Сделай Сам Свою Работу на 5

Ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статья 126 НК РФ)





Статья 126 НК РФ предусматривает два самостоятельных состава налоговых правонарушений, разграничение которых вызвало споры, как в науке, так и в правоприменительной практике.

П. 1 ст. 126 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление в установленный срокналогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством.

В свою очередь, п. 2 ст. 126 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно за иное уклонение от предоставления таких документов либо за представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ.

'Приведенные формулировки, с одной стороны, позволили ставить вопрос о разграничении составов по субъекту. П. 1 ст. 126 НК РФ прямо называет в качестве субъектов ответственности налогоплательщиков и налоговых агентов. Состав, содержащийся в п.2 этой статьи, дает основания отнести к субъектам ответственности третьих лиц, располагающих о налогоплательщике сведениями, которые могут быть истребованы налоговыми органами в процессе осуществления мероприятий налогового контроля (прежде всего, в рамках встречных налоговых проверок).



С другой стороны, как следует из содержания п. 1 ст. 126 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление налогоплательщиками (налоговыми агентами) документов и (или) сведений, обязанность предоставления которых вытекает непосредственно из налогового законодательства и не связывается с направлением налоговым органом налогоплательщику (налоговому агенту) запроса об истребовании соответствующих документов. В свою очередь, п. 2 устанавливает ответственность за непредставление документов по запросу налогового органа.

В процессе рассмотрения соответствующих дел арбитражными судами был выработан подход, который в наибольшей степени соответствует буквальному толкованию ст. 126 НК РФ и основывается на разграничении составов, предусмотренных п. 1 и п. 2 по субъекту ответственности. При этом принимается во внимание то обстоятельство, что п.2 прямо говорит об истребовании сведений о налогоплательщике, подразумевая тем самым, что такие сведения запрашиваются налоговым органом не у самого налогоплательщика, а у располагающих такими сведениями третьих лиц.1



Такой вывод содержится в п. 12 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Письмо Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.03.03. № 71).

Субъектами правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 126 НК РФ признаны, таким образом,налогоплательщики (как организации, так и физические лица) и налоговые агенты (как организации, так и индивидуальные предприниматели).

Объективная сторонаэтого нарушения выражается в непредставлении в установленный срок налогоплательщиком или налоговым агентом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Напомним, что обязанность по представлению в налоговый орган документов и сведений в большинстве случаев возникает у налогоплательщика или налогового агента непосредственно в силу прямого указания налогового закона (например, ст. 23 НК РФ). Наряду с этим документы и сведения могут быть истребованы налоговым органом в процессе осуществления мероприятий налогового контроля (ст. 93 НК РФ). И в том, и в другом случае неисполнение обязанности по представлению налоговому органу соответствующей информации является основанием для привлечения налогоплательщика или налогового агента к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.



Следует обратить внимание на то, что п. 1 ст. 126 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление, как документов, так и иных сведений, в то время как размер применяемого к нарушителю штрафа исчисляется из расчета 50 рублей за каждый непредставленный документ. Это дает основания полагать, что объективная сторона рассматриваемого нарушения может выражаться как в непредставлении оформленных в соответствии с требованиями налогового закона и имеющихся у налогоплательщика или налогового агента документов, так и в непредставлении имеющихся у них сведений, которые для целей направления их в налоговые органы должны получить соответствующее документальное оформление.

Так, нарушение может выражаться в непредставлении налогоплательщиком в налоговые органы в установленный срок таких документов как бухгалтерский баланс, а также отчет о прибылях и убытках. В свою очередь, налоговый агент-работодатель может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в нарушение ст. 230 НК РФ сведений о доходах физических лиц и суммах исчисленных и удержанных налогов по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Важно подчеркнуть, что п. 1 ст. 126 НК РФ предусматривает ответственность именно занепредставление документов и (или) иных сведений в установленный срок. Это позволяет предполагать, что состав нарушения имеет место лишь в том случае, если налогоплательщик или налоговый агент располагал соответствующими сведениями, но в нарушение налогового законодательства не представил их в налоговый орган. При этом не может наступать ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ, если необходимые документы и (или) иные сведения у лица отсутствовали (например, в случае их утраты).

