Сделай Сам Свою Работу на 5

Принцип деятельности прокуратуры.





1. Понятие и система принципов деятельности прокуратуры.

2. Общие организационные принципы.

3. Специфические принципы прокуратуры в РФ.

 

1) Понятие системы.

Принцип –это основное руководящее начало, организации и деятельности прокуратуры РФ.

Правовые принципы отличаются от неправовых тем, что правовые принципы регламентированы правом либо вытекают из содержания правовых норм. Правовые принципы как правило отражаются в положениях, содержащихся в правовой норме. Принципы проявляются в организации и деятельности прокуратуры.

Принципы организации и деятельности прокуратуры есть руководящие начала взятые законодателем за основу правового регулирования организации и деятельности прокуратуры РФ.

В теории прокнадзора принципы принято рассматривать в системе под которой понимается определенный порядок расположение и связи действий кАк нечто целое, представляющее собой единство……. Именоо с таких позиций принципы являются специфическими началами всей прокурорской деятельности.

Общеорганизационные принципы. Их формирование связано с тем что прокуратура представляет часть гос аппарата и для нее характерны общие принципы, определяющие организацию аппарата в целом и прокуратуры как часть этого аппарата.



Каждой части гос аппарата присущи свои особенности. Прокуратура тоже имеет свои особенности, т.к. выполняет специфические функции. Данная специфика обусловила появление специф-х «прокурорских» принципов, которая отражает особенность деятельности всех прокурорских органов.

Общеорганизационные:

1. Принцип законности

2. Равенство всех перед законом

3. Принцип гласности

4. Принцип информационности

Принцип законности – это важнейший принцип правового государства, пронизывающий все общественные отношения, регулируемые правом. В соответствии с этим, организация и порядок действия прокуратуры, а также полномочия прокуроров определяется Конституцией, Законом «О прокуратуре» и другими н.п.а.

Этот принцип имеет 2 стороны проявления: а) ее отношение с поднадзорными и неподнадзорными субъектами с целью обеспечения исполнения закона. Прокурор вступает в правоотношения с различными органами власти и управления, в рамках которой происходит выявление нарушений законности и принимаются меры по устранению выявленных нарушений. Этот принцип служит критерием оценки действий субъектов с т.з. соответствия или не соответствия их нормам права.



Прокуросркий надзор, проводимый в качестве государственной правоохранительной деятельности и осуществляемый от имени РФ под руководством законодательной власти действует во всех сферах отношений. Но он не распространяется на саму законодательную власть, президента и правительство.

Внутренняя сторона принципа законности представляет собой отношение прокурора к своим действиям. К внутренней стороне относится инициативность прокурора, т.к. несвоевременное выявление нарушений и непринятие мер по их устронению способствует совершению аналогичных правонарушений. Прокурорская деятельность – это деятельность правоприменительная. Прокуроры толкуя и применяя нормы права не сами выносят решения, обращаются к компетентным органам с требованием их вынесения, применяя при этом спец инструментарий регламентируемый законом – акты прокурорского реагирования.

Принцип законности требует от прокурора знания применяемого им на практике закона, квалификации правонарушения и всех связанных с ним последствий, полноты установления обстоятельств правонарушений, реагирование на каждое правонарушение и контроля за исполнением своих требований.

 

Принцип равенства перед законом. Этот принцип закреплен в ст. 19 Конституции РФ. В прокурорской деятельности принцип равенства всех перед законом понимается в равном отношении прокурора ко всем субъектам. Этот принцип определяет правовой статус лица в РФ. Это означает что органы прокуратуры не могут применять закон в различии по разным признакам. Этот принцип охватывает широкий круг субъектов как поднадзорных так и неподнадзорных. Принцип равенства перед законом независим от пола расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии, а также убеждений и т.д. Ограничение прав и свобод возможно по основаниям предусмотренным законом. Рассматриваемый принцип означает, что деятельность прокуратуры осуществляется на основе единого для всех законодательства в предусмотренном законом порядке и с равными гарантиями для каждого субъекта. Применяемое законодательство дает субъектам равные права и возлагает на них равные обязанности. Любое лицо может обратиться в прокуратуру по поводу правонарушений и защиты своих прав, а органы прокуратуры должны обеспечить равное отношение к ним и не допускать дискриминацию. Гарантией равенства перед законом является то что органы прокуратуры составляют единую систему и осуществляют свою деятельность на единых началах. Создание иных органов прокуратуры не допускается на территории РФ.



