|
Особенности антисемитизма в Веймарской республике.
Введение
Влияние Третьего рейха на современную цивилизацию оказалось неизгладимо. Нацизм, как историческое явление до сих пор вызывает дискуссии и политические страсти. Его углубленное изучение необходимо в связи с живучестью нацистских идей, для предотвращения их возражения. Изучая национал-социализма в Германии мы имеем возможность проследить пути и способы формирования нацистской тоталитарной диктатуры и формы её проявления, что очень актуально и злободневно в наши дни, когда национализм, шовинизм и насилие поднимают голову.
Цель работы – рассмотреть проблему антисемитизма в нацисткой Германии с точки зрения политической целесообразности и рациональности, основываясь на законы, стенограммы заседаний и директивы Имперского правительства. В своей работе я постараюсь избежать личностных оценок, а также «советской концепции» изучения данной проблемы, сделаю попытку оценить произошедшие события максимально беспристрастно и объективно. Понять мотивы, которыми руководствовались нацистские лидеры при осуществлении антисемитской политики. Хронологически рамки моего исследования: март 1933 – 1938 год. А если быть точнее, я рассмотрю антиеврейские законы и акции, проводимые в 1933, 1935 и 1938 году. Каждому из этих периодов я посвящу отдельные главы. Мой выбор не случаен. 1933 год – год прихода нацистов к власти, ознаменовавшийся началом унификации управленческого аппарата, вытеснения всех идеологий, кроме национал – социализма из сфер общественной жизни. Год приведения в жизнь первых антиеврейских законов. 1935 год представляет ценность фактом издания «Нюрнбергских расовых законов». Во 2 главе своей работы я рассмотрю причины издания законов и охарактеризую сами законы. 1938 год представляет при изучении данной проблемы особую ценность. Именно в этот период времени потерпели крах планы Имперского правительства Германии по выселению евреев из Германии и были заложены основы осуществления политики геноцида евреев, осуществляемого с 1941 года.
Главная проблема, возникающая при изучении этой темы, это тенденциозность изучения данной проблемы в разные периоды истории нашего государства. В СССР основное внимание было акцентировано на социальной и экономической сущности нацизма при сильном игнорировании его идеологической стороны. Многие книги известных советских историков, посвящённых этой теме, к примеру книга Л.Б. Черной и Д.Е. Мельникова «Преступник № 1»[1], подробно и точно раскрывает специфику механизма нацистского «террора» и особенностях его практического применения. Но при этом, в работе нет отсылок к работам нацистских идеологов, главная задача автора заключалась в описании нацизма с наиболее неприглядной стороны, не объясняя причины проведения этой политики. В таком же духе написана книга «Империя смерти»[2]. Целью этой книги является разоблачение преступной деятельности нацистских спецслужб, подчёркивается, что террор был неотъемлемой частью нацистской политики. Авторы рассказывают о деятельности ряда специалистов национал – социалистической партии по террору и геноциду – Гиммлера, Гейдриха, Кальтенбруннера, Шелленберга, Мюллера. Недостатком этих книг является их главное достоинство – расчёт на широкие круги читателей. Задача этих произведений в первую очередь, показать нацистский режим с наиболее неприглядной его стороны, оценивая всё произошедшее согласно канонам коммунизма. В книге Розанова Г.Л. «Германия под властью фашизма»[3] исследуется экономическая, идеологическая и военно – дипломатическая сторона третьего Рейха. Недостатком этой работы является бездумная критика западногерманской и англо – американской «буржуазной» историографии. В подобном духе написана книга Галкина А.А. «Германский фашизм»[4]. В ней анализируется государственно – политическая практика и созданный фашизмом специфический механизм власти. Но, как и в других произведениях этого периода, основное внимание уделяется социальной базе. Безусловно, этого нельзя вменять в вину советским историкам, руководствующимся при написании своих работ строгими идеологическими канонами коммунизма. Но тем не менее, недостаток советских работ налицо – недостаточное освещение основных аспектов идеологии национал – социализма, при рассмотрении проблемы основное внимание уделяется социальным аспектам применения идеологических канонов нацизма без привязки мотивов принятия того или иного решения к международной и внутрегосударственной обстановке Германии. Что может привести к формированию ложного представления о национал – социализме, как идеологии, руководствующейся только субъективными и сиюминутными желаниями и капризами своих политических лидеров, выставляя их как «ненормальных» расистов.
