Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и признаки принципов земельного права





Основополагающие положения земельного законодательства закрепляются в Конституции РФ, детализируются, конкретизируются в специальных законах, постановлениях, управленческих актах, имеющих общенормативное значение.

Принципы земельного права содержатся:

»в Конституции РФ(человек, его права и свободы являются высшей ценностью, закреплено и гарантировано право граждан иметь в частной собственности землю (ч. 2 ст. 9 ч. 1 ст. 36);

»в декларациях нормативно-правовых актов(провозглашен принцип равноправия всех форм земельной собственности и форм хозяйствования на земле);

»в конкретных нормах земельного права.(ЗК РФ закрепляет принципы приоритета земель с/х назначения по сравнению с другими категориями земель, целевого использования земель, при постоянном (бессрочном) пользовании создает предпосылки для устойчивости прав на землю и т.д.);

»в текстуальном смысле действующего законодательства(нормы ЗК РФ,определяют приоритет экологических интересов общества над экономическими, задачи землеустройства подчинены созданию благоприятной окружающей среды и улучшению природных ландшафтов).



Принципы земельного права характеризуются следующими признаками:

• они являются руководящим началом в нормативно-правовом регулировании земельных отношений, им не могут противоречить «рядовые» нормы земельного права;

• система принципов земельного права является схемой земельного права;

• иерархичность - одни принципы занимают вышестоящее положение по отно­шению к остальным (принцип обеспечения благоприятной окружающей среды является главенствующим по отношению к принципу рационального использования земель);

• система принципов динамична: по мере развития правовой системы появляются новые принципы, уходят в прошлое старые.

В ст. 1 нового ЗК РФ и других нормах земельного законодательства сформулированы основные принципы.

 

2. Виды и содержание принципов земельного права

Принципы земельного права как отрасли права представляют собой «микросхему» данной отрасли, отражают систему земельного права. В силу этого принципы земельного права можно классифицировать как общеправовые (конституционные), принципы Общей части земельного права и принципы его Особенной части.



К общеправовым принципамотносятся: признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ); юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан объединений; принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма, имеющий международную и национальную стороны; принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, т.е. применение земельно-правовой ответственности за виновные земельные правонарушения, др.

Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые в свою очередь определены спецификой регулируемого объекта земельного фонда Российской Федерации, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель. Эта специфика породила принципы, которые можно разделить на две части: относящиеся к Общей части земельного права и относящиеся к Особенной части. В основу деления полжены уникальные свойства, присущие земле как специфическому объекту.

Принципы, присущие Общей части земельного права:

1.Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека.

2.Приоритет интересов народов, населяющих данную территорию, изащиты прав человека.Этот принцип выражается в том, что:



»земля - основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ);

»каждый житель России является «собственником» этого природного дара (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ);

»приобретение земельных участков в собственность осуществляется лишь в порядке, предусмотренном законом;

»в интересах охраны здоровья человека устанавливается право каждого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ);

»не допускается отказ в предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства (п. 4 ст. 28 ЗК РФ);

»участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, означающее, что граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые установлены законодательством.

3.Целевое использования земель.Целевое назначение земель – установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) для конкретных целей в соответствии с категориями земель.

Целевое назначение и правовой режим основных категорий земель определяются федеральными законами, законами субъектов РФ и отражаются в градостроительной и землеустроительной документации.

Принцип целевого использования земель выражается в том, что:

= земли России подразделяются на семь категорий по их целевому назначению;

= внутри категорий земель происходит подразделение их по угодьям, (земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на пахотные, пастбищные, сенокосные и др.; земли поселений — на земли застройки, общего пользования, сельскохозяйственного использования и т.п., земли природоохранного назначения включают в себя земли заказников, земли лесов, выполняющих защитные функции, и т.п.;

= земельная территория, ее организация обязательны для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов;

= устанавливаются дополнительные правила, возникающие из соседства режимов землепользователей. Законом устанавливаются разные сервитута, а также водоохранные зоны рек и водоемов, границы которых закрепляются на местности. Земельные участки в пределах зон у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. Пользование этими земельными участками осуществляется с соблюдением установленного на них режима.