 

Принцип гласности.Это осведомление населения, должностных лиц о работе органов прокуратуры. Этот принцип закреплен в ч.2 ст.4 ФЗ «О прокуратуре РФ» : органы прокуратуры действуют гласно в той мере в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о гос-й и иной специально охраняемой законом тайны. Работники прокуратуры действуют гласно в той степени в которой это не противоречит законодательству РФ. Данный принцип проявляется в: а) воздействие на граждан и должностных лиц в целях обеспечения нормальной жизни общества, упорядочения складывающихся отношений. Б) контроль общества и отдельных граждан за работой самих органов прокуратуры.

Важность принципа гласности определяется тем, что его реализация способствует осведомленности органов гос власти о состоянии законности и позволяет обществу осуществлять контроль за деятельностью органов прокуратуры.

Принцип информационности.Закреплен в ст. 4 ФЗ «О прокуратуре» органы прокуратуры информируют органы гос власти субъектов, органы местного самоуправления, а также населения о законности в стране. По формам и методам реализации данного принципа во многом схоже с осуществлением принципа гласности. Разница заключается в целях, которые они преследуют. Цель информационности: привлечение населения к участию в борьбе с преступность и иными нарушениями законности. При реализации этого принципа прокуроры должны использовать опыт прошлого и обращать внимание на исполнение законов в борьбе с распространенными правонарушениями и преступлениями.

Специфические прокурорские принципы:

1. Принцип централизации

2. Принцип единства

3. Принцип независимости прокуратуры

4. Принцип единоначалия

5. Принцип опосредованного характера реализации властных полномочий по устранению нарушений закона

6. Принцип императивности

7. Принцип уважения чести и достоинства личности

8. Принцип объективности. Выводы должны объективно подтверждаться материалами проверки. Истина – категория философская и суть ее в том, что в сознании должно отражаться только то, что есть в действительности. Действие принципа распростроняется на всю деятельность органов прокуратуры по обеспечению закона. Этот принцип влияет на развитие правотворчества и обуславливает способы и методы решения задач, стоящих перед органами прокуратуры. Данный принцип в законе прямо не закреплен, но вытекает из общего понимания законодательства. В соответствии с этим принципом компетентные должностные лица обязаны добиваться соответствия сделанных выводов реальной действительности.

9. Принцип доступности.Представляет собой обеспеченную государством реальную возможность любого заинтересованного лица обратиться в установленном законом порядке в органы прокуратуры по фактам нарушения законности, а также иным вопросам, входящим в компетенцию данных органов. Наличие этого принципа объясняется тем, что деятельность прокуратуры служит гарантией обеспечения конституционных прав граждан. Имеет 2 стороны проявления: а) наличие регламентированных законом требований, которым должно соответствовать обращение в прокуратуру. Б) возможность обращения субъектов к должностным лицам прокуратуры.

10. Принцип обязательности исполнения законных требований прокурора. В силу данного принципа законные требования прокурора подлежат обязательному исполнению в установленном законом порядке. Ст. 6 ФЗ «О прокуратуре». Статистическая и иная информация предоставляется по требованию прокурора безвозмездно. Неисполнение законных требований прокурора влечет ответственность. Прокуроры должны добиваться неукоснительного исполнения их требований. В соответствии с п. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре» органы указанные в данном пункте обязаны исполнять требования прокурора, а также обеспечение прокурора информацией о правонарушениях. За неисполнение законных требований прокурора предусмотрена административная ответственность. Возможно также привлечение к уголовной ответственности ст. 294 УК.

