Сделай Сам Свою Работу на 5

Усиление турок-османов. Разгар событии в Малой Азии и на Балканах в середине XVв.





 

 

К середине XIV века турки закрепились на европейском берегу Дарданелл и развернули последовательное наступление на Грецию и Балканы. Они разбили болгар и сербов, а затем уничтожили войско западно-европейских добровольцев при Никополе (1396). Это была самая серьезная попытка католического христианство прийти на помощь восточным христианам; но ее жалкий конец не смог убедить Запад в необходимости более существенных усилий. С завоеванием христианских территорий стала постепенно меняться политическая организация Османского государства. Турки-османы довольно терпимо относились к вероисповеданию своих подданных, и, когда бедствие захвата и грабежа оставались позади, их управление нередко было даже более терпимым, чем все проникающая налоговая система Византии. Как и в первые века арабо-мусульманских завоеваний, так и теперь, в XIV и XV вв., многие христиане предпочитали не сопротивляться туркам и даже воевали на их стороне. Османские султаны (это титул они получили от халифа Багдадского после победы при Никополе) всемерно поощряли такое отношение; вскоре они стали систематически набирать христианских мальчиков для административной деятельности или профессиональной военной службы в качестве янычар. Эта практика, называемая «девширме», обеспечивала султанам верные войска, которые создавали политический противовес силам турецких вельмож. Кроме того, «девширме» требовала завоевания все новых христианских земель и тем самым поощряла агрессивную политику османов. В конечном счете Византия оказалась не в силах противостоять грозным захватчикам. Имперская политика по-прежнему определялась придворными интригами и борьбой различных претендентов на престол, а члены императорского дома практически самостоятельно правили разными частями Греции. Генуэзцы и венецианцы усиливали контроль над торговлей и свое присутствие в созданных ими опорных пунктах на территории империи; но еще хуже было то, что они использовали императоров в своей борьбе и отвлекали ресурсы Византии от обороны против турок. Четырежды в XIV и XV вв. византийские правители отправлялись на Запад с просьбой выступить в помощь христианству; Мануил II (1391-1425) побывал даже в Париже и Лондоне. К сожалению, императоры мало, что могли предложить взамен; обещания заключить союз Восточной церкви с Римом неизменно и немедленно отвергались греческим духовенством. После катастрофы у Никополя предчувствие неизбежности падения Константинополя окрепло. Но и турок были проблемы. Султан Баязид расширял свои владения не только в Европе, но и в Восточной Анатолии. Турецкие вельможи, которых он лишил земель, бежали ко двору Тимура. Великий монголо-тюркский завоеватель решил покончить с новой и опасной силой на своих западных границах. В 1402 году у Анкары в Центральной Анатолии (ныне столица Турции) Тимур разгромил армию Баязида; мусульманские вельможи покинули султана, и, по иронии судьбы, ему осталось полагаться только на свои христианские войска. Хотя Тимур практически не воспользовался свое победой и предпочел вернуться к завоеванию Северной Индии, но фактически еще на 50 лет отдалил завоевание Византии турками. Но настоящее возрождение прежней Римской империи на Востоке было уже невозможно. Политические интересы и религиозные настроения стали слишком узкими и эгоистическими. Когда группа представителей греческой интеллектуальной элиты договорилась с папством на Соборах в Ферраре и Флоренции (1439) о воссоединении церквей, их усилия вновь не нашли поддержки в Константинополе. Согласно османскому преданию, основателем государства турок-османов был вождь туркменского (огузского) племени Кайы Эртогрул-бей. Признав себя вассалом султана Алаэддина Кейкубада I, правителя основанного сельджуками в Малой Азии Конийского султаната, Эртогрул получил от него для своего племени пограничные с византийской территорией земли в районе Караджадага [29]. Уже Эртогрул начал расширять свою территорию за счёт византийских земель. Этот процесс продолжался и при его преемниках [80]. После смерти Эртогрула власть перешла к его младшему сыну Осману[81]. Убив своего дядю Дюндар-бея, Осман утвердился во власти и получил от сельджукского султана титул уджбея (пограничного бея). В обязанности уджбеев входила охрана вверенных им пограничных