Сделай Сам Свою Работу на 5

Сравнительный подход. Методы сравнительного подхода





Каждый из подходов можно классифицировать по 3 позициям:

1. Концептуальность - выразителем, какой концепции является данный подход

2. Точка зрения – выразителем, чьей позиции формирования стоимости является тот или иной подход

3. Временной фактор – с информацией какого периода времени работает оценщик, применяя тот или иной подход

Затратный подход является носителем концепции затрат. Отражает точку зрения продавца, стремящегося возместить произведенные им затраты в прошлом по созданию данного объекта оценки, отраженные в ретроспективной бухгалтерской отчетности. Именно по затратам формируется нижняя граница «цены продавца». Основывается на принципе замещения и принципах, связанных с эксплуатацией собственности.

Сравнительный подход является носителем концепции рынка. Основывается на рыночной группе принципов (соотношение спроса и предложения), процесс формирования стоимости отражает точку зрения свободного конкурентного рынка.

Во временном плане сравнительный подход работает с информацией непосредственно приближенной к настоящему времени (моменту), т.е. дате оценки, как со стороны прошлого, так и со стороны будущего.



Доходный подход – во главу угла ставит концепцию дохода, как основной фактор, определяющий величину стоимости. Отражает точку зрения покупателя (принцип ожидания, доходности и др.). модели реализации методов доходного подхода строятся для некоторого периода в будущем, в расчет вводятся будущие прогнозные потоки, суммарная будущая (текущая?) стоимость которых определяет верхнюю границу цены покупателя. }

 

Сравнительный подход определяет стоимость предприятия путем анализа недавних продаж сопоставимых компаний и пакетов акций ОАО и проведений соответствующих корректировок на различие между оцениваемой компанией и компанией-аналогом. Сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций.

Альтернативными называются инвестиции со схожим уровнем рисковости. Инвесторы, вкладывая деньги, в акции покупают прежде всего будущий доход . стремление участников рынка получить максимальный доход на размещенные инвестиции при адекватном риске обеспечивает выравнивание рыночных цен на сопоставимые объекты. При реализации сп рассчитывается соотношений между ценой продажи и какими-либо финансовыми показателями предприятия-аналога, называемые ценовым идентификатором, умножив который на величину того же финансового показателя оцениваемой компании получают ее рыночную стоимость. В рамках данного подхода рассчитываются различные мультипликаторы: цена – балансовая стоимость, цена – чистая прибыль, цена – текущий денежный доход, цена – валовая выручка, цена – дивиденды, цена – балансовая прибыль, цена –т чистая стоимость активов.



Ценовой мультипликатор – это коэффициент, показывающий соотношение методов между рыночной ценой акции компании и выбранной финансовой базы.

Финансовая база оценочного мультипликатора является измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности компании, к которым можно отнести не только различные уровни прибыли компании, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и др.

Основная проблема, которая ставится перед оценщиками в сравнительном подходе - это выбор предприятия-аналога и мультипликаторов, соответствующих особенностям конкретных оценок.

Источниками информации о ценах сделок с аналогичными объектами являются:

1. данные, о ценах продаж пакетах акций или иных ценных бумаг, совершаемых на открытых фондовых рынках (на биржах и системах открытой электронной биржевой торговли)

2. данные о сделках с акциями и др. ценными бумагами, долями (вкладами) в УК закрытых компаний

3. данные о ценах сделок на рынке слияний и поглощений или о ценах продажи компаний (бизнеса целиком)



В зависимости от наличия информации и доступности, характеристики объекта оценки, предмета и условий предполагаемой сделки в рамках сравнительного подхода применяются следующие методы:

1. Метод рынка капитала

2. Метод сделок (метод сравнительного анализа продаж)

3. Метод отраслевых коэффициентов/соотношений/формул

 

Метод рынка капитала состоит в определении стоимости акций оцениваемого предприятия по рыночным данным о сделках с миноритарным пакетом акций аналогичных открытых предприятий сходных с оцениваемым, т.е. на уровне неконтрольного пакета. Для реализации метода рынка капитала необходимо достоверная и детальная финансовая рыночная информация по группе сопоставимых предприятий-аналогов.

 

Метод сделок (метод сравнительного анализа продаж) – это частный случай метода рынка капитала, основанного на анализе мажоритарного (контрольного) пакета акций, сопоставимых предприятий и их цен продаж целиком. В данном случае берется информация не с фондового рынка, а с рынка операций (рынка слияния и поглощения), потому что здесь оценивается контрольный пакет акций. Объект оценки сравнивается с недавно проданными объектами (компаниями-аналогами), выступающими в качестве объектов сравнения, при этом всякий раз корректировки производятся от объекта сравнения к объекту оценки, т.е.

Рыночная стоимость оо = цена продажи оср + К

Корректировка идет со знаком «+» в том случае, если объект сравнения в чем-то уступает объекту оценки .

 

Метод отраслевых коэффициентов применяют для ориентировочных оценок стоимости небольших предприятий (малого бизнеса) по показателям, сложившимся на стабильных рынках по специализированным и активным отраслям, выведенным на основе отраслевой статистики, и связывающим цену продажи предприятия и, чаще всего, его годовую выручку.