Совершенно иной подход применяется Клаудией Кунц, профессором Оксфордского университета. В её книге «Совесть нацистов»[5] исследуется механизм насаждения нацисткой идеологии в политическое и обыденное сознание немцев. Темы, которая является практически неисследованной в отечественной науке. В фокусе внимания К.Кунц – германская система образования всех уровней, немецкий бюрократический аппарат, армия и специальные подразделения нацистов (СА и СС). Особое место занимает книга американского историка Уильям Перла «Холокост как заговор: международная политика геноцида»[6]. Он один из немногих историков, которые возлагают отвественность за геноцид евреев не только на нацистов. В его работе приведён интересный документальный материал. Необычность его работы заключается в подходе к изучению данной проблемы. В своей работе, изучив документальные материалы и объединив их с результатами собственных исследований, автор делает предположение, что эффективность «Окончательного решения еврейского вопроса» не является результатомодних лишь германских планов в сочетании с бездеятельностью остального мира.
С началом 90-х массовому читателю оказались доступны многие работы на эту тему, доселе скрытые советской цензурой от глаз граждан, в том числе и работы идеологов нацизма – «Майн Кампф» Адолфа Гитлера и «Миф ХХ века» Альфреда Розенберга. Но они буквально тонули в массе булварной литературы на эту тему. А с появлениям на прилавках околонаучных книг, вроде «Утра магов» Луи Павеля и Жака Бержье появился фактически новый жанр литературы – «введение в фантастический реализм». Другой крайностью в этот период можно назвать изучение идеологических аспектов нацизма без привязки их к конкретным историческим событиям. Труды нацистских идеологов начали толковаться «новоиспечёнными» лидерами неонацистких партий под современные условия без всякого анализа ни самих работ, ни специфических особенностей современного общества, что делало их «труд» не только вредным и разрушительным для общества, но ещё и бесполезным.
Однако, не смотря на всё многообразие подходов к изучению данной тематики, одна сторона изучения нацизма остаётся не достаточно раскрытой до сих пор – это политическая сторона. Если говорить о антисемитизме, то в интернете можно встретить огромное количество ресурсов, посвящённых холокосту, рассказывающих о антиеврейских погромах и законах. Будь то специализированный «мемориальные» сайты, или любительские сайты, с материалом из детских энциклопедий. Но все они лишь фиксируют уже произошедшие события, прибегая либо к «советской модели» толкования событий, либо просто рассматривая произошедшие события, не пытаясь объяснять или давать личностных оценок.
Основным видом источников, использованных в работе, являются законодательные акты, протоколы и стенограммы заседаний Имперского правительства. Текст «Нюрнбергских расовых законов» взят мной с исторического портала «www.1000dokumente.de». Циркуляр министерства иностранных дел Германии от 25 января 1939 года и речь Гитлера на съезде партии 30 января 1939 года взяты с сайта www.yadvaschem.org. – национального мемориала Катастрофы (Холокоста) и Героизма в Иерусалиме. Также при написании работы использовались материалы «Unitet States Holocaust memorial museum» (www.ushum.org). Ряд документов относящихся к событиям «хрустальной ночи» был взят из книги «СС в действии»[7]. Это: «Инструкция гестапо о разрушении синагог», доклад начальника полиции безопасности Берлина Гейдриха Герингу – «Масштаб разрушения нельзя выразить в цифрах. О действиях против евреев», стенограмма «Имперского совещания министров от 12 ноября 1938 года», «Постановление об искуплении своей вины евреями – германскими гражданами», а также ещё ряд документов и распоряжений, имеющих отношение к плану «окончательного решения еврейского вопроса». При написании работы я использовал книгу одного из главных идеологов нацизма А.Гитлера «Майн Кампф»[8].
Глава 1.
Особенности антисемитизма в Веймарской республике.
