СТРОИТЕЛЬСТВО СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В 1917-1930-Е ГОДЫ. ТРУДОВАЯ ШКОЛА
Сразу после Октябрьской революции 1917 г. была выдвинута проблема коренной перестройки школы.
В 1918 г. новое государство издает документы, в которых излагаются цели, задачи и программа школьного образования: "Положение о единой трудовой школе" и "Декларация о единой трудовой школе".
Согласно этим документам вводилась единая система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями:
1-я ступень -5 лет обучения и
2-я ступень - 4 года обучения.
Реорганизацию школы начал Наркомпрос, созданный в 1918 г.
Первым наркомом просвещения был Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933), который возглавлял Наркомпрос до 1929 г.
Совместно с комиссией он разрабатывал важнейшие теоретические проблемы народного образования, общую стратегию советской школы.
В статье "О социальном воспитании" Луначарский ставит вопрос о цели воспитания: для кого воспитывается человек - для себя или для общества. Ответ - в интересах социалистического общества.
А.В.Луначарский был сторонником политехнической трудовой школы и понимал политехнизацию как триединую программу:
а) содержание образования, тесно связанное с жизнью;
б) обучение через труд и внедрение в учебный процесс активных методов преподавания (экскурсии, лабораторные занятия и т.п.);
в) приобщение детей и подростков к общественно полезному труду.
Главным теоретиком Наркомпроса стала Надежда Константиновна Крупская (1869-1939). Она участвовала в разработке основополагающих документов советской школы.
При ее активном участии в 20-е гг. проводились многочисленные педагогические съезды, конференции, совещания.
С именем Н.К.Крупской связаны разработка теоретических основ деятельности детских и юношеских организаций, становление теории и практики дошкольного воспитания.
Н.К.Крупской принадлежат многочисленные статьи и брошюры по вопросам трудового обучения, коллективного воспитания и развития самоуправления в школе, эстетического воспитания, связи школы и семьи, роли личности учителя в обучении и воспитании учащихся.
В 1920-е гг. советская педагогическая наука развивалась весьма интенсивно. Причин тому было много. Еще работали ученые - носители педагогических традиций дореволюционной поры. Сохранялись связи с остальным педагогическим миром.
Руководители Наркомпроса были положительно настроены к нововведениям.
Решению педагогических проблем была призвана содействовать учрежденная в 1921 г. научно-педагогическая секция Государственного Ученого Совета (ГУСа).
Ученые занимались теоретико-методологическим обоснованием процессов воспитания и образования.
В качестве основополагающих они выдвинули принципы историзма и связи школы с жизнью, соединения обучения с производительным трудом, единства обучения и воспитания, всестороннего и гармоничного развития личности.
Первые документы советской власти о школе декларировали демократические подходы к воспитанию и были пронизаны идеей гуманного отношения к личности ребенка.
Предполагалось создавать предпосылки для раскрытия детских талантов.
Утверждалось, что только социализм может гарантировать развитие ценнейшего общественного качества - коллективизма, добровольной дисциплины, готовности к работе на пользу трудящихся всего мира.
У многих педагогов эти идеи вызвали положительный отклик. Но нашлось немало и таких, кто увидел в них утопию и даже фальши и лицемерие.
Ученые, вставшие в оппозицию к официальной педагогике, не приняли задачи воспитания нового человека - борца за коммунизм, считая их утопическими.
В этот период происходили довольно частые педагогические дискуссии, во время которых обсуждались важные и актуальные проблемы: соотношение философии и педагогики, классовый подход в воспитании, предмет педагогики, основные педагогические понятия, содержание образования, методы обучения и др. Однако диалог официальной педагогики и оппозиции не состоялся.
Россию вынуждены были покинуть многие ученые-педагоги (В.В.Зеньковский, С.И.Гессем, 11.Л.Бердяев, И.А.Ильин и др.).
Политика искоренения инакомыслия привела к тому, что к середине 30-х гг. педагогические идеи 20-х гг. в целом были объявлены вредными и прожектерскими.
Единственно верной методологией педагогики провозглашалось марксистско-ленинское учение.
Подавлялся плюрализм в педагогических подходах и концепциях.
Однако педагогика продолжала развиваться, несмотря на неблагоприятные условия существующего режима.
42. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРУПСКОЙ Н.К., А. В. ЛУНАЧАРСКОГО. АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛУНАЧАРСКИЙ (1875-1933). Выдающийся советский государственный деятель, первый народный комиссар по просвещению. Сыграл большую роль в развитии дела народного образования в молодой советской стране.
Вместе с Н.К. Крупской, Лепешинским разрабатывал основные вопросы теории и практики строительства социалистической школы, организации народного образования.
Он один из составителей программных документов о школе "Положения о единой трудовой школе", Основных принципов единой трудовой школы" Большое внимание уделял эстетическому воспитанию.
Ставил перед учителями задачу учить детей находить красоту в самой жизни, в учении, в труде, в поступках человека, с малых лет приобщать детей к истинно прекрасном, учить их создавать, творить прекрасное. Высоко ценил профессию учителя, его роль в строительстве нового общества.
Труды А. В.Луначарского: "Что такое образование", "О связи обучения с воспитанием", "О воспитании нового человека".
А.В. Луначарский, выполняя волю Коммунистической Партии, обратился к населению, учителям и учащимся.
В своих словах он изложил основные принципы и задачи Советского правительства в области народного образования:
- всеобщее обязательное начальное образование,
- общедоступность школы всех ступеней,
- высокий бюджет по народному образованию,
- демократизация народного образования,
- учёт местных особенностей,
- привлечение педагогов по строительству новых школ общественно-экономических отношений, которая потребовала научного и технического перевооружения производства и совершенствования социальных институтов.,
Огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории внесла НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА КРУПСКАЯ (1869-1939).
Интерес к педагогической деятельности возник у Н. К. Крупской еще в семье, под влиянием собиравшихся у отца народовольцев, осуществлявших «хождение в народ».
В 1899 году Н. К. Крупская написала свою первую книгу - «Женщина-работница», в которой с исключительной яркостью раскрыла ужасающие условия жизни трудящихся женщин в России.
В то же время Н. К. Крупская трудилась и над решением педагогических проблем, обстоятельно изучала большую зарубежную и русскую педагогическую литературу, посещала школы, получала обширную информацию о положении народного образования в России.
Каждый учебный предмет должен изучаться в школе в связи с другими предметами и с конкретной жизнью.
Н.К. писала: нужно из науки всё что в ней важного и существенного и применить жизненно.
Она справедливо требовала, чтобы дети с ранних лет прониклись к физическому труду.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|