Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблема прав человека в философии.





Теоретической основой философии права, идеи свободы и справедливости явились идеи о признании прав человека как высшей социальной ценности общества и государства, высказанные в XYII-XYIII веках философами-просветителями Дж. Локком 1632-1704 , Ш.Л.Монтескье 1689-1755 , Ж.Ж.Руссо 1712-1778 , Ф.М.А.Вольтером 1694-1778 . Они считали, что человек обладает естественными, неотъемлемыми правами право на жизнь, право на свободу и др. принадлежащие ему от рождения, которые не могут быть отняты ни государством, ни обществом.

едует отметить, что философско-правовая концепция прав человека заключает два основных момента.

Первый состоит в том, что неотъемлемые и неотчуждаемые права первого поколения право на жизнь, право частной собственности, неприкосновенность жилища, частной жизни присущи человеку просто потому, что он человек.

Это естественные личные права, которые вытекают из самой человеческой природы каждого индивидуума, и назначение их в том, чтобы поддерживать в человеке чувство собственного достоинства.Ко второму поколению прав человека относятся права, устанавливаемые в соответствие с нормотворческими процессами, происходящими как на национальном, так и на международном уровнях гражданские, политические, избирательные, социально-культурные и др. права . Философско-правовой основой прав второго поколения является согласие тех, на кого они распространяются, то есть согласие субъектов права, тогда как основу первого поколения прав составляет естественный порядок вещей.



В общих философских чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как биосоциальное существо в обществе подобных себе индивидов. Таким образом, права и свободы человека дают возможность полного развития и использования человеческих качеств, интеллекта, талантов и способностей, возможностей удовлетворять духовные и иные запросы.

Философия права связана с поиском оптимальных социальных параметров взаимоотношения власти и человека, которые всегда являлись стержневыми, определяющими в государствах любой формации.

В философском исследовании феномена правового государства российский философ-правовед В. С. Нерсесянц отмечает В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя . Характерно, что развитие философских идей и доктрин правового государства неотделимо от становления представлений о правах и свободах человека, которые в конечном счете и явились тем центральным звеном, вокруг которого развивались и выстраивались философско-юридические принципы и нормы правового государства.



Немножко исторических этапов:

1. Античный период

Так называемая гражданская идея, т. е. представление о гражданине, наделенном определенными правами и обязанностями правовой статус , возникла в VI- V вв. до н. э. Она была связана с тем регионом мира, где сформировалась наиболее высокая духовная культура - философско- правовая и политическая мысль, наука, искусство, литература и т. д. Речь идет об античных полисах, в частности об Афинах и Риме. Полис - первая в истории человечества форма сообщества, которую можно определить как гражданский коллектив. о мнению древнегреческого философа Аристотелю, человек только в государстве, под управлением правды и закона, становится в истинном смысле человеком. Поэтому человек по природе своей есть животное политическое.

Древнегреческий философ-материалист Демокрит выдвинул идею о долге гражданина, который состоял в заботе каждого гражданина о благополучии полиса, как этической категории.



При всех прогрессивных чертах древнегреческого полиса, следует отметить, что в древних полисах с гражданством были связаны прежде всего политические права.

2. Средние века

Особенность положения личности в эпоху средневековья состояла в том, что член феодального общества всегда от кого-то зависел, между тем как значительные слои этого общества считались юридически свободными. Как свобода не исключала зависимости, так и зависимость не означала отсутствия всяких прав. Средневековое общество - общество, знающее широкий диапазон градаций свободы и зависимости . Таким образом, феодальное общество строилось, с одной стороны, на отношениях господства и подчинения никто в нем не свободен полностью, и каждый имеет своего господина . С другой стороны, формирование корпораций внутри этого общества рыцарских орденов, монашеских орденов, объединений торговцев, ремесленников , нивелируя индивидуальность личности, делало ее равной среди членов данной корпорации.

3. Возрождение и Новое время

Крупным историческим прогрессивным шагом в этом направлении явилась буржуазная революция, которая устранила сословные ограничения для буржуазии и осуществлялась под идеологическим воздействием юридического мировоззрения , сменившего теологическое мировоззрение средних веков.

Представиители: Б. Спиноза, Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж Ж. Руссо, Г. Гроций.

Политическое и философско-правовое мышление нового времени, отвергнув теократические традиции, вело свой отсчет от индивида, от его требований, которые должны были привести к установлению такого государственного порядка, который мог бы удовлетворить эти требования.Основные притязания индивида к новой государственной власти состояли в следующем государственная власть должна руководствоваться не произволом, а законом, охранять права и благосостояние всех членов общества в новом государственном порядке должна осуществляться неотъемлемо принадлежащая человеку свобода. Из последнего постулата вытекает учение о естественных, неотчуждаемых правах человека, которые стоят выше государственной власти и призваны стать ее ограничителем, удерживать ее от произвола и насилия.

Для них также характерна неотделимость прав человека от принципов построения правового государства -господство закона, свобода и справедливость. Так, развивая концепцию естественных прав человека, Г. Гроций наряду с теорией естественных прав человека утверждал идею государства, основанного на праве: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы» .

Всякое мирное образование государства писал Д. Локк имело в своей основе согласие народа . По мнению идеологов общественного договора, созданию государства предшествовало естественное состояние людей, которое не обеспечивало господства закона, поэтому люди приходят к пониманию необходимости заключения общественного договора, цель которого - гарантии свободы и собственности.

4. Конец XIX – XX века

Формируется современное понимание правового государства и изменения в государственном строе государств с целью приближения его к правовому. Формирование идей правового государства явилось одним из величайших достижений философско-правовой мысли, неразрывно связанной с первым поколением прав человека - личных, гражданских.

Это прежде всего право на жизнь, право на свободу и право на частную собственность. Важным свойством правового государства является его динамичность, способность мобильно и эффективно правовыми методами реагировать на социальные изменения, возникающие в обществе.

Формируется 2 подхода к взаимоотношению государства и личности в условиях становления рыночной экономики:

1. Главное – экономическая свобода, а политические права явл лишь средством достижения индивидуальной свободы личности. (А. Смит, Дж. Милль)

2. Принципу равенства должно быть подчинено все, в т. ч. и власть, задача которой - обеспечение равенства. В таком подходе выявляется позитивное понимание свободы как права гражданина на совершение определенных дозволенных законом действий.

В начале XX в формируется учение аксиология (учение о ценностях) – взаимосвязь права и правовой культуры человека. Права человека представляют собой единый комплекс прав и обязанностей. А по своей сути права человека это воплощение в специфической форме высоких идей справедливости, человеческой свободы и равенства, что предполагает, в свою очередь, демократию, милосердие, гуманности (т.е. ценностей). Каждый последующий общественный строй открывает новые возможности для развития личности, которая все в большей степени становится носителем идеи равенства прав и свобод.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.