11. Принцип убедительности.В соответствии с этим принципом изложенные прокурорам аргументы должны быть неопровержимы для адресата. Этот принцип слагается из следующих факторов: 1. Аргументация. 2. Логика. 3. Профессиональная грамотность. 4. Знание русского языка. 5. Надлежащее оформление актов (гербовая печать и т.д.).

Логика – соответствие посылки следствию. Аргументация – приведение доказательств, доводов ( юридическая – нарушенные нормы права и фактическая –указание на нарушение). Юридическая грамотность – правильность правовой квалификации, надлежащее толкование нарушенных норм и указание на последствия. Надлежащее оформление акта –надлежащее соблюдение делопроизводства.

12. Принцип целесообразности. Он проявляется из объективной возможности прокурора выбора одного из предусмотренных законом решений для обеспечения исполнения закона. Под целесообразностью принято понимать соответствие действий поставленной цели, разумность практическую полезность. В деятельности прокуратуры данный принцип проявляется как свобода выбора прокурором принимаемого решения при осуществлении своих функций в рамках закона. Законность единственный критерий оценки всех поднадзорных субъектов. Целесообразность возможна лишь в сфере законности и обусловлена законностью. Целесообразность проявляется там где закон допускает альтернативы. Как правило они связаны с оценочными понятиями, которые определяют направленные на достижение закона действия прокурора в рамках принципа законности.

 

Принцип централизации. Это способ объединения всех органов прокуратуры в соответствии с которым каждый нижестоящий прокурор подчиняется нижестоящему при общем подчинению ген прокурору РФ. Этот принцип обеспечивает единство законности и единство прокнадзора, а также удобство и простоту управления всеми элементами составляющими систему органов прокуратуры, оперативность в реализации задач. В соответствии со ст. 129 Конституции прокнадзор осуществляется на всей территории государства. Органы прокуратуры создаются в каждой административно-территориальной единицы, что обуславливает соблюдение единой законности в РФ. Единая законность требует образования единой централизованной прокурорской системы. Понятие «централизация» охватывает как подчинение нижестоящих органов вышестоящим так и объединение их в одну систему. Подчинение можно разделить на внутреннее и внешнее. Внутреннее – это управленчиские отношения в самой прокуратуре. Внешние – управляемость прокуратуры из вне. (может быть прямым и косвенным). Прямое- прокуратура подчинена только Федеральному собранию и Президенту. Косвенное – ст. 13 Закона «О прокуратуре» прокуроры субъектов находятся в косвенном подчинении органам власти субъектов РФ.

Принцип единства.Каждый прокурор осуществляет все функции прокуратуры в том числе функцию надзора за соблюдением законности и действует как представитель единой системы органов прокуратуры РФ. Законы есть неотъемлемая часть социально-экономических отношений и организационных связей государства. Они обуславливают его единство и обеспечивают соблюдение частных и публичных интересов. Поэтому они д.б. едины для всех гос органов, должностных лиц и граждан. Соблюдение этого требования невозможно без механизма обеспечивающего действия закона все составляющие которого должны образовывать единую систему. Т.к. органы прокуратуры в силу возложенных на них функций являются гарантом обеспечения единства понимания и применения законов, то необходимо чтоб они сами были единой организационной системой. Принцип единства означает что вся система прокуратуры организуется на основе единых принципов, руководствуется единым законодательством, преследует единые цели, разрешает единые задачи. Комплектование кадров органов прокуратуры проводится в строгом соответствии с принципом единства. Отсюда следует подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим и генпрокурору. Прокуроры наделяются одинаковыми правами и несут одинаковые обязанности. На всех направления прокурорской деятельности полномочия всех прокуроров по отношению к организациям и гражданам одинаковы. При проведении надзора за исполнением законов органами осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие при участии в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел все прокуроры обладают сходными полномочиями закрепленными в законе « О прокуратуре». Неслучайно в процессуальных кодексах и законе о прокуратуре любое лицо прокурорского надзора именуется прокурором независимо от должности, звания. С учетом этого действия конкретного прокурора рассматриваются как деятельность прокуратуры в целом, что дает возможность заменить одного прокурора другим, а вышестоящему позволяет принять функции нижестоящего. Принцип единства исключает совмещение функций прокуратуры с другими функциями гос органов.

