|
Теория фирмы Коуза, ее преимущества и недостатки.
Впервые вопрос о том, почему все-таки существует фирма как организация, нанимающая работников, а не цепочка независимых работников, которые продают друг другу последовательно обрабатываемый продукт, был поставлен основателем новой институциональной экономической теории Р. Коузом в статье «Природа фирмы» (1937). Целью своей статьи он обозначил «объяснить существование фирмы и найти причины, предопределяющие масштабы ее деятельности».
Рональд Коуз ввел понятие трансакционных издержек, связанных с поиском партнера и заключением сделки. Цепочка независимых работников не может существовать, потому что трансакционные затраты при такой цепочке будут слишком велики. Фирма помогает сильно уменьшить эти затраты, и это является главной причиной ее существования. Фирмы — это островки административной власти в море рыночной экономики. За пределами этих островков поведением управляют рыночные сигналы, но внутри все подчиняется административной власти управляющих. Оптимальное сочетание этих двух механизмов координации и обеспечивает наибольшую эффективность всего хозяйства.
Фирма определялась Коузом как замещающая рынок организационная структура, для которой характерной является наличие сети контрактных взаимоотношений. Экономические агенты сталкиваются с выбором, организовать ли свою деятельность непосредственно через рыночные сделки, либо прибегнуть к согласованию действующей структуры фирмы. В статье рассматривалась природа этого выбора и предлагалось объяснение появления фирмы как заменителя рыночных операций с целью уменьшения общественных издержек, связанных с действием рыночного механизма.
«У Коуза фирма возникает, когда издержки управленческой координации ресурсов, требующихся для достижения определенного выпуска, меньше издержек использования ценового механизма. Последние описаны им не вполне ясно, хотя он упоминает издержки получения ценовой информации, ведения переговоров и обмена». Интерпретируя Коуза в соответствии с целью его статьи, их следует понимать как издержки любой деятельности, связанной с использованием ценового механизма. Аналогично, издержки управления следует понимать как затраты, связанные с осознанным управлением использованием ресурсов. Звонок по телефону может быть связан в одних обстоятельствах с издержками использования рынка, в других - с издержками управления, т.е. издержками совершения трансакции или контрактации. Ведение переговоров о закупке товара в другой фирме увеличивает издержки использования ценового механизма, переговоры о границах, в которых работодатель может управлять деятельностью работника, - издержки управления. Такая интерпретация согласуется с современными дискуссиями об управлении и контрактации.
Коуз объясняет существование фирмы экономией на трансакционных издержках. Координация деятельности внутри фирмы заменяет рыночную координацию, когда трансакционные издержки использования ценового механизма становятся значительными.
Существует два основных метода организации производства. Во-первых, вы можете заключить ряд рыночных контрактов – метод рыночной контрактации (contracting across markets). С каждым партнером заключается отдельное соглашение, и вы платите ему ту сумму денег, о которой договорились в контракте, в обмен на исполнение взятых им на себя обязательств. Преимущество этого метода организации производства заключается в том, что издержки, вызванные недобросовестной работой, ваш партнер ощущает на себе. Вы заплатите ему обещанную сумму, только если он добросовестно выполнит работу.
Но есть и другой способ организации производства — вы можете нанять этих людей работать на вас. Здесь также присутствует контрактная договоренность, но она имеет другой характер. Вы платите своим работником определенную сумму денег в обмен на право указывать им, что, когда и каким образом они должны делать. Этот способ организации производства называется фирмой и регулируется трудовым законодательством.
Обычно предприниматели используют оба эти способа организации производства, являющихся бесплатными и связанными с издержками. Первый способ — рыночная контрактация — может быть связан с длительными переговорами и попытками до говориться о цене поставки. При этом способе также возможно возникновение непредвиденных обстоятельств, что может потребовать пересмотра условий договора и, следовательно, значительных издержек ведения переговоров. Второй способ связан с издержками координации деятельности внутри фирмы и издержками мотивации работников. Сосредоточение власти в руках одного человека увеличивает издержки, связанные с ошибками, и ведет к административной негибкости.
