Сделай Сам Свою Работу на 5

Субкультура, контркультура, элитарная культура.





Было бы упрощением рассматривать культуру только как совокупность отдельных компонентов. Культура может быть представлена в виде организованной системы образцов поведения. В свою очередь, эта система состоит из культурных элементов, культурных комплексов и субкультур.

Культурный элемент, по мнению американского исследователя Э.Хобеля, представляет собой самую малую неделимую единицу культуры или поведенческого образца, материального продукта. Элементами материальной культуры могут быть такие предметы, как, например, гвоздь, карандаш, отвертка и т.п. Элементом нематериальной культуры может явиться пожатие руки или приподнятие шляпы при встрече, езда по правой стороне дороги и т.д. Каждая культуpa содержит в себе множество элементов, которые одновременно могут быть частью других культур.

Культурный комплекс представляет собой совокупность взаимосвязанных определенным образом культурных элементов. Например, танец. Это совокупность многих элементов: танцевальные шаги, музыкальный и ритмический аккомпанемент и др. Кроме того, танец несет смысловую нагрузку, отражает определенные обычаи.



Серия культурных комплексов образуют культуру института и определяет наиболее важные виды человеческой деятельности. Но не все комплексы являются принадлежностью институтов. Существуют системы комплексов, которые концентрируются вокруг менее важных видов деятельности, например, коллекционирование чего-либо.

Субкультура — это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или социальную группу. Существование субкультуры не отрицает общечеловеческой культуры, а лишь подчеркивает специфические отличия. В каждом обществе существует доминирующая культура, и одновременно имеются субкультуры. Субкультурные различия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, религией, социально-классовыми и другими различиями между людьми. Изучение субкультур очень важно для выявления тенденций развития всего общества.

Личность как система. Типология личности

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Для того чтобы понять, что же такое личность, необходимо провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность»".



Понятие «человек» употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие указывает на наличие такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род. Понятие «индивид» дословно означает неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразный «социальный атом», отдельный человек, рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Индивид является единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека. Гораздо более содержателен другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Слово «личность» («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.

Таким образом, понятие «личность» отражает в первую очередь тот социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли; это некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Можно сказать, что личность – это социальная модификация человека: ведь социологический подход выделяет в личности социально-типическое.



Социализация личности

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек в течение всей своей жизни учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д. Все они имеют выраженный культурный контекст. Становление личности – итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний нервной системы и т.п. В принципе, личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена. Социализация - процесс интеграции (включения) человека в общество, усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок, процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в процессе жизни в обществе, активной социальной деятельности.

Этапы и фазы социализации

Можно выделить несколько этапов социализации, совпадающих с этапами возрастного развития индивида.

1) Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

2) Вторичная социализация осуществляется в различные периоды социального функционирования индивида:

– период профессиональной социализации, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

– период включения индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации (то есть повторной, дополнительной, социализации), усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от профессиональной подготовки и переподготовки до смены ценностных ориентиров поведения);

– период пенсионного возраста или утери трудоспособности. Для этого этапа судьбы человека характерно изменение образа жизни в связи с исключением из среды производства, выходом на пенсию.

Часто в научной и учебной литературе можно встретить и другие принципы разделения этапов и фаз процесса социализации. По принципу включённости в систему общественного производства, трудовой деятельности выделяют также дотрудовой, трудовой и послетрудовой этапы. В основу другой периодизации положены основные рубежи, которые проходит человек в процессе всей своей жизни. Такими рубежами становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.п. На жизненном пути неизбежны и взлеты (как правило, в юности и в возрасте 30 - 40 лет), и застои (25-30 лет, 40-45 лет). Жизненный путь личности - это непрекращающийся процесс социализации.

Процесс формирования личности проходит разные фазы. Вначале, в фазе социальной адаптации происходит приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным группам, организациям и институтам. На фазе интериоризации формируются внутренние структуры сознания человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, социальные нормы и ценности становятся элементом внутреннего мира человека.

Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов социализации, т.е. людей и учреждений, влияющих на процесс социализации личности и ответственных за его результаты. Основными агентами социализации являются: семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, литература и искусство, социальная среда и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.