Категория земель указывается:

в постановлениях органов исполнительной власти и решениях органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков или об установлении особых правовых режимов использования земель особо охраняемых территорий и земель иного назначения;

свидетельствах, договорах и иных документах, удостоверяющих права на землю;

документах государственного земельного кадастра;

документах государственной регистрации.

Реализация этого принципа обеспечивается ст. 27, 30—32, 79, 94, 101 ЗК РФ и специальным федеральным законом.

4.Устойчивость прав на землю.Право на землю всех пользователей землей является конституционным правом, защищается и гарантируется ст. 2 Конституции РФ.

Гарантии стабильности прав на землю выражаются в следующем:

гражданам гарантируется право на получение земельных участков и на судебное обжалование отказа в предоставлении этих участков;

в законе дан исчерпывающий перечень оснований изъятия земельных участков у собственника, землевладельца, землепользователя и арендатора;

свобода хозяйственной деятельности гарантируется определенным перечнем прав и обязанностей по хозяйственной эксплуатации земель, закреплением положений о недопустимости вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия без законных оснований, под страхом возмещения убытков, причиненных таким вмешательством.

5.Равенство всех форм земельной собственности и хозяйственной эксплуатации угодий выражается:

а) в отсутствии господства каких-либо форм собственности или хозяйствования над другими.

В Конституции РФ и федеральном законодательстве установлено разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований.

б) в выравнивании способов хозяйственной эксплуатации земель путем освобождения от платы за землю лиц, осваивающих ее или восстанавливающих нарушенные не по их вине угодья, установлении дифференцированных земельных налогов в зависимости от качества угодий.

6.Платное использование земель,являющийся обязательным условием их эффективной эксплуатации.

Формами платы являются: земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата и нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов, с которых взимается арендная плата) облагаются ежегодным земельным налогом. Нормативная цена земли устанавли­вается для обеспечения экономического регулирования отношений при передаче земли в собственность гражданам, определении общей долевой собственности на землю, передаче ее по наследству, дарении, путем получения банковского кредита под залог земельного участка и в других случаях.

Рыночнаястоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровойстоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 65 ЗК РФ. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от нее (ст. 66 ЗК РФ «Оценка земли»).

Оценка земельных ресурсов— определение кадастровой стоимости земельных участков на рентной основе с учетом плодородия почв, природных и экономических условий, местонахождения земельных участков в соответствии с зонированием и районированием земель.

Введение единого налога на недвижимость власти обосновывают тем, что это будет способствовать развитию рынка недвижимости и особенно земельного рынка, более эффективному использованию как зданий и помещений, так и земельных участков. Поэтому во всем мире этот налог считается наиболее собираемым и одним из самых стабильных.

Особенностью принципа платности использования земель является то, что платежи за землю направляются на финансирование мероприятий по охране и повышению плодородия земель, ведение государственного земельного кадастра, землеустройства, мониторинга земель, территориального планирования и государственного контроля за использованием и охраной земель.

Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли» установлена нормативная цена земли. Она не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

Нормативная стоимость— это расчетная стоимость земельного участка определенного качества и местоположения, определяется исходя из потенциального дохода от использования земельного участка за расчетный срок окупаемости.

Кадастровая стоимость— стоимость земельного участка, установленная на основании государственной кадастровой оценки земель и используемая для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. Порядок проведения кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.

Рыночная стоимость— стоимость земельного участка, устанавливаемая в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земли рассчитывается исходя из средней цены на продаваемые земельные участки за истекший год.

Арендная плата— плата за аренду земельного участка или земельной доли, устанавливаемая сторонами арендного договора.

Фиксированная арендная плата— арендная плата, устанавливаемая Правительством РФ, субъектом РФ или органом местного самоуправления за аренду соответственно государственных или муниципальных земель с учетом размера средней арендной платы и рыночной стоимости на земельные участки, сложившихся за истекший год.

7.Рациональное использование земель,выражающийся в их эффективной эксплуатации при одновременном повышении качества. Содержание данного принципа различно для различных категорий земель.

8.Комплексный подход в использовании земельобусловлен тем, что земля неразрывно связана со всеми другими объектами природы и человеческой деятельностью.