Анализируя проблему размера фирмы, Р. Коуз сформулировал также ряд правил, определяющих ее величину. Его концепция фирмы основывалась на сопоставлении издержек, связанных с установлением и осуществлением сделок непосредственно на рынках и внутри фирмы. Фирма расширяет свои операции с каким-либо продуктом до тех пор, пока предельные затраты не станут равны издержкам рыночных операций. Она же может варьировать количество продуктов, интегрированных в фирму. Большее или меньшее число операций будет включено в фирму – это зависит от величины издержек, связанных с их организацией, по сравнению с затратами рыночных сделок. Возрастание издержек, связанных с организацией и координацией деятельности предпринимателей в конечном счете, как доказывал Коуз, ограничивает перемещение дальнейших операций от рынка к фирме. Размер любой фирмы имеет тенденцию возрастать вместе с изменениями, связанными с улучшением технологии управления. Коуз, правда, не давал объяснения тому, почему сделки имеют место как внутри фирмы, так и через рынок, и какие факторы определяют это разделение.
Точно так же сегодня оспаривается тезис Коуза о том, что фирма заменяет рынок, или, иными словами, что рынок факторов заменяет рынок продуктов. Скорее, один тип контрактов (например, контракты по заработной плате, рентным платежам) заменяет другой тип контрактов (например, контракты, касающиеся рынка продуктов). Выбор будет сделан в пользу соглашения с более низкими издержками. А поскольку система контрактов отличается большим разнообразием и распространяется на всю экономику, то понятие фирмы и вопрос о ее размерах часто оказываются весьма неопределенными. Тем не менее именно Коузу принадлежит заслуга включения «издержек по сделкам» («transaction cost») в анализ экономической организации.
Таким образом, можно сказать, что работа Коуза 1937 года, бесспорно, была крупнейшим достижением в теории фирмы.
3. Преимущества и недостатки теории фирмы Рональда Коуза.С позиций современной неоинституциональной теории анализ Коуза представляется довольно простым и заметны его слабые места. В частности Коуз почти не обсуждает проблемы, возникающие после заключения контракта. В его работе совсем не упоминаются издержки контроля за соблюдением контракта и принуждения к его исполнению в качестве причин возникновения фирмы. Коуза не интересует структура прав собственности в фирме, у него, также как и в неоклассической теории, собственник и управляющий соединяются в одном лице. Хотя Коуз и указывает на то, что в основе фирмы лежит определенный тип контракта (контракт о найме), однако он не рассматривает его подробно; не интересуют Коуза и проблемы, связанные со стимулами, действующими внутри организации.
Алчиан и Демсетц указали на теоретическую слабость подхода Коуза, которая связана с противопоставлением роли властных отношений внутри фирмы и договорного характера рыночного обмена. Что гарантирует выполнение работником указаний работодателя? Что произойдет, если работник откажется выполнять указания работодателя? Можно ли подать на него в суд за нарушение договора? Вряд ли. Самое страшное, что может произойти — это то, что работник будет уволен. Но такая же санкция — «увольнение» применяется и по отношению к независимому поставщику, если исполнение им своих обязательств не устраивает заказчика. Поэтому, по мнению Алчиана и Демсетца, аргументация Коуза о том, что фирма отличается властными отношениями, не имеет надежных оснований.
Но как бы то ни было, именно Коуз поставил фундаментальные вопросы, побуждающие к дальнейшим исследованиям. Однако реакция на двоякого рода задачу, сформулированную Коузом, была явно замедленной.
Исходя из вышесказанного, вклад Коуза в экономическую теорию заключается в том, что он первым дал ответ на вопрос о возникновении фирмы, не выходя за рамки стандартной экономической теории, пользуясь ее основными понятиями: экономические агенты ищут способы экономить издержки, в том числе и тогда, когда они принимают решение о том, как организовать конкретную сделку. Его идея о том, что фирмы возникают для того чтобы экономить на трансакционных издержках, получает все большее распространение, хотя точная природа этих трансакционных издержек у Коуза остается не вполне ясной.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|