 

Принцип независимости. Он закреплен в п.1 ч.2 ст.4 ФЗ «О прокуратуре» органы прокуратуры РФ осуществляют полномочия независимо от федеральных органов гос власти, органов гос власти субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений. Независимость прокуратуры устанавливается на законодательном уровне и является определяющим принципом ее деятельности, полностью соответствует международным стандартам. Суть этого принципа состоит в том, что все свои функциональные решения и действия каждый прокурорский работник реализует только на основе закона, своего внутреннего убеждения, материалов проверки расследования, осуществленных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности. Воздействие в какой-либо форме любых субъектов на решение прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать в какой – либо форме его деятельности влечет ответственность. Прокурор должен быть независим от религиозных убеждений. Принцип независимости характеризует 2 особенности: а) прокуратура не может находится в подчинении каких либо органов, организаций, она не подчинена органом власти за исключением Президента и Федерального Собрания. В ст. 4 Закона «О прокуратуре» закреплен ряд гарантий соблюдения этого принципа: 1. Прокуроры не могут быть членами выборных органов образуемых органами гос власти и местного самоуправления. 2. Прокуроры не связаны решениями общественных объединений. 3. Прокурор как гражданин и член общества может придерживаться определенных политических взглядов. Но эти взгляды не должны оказывать влияние на решения, принимаемые прокурором при осуществлении им деятельности. 4. Прокуроры подчиняются только закону. Прокурор не может совмещать свою деятельность с иной оплачиваемой деятельностью, т.к. это лишает его экономической независимости, а безвозмездное сотрудничество с властными и коммерческими структурами, сопряженное с принятием решений влияет на объективность и принципиальность действий прокурора. Исключение составляют преподавательская, научная и творческая деятельность на договорной контрактной или разовой основе. Независимость обеспечивается профессионализмом прокурора, добросовестностью, моральными качествами и знанием закона. Прокуратура не подчиняет себе органы, учреждения и предприятия.

 

Принцип единоначалия.Под единоначалием понимается единоличное управление. Обеспечение единоначалия в прокуратуре обусловлено специфичностью их функций, а также обусловленной оперативностью, мобильностью и инициативностью действий прокуратуры. Сам принцип указывает на способ управления органами прокуратуры в РФ. Система прокуратуры должна быть внутренне управляемой. Это нужно для принятий быстрых решений как по борьбе с преступностью так и по борьбе с иными нарушениями закона. Оперативность нужна для улучшения деятельности прокуратуры и устранения недостатков в их работе. Управление возможно либо по принципу коллегиальности или единоначалия. Коллегиальность - проведение совещаний. Единоначалие – принятие единоличных решений. Большое значение имеет коллегиальный опыт работы прокурора. Особенность коллегиальности это совместное но длительное принятие решений большинством участников. Единоначалие более оперативно. Оно позволяет более быстро бороться с нарушением законности. На практике осуществляется тщательный подбор руководящих кадров прокурорских работников. Прокурором может быть человек имеющий высшее образование, обладающий высокими моральными качествами и не моложе 25 лет – для прокуроров городов и районов. Для прокуроров субъектов + стаж работы в прокуратуре не менее 5 лет. Весь объем полномочий представленный органам прокуратуры возлагается на возглавляющего прокуратуру прокурора, который вправе давать подчиненным поручения. Возглавляющий прокуратуру прокурор представляет ее во всех внешних отношениях. Все основные акты, исходящие из прокуратуры подписываются прокурором. Ему предоставлено право толкования и применения норм права, которые требуют единообразного применения законодательства. Для единоначалия характерна не только быстрота принятия решения, но и единовластие, когда конкретное должностное лицо обладает определенными властными полномочиями на единоличное управление и принятие решения. В органах прокуратуры единовластие имеет свою специфику. Единовластие руководителей прокуратур ограничено видом поднадзорных субъектов, видом законодательства за которым ведется прокнадзор, конкретной территории.

