Сделай Сам Свою Работу на 5

Философия Аристотеля, его политико-правовые воззрения.





Разработку идеологии полисной землевладельческой аристократии продолжил ученик Платона, Аристотель (384-322 гг. до н. э.), основав­ший после смерти учителя в Афинах собственную философскую шко­лу - Ликей. Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах «Политика», «Никомахова этика», «Афинская пролития». Со­гласно его взглядам, каждая вещь состоит из материи и формы (напри­мер, медном шаре медь является материей, форма шара придает данной вещи конкретный вид, который позволяет отличить ее от других предметов, а следовательно, и познать). Форма - это сущность предме­та, источник его существования как отдельной вещи, его целевое назна­чение. Материя пассивна и приобретает законченный вид только благо­даря форме и действующей в природе целесообразности. Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассмат­ривались им как явления естественные, существующие от природы. В отличие от Платона, Аристотель считал, что государство образуется вследствие природного влечения людей к общению. Человек, изолирован­ный от общества, должен обладать качествами бога, чтобы оставаться че­ловеком, но он этими качествами не обладает и поэтому становится зве­рем. Люди создают последовательно, в своем естественном стремлении к общению: а) семью; б) род или селение; в) государство — высшую форму человеческого общежития, в котором полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. По Аристотелю, чело­век «по природе своей есть существо политическое». Аристотель дает государству следую­щее определение: государство — это «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». Под людьми здесь подразумевались только свободные граждане греческих полисов. Нераз­витые в духовном отношении варвары не способны к государственной жизни: их удел быть рабами у греков. Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологичес­ким целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с поли­тической справедливостью, подчеркивая тем самым его связь с государ­ством как моральным общением между свободными гражданами. Вне политического общения права не существует. Право отсутствует в отно­шениях господ и рабов, отцов и детей, при деспотической власти. По­литическое право делится на естественное и условное (установленное). Естественное право то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. К таковым относятся все общественные явления, существующие «от природы - семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др. Под условным правом он понимает установления государства (писаные законы, обыч­ное право). Естественное право выше закона; среди законов важнее не­писаные, основанные на обычае. Постановления народного собрания и правителей не являются законами в собственном смысле слова и не должны содержать предписаний общего характера. «Закон должен вла­ствовать над всем; должностным же лицам и народному собранию сле­дует предоставить обсуждение частных вопросов».

 





