющего важное значение, причем пропажа внезапная);

3) Беспардонность, бестактность, грубость и т.д.

 

Признаки:

1) Наличие потребности, мотива, цели, первоначального плана действия;

2) Наличие сопротивления (препятствие - фрустратор), при этом сопротивление может быть внешним и внутренним, пассивным и активным.

 

Влияние.

Чувство гнетущего напряжения; Тревожность; Неудовлетворенность собой и обстоятельствами жизни; общий упадок сил; ощущение эмоционального опустошения; отчаяние.

 

Роли фрустрации:

1) Конструктивная – помогает научаться, человек старается достигнуть определенных результатов;

2) Деструктивная – человек не видит альтернатив, снижается уровень внимания, мышления

 

Выход из фрустрации:

1) Изменение тактики поведения;

2) Изменение цели;

3) Отказ от задуманного.

 

Вопрос 9. Правовая оценка стресса, фрустрации, посттравматических стрессовых состояний, при рассмотрении уголовных, гражданских и дел об административных правонарушениях в суде.

 

Стресс.

Как и при решении целого ряда уголовно-правовых проблем, так и в гражданско-правовых спорах при обсуждении вопросов, например, о признании недействительности заключенной сделки "гражданином хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значения своих действий" (ч. 1 ст. 177 ГК), а также под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК). Из-за этого в подобных случаях некоторые авторы такие соглашения называют "сделками с пороками воли". Появление сильного стресса у потерпевшего под воздействием противоправных действий виновной стороны может свидетельствовать о его психических (ст. 117 УК), нравственных страданиях, подтверждать факт нанесения ему морального вреда (ст. 151, 1101 ГК).

Фрустрация

В конфликтной ситуации, когда один из ее участников находится в состоянии фрустрации, наиболее распространенными эмоциональными реакциями могут быть: а) агрессия, направленная на преодоление возникшего препятствия; б) депрессия, сопровождаемая беспочвенными самообвинениями, которые могут перерасти в аутоагрессию с попытками самоубийства, причинения себе боли, увечий; в) агрессия, основанная на препятствии, но направленная на иные субъекты.

Объяснение агрессивного поведения человека, отличающегося непонятной для окружающих неадекватностью реагирования, особой жестокостью (см., например, п. "и" ч. 1 ст. 63, п. "д" ч. 2 ст. 105, п. "б" ч. 2 ст. 111 УК). Так же объяснение причин хулиганства (ст. 213 УК), вандализма (ст. 214 УК) и т.п. Разумеется, фрустрация ни в коей мере не ставит вопрос об освобождении виновного от ответственности. Однако знание психологических предпосылок возникновения фрустрации помогает понять причины, побудительные силы, мотивы некоторых опасных насильственных преступлений, которые по своей жестокости могут на первый взгляд казаться "безмотивными" либо даже совершенными человеком с серьезно расстроенной психикой. Кроме того, необходимо иметь в виду, что фрустрация может являться своеобразным эмоциональным катализатором, способствующим развитию аффекта.

Посттравматические стрессовые состояния (ПТСС)

Имея в виду столь сильное воздействие указанных психических состояний, стрессогенных факторов на психику человека, законодатель предоставил возможность судам с учетом обстоятельств дела, "личности виновного" оценивать состояние психической напряженности (стресс), ПТСС в качестве обстоятельств, смягчающих наказание виновному (ч. 2 ст. 61 УК), а также учитывать данные состояния при решении вопроса о помиловании, смягчении наказания (ст. 175 УИК). Переживаниям человеком ПТСС (ПТСР) неизбежно сопутствуют психические, нравственные страдания, что, безусловно, дает ему право на компенсацию морального вреда (ст. 151, 1101 ГК).

 

Вопрос 10. Аффект: понятие, признаки, причины возникновения¸ динамика развития, влияние на психику человека.

Аффект - это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии.

Диагностические признаки:

1) Дезорганизация моторного аспекта деятельности. Действия становятся интенсивными, но однотипными и неточными. Психика как бы стремится «пробить» стрессовые условия, повторяя одни и те же действия;

2) Кратковременный, взрывной характер эмоциональной разрядки. (Высокая концентрация сил не позволяет этому состоянию длиться долго.);

3) Субъективная внезапность. Аффект возникает неожиданно для переживающего его человека;

4) Снижение эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;

5) Внешне наблюдаемые признаки. (изменение кровяного давления (изменение цвета кожи), частота сердечных сокращений, частота и глубина дыхания (изменение голоса и речи).

 

Течение аффекта. Фазы: подготовительная, фаза взрыва, исходная (заключительная).

1. Подготовительная: сознание сохраняется во всех случаях. Появляются напряжение эмоций и концентрация представлений на определенном фокусе внимания. Восприятие в этой фазе нарушается нерезко, но способность наблюдать и осознавать происходящие психические процессы и переживания расстроена. Бедный, сильно суженный круг представлений резко аффективно окрашен. Душевная деятельность односторонняя – стремление осуществить свое намерение. Вся остальная личность перестает существовать.

2. Фаза взрыва: с биологической точки зрения является процессом отреагирования. Комплекс сильнейшего чувственного тона, требующий немедленного отреагирования. Волевые расстройства: усиливающееся побуждение преобладает над тормозящим аппаратом (утрата самообладания). Утрачивается ясность поля сознания, снижается его порог. Поведение: агрессивный или пассивный характер.

3. Заключительная фаза: истощение психических и физических сил. Отсроченные воспоминания о событиях нарушаются.

Особенности аффекта – отсутствие предварительного плана, использование того, что подвернется под руку, амнезия.

Причины аффекта:

 

1) Важнейшей причиной возникновения аффекта выступают обстоятельства, которые угрожают существованию человека (косвенная или прямая угроза жизни).

2) Конфликт. Противоречие между сильным желанием и влечением, стремлением к чему-либо и невозможностью объективно удовлетворить побуждение.

3) Поступки окружающих. Может быть спровоцирована поступками, которые затронули самооценку человека и этим травмировали его личность.

4) Индивидуально-психические свойства личности.

5) Временное состояние субъекта, который попал в конфликтную ситуацию

 

 

Уголовно-правовое значение аффекта.

Знание диагностических признаков аффекта помогает следователю (суду) проводить допрос свидетелей, потерпевших, самого обвиняемого (подсудимого), собирать необходимую информацию для ее оценки на предмет установления с помощью судебно-психологической либо комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы наличия физиологического аффекта с последующей квалификацией правоохранительными органами содеянного виновным по ч. 1, 2 ст. 107 УК (убийство, совершенное в состоянии аффекта) или по ст. 113 УК (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта).

Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Если в сферу действий человека попадают предметы, не имеющие отношения к причине аффекта, он может в ярости отшвырнуть попавшуюся вещь, толкнуть стул, хлопнуть по толу. Теряя власть над собой, человек весь отдается переживанию.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.