Роль права в развитии общества.
Древние юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости». В идеале право должно быть формой возведения справедливости в закон жизни общества. Не случайно слова «справедливость» и «право» имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий «jus» (право) и«justitia» (справедливость). Противоречие между справедливостью и правом может подорвать авторитет правовых норм и издавшего их государства в глазах общества.
Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.
И.Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы.
Г.Гегель писал, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, т. е. нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.
С течением времени понятие содержания права и толкование его менялись:
~для Аристотеля право — это политическая справедливость,
~для средевековых ученых-богословов — это божественное установление,
~для Ж.-Ж.Руссо — общая воля,
~для Р.Иеринга — защищенный интерес,
~для Л.Петражицкого — императивно-атрибутивные эмоции,
~для юридического позитивизма — веление, приказ государства.
В условиях современного цивилизованного общества сущность права состоит в регулировании общественных отношений, в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуется власть граждан, экономическая свобода, свобода личности.
Существует понятие публичного и частного права. Римские юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства, а частное право - интересы индивида.
Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что решения принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством частных лиц, действующих самостоятельно.
Социальное назначение права проявляется в его функциях. Функции права - это основные направления правового воздействия на общественные отношения.
Общесоциальныефункции - это основные направления правового воздействия на различные сферы общественной жизни - экономику, политику, духовные отношения и др.
В связи с этим выделяют следующие общесоциальные функции:
• экономическая (правовое обеспечение производственных отношений, упорядочивает производственные и имущественные отношения, закрепление форм собственности и т.д.);
• политическая (правовое обеспечение деятельности субъектов политической системы государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы);
• воспитательная (педагогическое воздействие на общество, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения и формирует у субъектов надлежащее восприятие существующих в обществе ценностей и идеалов);
• идеологическая (способствует формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желательных принципах и правилах поведения);
• гуманистическая (право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты).
Специально-юридические функции - это правовое регулирование общественных отношений. Они связаны с главным предназначением права внутри самого общества.
Выделяют следующие специально-юридические функции:
- регулятивная(содействует развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей, регулирует общественные отношения).Регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.
Особенности регулятивной функции заключаются в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.
В рамках этой функции выделяют две ее разновидности (подфункции) — регулятивную статическую и регулятивную динамическую (С. С. Алексеев).
Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах.
Право юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые имеют наибольшее значение для общества, представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам большинства граждан и выражают общую волю.
Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, институтам политических прав и свобод граждан. Отчетливо данная функция выражена в авторском, изобретательском праве и др.
Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике, и других сферах.
- охранительная (производна от регулятивной функции, призвана ее обеспечивать, осуществляется с помощью правовых ограничений - обязанностей, запретов, наказаний и пр.). Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю.
Правовая культура личности.
Правовая культура - - неотъемлемая часть культуры общества в целом, выражает определенный уровень развития
правосознания и состояния законности, характеризует степень правоспособности и дееспособности граждан общества в разрешении общественных противоречий.
Личность формируется на основе индивидуальности. Это — субъект прав, или права (если сущность права видеть в правах человека), а следовательно, субъект свободы. «Формализм» права не означает стирание всех различий между людьми. Уравнивая всех по формальному принципу, право, не требуя принудительного самосовершенствования или проявлений духовной и социальной свободы, оказывается условием реализации человеческих способностей именно тем, что отдает их реализацию на личное усмотрение граждан.
Правовая культура является источником возникновения и изменения права как теоретического явления.
Носителем правовой культуры выступает человек, группа, общество (народ). Правовая культура личности и правовая культура народа — явления взаимообусловленные, так как главным в содержании правосознания народа является отражение и выражение подлинно человеческого, духовного.
Духовность, глубинное и неотъемлемое качество культуры, выражается во всех формах общественного сознания, в том числе и в правосознании, как на личностном, так и на групповом (общественном) уровне. Это качество охватывает все ценности человечества и человека — истину, добро, красоту, свободу, справедливость, ответственность, долг и др. Именно на его основе и формируется, по убеждению И. Ильина, понятие Родина как «духовное единство народа» и государство как «духовное объединение людей».
Правовая культура всегда опирается на государство. И если государство самоустраняется и не создает условий для формирования правовой культуры, то люди сталкиваются с множеством препятствий, ограничивающих их права, возможности, равноправие.
Политика и право.
Взаимодействие права с политикой государства способствует функционированию целостного политического сознания. Политическое сознание - отражение политики социальными общностями и индивидами, сложный духовный феномен, совокупность общезначимых для данного социума знаний, ценностей, норм, убеждений, верований, в которых отражается политика как особая форма социальности. Одним из важнейших проявлений политического сознания является идеология.
Политика — явление исторически преходящее. Она начинает формироваться только на определенном этапе развития общества. Так, в первобытно-родовом обществе не существовало политических отношений. Жизнь общества регулировалась многовековыми привычками и традициями. Политика как теория и руководство общественными отношениями начинает формироваться по мере появления более развитых форм разделения общественного труда и частной собственности на орудия труда, т.к. родоплеменные отношения оказались не в состоянии старыми народными способами регулировать новые отношения между людьми. Собственно, начиная с этого этапа развития человечества, т.е. с возникновения рабовладельческого общества, появляются первые светские представления и идеи о происхождении и сущности власти, государства и политики. Естественно, что представление о предмете и сути политики изменилось, и мы остановимся на том толковании политики, которое в настоящее время является более или менее общепринятым, т.е. о политике как теории государства, политике как науке и искусстве управления. Первым из известных мыслителей, кто затронул вопросы развития и организации общества, высказал идеи о государстве, был Аристотель, который сделал это в трактате "Политика". Свои представления о государстве Аристотель формирует, исходя из анализа социальной истории и политического устройства целого ряда греческих государств-полисов. В основе учения греческого мыслителя о государстве лежит его убеждение в том, что человек — это "политическое животное", а его жизнь в государстве — естественная сущность человека. Государство представляется как развитое сообщество общин, а община — как развитая семья. Семья у него — прототип государства, и ее структуру он переносит на государственное устройство. Учение Аристотеля о государстве носит четко выраженный классовый характер.
Поскольку политика отчасти реализуется путем правотворчества, политика определяет право, содержание правовых норм.
(Включить сюда идеи Н. Макиавелли)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|