Классификация социальных конфликтов
Социальные конфликты классифицируются по вертикальным и горизонтальным уровням.
Основанием классификации по вертикальным уровням служат субъекты конфликта. По этому основанию выделяют следующие конфликты:
- конфликты между отдельными личностями (ролевой конфликт);
- конфликт между личностью и обществом;
- конфликт между социальными группами;
- межнациональные и межгосударственные конфликты.
В основе конфликта между отдельными личностямилежат противоречия между отдельными людьми. Источники и средства разрешения такого конфликта связаны с межличностными отношениями. Наиболее типичными причинами, приводящими к возникновению конфликтных ситуаций в межличностном общении, являются следующие:
- принижение личности партнёра, негативная оценка его поступков, действий;
- подчёркивание разницы между собой и партнёром, причём разницы, ориентированной на завышение своих достоинств и принижение таковых у партнёра;
- преуменьшение вклада партнёра в общее дело;
- попытка обсуждать вопрос рационально, игнорируя состояние партнёра, если он переживает сильные негативные эмоции
- полное непонимание или нежелание понять партнёра, отсутствие с ним эмоционального контакта.
Конфликты между личностью и обществом. Они затрагивают производство, распределение товаров и услуг, контроль за поведением людей. Он может выражаться в отношении людей к своей деятельности, к труду и приводить к отчуждению от них. Конфликты этого класса связаны с социальным, экономическим и политическим аспектами жизни общества, с эмоциональными отношениями людей, построенными на выполнении ролевых предписаний.
Конфликты между социальными общностями, группами и слоями. Конфликтная ситуация заключается в противостоянии групп, преследующих различные цели. Источником противоречий здесь служат общественные по-требности, и возникновение конфликтов прямо связано с возможностью удо-влетворения этих потребностей.
Конфликты на межнациональном уровне и межгосударственном уровне. Этнонациональные конфликты. В мире насчитывается свыше двух тысяч этносов. Каждый этнос, большой или малый, стремится сохранить себя, свои исторические традиции и опыт, свою самобытную культуру. Чаще всего эти процессы связаны с созданием независимого национального государства на территории своего проживания. В последнее десятилетие такой процесс наблюдался почти во всех регионах мира. Эти процессы сопровождаются межэтническими конфликтами во многих странах мира (Канада, Великобритания, Индия, Ирак и др.).
Основанием классификации конфликтов по горизонтальным уровням являются цели конфликтующих сторон. По этому основанию можно выделить три типа конфликтов:
конфликт в сфере труда и распределения;
конфликты в сфере власти и в политической структуре общества;
конфликты в сфере культуры.
Трудовые конфликты – это реакция масс на перекосы в экономической и социальной политике правительства. Они, как правило, связаны с перераспределением собственности, становлением рыночных отношений, отсутствием чёткой законодательной базы разрешения трудовых конфликтов и т.п.
Конфликты в сфере власти возникают по поводу перераспределения власти. Основные конфликты в этой сфере: между основными ветвями власти, внутрипарламентские конфликты, межпартийные конфликты, конфликты между звеньями управленческого аппарата.
Существуют и иные варианты классификации по различным основаниям.
Основные социологические концепции социального конфликта
В силу определённых причин в нашей социологии до недавнего времени изучение конфликтов мало занимало учёных и органы власти. Теория конфликта развивается на Западе.
Родоначальником специальной теории конфликтов, посвятившим кон-фликтам свои основные труды, был Георг Зиммель. Конфликт, по его мнению, - универсальное явление; без него общество немыслимо. У Зиммеля социальный конфликт ассоциируется с механизмом саморазвития. Отсюда делается вывод, что конфликт – это необходимая предпосылка развития общества, поэтому он функционален, т.е. полезен. Функциональный анализ, несмотря на его претензии на статус общесоциологической теории, придерживается, по существу, «равновесной», бесконфликтной модели общества, рассматривает социальные конфликты как неантагонистические противоречия. Согласно взглядам сторонников функционализма, общество представляет собой «систему», единство и жизнедеятельность которой обеспечиваются благодаря функциональному взаимодействию её составных элементов (государство, политические партии, промышленные объединения, профсоюзы, церковь, школа, семья и т.д.).
Решающим средством стабильности общества они считают наличие у всех его членов единых «социокультурных» ценностей (правовых установок, нравственных норм, религиозных заповедей), составляющих основу жизни общества. Конфликтологи упрекали функционалистов за одностороннее увлечение теми элементами и процессами в жизни общества, которые обеспечивают ему равновесие и устойчивость.
Поэтому в противоположность теориям структурного функционализма с 50-х годов стали появляться специальные работы, посвящённые социальным конфликтам как явлениям, присущим внутренней жизни общества. Наибольшую известность получили концепции: «позитивно-функционального конфликта» Л. Козера (США), «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа (Германия) и «общей теории конфликта» Боулдинга (США).
Концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера
Суть её в следующем. Обществу присуще фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворённость его членов и проистекающая отсюда напряжённость между индивидами и группами. Под социальным конфликтом он понимает «борьбу за ценности и претензии на определённый статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника». Это наиболее распространённое определение конфликта в западной социологии. Л. Козер тесно увязывает форму и интенсивность конфликта с особенностями конфликтующих сторон. Так как конфликт между группами способствует укреплению внутригрупповой солидарности (общая угроза сближает), и, следовательно, сохранению группы, то лидеры группы сознательно прибегают к поискам внешнего врага и разжигают мнимый конфликт. Известна и тактика, направленная на поиски внутреннего врага «предателя», особенно когда лидеры терпят неудачи и поражения. При этом, отмечает Козер, большие группы при высокой степени соучастия своих членов могут проявить значительную степень гибкости. Малые же группы, также недостаточно интегрированные, могут проявлять жестокость и нетерпимость по отношению к «уклонившимся» членам.
Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа
Концепция «позитивно-функционального конфликта» господствовала недолго. Немецкий социолог Ральф Дарендорф в середине 60-х годов выступил с обоснованием новой теории социального конфликта, получившей название «конфликтной модели общества». Суть его концепции состоит в следующем.
Любое общество постоянно подвержено изменению; в каждый момент общество переживает социальный конфликт; любое общество опирается на принуждение одних его членов другими. Поэтому для общества характерно неравенство социальных позиций, занимаемых людьми по отношению к распределению власти, а отсюда проистекают различия их интересов и устремлений, что и вызывает взаимные прения, антагонизмы и, как результат этого, структурные изменения самого общества. Подавленный конфликт он сравнивает с опаснейшей злокачественной опухолью на теле общественного организма.
Р. Дарендорф считает, что сам ход общественного развития объективно порождает глубинные причины социальных конфликтов, но вместе с тем он допускает возможность общества влиять на них. Это открывает перед западным обществом иную историческую перспективу, чем предсказывал капитализму К. Маркс. По мнению Дарендорфа, марксистская теория классовой борьбы бессильна объяснить типичные для современного капитализма коллизии. В современных условиях возможны глубокие эволюционные изменения, необходимость революционных переворотов отпадает. Другими словами, рабочий класс Запада может добиться осуществления своих целей на путях соглашений с предпринимателями и властью, без революционного преобразования общества, в рамках буржуаз-ного строя.
Общества, утверждает Дарендорф, отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, а только различным отношением к нему со стороны власти. В демократическом обществе конфликты неизбежно имеют место, однако демократические процедуры делают их невзрывоопасными. «Тот, кто умеет справиться с конфликтами путём их признания и регулирования, тот берёт под свой контроль ритм истории», - пишет Дарендорф.
Общая теория конфликта К. Боулдинга
Среди концепций, претендующих на универсальное применение, важное место занимает «общая теория конфликта» американского социолога Боулдинга, изложенная в его книге «Конфликт и защита. Общая теория» (1963 г.). Все конфликты, по его мнению, имеют общие элементы и общие образцы развития. Поэтому знание «общей теории конфликта» позволяет общественным силам контролировать любой специфический конфликт, управлять им, прогнозировать его последствия.
Вот основные положения этой концепции. Конфликт неотделим от общественной жизни. В самой природе человека лежит его стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными, к эскалации насилия. Конфликт Боулдинг определяет как ситуацию, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций, и каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную интересам другой.
В то же время конфликты являются таким видом социального взаимодействия, когда стороны осознают как своё противостояние, так и своё отношение к нему. Они сознательно организуются, разрабатывая стратегию и тактику борьбы. Но всё это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодолевать, или, по крайней мере, существенно ограничивать.
Он рассматривает два аспекта социального конфликта – статический и динамический. В статическом аспекте анализируются стороны, участвую-щие в конфликте, и отношения между ними. Поскольку в качестве противоборствующих сторон могут выступать отдельные личности, организации, группы (этнические, религиозные, профессиональные, возрастные и т.д.), конфликты могут подразделяться на личностные, организационные и групповые.
В динамическом аспекте Боулдинг рассматривает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей. Он определяет динамику конфликта как процесс, складывающийся из совокупности реакций противоборствующих сторон на внешние стимулы. Все общественные столкновения являются «реактивными процессами». Например, механизм зарождения и нарастания любви совершенно аналогичен такому явлению, как гонка вооружения, которая, как и война, является реактивным про-цессом.
Таким образом, Боулдинг усматривает сущность социального конфликта в неких стереотипных реакциях человека. Он полагает, что всякий конфликт можно попытаться преодолеть и разрешить, соответствующим образом манипулируя раздражителями путём изменения реакций, ценностей и влечений индивидов, не прибегая к радикальному изменению самого общественного строя.
Конфликтология развивалась в основном на Западе. Зарубежные учёные далеко продвинулись в разработке теории социального конфликта. Такие аспекты, как возникновение и причины, логика развития, методы разрешения и последствия представлены в виде чётких моделей. Широкое распространение и эффективное использование концепций социального конфликта в странах Запада обусловлены тем, что эти концепции в своей основе затрагивают насущные интересы людей, их непосредственные нужды. Конфликтология, например, в США стала одной из авторитетных общественных наук, превратилась в теорию регуляции конфликтов, владения конфликтной ситуацией. Её практическая направленность состоит в формировании общественного сознания с целью регулирования, трансформации конфликтов.
Позитивной стороной конфликтологической парадигмы является признание социального конфликта нормальным состоянием общества. Более того, в рамках такого подхода социальный конфликт выполняет важные функции развития и стабилизации социальной системы. Иногда конфликты вызываются и поддерживаются искусственно. К таким преднамеренно вызванным, перманентно конфликтным состояниям можно отнести конкуренцию, которая весьма полезна во всех сферах, начиная с экономики и кончая наукой. Во время семинарского занятия по этой теме студенты могут сами привести немало примеров полезных социальных конфликтов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|