Сделай Сам Свою Работу на 5

ШКОЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД – 1945-1954 ГГ.





Великая Отечественная война серьезно отразилась на деятельности отечественной школы. Условия военного времени поставили перед органами управления народным образованием и перед школой новые задачи: нужно было сохранить охват всех детей школьного возраста различными формами обучения, обеспечить их воспитание в патриотическом духе.

Самыми трудными были первые два года войны, когда шла массовая эвакуация детских учреждений из прифронтовых районов.

Школы, детские сады, детские дома из центра России перебрасывались глубоко в тыл: Среднюю Азию, Казахстан, Сибирь, на Урал.

На новых же местах было мало школьных зданий, жилья для учителей, не было возможностей для материального обеспечения и школьников и учителей.

Многие школьные здания были заняты под госпитали, казармы, цехи заводов. В связи с этим занятия в школах проводились в 2-3, нередко и в 4 смены со всеми вытекавшими отсюда последствиями.

С серьезными проблемами школы столкнулись позднее в освобожденных от оккупации районах: нужно было восстанавливать школьные здания, школьное оборудование, нужно было снабжать детей питанием, одеждой и обувью.



Огромные трудности школы испытывали и с обеспечением учителями. Призыв в армию, массовая эвакуация, переход на другую работу учителей привели к резкому сокращению численности педагогических кадров, к существенному изменению и в их составе: заметно увеличился процент женщин в учреждениях системы просвещения, появилось много слабо подготовленных работников.

Произошли изменения в структуре и продолжительности учебного года.

Создавались консультационные пункты, ориентированные на самостоятельную работу учащихся VII-X классов.

Для школьников, приступивших к учебным занятиям после перерыва, организовывалось индивидуально-групповое обучение и проводились дополнительные занятия в конце учебного года и в летние каникулы.

Значительное большинство юношей, окончивших среднюю школу, призывались в действующую армию, поэтому возникла необходимость не только их более серьезной физической подготовки, но и обучения элементам военного дела.

В середине 1942/43 учебного года в учебные планы школ был введен предмет «Военное дело», программа которого включала строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия, техники рукопашного боя и военно-санитарного дела.



Введение военного дела стало одним из аргументов при введении раздельного обучения мальчиков и девочек, которое было введено постановлением Совнаркома от 16 июля 1943 г. и существовало до 1954 г.

Необходимость охватить обучением всех детей, вынужденных по тем или иным причинам покинуть школу, привело к созданию новых типов учебно-воспитательных учреждений.

В 1943 г. стали функционировать школы рабочей молодежи, в которых получили возможность учиться подростки и юноши, занятые трудом в промышленном производстве.

Школы рабочей молодежи давали выпускникам неполное среднее и среднее образование без отрыва от производства, а с 1944 г. стали создаваться вечерние школы сельской молодежи.

В том же 1944 г. была возобновлена деятельность заочных школ с V по X класс, в которых обучались молодые рабочие, колхозники и служащие, не имевшие законченного образования. Организация работы в этих школах имела свою специфику. В них широко использовались групповые и индивидуальные консультации, устные зачеты, письменные работы, экзамены по полугодиям и т.д. Документы об окончании этих школ давали выпускникам те же права, что и те, кто оканчивал дневные средние общеобразовательные школы.

Особое внимание в школах военного времени уделялось воспитательной работе.

В школе на первый план выдвигалось так называемое идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся.



В те годы получили распространение такие формы идеологического воздействия на школьников, как кружки комсомольской политсети, митинги школьников по поводу различных политических событий, устные газеты, агитбригады, лекторские группы и ученические лектории, подготовка витрин, стендов, уголков, выпуск стенных газет и боевых листков, встречи с участниками войны и т.п.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.Великая Отечественная война приковала внимание педагогической науки к тем проблемам, которые диктовались новой, военной обстановкой. Особенно важными становятся проблемы воспитания советского патриотизма, сознательной дисциплины и организованности, мужества и воли. Особое значение приобретает проблема общественно полезного труда школьников. В октябре 1943 года была создана Академия педагогических наук РСФСР. Принятие Советским правительством такого решения в разгар войны подчеркивало значение педагогической науки, которое придавала ей партия. В первые годы своего существования Академия приступила к проведению ряда актуальных исследований по теории и истории педагогики, дошкольного воспитания, частным методикам, психологии, дефектологии и детской физиологии. Так, в связи с приемом в первые классы детей семи лет (1944) серия исследований была посвящена выяснению психологических и педагогических особенностей обучения и воспитания детей этого возраста. Был составлен новый букварь, опубликованы работы, посвященные обучению русскому языку и математике детей семилетнего возраста, сформулирован ряд рациональных предложений о режиме учебных занятий. Были подготовлены и опубликованы важные академические издания: собрания сочинений К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко и др. В конце 40-х и начале 50-х годов советская педагогика особое внимание уделяет исследованиям проблемы повышения идейно-политического уровня учебно-воспитательной работы школы и подготовки учащихся к практической деятельности. Появляются монографии и учебные руководства по теории и истории педагогики, в которых на более высоком научном уровне освещаются общие проблемы педагогики, вопросы дидактики и теории воспитания. В это время издаются избранные работы по вопросам воспитания революционных демократов: В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. После 19 съезда партии (1952), указавшего на необходимость повышения воспитательного значения советской общеобразовательной школы и осуществления политехнического обучения, усилились научные поиски в области политехнического обучения, появились сборники, обобщающие первые итоги исследований в этой области. 20 съезд КПСС (1956) поставил перед педагогической наукой новые актуальные проблемы и указал на необходимость поднять уровень учебно-воспитательной работы школы, развивать политехническое обучение, активнее осуществлять принцип связи школы с жизнью. В конце 50-х годов начинаются теоретические и экспериментальные поиски путей совершенствования содержания школьного образования. В этой связи изучался широкий круг вопросов: зависимость содержания образования от уровня и характера развития экономики, науки, техники и культуры; новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения, связанные с научно-техническим прогрессом; особенности возрастного развития учащихся на различных ступенях обучения; принципы построения программы воспитательной работы и т. п. Исходным положением в этих исследованиях служило учение марксизма-ленинизма о всестороннем и гармоничном развитии личности. Педагогами-теоретиками исследовались проблемы общего развития детей 7—10 лет в процессе обучения в начальной школе. Началось изучение сложной проблемы — обучение и развитие детей в рамках начальной школы. Проводилось опытное обучение грамоте, счету и письму детей шестилетнего возраста, в результате чего появились методические и учебные пособия для воспитателей детских садов и подготовительных классов школ. Особое значение в эти годы педагогическая наука уделяет изучению проблем коммунистического воспитания. 1958 года началась экспериментальная проверка этой программы в школах. В рассматриваемый период заметно расширяются исследования по истории педагогики как всеобщей, так и русской. Результатом явилось издание учебного пособия для педагогических институтов «История педагогики». Был издан ряд ценных исследований и публикаций в союзных и автономных республиках. Огромное значение для воссоздания истории советской школы и педагогики имело издание педагогических сочинений Н. К. Крупской (1957—1963), а также избранных произведений А. В. Луначарского (1958), А. С. Бубнова, С. Т. Шацкого.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.