Этот принцип выражается в том, что:

при решении вопросов предоставления, передачи продажи) земли в собственность, емлевладение, емлепользование или в аренду: учитываются экологические, экономические и социальные последствия такого отвода, перспективы использования данной территории и ее недр;

деятельность всякого пользователя земли, нарушающая установленный законом режим природопользования, может быть приостановлена в порядке, определенном законодательством, до устранения допущенных нарушений.

9. Плановость в использовании земель.Соблюдение его необходимо для правильной организации хозяйственной эксплуатации земель и их охраны.

Планирование осуществляют:

а) органы местного самоуправления (местная администрация), которые обязаны планировать использование земли, разрабатывать программы по рациональному их использованию, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;

б) землепользователи, землевладельцы, собственники и другие субъекты земельных правоотношений, ведущие хозяйствование на земле, поскольку каждое предприятие обязано планировать свою деятельность;

в) землеустроительные органы, обязанные разрабатывать программы и схемы использования и охраны земельных ресурсов и схемы землеустройства.

10.Подконтрольности государствуиспользования и охраны земель:

■ соблюдение земельного законодательства подконтрольно государству в отношении всех субъектов земельных правоотношений;

■ установлена специальная процедура, в рамках которой осуществляется государственный земельный контроль;

■ своевременное предоставление сведений о состоянии и использовании земель является обязанностью каждого собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя и арендатора;

■ государству подконтрольна хозяйственная деятельность любого предприятия, в том числе и связанная с использованием земель.

11.Сочетание интересовобщества и законных интересов граждан.Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение земельным участком.

12. Разграничение норм гражданского законодательства и земельного законодательства при регулировании земельных отношений в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земель.

Принципы Особенной части земельного права

Особенность принципов Особенной части земельного права состоит в специфике правового режима отдельных категорий земель, входящих в государственный земельный фонд России.

Земли сельскохозяйственного назначения имеют приоритет.

Земли поселений(городов, поселков городского типа — дачные, рабочие и курортные поселки и сельские поселения).

Земли специального назначения(промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и др.).

Земли особо охраняемых территорий и объектов(природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историков культурного назначения).

Земли лесного фондапредставляют собой одиниз элементов экологической системылесов, участвующих в природном функционировании всей экосистемы.

Земли запаса— резерв государства и др.

 

 

Объекты земельных правоотношений

· Главная

· Статьи и публикации

· Земельное право

·

Дата публикации: 05.10.2012

Как следует из ст. 6 ЗК РФ, объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и части земельных участков. Рассмотрим их особенности.
1) земля как объект правоотношения. В научной литературе последних десятилетий правовые конструкции природных объектов и природных ресурсов получили достаточно убедительное и подробное исследование.
Так, В.В. Петров отмечал, что природный объект можно определить как составную часть окружающей среды, обладающую признаками естественного происхождения, состояния в экологической цепи природных систем, способную выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции и обеспечивать качество среды обитания человека. В широком смысле природный ресурс - это источник потребления человеком природы, например духовный, экологический, экономический и эстетический; в узком смысле, как этот термин употребляется в законодательстве, природный ресурс - это источник экономического потребления человеком природы <1>.
--------------------------------
<1> Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М., 1995. С. 105, 115.

Представляется, что закрепление земли (как природного объекта и природного ресурса) в качестве объекта земельных правоотношений не совсем корректно. Такая законодательная формулировка ст. 6 ЗК РФ является данью исторической традиции, когда земельные отношения еще не были так сложны, как сейчас, а вопросы охраны земли как природного объекта и вовсе не стояли столь остро, как сейчас. На наш взгляд, правильнее говорить о том, что объектом земельных правоотношений является не земля в целом (как совокупность всех земельных ресурсов в границах России), а земли различных категорий. Такое уточнение необходимо потому, что единых (универсальных) требований по охране и использованию "земли" как таковой не существует. В самом деле, требования в области использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения сильно отличаются от использования и охраны земель водного или лесного фонда и т.д. Поэтому использование нами далее категории "земля" как объекта земельных правоотношений будет осуществляться с учетом вышеизложенных соображений.
В адрес "земли" как объекта земельных отношений в научной литературе неоднократно высказывались различные критические замечания, не со всеми из которых следует согласиться. Так, Т.В. Дамбиева отмечает использование нескольких значений понятия "земля". Во-первых, понятия "земля" и "земельный участок" употребляются как синонимы. Второе значение понятия "земля" содержится в ЗК РФ, где специально отмечено, что объектом земельных отношений является "земля как природный объект и природный ресурс". В то же время и "земля", и "земельный участок" в земельных отношениях, по ее мнению, являются природным ресурсом, природным объектом и недвижимым имуществом одновременно. Все земельные участки, расположенные на территории РФ, подлежат государственному учету, и в перспективе не должно остаться неучтенной земли. Поэтому вся земля в пределах России будет совокупностью земельных участков, в связи с чем понятие "земля" подлежит исключению из перечня объектов земельных отношений" <2>.
--------------------------------
<2> Дамбиева Т.В. Возникновение права собственности Российской Федерации на земельные участки: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 13.

