Сделай Сам Свою Работу на 5

Девиантное поведение личности





В узком смысле, более интересующем социологов, под девиацией понимается негативное отклонение от нормы в поведении индивида или группы людей. Так, Смелзер, отмечая, что «девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям», в то же время характеризует девиацию как «поведение, которое считается отклонением от норм группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание». Поэтому социология изучает не любые отклонения от норм, а те, которые вызывают общественное беспокойство: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид и прочее. Отрицательная девиация подрывает социальную стабильность.

В зависимости от степени опасности для общества и типа нарушаемых норм выделяют следующие виды девиантного поведения.

1) Деструктивное поведение (причиняет вред только самой личности и нарушает социально-нравственные нормы: мазохизм, самоизоляция, накопительство).

2) Асоциальное поведение (причиняет вред личности и социальным общностям - семье, соседям: алкоголизм, наркомания, суицид).

3) Противоправное (делинквентное) поведение (нарушение как моральных, так и правовых норм: убийство, грабеж, изнасилование).



В социологии большое значение придается не только определению девиации как антинормативного поведения и выявлению его основных видов и форм, но и выяснению причин девиантных поступков.

Причины девиантного поведения

Можно выделить три основных группы теорий, объясняющих эти причины:

 биологические - связывают причины преступлений с врожденными биологическими свойствами человека;

 психологические - объясняют эти причины особенностями человеческой психики;

 социологические – объясняют причины преступности влиянием социальных и культурных факторов.

Биологическое объяснение девиантного поведения

Мы часто пользуемся внешностью окружающих для определения их характера (толстяк - добродушный, худой - злобный, а типичный преступник - с холодным взглядом исподлобья, низким лбом и огромным носом).

В конце XIX в. итальянский врач Чезаре Ломброзо пытался связать криминальное поведение с определенными чертами внешности, описав «типичный» портрет «прирожденного преступника»: выступающая нижняя челюсть, скошенный низкий лоб, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли (портрет, весьма похожий на неандертальца). Он утверждал, что «криминальный тип» - это результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции, возврат к агрессивному первобытному человеку.



Но еще про жизни Ломброзо было проведено сравнительное исследование трёх тысяч человек (и заключенных, и законопослушных людей). Результаты показали, что такой тип внешности встречается одинаково часто и среди тех, и среди других.

Американский психолог и врач Уильям Шелдон в 40-х гг. XX в. выдвинул идею влияния типа телосложения на черты характера и особенности поведения человека. Он описал три типа людей.

 Эндоморфы - полноватые, добродушные, умеющие ладить с людьми.

 Эктоморфы - худые, хрупкие, чувствительные, нервозные.

 Мезоморфы (наиболее склонные к девиации) - сильные, стройные, активные и не слишком чувствительные.

Однако такой мезоморфный тип телосложения не является причиной преступного поведения, а объясняется спецификой образа жизнедеятельности преступника, требующей поддержания хорошей физической формы.

Продолжению попыток биологического объяснения преступности способствовали открытия в области генетики. В начале 50-х гг. в США при медицинском обследовании у серийного убийцы обнаружили дополнительную хромосому «Y» - мужскую «хромосому агрессии, насилия, жестокости». В 70-х гг. в ходе обследования нескольких тысяч человек выяснилось, что и среди правонарушителей, и среди населения в целом подобные хромосомные отклонения встречаются одинаково часто (1% - 1,4% случаев).



Интересен для изучения и феномен преступных династий, когда преступниками становятся люди одного рода на протяжении нескольких поколений, как бы наследуя какой-то «ген преступности». Однако вопрос: «Что является определяющим фактором преступности: наследственность или влияние ближайшего социального окружения, воспитания, образа жизни?», - до сих пор остаётся открытым.

И всё же практика противодействия преступности нередко исходит именно из принципа биологической обусловленности девиантного поведения. Так, например, а США широко применяется операция по лоботомии (рассечение соединительной ткани между полушариями мозга), которая благотворно действует на преступников-рецидивистов. В той же Америке более шести миллионов школьников систематически получают транквилизаторы и антидепрессанты, стабилизирующие их социальное поведение.

Психологическое объяснение девиантного поведения

Психоаналитики предложили теорию, которая связывала девиантные поступки с психическими отклонениями. Австрийский врач-психиатр, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд разработал структуру человеческой личности, которая состоит из трех инстанций – «Оно», «Я», «Сверх - Я».

«Оно» - природная, агрессивная, звериная человеческая сущность, вытесненная в область подсознания человека.

