Сделай Сам Свою Работу на 5

ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.





В 3 - 2 тысячелетиях до н.э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью.

От пиктографии к клинописи до слогового письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы, царская свита, вельможи и состоятельные граждане.

Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах.

Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма.

С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.

На Крите юные свободные граждане имели возможность получать образование за счет государства.

Школы были небольшими - 20 - 50 учеников на одного учителя.

Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было - выходные выпадали на городские и семейные праздники.

Книг было чрезвычайно мало. Образование усваивалось с голоса учителя.

На начальное обучение тратилось 6 - 8 лет, примерно до 14-летнего возраста. Учили начаткам чтения, письма и пения. Читать учились по слогам. Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочками - стило, - заостренной с одного конца: острым концом оцарапывали буквы, тупым стирали написанное.



Для упражнений в счете служила доска – абака. С помощью абаки учились четырем арифметическим действиям.

Среди государств-полисов Эллады особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта.

Воспитаниe спартиатов - цель подготовить члена военной общины. Новорожденных спартиатов осматривали старейшины (эфоры). Судьба болезненных младенцев неясна, возможно их лишали жизни, такие дети росли вне системы военного воспитания.

До семи лет спартиаты воспитывались в семье, поступая в распоряжение нянек-кормилиц. Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительны и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.



На первом этапе дети поступали под начало воспитателя - пайдонома. Они вместе жили и учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках.

В 12-летнем возрасте суровость воспитания еще более ужесточалась. Во все времена года подросткам верхней одеждой служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. В ходу были и наказания, но они носили, скорее, символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой палец.

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены - члены общины, получавшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности публичной порке, которую следовало выдержать без стонов и слез.

На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли занятия музыкой и пением. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому, что потерпел неудачу.

К 20 годам эйрены получали полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. Воспитание девочек и девушек - спартиаток мало отличалось от мужского.

Афины. Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию - совокупности добродетелей.

Речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела.

Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.



Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных афинян обычно получали такое воспитание до 7 лет. Затем за мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб – педагог.

После 7 лет мальчики - дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях. Начальное образование давали частные платные школы: мусические и гимнастические.

В мусических школах учились школьники 7-16-летнего возраста, в гимнастических школах, или палестрах, - 12 - 16-летние подростки.

Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний, вводили юных граждан в систему жизненных отношений, приобщали к традициям народа. Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием.

Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения - гимназии. учились дети с 16 до 18 лет.

Акцент делался на упражнения, укрепляющие и развивающие тело. Одновременно оттачивались и умственные способности.

В гимназии всегда можно было послушать популярного политика или философа. Например, известно, что для великого мыслителя древности Сократа (риторика).

Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18-20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр.

У эфебов была особая форма одежды - широкополая шляпа и черный плащ.

Задачи женского образования и воспитания Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ведя жизнь затворниц, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например во время религиозных церемоний. Ее уделом было домашнее хозяйство.


ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕМ РИМЕ. ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЦИЦЕРОНА, СЕНЕКИ, КВИНТИЛИАНА.

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание.

Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца.

Отец был в семье неограниченным властелином.

Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества.

Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.

Появляются учебные заведения.

Занятия проводили частные лица в форуме- место общественных сборищ римлян.

Появляется профессия наставника, выполняли рабы.

Рабыни-няньки следили за детьми до 4 - 5 лет.

Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане.

Система воспитания включала семейное, общественное имела практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан.

Изучаются грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Обучение не больше 2-х лет, учились и мальчики и девочки с 7-летнего возраста. Изучалась грамота, арифметика - пользовались доской-абак, общее знакомство с литературой.

Обучались подростки с 12-16 лет после домашней подготовки. Размещались в более благоустроенных помещениях. Были обязательными и греческий язык, основы римского права, грамматика латинского языка, риторика. Обучение преимущественно индивидуальное.

Позже появляются риторические школы, изучается греческая и римская литература, математика, астрономия, право, философия.

Цицерон – считал, что человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Силы, препятсвующие его гибели: разум и чувство благоразумия. Развивать силы эти должна семья.

Сенека - Он считал, что образование должно формировать прежде всего самостоятельную личность.

Квинтилиан-оратор. Изложил весь курс риторики. Говорил о семейном воспитании.

Цель воспитания видел в серьезной подготовке к исполнению гражданских обязанностей.

Первой ступенью образование должно было быть домашнее воспитание, до 7 лет был овладеть латинской и частично греческой грамматикой. Школьное обучение – занятие грамматикой и стилем, мораль. Математика. Музыка.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.