28 июня 1919 года был подписан известный Версальский договор. Одной из главных его целей было унизить Германию, потерпевшую поражение в войне. У Германии были отобраны колонии и значительные территории государства, ей запрещалось иметь армию за исключением 100 тысяч сухопутных войск, она также была вынуждена платить огромные репарации странам–победителям. Немецкая общественность была возмущена таким положением дел. С немецкой стороны этот договор был вынужден подписать не кайзер, а демократическое правительство, на которое и обрушился весь шквал обвинений в предательстве. Это и спровоцировало резкий рост антисемитизма. Капитуляция Германии, притом, что немецкая армия не была разгромлена, а войска победителей не вошли на немецкую территорию, родила миф об «ударе ножом в спину», который гласил, что: революционное правительство Веймарской республики при всей «непобедимости немецкой армии», капитулировало на весьма унизительных для Германии условиях. Понятия «поражение», «унижение» и Веймарская республика ассоциировались с блоком партий, которые на первых порах руководили республикой. Это имело важное значение для формирования антисемитизма, так как евреи отличались активным участием в процессе создания Веймарской республики. Курт Эйснер возглавил «Республику советов» в Баварии, Роза Люксембург сыграла главную роль в организации восстания «Союза Спартака», Бела Кун возглавила Венгерскую республику, которая возникла на руинах империи Габсбургов. В Веймарской республике достаточно много евреев входило в ряды умеренных левых и либеральных партий. К тому же многочисленнее противники Веймарской республики полагали, что активное участие евреев в политической жизни страны открыло им путь к высшим слоям немецкого общества.[9] В книге А.Гитлера «Майн Кампф» есть такой отрывок: «Император Вильгельм, первый из немецких государей, протянул руку примирения вождям марксизма, не подозревая, что у негодяев не может быть чести. Уже держа руку императора в своей руке, они другой рукой нащупывали кинжал. Никакое примирение с евреями невозможно. С ними возможен только один язык: либо – либо»[10]
Почему образ этот политический образ получил национальное лицо. Значительное число евреев занимало видные посты в правительстве Веймарской республики: Г.Ландауэр, О.Ландберг, Э.Левинэ, Г.Прейс, В.Ратенау, Э.Толлер, К.Эйснер и другие. Евреи, несмотря на их сравнительно небольшое количество, были довольно активны в политической и общественной жизни, следовательно были постоянно «на виду», что обусловливало представление о том, что именно евреи, а не немцы несправедливо занимают ведущие места в политической жизни Германии. В своей книге Др. Ф.К. Вибе пишет: «с ноября 1918 года евреи заняли все ведущие госудаственные должности, как в государстве, так и в отдельных территориальных областях».[11]
Еврейское общественное движение также переживало подъем. По воспоминанию К. Зелигманна, Франкфурт-на-Майне в 1912-1937 гг. «стал метрополией новой ортодоксии, центром религиозного либерализма». Здесь было создано и активно функционировало «Объединение либеральных раввинов Германии». В Лейпциге были организованы и функционировали «Восточная группа Центрального ферейна немецких граждан еврейской веры», «Сионистское объединение Германии», «Имперский союз еврейских фронтовых солдат», молодежные организации национал-немецких, сионистских и ортодоксальных направлений.[12]
Однако эмансипация и культурное возрождение евреев все чаще раздражали простых обывателей немецких городов. Наиболее четко антиеврейский настрой обнаруживался в быту, чем умело и быстро воспользовались нацисты.
Важно отметить, что Веймарская конституция 1919 года отменяла всякую дискриминацию и уравнивала в правах евреев с другими гражданами Германии. Юридический статус еврейских общин был признан законом, упрочилась общинная деятельность. Резкое повышение социального статуса евреев было болезненно воспринято антисемитами. Если до революционнных потрясений представители этой этнической группы были заметно ограничены в правах, то после революций они уже становились полноценными гражданами государства. Это можно считать одной из тех причин, почему евреи активно участвовали в революционных событиях. Это и стало поводом для обвинения евреев в «революционной деятельности». В книге Адольфа Гитлера «Майн Кампф» есть такой отрывок: «И вот, в один из ноябрьских дней разразилось несчастье. На грузовиках приехали матросы и стали призывать к революции. Их «вождями» в борьбе за «свободу, красоту и достоинство» нашего народа выступало несколько еврейских парней.»[13]
На самом деле подобное обвинение не ново. Эмансипация евреев началась с Великой Французской революции. В 1791 году евреи Франции получили общие гражданские права. Первая последовала этому примеру в 1796 году Голландия. В 1815 году за ней последовала Бельгия. В связи с февральской революцией 1848 года евреи получили все гражданские права в Пруссии, Ганновере, Нассау. В 1858 году евреи были допущены в английский парламент. Шестидесятые годы XIX столетия, уже более в нормальном порядке принесли равноправие евреям Южной Германии. За ней последовала Швейцария (1866), Австро–Венгрия (1867), Англия (1870). Германская конституция в 1871 году признала равноправие евреев. Во всём этом нельзя не видеть прогрессирующих успехов либеральных идей. Характерно, что именно с этого времени противники еврейства – а именно его новой политической роли, – начинают особенно энергично новый поход против евреев, пытаясь связать их с масонством (во Франции) и с либерализмом вообще (в Германии).
В ХХ веке антисемитизм соединился с антикоммунизмом, поскольку евреи изображались зачинщиками революции в России, нередко возглавлявшими социал–демократические и коммунистические партии в Германии и в Европе. По мнению нацистов евреи были горючим материалом революции. Именно они разрушили сначала Россию, а потом Германскую империю, свергнув самодержавие и заняв все главные политические посты. Инструментом для подобных «манипуляций» был марксизм, который они создали для достижения своих меркантильных целей: «Эксплуатируя борьбу рабочих за своё существование, евреи надеются, прячась за спиной этого сословия, окончательно водрузить своё господство над Землёй»[14]
Политические претензии к евреям подстёгивались экономическими. Ответственность за тяжёлое экономическое положение приписывалась молодой демократии. Экономические трудности, безработица, гиперинфляция – всё это создавало благоприятную почву для роста популярности крайне правых и их идеологических взглядов. Инфляция росла, предприятия одно за одним терпели банкротство и закрывались, безработица стала повседневным явлением. На фоне общего обнищания среднего класса в Германии, евреи, занятые в своём большинстве коммерцией и сферой услуг, делали явные экономические успехи. Социальная и экономическая структура еврейского населения мало изменилась по сравнению с временами империи: 60% активного населения ( на 1933 год) занималась торговлей и коммерцией. Дополнительным фактором для роста бытового антисемитизма в обществе, может быть тот факт, что пик еврейской экономической активности пришёлся на период суперинфляции.
