Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль права в развитии общества.





Древние юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости». В идеале право должно быть формой возведения справедливости в закон жизни общества. Не случайно слова «спра­ведливость» и «право» имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий «jus» (право) и«justitia» (справедливость). Противоречие между справедливостью и правом может подорвать ав­торитет правовых норм и издавшего их государства в глазах обще­ства.

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.

И.Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произ­волом другого по общему для них правилу свободы.

Г.Гегель писал, что в общественной жизни свобода чело­века выступает как его право, т. е. нормированная, урегу­лированная правовыми средствами свобода.

С течением времени понятие содержания права и толко­вание его менялись:

~для Аристотеля право — это политическая справедли­вость,

~для средевековых ученых-богословов — это божествен­ное установление,

~для Ж.-Ж.Руссо — общая воля,

~для Р.Иеринга — защищенный интерес,



~для Л.Петражицкого — императивно-атрибутивные эмоции,

~для юридического позитивизма — веление, приказ государства.

В условиях современного цивилизованного общества сущность права состоит в регулиро­вании общественных отношений, в достижении на норма­тивной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуется власть граждан, экономи­ческая свобода, свобода личности.

Существует понятие публичного и частного права. Римс­кие юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства, а частное право - интересы индивида.

Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что реше­ния принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимают­ся множеством частных лиц, действующих самостоятельно.

Социальное назначение права проявляется в его фун­кциях. Функции права - это основные направления пра­вового воздействия на общественные отношения.

Общесоциальныефункции - это основные направ­ления правового воздействия на различные сферы обще­ственной жизни - экономику, политику, духовные отноше­ния и др.



В связи с этим выделяют следующие общесоциаль­ные функции:

• экономическая (правовое обеспечение производствен­ных отношений, упоря­дочивает производственные и имущественные отношения, закрепление форм собственности и т.д.);

• политическая (правовое обеспечение деятельности субъектов политической системы государства, регламентирует политические отноше­ния, регулирует деятельность субъектов политической системы);

• воспитательная (педагогическое воздействие на об­щество, связана с формиро­ванием у субъектов мотивов правомерного поведения и формирует у субъектов надлежащее восприятие существующих в обществе ценнос­тей и идеалов);

• идеологическая (способствует формированию в общественном сознании представлений о необ­ходимых и желательных принципах и правилах поведения);

• гуманистическая (право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты).

Специально-юридические функции - это правовое регулирование общественных отношений. Они связаны с главным предназначением права внутри самого общества.

Выделяют следующие специально-юридические функции:

- регулятивная(содействует развитию наиболее цен­ных для общества и государства социальных связей, ре­гулирует общественные отношения).Регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением на­правление правового воздействия, выражающееся в установле­нии позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.



Особенности регулятивной функции заключаются в установлении позитивных правил поведения, в организа­ции общественных отношений, в координации социальных взаи­мосвязей.

В рамках этой функции выделяют две ее разновиднос­ти (подфункции) — регулятивную статическую и регулятивную динамическую (С. С. Алексеев).

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах.

Право юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые имеют наибольшее значение для общества, представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответ­ствуют интересам большинства граждан и выражают общую волю.

Решающее значение в проведении статической функции при­надлежит институтам права собственности, институтам полити­ческих прав и свобод граждан. Отчетливо данная функция выра­жена в авторском, изобретательском праве и др.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздей­ствии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена в институтах гражданско­го, административного, трудового права, опосредующих хозяй­ственные процессы в экономике, и других сферах.

- охранительная (производна от регулятивной функ­ции, призвана ее обеспечивать, осуществляется с помо­щью правовых ограничений - обязанностей, запретов, на­казаний и пр.). Охранительная функция права — это обусловленное соци­альным назначением направление правового воздействия, наце­ленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономичес­ких, политических, национальных, личных отношений, их непри­косновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю.

 

Правовая культура личности.

Правовая культура - - неотъемлемая часть культуры общества в целом, выражает определенный уровень развития

правосознания и состояния законности, характеризует степень правоспособности и дееспособности граждан общества в разрешении общественных противоречий.

Личность формируется на основе индивидуальности. Это — субъект прав, или права (если сущность права видеть в правах человека), а следовательно, субъект свободы. «Формализм» права не означает стирание всех различий между людьми. Уравнивая всех по формальному принципу, право, не требуя принудительного самосовершенствования или проявлений духовной и социальной свободы, оказывается условием реализации человеческих способностей именно тем, что отдает их реализацию на личное усмотрение граждан.

Правовая культура является источником возникновения и изменения права как теоретического явления.

Носителем правовой культуры выступает человек, группа, общество (народ). Правовая культура личности и правовая культура народа — явления взаимообусловленные, так как главным в содержании правосознания народа является отражение и выражение подлинно человеческого, духовного.

Духовность, глубинное и неотъемлемое качество культуры, выражается во всех формах общественного сознания, в том числе и в правосознании, как на личностном, так и на групповом (общественном) уровне. Это качество охватывает все ценности человечества и человека — истину, добро, красоту, свободу, справедливость, ответственность, долг и др. Именно на его основе и формируется, по убеждению И. Ильина, понятие Родина как «духовное единство народа» и государство как «духовное объединение людей».

Правовая культура всегда опирается на государство. И если государство самоустраняется и не создает условий для формирования правовой культуры, то люди сталкиваются с множеством препятствий, ограничивающих их права, возможности, равноправие.

Политика и право.

Взаимодействие права с политикой государства способствует функционированию целостного политического сознания. Политическое сознание - отражение политики социальными общностями и индивидами, сложный духовный феномен, совокупность общезначимых для данного социума знаний, ценностей, норм, убеждений, верований, в которых отражается политика как особая форма социальности. Одним из важнейших проявлений политического сознания является идеология.

Политика — явление исторически преходящее. Она начинает формироваться только на определенном этапе развития общества. Так, в первобытно-родовом обществе не существовало политических отношений. Жизнь общества регулировалась многовековыми привычками и традициями. Политика как теория и руководство общественными отношениями начинает формироваться по мере появления более развитых форм разделения общественного труда и частной собственности на орудия труда, т.к. родоплеменные отношения оказались не в состоянии старыми народными способами регулировать новые отношения между людьми. Собственно, начиная с этого этапа развития человечества, т.е. с возникновения рабовладельческого общества, появляются первые светские представления и идеи о происхождении и сущности власти, государства и политики. Естественно, что представление о предмете и сути политики изменилось, и мы остановимся на том толковании политики, которое в настоящее время является более или менее общепринятым, т.е. о политике как теории государства, политике как науке и искусстве управления. Первым из известных мыслителей, кто затронул вопросы развития и организации общества, высказал идеи о государстве, был Аристотель, который сделал это в трактате "Политика". Свои представления о государстве Аристотель формирует, исходя из анализа социальной истории и политического устройства целого ряда греческих государств-полисов. В основе учения греческого мыслителя о государстве лежит его убеждение в том, что человек — это "политическое животное", а его жизнь в государстве — естественная сущность человека. Государство представляется как развитое сообщество общин, а община — как развитая семья. Семья у него — прототип государства, и ее структуру он переносит на государственное устройство. Учение Аристотеля о государстве носит четко выраженный классовый характер.

Поскольку политика отчасти реализуется путем правотворчества, политика определяет право, содержание правовых норм.

(Включить сюда идеи Н. Макиавелли)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.