В результате обобщения результатов таких исследований были разработаны простые формулы определения стоимости оцениваемой компании:

· Предприятия розничной торговли [(-0,75) ; 1,5] от чистого годового дохода + оборудование и запасы

· Машиностроительные предприятия [1,5;2,5] * (чистый доход +запасы)

В рамках данного метода используется известное «золотое правило», выведенное для отраслей некоторых экономики: покупатель не заплатит за предприятие более четырехкратной величины среднегодовой прибыли до налогообложения.

 

Методы доходного подхода

Доходный подход основывается на определении текущей стоимости всех будущих доходов предприятия с учетом их качества, причем доход рассматривается как основной фактор для определения величины стоимости компании. Данный подход имеет свои ограничения в российских условиях, обусловленные слабой информационной прозрачностью, необходимостью учета большого количества параметров при расчете ставки дисконтирования.

Доходный подход включает следующие методы:

1. Метод прямой капитализации

2. Метод дисконтирования будущих доходов

3. Метод капитализации избыточной прибыли

Для оценки стоимости бизнеса методами доходного подхода требуется информация:

1. Информация о макроэкономической ситуации в экономике и тенденции ее развития

2. О котировках акций и изменчивости курса акций оцениваемой компании, предприятий отрасли, к которой принадлежит оцениваемая компания, фондового рынка в целом.

3. Об экономической ситуации и тенденциях развития региона, в котором расположена оцениваемая компания

4. Об экономической ситуации и тенденциях развития отрасли, к которой относится оцениваемая компания

5. Информацию о рисках, связанную с предприятием. Источники внутренней информации: бухгалтерская отчетность, аудиторское заключение, данные бухгалтерского учета (дивидендные выплаты, информация о реализуемых и инвестиционных проектах, информация о производственных показателях компании ха прошедший период); бизнес-планы, а также другие документы по планированию и прогнозированию финансовых и производственных показателей; результаты анкетирования и проведения интервью с руководством, администрацией компании, ответы компании на запросы оценщика.

 

Метод капитализации доходов определяет рыночную стоимость бизнеса по формуле:

V=I/R, I – инвестиции, R – коэффициент капитализации

Данный метод применяется, когда будущие чистые доходы или денежные потоки будут приблизительно равны текущим или темпы их роста будут умеренными и предсказуемыми, т.е. в тех случаях, когда доход предприятия стабилен.

Метод капитализации может базироваться как на капитализации чистой будущей прибыли, так и на капитализации будущего денежного дохода, характеризующего доход предприятия. Коэффициент капитализации должен соответствовать выбранному уровню дохода.

Метод капитализации чистого дохода измеряет эффективность использования всех активов с точки зрения их способности производить доход. Он непосредственно отражает рыночную конъюнктуру, риски компании.

 

Метод дисконтирования денежных потоков основан на прогнозировании будущих денежных потоков от оцениваемого бизнеса за каждый будущий год всего прогнозного периода, а также в остаточный период, который затем дисконтируется по соответствующей ставке дисконта. МДДП применяется в случаях, когда предполагается, что будущий доход предприятия будет отличаться от доходов в период предыстории (прошлый период) и нестабильный по годам прогнозного периода, а также в ситуациях, связанных с необходимостью дополнительных инвестиций в течение прогнозного периода.

 

Метод капитализации избыточной прибыли.

Под избыточной прибылью понимается прибыль, полученная компанией в типичной средней отраслевой средах, при этом предполагается, что возможность получения сверхприбыли обеспечивается за счет существования неотраженных в балансе НМА. В качестве последней, как правило, выступает стоимость деловой репутации (гудвил). Данный метод позволяет также установить стоимость отдельно взятого НМА.

Методом доходного подхода к оценке предприятий пользуются, когда можно обоснованно определить тот или иной вид будущих доходов, оцениваемого предприятия и ставки капитализации доходности соответствующих инвестиций.

Концепция Суть подхода, выражающего данную концепцию Метод
Концепция затрат Оценка стоимости накопленного имущества (перебор и ревизия оценка стоимости и обязательств) 1. Корректированной балансовой стоимости 2. Чистых активов 3. Ликвидационной стоимости 4. Метод стоимости замещения (восстановления)
Концепция рынка Применение стоимостных мультипликаторов с использованием данных по сопоставимым компаниям или по сделкам с сопоставимыми компаниями, или на основе данных по отрасли 1. Метод рынка капитала 2. Метод сделок 3. Метод отраслевых коэффициентов
Концепция дохода 1).Капитализация доходов и 2).дисконтирование величины доходов 1.1. Капитализация прибыли 1.2. Капитализация чистого денежного потока 1.3. Капитализация валового денежного потока 1.4. Капитализация избыточной прибыли 2.1. Дисконтирование чистых денежных потоков 2.2. Дисконтирование будущей прибыли
     
     
     
     

При наличии соответствующей информации внимание следует уделить следующим моментам:

1. Воздействие на отрасль макроэкономических факторов

2. Темпы ее роста и перспективы развития

3. Уровень конкуренции на дату оценки и прогноз ее динамики

4. Наличие проблем с вхождением в отрасль

5. Уровень финансового риска среди компаний в отрасли

6. Среднеотраслевая рентабельность в прошлом и ожидаемая (валовой доход и структура затрат)

7. Продолжительность цикла развития отрасли и его этап на дату оценки

8. Проблемы с прогнозированием будущих доходов

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.