территорий. В 1299 г. султан Алаэддин Кейкубад III вынужден был в результате восстания покинуть свою столицу Конию, и Осман потерял сюзерена. Ему пришлось признать верховную власть монгольской династии Хулагуидов, которой подчинялось сельджукское государство в Малой Азии, и отсылать ежегодно в столицу Хулагуидов часть собранной им со своих подданных дани [31]. Осман, именем которого была названа Османская династия, скоро приступил к широкой завоевательной политике. В течение короткого времени ему удалось захватить ряд византийских городов и укреплений. В 1291 г. он овладел Mелангией (Караджахисаром) и стал считать себя независимым правителем, о чем свидетельствует тот факт, что в пятничной молитве называлось его имя. Свои набеги на Византию он назвал Священной войной – Газаватом. В бейлик (княжество) Османа стали стекаться гази и мутаттавийя – религиозные фанатики, "борцы за веру" [29]. После бея Османа, его наследниками, предпринималось несколько попыток овладения Константинополем, но безрезультатно. Военные успехи османского бейлика вывели его на передний край политической борьбы, происходившей в данном регионе между Византией, балканскими государствами, Венецией и Генуей. Очень часто соперничающие стороны стремились заручиться военной поддержкой османов, тем самым, в конечном счете, облегчая ширившуюся экспансию последних. Свое растущее политическое и военное значение скоро осознали и сами османские правители, которые стали именовать себя султанами. Мехмед I (1413–1421) начал посылать деньги в Мекку, так как положение мусульманского правителя во многом зависело от его отношения к религии, от признания его власти в священном городе мусульман [30]. После разгрома Баязида Тимуром 25 июля 1402 г. в Османском султанате началась затяжная междоусобица. После более чем десятилетней борьбы победа в войне досталась сыну Баязида Мехмеду I (1413–1421), которому постепенно удалось восстановить прежние границы государства и даже расширить их. Однако победа Мехмеда, в достижении которой сыграла свою роль поддержка Византии, далеко не всем казалась бесспорной. Византия умело использовала разногласия внутри Османской династии. В качестве платы за оказанную помощь Мехмед возвратил византийцам некоторые из захваченных у них земель, а также на время отказался от активной завоевательной политики в Европе. После Мехмеда I на троне утвердился Мурад II (1421–1451). Успехам последнего способствовала последовательно проводившаяся султаном политика централизации государства, упрочения его политического единства, укрепления системы тимаров, восстановления былого значения султанского войска капыкулу, повышения боеспособности армии (к середине XV в. турки уже располагали сильной артиллерией). Военная сила крепнувшего государства Мурада II с особенной наглядностью была продемонстрирована в битве при Варне (1444 г.), решившей, по сути, также и участь Константинополя [29]. Когда в 1451 г. на престол вступил Мехмед II (1451 – 1481 гг.), османское государство обладало уже достаточной военной силой и внутренними резервами, чтобы овладеть Константинополем. Солидный военный опыт, который был приобретен османскими правителями в процессе полуторавековой завоевательной политики в Европе и Азии, был полностью реализован при осаде города, захват которого значительно повышал в глазах мусульманского мира авторитет турецкого государства [81]. Турки к этому времени вышли на берега Дуная и угрожали Центральной Европе. Стало очевидным, что Константинополь обречен, что Византийская империя, не может выстоять против державы, чья территория занимала бóльшую часть Балканского полуострова и Малой Азии. Для турок захват древнего города византийских императоров означал не только возможность основать новую столицу своей империи, но также обеспечивал их постоянное присутствие на Европейском континенте. До тех пор, пока этот город, находившийся в центре их владений, на перекрестке путей между Азией и Европой, им не принадлежал, турки не могли чувствовать себя в безопасности. У них не было оснований бояться Византии, однако широкая коалиция христианских государств, опирающаяся на такую базу, все еще могла оказаться сильнее их. Имея же в своих руках Константинополь, турки действительно были в безопасности. К тому же, с захватом Константинополя, авторитет османских правителей достиг бы не бывалых высот [29].







