Сделай Сам Свою Работу на 5

Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.





 

Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга.

 

Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма.

Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спон­танно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

 

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этничес­кие, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опос­редованные государством политические отношения между инди­видами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д.

 

В гражданском обществе в отличие от государ­ственных структур преобладают не вертикальные (подчиненнос­ти), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и соли­дарности между юридически свободными и равноправными парт­нерами.



В современных условиях провести четкую грань между гражданским обществом и государством дос­таточно сложно.

Однако, невзирая на это, разделение социальной системы на гражданское общество и государство не утратило акту­альности и нужно, прежде всего, для своевременного обнаружения и предотвращения этатистских и тоталитарных тенденций, обес­печения суверенитета народа по отношению к власти, свободы личности.

 

Для посткоммунистических стран формирование граж­данского общества — необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности.

· Отличительные черты правового государства

Можно выделить некоторые общие признаки правовых государств:

1) Наличие развитого гражданского общества;

2) Огра­ничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благопри­ятных правовых условий для хозяйственной деятельности;



3) Ми­ровоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за соб­ственное благополучие;

4) Правовое равенство всех граждан, при­оритет прав человека над законами государства;

5) Всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;

6) суве­ренитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер;

7) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определенного верховенства законодательной власти, не нарушающие конституцию, решения которой обязательны для всех;

8) метода запрета над методом дозволения. приоритет в государственном регулировании гражданских отношений.

Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип: «Разрешено все то, что не запрещено законом».

Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного — формально зафиксированных полномо­чий;

Свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида.

Правовое государство не создает абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.



· Социальное государство

Создатели правового государства полагали, что обеспечение каждому негативной свободы (свободы от ограничений) и поощрение конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого и приведут в конечном счете к всеобщему благополучию.

Однако этого не произошло. Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы.

 

Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов.

Конструктивным ответом на несовершенство правового государства в его классическом либеральном варианте, а также на неудавшуюся попытку административного социализма обеспечить каждому материальную свободу и установить в обществе социальную несправедливость и равенство явились теория и практика социального государства или государства всеобщего благоденствия.

Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе.

Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования.

 

Истоки социального государства восходят к социальной политике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности многие правители, например римские цезари, заботились о наиболее бедных гражданах, о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ».

Однако основное бремя обеспечения слабых и обездоленных лежало в то время на семьях и общинах. Индустриализация, урбанизация и индивидуализация общества, бесконтрольное развитие капитализма разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальные противоречия и классовую борьбу. Решение этого вопроса потребовало резкого расширения объектов социальной политики и превращения ее в одно из ведущих направлений государства. В результате этого примерно в 60-х гг. XX в. и возникли социальные государства.

Деятельность современного социального государства многогранна.Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.

· Соотношение социального и правового принципов

Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества — стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы справедливым содержанием.

 

Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия.

Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида:

Первый — физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии,

вто­рой — социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека.

 

Противоречия меж­ду ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения обще­ственного богатства, социальное государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы ры­ночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, пред­приимчивость, индивидуальная ответственностьи т.п., не порож­дать массовое социальное иждивенчество.

 

Социальное государ­ство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.

 

В наши дни демократические государства стремятся найти меру оптимального сочетания правового и социального принципов. При этом консерваторы обычно делают больший акцент на правовом, а социал-демократы и близкие к ним либералы — на социальном принципе.

 

· Тенденция развития государства

Правовой и социальный этапы не за­вершают развитие конституционного государства.

Некоторые политологи считают, что современные демократические государства вступают в новую, экологическую стадию.

Для нее характерно выдвижение на первый план проблемы обеспечения экологической безопасно­сти и экологических (экзистенциальных) прав личности, выжива­ния всего человечества.

 

В новых условиях государство вместе с об­щественностью призвано предотвратить ядерную и экологическую катастрофы, наладить адаптивный, поддерживающий экологичес­кое равновесие образ жизни.

В развитии современных государств наблюдаются две тенденции.

Первая из них — деэтатистская — состоит в активизации граж­данского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, децент­рализации ряда функций государства, усилении в деятельности некоторых его органов самоуправленческих начал.

Вторая тенден­ция — этатистская — проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества.

Со­временное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налогов, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует раз­витие производства, устраняет диспропорции в народном хозяй­стве. Активнозанимается разра­боткой стратегии и планирования общественного развития.

 

В государственной деятельности заметно сокращается приме­нение принуждения.

Оно все реже используется для решения круп­ных общественных проблем, уступая место кооперации различных социальных сил.

Однако изменения, происходящие в государстве и обществе, не дают достаточных оснований говорить об отмирании государства в обозримом будущем, как это утверждают анархизм и марксизм.

 

Еще более велика роль государства в переходные этапы обще­ственного развития, как это имеет место в России и других пост­социалистических странах.

Здесь государство выступает главным орудием реформирования общества, поддержания стабильности и порядка. При этом оно само подвергается глубоким изменениям, приобретает новые формы организации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.