 

Принцип опосредованного характера реализации властных полномочий. В случае выявления нарушений закона органы прокуратуры не вправе самостоятельно их устранять. Они могут только отреагировать на них с помощью актов прокурорского реагирования. В действующем законодательстве опосредованность властных полномочий не регулируется.

 

Принцип императивности. В соответствии с ним полномочия прокурора при осуществлении надзорной функции носят властно-распорядительный характер. Этот принцип проявляется при выявлении нарушений законности. Все требования прокурора носят императивный характер и подлежат обязательному исполнения (ст.22 ФЗ «О прокуратуре»). Неисполнение требований прокурора влечет установленные законом санкции. Этот принцип проявляется в ограниченном виде при реагировании прокурора на выявленные нарушения закона. Большинство средств прокурорского реагирования имеет ограниченно императивный характер. Сущность ограниченной императивности заключается в том, что средства прокурорского реагирования содержат в себе строго определенные властные требования, такие как обязательное рассмотрение, направление прокурору письменного ответа, принятие мер, а также требования о сроках рассмотрения и принятие мер. Неисполнение влечет ответственность. Но наряду с требований прокурора носящих распорядительный характер к средствам прокурорского реагирования относятся требования неимперативного характера, т.е. они обеспечиваются не силой прокурорского принуждения, а авторитетом прокурора. Это само требование об устранении нарушений закона и привлечении к ответственности виновных лиц.

Принцип уважения чести и достоинства личности. Честь и достоинство личности находится под охраной государства. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию и другому жестокому обращению. В Конституции закреплены права на неприкосновенность частной жизни, тайну телефонных и иных переговоров и т.д. Сущность данного принципа заключается в запрещении осуществления действий и принятия решений унижающих честь и достоинство участников прокурорских охранительных отношений. Умаления достоинства невозможно.

 

Система прокуратуры РФ.

1. Понятие системы.

Под системой понимается множество элементов, находящихся в соотношении друг с другом, образующие определенное единство. Отдельные элименты объединяются в соответствии с заданными целями и задачами и связываются между собой сушествующими отношениями. Свойство системы устанавливаются не только свойствами составляющих ее элиментов, но и характером их взаимодействий. Прокуратура РФ представляет собой не просто совокупность органов и учреждений, а целую систему с характерными признаками: наличие единой правовой основы организации и деятельности всех ее органов и учреждений, а также общих целей, задач и принципов ее построения, финансированием из одного источника, подчинение всех элиментов прокурорской системы единому центру.

В систему прокуратуры входят:

А) Ген прокуратура

Б) Прокуратура субъектов ( и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры)

В) Прокуратура городов и райнов

Г) Другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.

Указанный перечень закрыт и расширительному толкованию не подлежит. Создание прокуратур не входящих в единую систему не допускается.

Система орагнов прокуратуры состоит из 3 звеньев: 1. Генпрокуратура – руководит и контролирует работу всех нижестоящих. 2. Прокуратуры субъектов и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры к которым относятся военные, прокуратуры флотов, ракетных войск стратегического назначения, Московская военная, Волжская природоохранная, московская региональная по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте. 3. Прокуратуры городов и районов и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры. К последним относят военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов, природоохранные прокуратуры, прокуратуры закрытых административно- территориальных объединений, транспортные прокуратуры, по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно исправительной системы.

2. Ген прокуратура.Это высшее звено прокурорской системы. Ее возглавляет ген прокурор РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Советом Федерации по представлению Президента сроком на 5 лет. Председатель совета федерации приводит прокурора к присяге. Ген прокурор имеет первого заместителя и заместителя. Они назначаются на должность Советом Федерации по представлению Ген прокурора. На первого заместителя могут быть возложены обязанности Ген прокурора при отсутствии последнего или невозможности исполнения обязанностей.

Заместители направляют и контролируют работу управлений и отделов аппората ген прокуратуры также различных комиссий и советов, принимают организационные решения по вопросам отнесенных к их ведению. Распределение обязанностей устанавливаются приказами Ген прокурора.

Ген прокурор имеет также советников, старших помошников по особым поручений, статус которых соответствует статусу начальников управлений.