15. Философская мысль Средневековой Европы о праве.
Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика. Дело в том, что распространение христианства в Европе, в Византии, эллинизированных центрах Передней Азии и Северной Африки происходило в упорной борьбе с иными религиозными и философскими течениями. При этом против христианства широко использовалась философия неоплатонизма. Именно в этот период возникает апологетика как философское обоснование и защита христианства.
Вслед за апологетикой появляется патристика (от лат. pater – отец) – философские учения «отцов церкви». Наиболее ярким представителем патристики был епископ в Гиппоне (Северная Африка) Августин Блаженный (354–430).оказавший сильнейшее влияние на средневековую философию, а также и на многих более поздних представителей.
Для Августина «истинная философия и истинная религия – одно и то же». Обоснование христианства он пытался найти в философии Платона, отмечая, что идеи Платона – «это мысли творца перед актом творения». Бог создал мир из ничего. Спасение человека прежде всего в принадлежности к христианской церкви, которая является представителем «града божьего» на Земле . Августин рассматривал два противоположных вида человеческой деятельности – «град земной», т. е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до абсолюта, презрения к Богу», и «град божий» – духовную общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе». Его основными работами являются: «Град божий», «Град человеческий», «Исповедь».
Августин решает две важнейшие проблемы: динамика личности и динамика общечеловеческой истории. Августин считал, что субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. А бытие Бога можно вывести из самосознания человека, из самодостоверности человеческого мышления .
Сочинения Августина Блаженного явились основой разработки схоластической философии.
Схоластика (от греч. schole – школа) – это средневековая христианская философия, господствовавшая в школьном преподавании и всецело зависящая от теологии. Обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем – такова была основная задача схоластики.
В XI в. развертывается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом. Изначально был поставлен истинно схоластический вопрос: Как понимать – Бог един, но троичен в лицах: Бог отец, Бог сын и Бог дух святой? Однако развернувшаяся полемика вышла далеко за пределы этого вопроса и приобрела подлинно философский характер: вылилась фактически в рассмотрение диалектики единичного и общего. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий – «универсалий»: «человеке вообще», «дома вообще» и т. п., как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей и порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона о «мире идей» и «мире вещей».
Номиналисты утверждали, что «универсалии суть имена после вещей». Реальны лишь единичные вещи, например, люди, дома, а вот «человек вообще» или «дом вообще» – это лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы. Умеренные номиналисты допускали существование общего в человеческих понятиях как отражение сходных черт в единичных вещах.
Если реализм рассматривал общее как нечто идеальное и предшествующее вещи, т. е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного, то номинализм был своеобразным выражением материалистического решения этой проблемы.
Таким образом, спор реалистов и номиналистов явился философским, так как в нем фактически обсуждались проблемы природы единичного и общего, их диалектика.
Создателем католической теологии и систематизатором схоластики считают Фому Аквинского (1225–1274). Основные его труды: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников». В них он опирается главным образом на труды Аристотеля, с которыми познакомился будучи в крестовом походе на Востоке. В онтологии Фомы Аквинского бытие рассматривается и как возможное, и как действительное. Бытие – это существование единичных вещей, что и есть субстанция. Наряду с такими категориями, как возможность и действительность, Фома Аквинский вводит категории материя и форма.
При этом материя рассматривается как возможность, а форма – как действительность.
Используя основные идеи Аристотеля о форме и материи, Фома Аквинский всецело подчиняет им учение религии. Ничто материальное без формы не существует, а форма зависит от высшей формы или «формы всех форм» – Бога. Бог же существо чисто духовное. Только для телесного мира необходимо соединение формы с материей. К тому же материя (как и у Аристотеля) пассивна. Активность ей дает форма.
Фома Аквинский отмечает, что «бытие божие», коль скоро оно не является самоочевидным, должно быть доказано через доступные нашему познанию следствия. Он предлагает свои доказательства существования Бога, которые использует и современная католическая церковь.
Заслуживают внимания социально философские воззрения Фомы Аквинского. Он утверждал, что личность – это «самое благородное во всей разумной природе» явление. Она характеризуется интеллектом, чувствами и волей. Интеллект обладает превосходством над волей. Однако познание Бога он ставит ниже, чем любовь к нему, т. е. чувства могут превосходить разум, если они относятся не к обычным вещам, а к Богу.
В своем сочинении «О правлении государей» он рассматривает человека прежде всего как социальное существо, а государство как организацию, заботящуюся о благе народа. Сущность власти он связывает с нравственностью, в частности, с добром и справедливостью, и даже (правда, с некоторыми оговорками) говорит о праве народа выступать против тиранов, которые отказывают людям в справедливости.
Фома Аквинский предлагает к рассмотрению и проблему о двух законах: «естественном законе», который Бог вложил в умы и сердца людей, и «божественном законе», который определяет превосходство церкви над государством и гражданским обществом, ибо земная жизнь – это только приготовление к будущей духовной жизни. Власть государя должна быть подчинена высшей – духовной власти. Во главе ее на небе – Христос, а на Земле – Папа Римский. Рассматривая те же формы политической власти, что и Аристотель, Фома Аквинский отдавал предпочтение монархии. Все виды власти в конечном счете идут от Бога.
Философия Фомы Аквинского стала с XIV в. знаменем доминиканских схоластов, а с XVI в. усиленно насаждалась иезуитами, идеологи которых комментируют и модернизируют философскую систему Фомы Аквинского. Со второй половины XIX в. его учение становится основой неотомизма, который является одним из мощных течений в современной философской мысли.



 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.