«Сверх-Я» - формируется в человеке в процессе социализации, усвоения принятых в обществе норм.

«Я» у человека связано с сознанием, разумом, рассудительностью, которые не дают спрятанным в подсознании животным инстинктам вырваться наружу и руководить поведением человека.

Внутренний личностный конфликт между этими уровнями может привести или к психическому расстройству, или к преступлению в случаях, когда природная агрессивность «Оно» вырывается из-под контроля », «Я», и «Сверх-Я».

Последователи Фрейда, развивавшие эти идеи, - Карл Юнг (швейцарский психолог, психиатр), Эрих Фромм (немецкий социолог и философ).

В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что психологические особенности личности и мотивы ее поступков влияют на отклонения в поведении человека, но нельзя объяснить девиацию только психологией. Девиация возникает в результате сочетания многих социальных и психологических факторов.

Социологическое объяснение девиантного поведения

Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами.

Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории социальной аномии, разработанной французским социологом Эмилем Дюркгеймом (1858 - 1917) на рубеже XIX-XX в.в. Аномия (буквально «разрегулированность, безнормативность»; «номос» - норма, «а» - отрицание) - болезненное состояние общества, при котором отсутствует чёткая система социальных норм, регулирующих поведение людей.

По мнению Дюркгейма, преступность - явление естественное, нормальное, она есть и будет в любом обществе. Опасность она представляет лишь тогда, когда ее размеры превышают допустимый «фоновый» уровень, угрожая здоровью социального организма. Обычно аномичная преступность возрастает во времена кризисов или радикальных социальных перемен. Аномия сопровождает периоды трансформации общества, когда жизненный опыт людей перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Прежние нормы перестают действовать, утрачивают свою силу, а новые еще не сформировались, не утвердились. В результате социальные взаимосвязи ослабевают, а люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Таким образом, социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, в частности, таких его форм, как самоубийства и преступности.

Самоубийство (или суицид) является, на первый взгляд, индивидуальным действием, однако причины его в основном социальны, это социальная патология. В своём известном труде «Самоубийство» Дюркгейм выделил три типа самоубийств:

1) эгоистическое (например, известный мотив – «жизнь не удалась, я крайне разочарован в окружающих, никто меня не любит» и т.д.);

2) альтруистическое («я приношу близким одни страдания, так лучше их избавить от этого»);

3) аномическое (вследствие несовладания с кризисом: «я разорён, и жизнь в нищете невыносима»).

А конечная причина самоубийства, по Дюркгейму, - ослабление социальной солидарности. Самоубийца-эгоист не видит смысла в коллективных ценностях, самоубийца-альтруист не чувствует ценности собственной личности (ведь солидарность на высоком уровне, по Дюркгейму, возможна лишь между развитыми индивидуальностями), кризисный самоубийца ставит свои личные беды выше целей общественного прогресса. Во всех случаях самоубийство зависит от степени интегрированности индивида в социальную структуру (недостаточной или чрезмерной). Причины самоубийств изменяются от общества к обществу, от религии к религии, но всегда исходят от группы, а не от индивида.

В 2004 году частота самоубийств в Беларуси составила 33,1 человека на 100 тысяч населения. «Рекордным» по самоубийствам был 1996 год (35 на каждые 100000 населения). По определению Всемирной организации здравоохранения, к странам с высоким уровнем самоубийств относятся те, где ежегодно сводят счёты с жизнью более 20 человек из 100 тысяч.

Роберт Мертон тоже исследовал социальную аномию как фактор девиации. С его точки зрения, отклоняющееся поведение - следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными нормативными средствами их достижения. Цели – это то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизненных целях всех слоев общества. Средства оцениваются с точки зрения возможности достижения цели: они должны быть достаточно для этого эффективны. По Мертону, равновесие между целями и средствами поддерживается до тех пор, пока индивиды удовлетворены и достигнутыми целями, и нормативными средствами их достижения. Однако возможности использования нормативных средств у различных социальных групп неодинаковы.

Причина девиации - разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Так, общепринятой в американской культуре цели - стать богатым - трудно достичь традиционными методами: через образование, хорошую работу. Если цели нельзя достичь социально одобряемыми средствами, люди прибегают к незаконным способам (рэкет, торговля наркотиками и т.д.).

По данным мониторинга молодежного экстремизма, проведённого сотрудниками кафедры гуманитарных дисциплин под руководством Ю.М.Бубнова, 70,5% учащейся и студенческой молодежи Могилева считают для себя возможным нарушить закон, если есть такая необходимость и возможность.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.