Есть помошники по особым поручениям – статус зам начальника управлений.

В структуру входят : Главное Управление –Управления и отделы на правах управлений (Начальники управлений и отделов аппората прокуратуры организуют работу возглавляемых ими отделов, организуют исполнение приказов Ген прокурора и его замов, а в необходимых случаях лично их исполняют, а также хадатайствуют о поощрении или наказании сотрудников.)

В главных Управлениях, управлениях и отделов устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров. На практике их называют «Зональными» так как они обеспечивают организацию работы в подчиненных им нижестоящих прокуратурах (прокуратурах субъектов РФ).

3. Прокуратура субъектов.Это прокуратуры вторичного звена прокурорской системы. К ним относятся: прокуратуры республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Питера. Эти прокуратуры возглавляют прокуроры субъектов РФ, назначаемые на должность Ген прокурором РФ по согласованию с органами гос власти субъектов РФ (какие органы? – определяют сами субъекты РФ в своих уставах). В одних субъектах такими органами являются представительные органы, в других – Губернатор.

Прокуроры субъектов подчинены Ген прокурору и освобождаются от должности им единолично. У прокуроров субъектов есть первые заместители и заместители. Прокуроры субъектов могут иметь помощников по особым поручениям статус которых соответствует статусу замов начальников управлений. В управления входят отделы, возглавляют их начальники отделов. Отделы состоят из старших помощников и помощников ( прокуроры отделов или занальные) которые организуют работу в определенных прокуратурах городов и районов.

В прокуратурах субъектов создаются коллегии. Коллегии – это совещательные органы, в состав которых входят прокурор возглавляющий прокуратуру (председатель), зам прокурора и другие прокурорские работники назначаемые прокурором. Порядок деятельности коллегии регламентируется приказами председателя. На заседании обсуждаются вопросы, имеющие принципиальное значение для организации эффективной работы как прокуратуры в которой создана коллегия так и нижестоящих прокуратур. Решение коллегии исполняется лишь в том случае если они утверждены соответствующим приказом прокурора.

4. Прокуратура городов и районов.Городские районные и межрайонные прокуратуры – это первичные звенья территориальных прокуратур. По критериям полномочий прокуроров выделяют следующие виды городских прокуратур:

А) Городские прокуратуры имеющие статус районных прокуратур. Они учреждаются в небольших по численности населенных городах и также как районные прокуратуры надзирают за исполнением закона, органами местного самоуправления иными органами местного значения и всеми предприятиями и организациями расположенными на территории города.

Б) Прокуратуры выполняющие смешанные функции. Они создаются в средних по численности населения городах с районным делением.

В) Прокуратуры городов обладающие однородной функцией.

Г) Прокуратуры городов имеющие статус прокуратур субъектов федерации. (Прокуратура города Москва и прокуратура Санкт-Петербурга).

Прокуратуры городов и районов создаются по приказу Ген прокурора. В них устанавливаются должности первого заместителя и заместителя, могут быть начальники отделов, есть старшие помощники и помощники.

К низовому звену прокурорской системы относятся специализированные прокуратуры.

5. Специализированные прокуратуры РФ.Кроме территориальных прокуратур в систему органов входят спец прокуратуры к которым относят: военные, транспортные, природоохранные, прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении наказаний, прокуратуры ЗАТО.

Цель создания спец прокуратур:повышение эффективности прокурорской деятельности в специфических сферах правовых отношений и решение задач в области обеспечения законности, что определяется спецификой поднадзорных объектов и не зависит от административно-территориального деления страны.

Военная прокуратура.Осуществляет полномочия в ВС РФ, в других войсках, воинских формированиях и органов созданных в соответствии с ФЗ независимо от командования органов военного управления. Состоит из 3 звеньев: 1. Главная военная прокуратура имеющая статус структурного подразделения Ген прокуратуры. 2. Военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения приравненных по статусу к прокуратурам субъектов. 3. Военные прокуратуры гарнизонов, объединение, соединений и других военных прокуратур приравненных по статусу к прокуратурам городов и районов.

