Сделай Сам Свою Работу на 5

Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.

· Референдум

Разнообразные республиканские и монархические формы государства не исчерпывают всех механизмов правления.

 

Одним из них является институт референдума.

Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами.

Ре­ферендум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира, особенно на местном уровне.

 

В разных странах имеются существенные расхождения в облас­ти права инициирования референдума.

В одних государствах (Вели­кобритания, Швеция, Норвегия и др.) инициаторами его явля­ются лишь парламент и правительство, в других (например, Фран­ция) — и президент, в третьих (Швейцария, Австрия, Италия) — непосредственно народ.

В Швейцарии граждане могут добиться проведения референдума по тому или иному закону, собрав 50 тыс. подписей. Для того, чтобы референдум состоялся, вовсе не обяза­тельно участие в нем большинства населения.

 

Всенародные голо­сования используются не только для принятия законов, но и для их отмены.В ряде стран (Франция, Австралия и др.) они обяза­тельны для принятия конституционных поправок.

 

Хотя проведение референдумов, особенно в масштабах всей страны, — дело достаточно сложное и дорогостоящее, с их помо­щью народ способен непосредственно выразить свою волю, стать творцом законов.

 

Возможность проведения всенародного голосования заставляет государственные органы и правительство больше ориентироваться на мнение наро­да.

Опыт многих стран показывает, чтонаиболее эффективно ис­пользование референдумов на региональном уровне, где агитаци­онные и мобилизационные кампании не требуют больших финан­совых затрат и поддержки со стороны крупных организаций и где люди лучше разбираются в сути решаемых вопросов.

В некоторых странах (США, ФРГ и др.) этот демократический институт ис­пользуется лишь субъектами федерации и более мелкими админи­стративно-территориальными единицами.



· Территориальное устройство. Унитарное государство

Различают две основные формы территориального устройства государства: уни­тарную и федеративную.

 

Унитарное государство представляет со­бой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

Оно имеет единую конституцию и гражданство. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, например, Испания, имеют в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией, компетенции которой определяются центральной властью.

Унитарные государства бывают централизованными(Великобритания, Швеция, Данияи др.) и децентрализованными(Франция, Италия, Испания).

Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления.

В децентрализованных же унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п. Однако в отличие от субъектов федерации в области налогооблажения их компетенции сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета выступают в ней как крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны), так и весь народ.

В унитарном же государстве существует лишь один субъект суверенитета — народ.

Федерацияэто устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство.

 

По своему замыслу федеральный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями; создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов меньшинств, для постепенной подготовки оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций; приблизить власть и управление к гражданам.

Федерация строится на основе распределения функций между субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации.

При этом одна часть вопросов является исключитель­ной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федера­ции, третья — совместной компетенцией союза и его членов.

Ува­жение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого фор­мируется из представителей штатов (земель).

Члены федерации — соучастники общегосударственного суве­ренитета — фактически не обладают индивидуальным суверените­том и правом одностороннего выхода из союзного государства.

В большинстве союзных конституций содержится право федераль­ных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бед­ствий или массовых беспорядков.

Федерация как форма территориального устройства государ­ства показала свою жизнеспособность.

Этого нельзя сказать о кон­федерации — постоянном союзе самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей.

Ее члены полнос­тью сохраняют государственный суверенитет и передают в компе­тенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы.

Конфедерации существовали в США (1776— 1787), Швейцарии (до 1848г.), Германии (1815-1867)и некото­рых других странах.

Эта форма государственного объединения не­прочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распа­дается.

 

В последние годы на территории бывшего СССР сделана по­пытка создать Содружество Независимых Государств (СНГ) — союз суверенных государств, координирующих свою деятельность в раз­личных сферах. Такая форма государственных образований не мо­жет быть устойчивой и эффективной, поскольку не обеспечивает единство деятельности содружества, не создает властных гарантий выполнения ими своих обязательств. Опыт развития Европейского Союза свидетельствует, что долговременное объединение и сбли­жение государств возможно на пути экономической интеграции и постепенной реализации федеративных принципов.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы оказывают влияние на процесс становления государства?

2. Какое место занимает государство в политической системе общества? Как государство взаимодействует с другими элементами политической системы?

3. Какие особенности отличают государственную организацию общественной жизни от догосударственной? Назовите основные признаки государства.

4. Что означает суверенитет государства?

5. Раскройте основное содержание функций государства.

6. В чем суть принципа разделения властей и каково его значение?

7. В чем состоят основные положения теории правового государства?

8. Что такое социальное государство? Какие государства современного мира можно отнести к социальным государствам?

9. Что такое формы правления государства? Дайте их характеристику.

10. По каким признакам различаются монархия и республика? Какие разновидности монархии и республики вы знаете и какими чертами характеризуется каждая из них?

11. Каковы особенности федеративного устройства России?

 

Темы рефератов

1. Идеи государства в истории политической мысли.

2. Государство как политический институт.

3. Государство: этапы становления и развития.

4. Правовое государство: теория, история и современность.

5. Социальное государство в современной политической практике.

6. Идея правового государства в истории политической мысли.

7. Республика Марий Эл как субъект Российской Федерации.

 

Обязательная литература:

1. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня/ Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. – М., 2002. – Глава 7.

2. Гаджиев К.С. Политическая наука: учебное пособие, 2-е изд. / К.С. Гаджиев. – М., 1995. – Главы 4,6.

3. Политология: учебник / Под редакцией В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М., 2005. – Глава 9.

4. Пугачев В.П., Соловьев А.И Введение в политологию. – М., 2006, С.248-267.

5. Фарукшин М.Х. Сравнительный федерализм: учебник по спецкурсу / М.Х. Фарукшин. – Казань, 2003. – Главы 1, 2.

 

Дополнительная литература:

1. Государство и общество: проблемы федерации и самоуправления / Под ред. В.В. Пузанова. – Ижевск, 1999.

2. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства / Л.М. Карапетян. – М., 2001. – Главы 1, 3.

3. Кулинченко А.В. Государственная власть и проблемы общественной самоорганизации (К вопросу о государственном строительстве в современной России) / А.В. Кулинченко // Полис. – 2004. – № 6.

4. Межуев В.Н. Идея национального государства в исторической перспективе / В.Н. Межуев // Полис. – 1992. – № 5-6.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.