Налоговая санкцияза нарушение п. 1 ст. 126 НК РФ представляет собой штраф в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Незначительный, на первый взгляд, размер штрафа, взыскиваемого за непредставление одного документа, объясняется возложением на налогоплательщиков и налоговых агентов обязанности по представлению в налоговые органы большого количества документов и сведений, систематическое нарушение которой может привести к существенному возрастанию общей суммы налоговой санкции. В частности, при привлечении к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ налогового агента за непредставление в нарушение ст. 230 НК РФ сведений о доходах физических лиц и суммах исчисленных и удержанных налогов необходимо исходить из того, что соответствующие сведения представляются в виде справок по каждому физическому лицу – налогоплательщику. Поэтому независимо от того, что для целей представления в налоговый орган такие справки сводятся в единый реестр, в случае непредставления в установленный срок соответствующих сведений, штраф будет взыскан с налогового агента из расчета 50 рублей за справку по каждому физическому лицу – налогоплательщику1.

Субъектом нарушения, предусмотренного п. 2 ст. 126 НК РФ, является не сам налогоплательщик, а третье лицо, у которого имеются документы, содержащие сведения о интересующем налоговый орган налогоплательщике. Причем таким лицом для целей привлечения к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ может быть только организация, но не физическое лицо ( в том числе и не индивидуальный предприниматель).

Объективная сторонаэтого нарушения заключается в непредставлении налоговому органу сведений о налогоплательщике. Причем, чтобы повлечь ответственность по п. 2 ст. 126 НК РФ, такое непредставление должно быть выражено:

1. либо в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа;

2. либо в ином уклонении от представления таких документов;

3. либо в представлении документов с заведомо недостоверными сведениями.

Особое внимание необходимо обратить на то, что предусмотренная п. 2 ст. 126 НК РФ ответственность, может наступать лишь в случае непредставления организацией тех документов, которыми она действительно располагает, но не тех, которые, по мнению налогового органа, должны быть у нее в наличии. Таким образом налоговый орган для целей привлечения организации к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ должен доказать, что истребуемые документы у нее действительно имеются.

Уклонение организации от предоставления имеющихся у нее документов со сведениями о налогоплательщике может заключаться в прямом отказе от удовлетворения запроса налогового органа, связанном, например, с направлением в адрес налогового органа письма, мотивирующего такой отказ. Уклонение может выражаться и иным образом, когда лицо прямо не заявляет о своем отказе предоставить документы, однако вместе с тем не предпринимает и никаких мер для удовлетворения запроса налогового органа, либо предпринимает недостаточные для этого меры (например, направляет сведения заведомо в иной налоговый орган, а не в тот, от которого поступил соответствующий запрос). Состав нарушения будет иметь место и в том случае, если документы предоставлены организацией налоговому органу, но содержат заведомо недостоверные сведения.

Особое значение для целей привлечения организации к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ имеет соблюдение налоговым органом требований к направляемому в ее адрес запросу об истребовании документов. Дело в том, что налоговому органу не всегда могут быть известны точные реквизиты запрашиваемых документов, однако и без указания на эти реквизиты запрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы он мог быть однозначно воспринят организацией и позволял бы точно выполнить требование налогового органа. В связи с этим следует признать необходимым указание в запросе вида истребуемых документов, периода, за который они истребуются, а при необходимости и иной информации, без которой удовлетворение запроса станет невозможным.

Налоговая санкцияза нарушение п. 2 ст. 126 НК РФ установлена в виде штрафа в размере 5 000 рублей. В отличие от санкции за нарушение п. 1 ст. 126 НК РФ, размер штрафа не зависит в данном случае от количества запрашиваемых налоговым органом у организации документов и будет составлять 5 000 рублей за непредставление сведений о налогоплательщике по каждому из запросов налогового органа. Как представляется, выбор санкции обусловлен в данном случае тем, что объектом рассматриваемого нарушения признаются отношения по обеспечению налогового органа информацией в рамках встречной налоговой проверки, которая имеет вспомогательное значение и не должна быть связана с массовым истребованием документов у проверяемой организации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.