 

Османская армия

 

Изначально, тюрки были кочевниками, и это определяло видовой состав войск первых османских беев [33]. Но при Орхане была предпринята важная военная реформа, получившая свое дальнейшее развитие при его сыне Мураде I (1362–1389) - созданы пехотное войско и конница (йайа и мюселлем), набор в которые проводился среди земледельческого тюркского населения османского княжества [83]. Предание гласит, что желающих вступить в войско йайа было столь много, что кадий производил запись за взятку. Солдаты обоих видов войск были обязаны участвовать в крупных военных кампаниях, получая за это поденное жалованье – 1акче (1.2 г серебра), а в мирное время — заниматься земледелием в своих хозяйствах, приобретая за свою службу налоговые льготы [29]. При султане Мураде I армия была дополнена крестьянским пехотным ополчением азебов (азабов), набиравшимся из числа крестьян-христиан, а также, ставших знаменитым впоследствии, пехотным корпусом янычар, подчиненным лично султану [33]. Вначале янычары набирались из числа военнопленных юношей-христиан, которых принуждали принять ислам, а затем, в первой половине XV в. — из сыновей христианских подданных османского султана, которых стали набирать регулярно согласно учрежденному закону Девширме («налог кровью»).[83] Янычары вооружались лучшим оружием и доспехами [84]. Тогда же было создано конное войско сипахиев (от «сипахи» – всадник) или тимариотов (от «тимар»— условное земельное пожалование), подчиненных лично султану и получавших, как и янычары, жалованье из казны. Это всадники, несущие военную службу за земельные пожалования – тимары [13]. Но сипахи имели право только на сбор налогов. Имущество и проживающие там жители оставались собственностью султана [15]. Считалось, что 20 тыс. акче – это доход с одного тимара, но немало сипахиев, получавших в год всего 100 – 200 акче обязаны были участвовать в походах. Получавшие от 500 до 2 тыс. акче именовались джебели, т.е. обладателями «джебе», обычной кольчуги. Они были обязаны идти в поход с полным воинским снаряжением. Обладатель лена с доходом 2—З тыс. акче должен был привести с собой слугу-оруженосца, тимариот с доходом 3—4 тыс. акче имел право носить дорогую кольчугу («бюрюме») и должен был вести с собой в бой уже не слугу, а воина. Доход тимариота в 5—6 тыс. акче предполагал участие в походе вместе с сипахием уже двоих джебели, которые везли с собой небольшую палатку. По мере возрастания ценности тимара увеличивалось количество воинов и слуг, которых тимариот вел с собой в поход [33]. Такая система стала основой государственного строя империи. Янычары и сипахии были известны вместе как придворное султанское войско капыкулу.Позже к нему были присоединены особые воинские подразделения пушкарей (топчу), оружейников и другие вспомогательные части. Все эти войска были уже независимы от родоплеменной военной организации и значительно увеличивали реальную политическую силу верховного правителя [30]. В коннице широко использовались также воины из Малой Азии, первыми участвовавшие в набегах, — акынджи (от «акын» — набег).[31] Это были воины-гази, главная движущая сила османского газавата – «войны за веру» [24]. Ядром османского войска оставалась конница, и битвы выигрывались ударами больших масс кавалерии. Соответственным было и вооружение — в турецкой армии долго преобладало холодное оружие, традиционное, удобное для использования в конном сражении и дешевое. Турецкий воин был вооружен луком со стрелами, кривой саблей, коротким копьем, палицей, щитом и, если позволяли доходы, панцирем (кольчугой) [55]. Огнестрельным оружием турецкие кавалеристы не располагали, оно было принадлежностью янычарской пехоты [75]. С началом завоеваний на Балканах султаны стали включать в число тимариотов местных вотчинников, для которых оплатой за службу стало возвращение в пользование отнятых поместий. Вначале военная служба не требовала обязательной перемены религии, в ХV в. турецкое войско знает много сипахиев-христиан [33]. Важную роль играли и мартолосы — иррегулярные войска, перенятые турками от Византии. Так же как и акынджи, они в основном несли службы на окраинах и, дополнительно, осуществляли полицейские функции [85]. К службе в армии привлекалось и покоренное крестьянское население. Турецкое войско с ранних пор, со времени битвы при Марице (1371 г.), знает войнуков, воинов-христиан (лагатор). Они не получали за службу никаких земельных пожалований, но их наследственные земли освобождались от налогов. Система войнукского ополчения была общинно-коллективной, она широко распространяется в XV в.