Устройство современного государства
· Формы правления
Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства.
Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики.
В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.
Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) — всевластие главы государства; конституционная монархия — государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией.
Конституционная монархия делится на дуалистическую(Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично — законодательной, и парламентскую, здесь монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет право вето на решения парламента, которым практически не пользуется.
Подавляющее большинство современных демократических монархий — парламентские монархии.
Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту.
Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня (например, в Великобритании, Швеции, Дании, Испании).
· Парламентская республика
Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважение граждан к государству, фактически мало отличаются от республик — второй основной формы правления.
В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами.
В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская),хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом.
Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций:
- формирует и поддерживает его;
- издает законы, принимаемые правительством к исполнению;
- вотирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;
- осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов;
- критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.
Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. (Такие ходатайства президент обычно удовлетворяет.)
В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и других наиболее влиятельных депутатов парламентского большинства и тем самым контролировать парламент, получая одновременно массовую партийную поддержку.
Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства, реально он — первое лицо в политической иерархии.
Президент же фактически занимает в ней более скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его политический вес почти не зависит от характера выборов и обычно ограничивается представительскими функциями, мало чем отличаясь от функций главы государства в парламентских монархиях.
· Президентская республика
Второй достаточно распространенной формой республиканского правления является президентская республика.
Ее отличительный признак состоит в том, что в ней президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства.
Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил.
Президент чаще всего избирается прямо народом. Он сам (в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.
В президентской республике правительство отличается стабильностью.
В ней существуют жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность.
Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент.
Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент — он досрочно отстраняется от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.
Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости.
Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета.
Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента.
Чтобы нормально выполнять свои обязанности, и парламент, и президент вынуждены сотрудничать, находить общий язык, даже если оба этих института контролируются различными партиями.
Президентская республика не получила распространения в Западной Европе.
В странах же с длительными авторитарными традициями, прежде всего в Латинской Америке, Азии и Африке, а также на территории бывшего СССР, эта форма правления нередко вырождается в «суперпрезидентскую республику».
В ней почти вся реальная власть сосредоточивается у президента, который выходит из - под контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями, а кое-где (Заир, Малави и) даже объявляется пожизненным главой государства.
· Полупрезидентская республика
Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская, или смешанная, республика.
Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах.
При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.
Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм.
Ее главная характерная черта — двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.
Классическим образцом полупрезидентской республики является Франция.
В ней президент и парламент избираются независимо друг от друга.
Парламент не может сместить президента, который в свою очередь вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов.
Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период действия такового он утрачивает право распустить парламент.
Президент без согласования с парламентом, но, учитывая расклад в нем политических сил, назначает главу правительства, вместе с которым они формируют кабинет министров.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|