Сделай Сам Свою Работу на 5

СТРОИТЕЛЬСТВО СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В 1917-1930-Е ГОДЫ. ТРУДОВАЯ ШКОЛА





Сразу после Октябрьской революции 1917 г. была выдвинута проблема коренной перестройки школы.

В 1918 г. новое государство издает документы, в которых излагаются цели, задачи и программа школьного образования: "Положение о единой трудовой школе" и "Декларация о единой трудовой школе".

Согласно этим документам вводилась единая система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями:

1-я ступень -5 лет обучения и

2-я ступень - 4 года обучения.

Реорганизацию школы начал Наркомпрос, созданный в 1918 г.

Первым наркомом просвещения был Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933), который возглавлял Наркомпрос до 1929 г.

Совместно с комиссией он разрабатывал важнейшие теоретические проблемы народного образования, общую стратегию советской школы.

В статье "О социальном воспитании" Луначарский ставит вопрос о цели воспитания: для кого воспитывается человек - для себя или для общества. Ответ - в интересах социалистического общества.

А.В.Луначарский был сторонником политехнической трудовой школы и понимал политехнизацию как триединую программу:

а) содержание образования, тесно связанное с жизнью;



б) обучение через труд и внедрение в учебный процесс активных методов преподавания (экскурсии, лабораторные занятия и т.п.);

в) приобщение детей и подростков к общественно полезному труду.

Главным теоретиком Наркомпроса стала Надежда Константиновна Крупская (1869-1939). Она участвовала в разработке основополагающих документов советской школы.

При ее активном участии в 20-е гг. проводились многочисленные педагогические съезды, конференции, совещания.

С именем Н.К.Крупской связаны разработка теоретических основ деятельности детских и юношеских организаций, становление теории и практики дошкольного воспитания.

Н.К.Крупской принадлежат многочисленные статьи и брошюры по вопросам трудового обучения, коллективного воспитания и развития самоуправления в школе, эстетического воспитания, связи школы и семьи, роли личности учителя в обучении и воспитании учащихся.

В 1920-е гг. советская педагогическая наука развивалась весьма интенсивно. Причин тому было много. Еще работали ученые - носители педагогических традиций дореволюционной поры. Сохранялись связи с остальным педагогическим миром.



Руководители Наркомпроса были положительно настроены к нововведениям.

Решению педагогических проблем была призвана содействовать учрежденная в 1921 г. научно-педагогическая секция Государственного Ученого Совета (ГУСа).

Ученые занимались теоретико-методологическим обоснованием процессов воспитания и образования.

В качестве основополагающих они выдвинули принципы историзма и связи школы с жизнью, соединения обучения с производительным трудом, единства обучения и воспитания, всестороннего и гармоничного развития личности.

Первые документы советской власти о школе декларировали демократические подходы к воспитанию и были пронизаны идеей гуманного отношения к личности ребенка.

Предполагалось создавать предпосылки для раскрытия детских талантов.

Утверждалось, что только социализм может гарантировать развитие ценнейшего общественного качества - коллективизма, добровольной дисциплины, готовности к работе на пользу трудящихся всего мира.

У многих педагогов эти идеи вызвали положительный отклик. Но нашлось немало и таких, кто увидел в них утопию и даже фальши и лицемерие.

Ученые, вставшие в оппозицию к официальной педагогике, не приняли задачи воспитания нового человека - борца за коммунизм, считая их утопическими.

В этот период происходили довольно частые педагогические дискуссии, во время которых обсуждались важные и актуальные проблемы: соотношение философии и педагогики, классовый подход в воспитании, предмет педагогики, основные педагогические понятия, содержание образования, методы обучения и др. Однако диалог официальной педагогики и оппозиции не состоялся.



Россию вынуждены были покинуть многие ученые-педагоги (В.В.Зеньковский, С.И.Гессем, 11.Л.Бердяев, И.А.Ильин и др.).

Политика искоренения инакомыслия привела к тому, что к середине 30-х гг. педагогические идеи 20-х гг. в целом были объявлены вредными и прожектерскими.

Единственно верной методологией педагогики провозглашалось марксистско-ленинское учение.

Подавлялся плюрализм в педагогических подходах и концепциях.

Однако педагогика продолжала развиваться, несмотря на неблагоприятные условия существующего режима.

 

 


42. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРУПСКОЙ Н.К., А. В. ЛУНАЧАРСКОГО.

АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛУНАЧАРСКИЙ (1875-1933). Выдающийся советский государственный деятель, первый народный комиссар по просвещению. Сыграл большую роль в развитии дела народного образования в молодой советской стране.

Вместе с Н.К. Крупской, Лепешинским разрабатывал основные вопросы теории и практики строительства социалистической школы, организации народного образования.

Он один из составителей программных документов о школе "Положения о единой трудовой школе", Основных принципов единой трудовой школы" Большое внимание уделял эстетическому воспитанию.

Ставил перед учителями задачу учить детей находить красоту в самой жизни, в учении, в труде, в поступках человека, с малых лет приобщать детей к истинно прекрасном, учить их создавать, творить прекрасное. Высоко ценил профессию учителя, его роль в строительстве нового общества.

Труды А. В.Луначарского: "Что такое образование", "О связи обучения с воспитанием", "О воспитании нового человека".

А.В. Луначарский, выполняя волю Коммунистической Партии, обратился к населению, учителям и учащимся.

В своих словах он изложил основные принципы и задачи Советского правительства в области народного образования:

- всеобщее обязательное начальное образование,

- общедоступность школы всех ступеней,

- высокий бюджет по народному образованию,

- демократизация народного образования,

- учёт местных особенностей,

- привлечение педагогов по строительству новых школ общественно-экономических отношений, которая потребовала научного и технического перевооружения производства и совершенствования социальных институтов.,

 

Огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории внесла НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА КРУПСКАЯ (1869-1939).

Интерес к педагогической деятельности возник у Н. К. Крупской еще в семье, под влиянием собиравшихся у отца народовольцев, осуществлявших «хождение в народ».

В 1899 году Н. К. Крупская написала свою первую книгу - «Женщина-работница», в которой с исключительной яркостью раскрыла ужасающие условия жизни трудящихся женщин в России.

В то же время Н. К. Крупская трудилась и над решением педагогических проблем, обстоятельно изучала большую зарубежную и русскую педагогическую литературу, посещала школы, получала обширную информацию о положении народного образования в России.

Каждый учебный предмет должен изучаться в школе в связи с другими предметами и с конкретной жизнью.

Н.К. писала: нужно из науки всё что в ней важного и существенного и применить жизненно.

Она справедливо требовала, чтобы дети с ранних лет прониклись к физическому труду.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.