[33]. Влахи сохраняли самоуправление и поставляли воинов под руководством старейшин, примичуров. Во время мира влашские деревни выставляли одиночных воинов, но во время войны мобилизовались все способные держать оружие[31]. На придорожные села была возложена повинность выставлять отряды дербенджиев (тур. «дербенджи» от перс. «дербенд» - теснина, горное ущелье), для охраны дорог [33]. Особое место занимали пушкари – «топчу» или топчияны, в русскоязычной транскрипции, возглавляемые «топчубаши» – командиром отряда.[15] В подразделение входили, кроме, собственно, пушкарей множество слуг, охрана и прочие [30]. Особое место в турецкой армии занимали башибузуки – они находились вне этой системы, отдельно от неё. Это было сборище тех, кто хотел поживиться разбоем. Это были представители всех народов Средиземноморья, как мусульмане, так и христиане. Использовались они как авангард - т.е. принимали на себя первый удар вражеских войск. По сути, их отряды это "пушечное мясо", так как башибузуки представляли собой беспорядочную толпу, они были практически небоеспособны и отступали даже перед немногочисленным противником. Обобщая написанное выше о структуре османских войск, можно разделить армию XV в. на такие группы: 1) войска провинций (эялет аскерлери) – конница сипахиев, создаваемая на базе тимаров; 2) войско, состоявшее на жалование и не имевшее земельных наделов (капыкулу) – янычарские корпуса и султанские гвардейские кавалерийские части (алты бёлюк халкы), части пушкарей топчу; 3) вспомогательные и обслуживающие корпуса, состоявшие из акынджи, мартолозов, войнуков, башибузуков и пр. Верховным главнокомандующим был султан. Румелийский и Анатолийский бейлербеи командовали войсками посредством местных санджакбеев («князей знамемени»). Отрад (знамя) подразделялся на сипахилеры, состоящие из шести сипахиев с оруженосцами или отряда пехоты. Османское государство крайне милитаризированное. Земельные владения давались вместе с должностью и могли быть отобраны, если владелец не справлялся с обязанностями. Схожая структура была и у войск капыкулу, но все руководящие должности занимали янычары, набранные по системе девширме. Главной статьёй доходов в казну султана по-прежнему оставалось, так называемое, «производство добычи», но Мурад II и его предшественники сформировали регулярную боеспособную армию, которая была самой прогрессивной в Европе. Турецкие султаны создали армию, способную не только преодолеть неприступные оборонительные сооружения Константинополя, которые по праву считались эталоном замковых укреплений в Европе и на Ближнем Востоке, но и создать Османскую империю на руинах гибнущей Византии. Исторический путь турок – османов тесно связан с Византией, так как их экспансия была направлена в первую очередь на Восточную Римскую империю и, в частности, на Константинополь. Целью газавата – «священной войны с неверными» было уничтожение Византийской империи. Создание на землях ромеев мусульманского государства стала целью внешней политики османов. Основа государственного устройства османского бейлика, а затем и султаната – тимарная система, была создана для содержания огромной армии, которая, в свою очередь, была основой турецкого государства.


Битва за Константинополь

 

Константинополь - столица Византийской империи, её последний рубеж обороны. Битва за Константинополь – кульминация длительной борьбы за гегемонию в Малой Азии и на Балканах мусульманского Османского султаната и православной Византийской империи. Эта битва является столкновением новых технологий и методов ведения войны со старыми, столкновением новой эпохи со старой. И традиционные, и прогрессивные элементы использовались в ходе осады Константинополя обоими сторонами конфликта, поэтому появляется возможность сравнить их, что, безусловно, является важным вкладом в историческую науку.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.