Секторами, где число евреев возросло, было коммунальное обслуживание ( 1907 – 7,94%, 1925 – 9,72%, 1933 – 12,46%). В большинстве евреи были владельцами малых (1925 – 53%, 1933 – 46%) и средних предприятий ( 1925 – 17%, 1933 – 16%). Их становилось всё больше среди государственных служащих ( 1907 – 36400, 1933 – 82800), а также в сфере услуг ( 1895 – 7,1%, 1933 – 12,5%). В 1933 году насчитывалось 5557 евреев врачей ( 10,8% из их общего числа) и 3797 юристов (16,25%). В Пруссии евреями было 26,6 адвокатов и 15,5% врачей; в Берлине в 1930 от трети до половины всех врачей составляли евреи.[15] При прочих равных условиях, средняя зарплата еврея была, задействованного в сфере услуг, была в 2–3 раза выше, чем зарплата немца, работающего на промышленных предприятиях. В 1930 году под руководством евреев находилось свыше трети всех текстильных предприятий. Если говорить в целом, то в 1932 году еврейские предприятия составляли лишь 6% от их общего числа, но им принадлежало 26% рынка.
Это было плодотворной почвой для развития бытового антисемитизма. Исследования экономической истории евреев также напоминает о том, что группы, которые непропорционально успешны, встречают различные политические реакции. Для наиболее обнищавшей части населения факт существования таких людей сам по себе является оскорблением для всеобщего равенства, или же, исходя из предположения, что экономическая прибыль отдельных людей достигается за счёт других – имеют тенденцию относиться враждебно к евреям и объяснять их экономические успехи теориями заговора. Ультраправые политические партии активно пользовались подобными обвинениями.
В Веймарской республике агитация против евреев преподносилась как борьба с внутренним врагом – будь то спекулянты, усиливающие разруху народного хозяйства, а особенно спекулянты денежными средствами. «Евреи – злейшие враги, грабящие германский народ», – говорилось в воззваниях фашистов.[16] Действительно, во времена Веймарской ресупблики евреи играли на бирже значительную роль. Др. Вибе приводит такие статистические данные: «На Берлинской бирже, 25 из 36 членов биржевого комитета были евреями. 12 из 16 членов комитета по Бирже Продукции были евреями, и 10 из 12 членов комитета по Металлической Бирже тоже были евреями. В 1930 году на бирже работало 1474 человека, из которых 1200 были евреями. На Бирже Продукции работало 578 человек, из которых 529 были евреями. На Металлической Бирже работало 89 евреев, из которых 80 были евреями». Это происходило на фоне реализации «плана Дауэса», главной целью которого была приватизация немецких государственных корпораций и их передача американским кампаниям. «Только с победой революции 1918 – 1919 года марксизм окончательно достиг своей цели. Сейчас, когда я пишу эти строки, интернациональный финансовый капитал одержал ещё одну победу: он подчинил себе также германские железные дороги. Международная социал–демократия тем самым видит омуществлённой ещё одну из своих целей»[17].
Гитлер постулировал: «Массе никогда не следует давать двух или более противников, так как это ведет к полному раздроблению боевых сил», ей надо указать одну мишень. Такой универсальной мишенью стал «еврей» (это слово трактовалось одновременно как «марксист», «демократ», «пацифист»... и вообще как «вместилище всех пороков»)[18]. Таким образом еврей в глазах немцев по мнению нацистов должен был стать причиной всех проблем Германии. Все политические силы, к которым негативно относился национал–социализм автоматически становились «проеврейскими». Нацисты пользовались бытовым антисемитизмом, который в большей, или меньшей степени был присущ немецкому народу. Тяжёлая экономическая ситуация, совпавшая с активным участием евреев в общественной и политической жизни создали в глазах определённой части немецкого населения стереотип еврея, как предателя «интересов немецкого народа», а рост политического и общественного влияния немецких евреев, их экономические и социальные успехи с на фоне экономического и политического кризиса способствовали усилению антисемитских настроений в обществе.
Глава 2.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|