Органы военной прокуратуры возглавляет главный военный прокурор являющийся по статусу замом Ген прокурора. Регламентация правового статуса военной прокуратуры, особенности ее организации и обеспечения деятельности описаны отдельно в Законе «О прокуратуре». В главной военной прокуратуре действует коллегия, состав которой утверждается Ген прокурором по представлению Главного военного прокурора.

Финансовое обеспечение деятельности органов военной прокуратуры осуществляется мин обороны РФ, пограничной ФСБ РФ, командованием других войск и военских формирований.

Транспортная прокуратура. Состоит из 2 звеньев: 1. Межрегиональные транспортные прокуратуры, приравненные по статусу к прокуратурам субъектов. Сфера их деятельности распростроняется на территорию нескольких субъектов РФ. 2. Региональные транспортные прокуратуры, приравненные к городским районным прокуратурам. Они находятся в подчинении межрегиональных транспортных прокуроров и вместе с последними образуют отдельную систему. Данные прокуратуры создаюстя при управлениях ЖД, аэропортах, морских и речных портах, при таможенных управлениях и таможенных постах. Исключение составляет Московская региональная прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте.

Транспортные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за законностью издаваемых правовых актов в сфере деятельности ЖД, морского, внутреннего водного транспорта, а также надзор за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью ОВД на транспорте и таможенных органов. Они осуществляют координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, действующих в указанных сферах, а также участвуют в рассмотрении судами уголовных, административных и арбитражных дел, связанных с нарушением законодательства.

Им поднадзорны мин. транспорта, федеральная авиационная служба, гос таможенный комитет и подчиненные им структуры.

Природоохранные прокуратуры.Действуют на уровне городских районных прокуратур с подчинением прокурорам субъектов федерации. Исключение составляют Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура приравненная по статусу к прокуратуре субъекта федерации.

Природоохранные прокуратуры в пределах субъекта федерации осуществляет надзор за исполнением законов по охране окружающей среды, соблюдение экологических прав граждан, природоохранными территориальными органами ФОИВ и органов исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческими и некоммерческих организаций, а также за соответствием законов издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам. Осуществляют надзо за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о экологических преступлениях повлекших нарушение законов по защите окружающей среде и экологических прав граждан, а также за законностью осуществления ОРД, дознания и предварительного следствия ОВД и подразделениями следственного комитета по преступлениям указанной категории.

Данные прокуратуры обеспечивают координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью по соответствующим направлениям этой борьбы, участвуют в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел, формирование статистической отчетности в сфере своей деятельности.

 

Прокуратура по надзора за исполнением законов в уголовно-исполнительной системе.Формируются в местах нахождения крупных учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и принудительных мер медицинского характера. Эти прокуратуры имеют статус районных и подчинены прокуратурам субъектов. На данный вид прокуратур возложен: а) надзор за исполнением законов и правовых актов по исполнению и отбыванию наказаний в виде лишения свободы. Б) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении данного вида наказания, а также за применением в таких учреждениях назначенных судом принудительных мер мед характера. В) надзор за соблюдением законов при приеме регистрации и рзрешении сообщений о правонарушениях, осуществлении ОРД в этих учреждениях. Г) надзор за процессуальной деятельностью начальников учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно о преступлениях, совершенных в расположениях указанных учреждений иными лицами. Д) участие в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в данных учреждениях.

 

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов на особых режимных объектах и в закрытых территориальных образованиях. Они образуются по месту нахождения оборонного комплекса и действуют на правах городских районных прокуратур с подчинением прокуратуре субъекта РФ по месту своего расположения. На них возлогается 1. надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, подразделениями ФОИВ, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций. 2. Надзор за соответствием закону издаваемых ими правовых актов и исполнением законов органами осуществляющими предварительное следствие, дознание и ОРД, а также уголовное преследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах этих администритивно-территориальных образований. 3. Участие в судебном рассмотрении уголовных дел по которым обвинительное заключение утверждены прокурором соответствующей спец прокуратуры. 4. Направление исков и участие в арбитражном и гражданском производстве в соответствии с нормами гражданского законодательства.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.