С таким подходом нельзя полностью согласиться. Действительно, рано или поздно весь российский земельный массив будет разбит на земельные участки и поставлен на кадастровый учет, как это уже давно сделано в развитых европейских странах. Однако при этом совершенно нельзя обойтись в ходе управления земельным фондом без правовых конструкций более высокого уровня, чем земельный участок. Так сейчас и происходит - исходя из целевого назначения все земельные участки сгруппированы в семь категорий земель. Наличие таких единиц управления, как земли различных категорий, позволяет устанавливать определенные типовые правила не для каждого участка индивидуально, а сразу для целых однотипных земельных массивов. Например, требования об обеспечении плодородия земель устанавливаются не персонально для каждого собственника (арендатора) земельного участка, а сразу для всех сельскохозяйственных угодий в границах России. В связи с этим отказ от "земли" как объекта правоотношений недопустим.
Земля как объект правоотношений - это компонент окружающей среды, разделенный на категории, в отношении которых осуществляется ряд публично-правовых (управленческих) функций по обеспечению дифференцированного режима рационального использования и охраны, являющийся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и пространственным базисом размещения жилых, промышленных и иных объектов.
Земельный участок как объект правоотношений.
В ст. ст. 6 и 11.1 ЗК РФ "земельный участок" упоминается как родовое понятие, которое конкретизируется применительно к отдельным категориям земель (например, "участок лесного фонда") либо разрешенному использованию земельного участка (например, "садовый участок"). Земельное законодательство часто использует различные синонимы понятия "земельный участок", например, "полоса отвода" (п. 2 ст. 90 ЗК РФ) означает земельный участок вдоль железнодорожной магистрали. Важной составной частью земель сельскохозяйственного назначения являются сельскохозяйственные угодья (ст. 79 ЗК РФ). В других федеральных законах упоминаются водно-болотные угодья, охотничьи угодья и т.д. Такая дополнительная терминология уточняет правовой режим конкретного земельного участка.
Нахождение на участке объекта недвижимости обусловливает вопрос о соотношении правового режима земельного участка и такого объекта.
По мнению М.Х. Вахаева и Д.С. Бугрова, здание (строение) должно быть главной вещью, а земельный участок - ее принадлежностью <3>. Ю.Е. Будникова отмечает, что в ст. 35 ЗК РФ и ст. 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу переходит право собственности либо иное право на такой участок. Из этого делается вывод о том, что заложенный ЗК РФ принцип единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости не выполняется, что требует перехода к конструкции "единого объекта недвижимости", снимающей эту проблему <4>.
--------------------------------
<3> Вахаев М.Х. Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка. СПб., 2006. С. 202; Бугров Д.С. Правовой режим земельных участков как недвижимого имущества: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 12.
<4> Будникова Ю.Е. Выкуп земельных участков под приватизированными предприятиями. М., 2009. С. 39.

Действительно, у концепции "главной вещи и принадлежности" применительно к земельному участку есть масса уязвимых мест. Например, в случае рубки лесных насаждений (заготовке древесины) земельный участок (главная вещь) остается существовать дальше, а принадлежность (древесина) вывозится. Это означает, что у главной вещи (участка) и принадлежности (лесных насаждений) разный правовой режим и разная юридическая судьба.
Именно поэтому сегодня мы и наблюдаем постепенный переход от конструкции "единой судьбы" земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости к "единому объекту недвижимости".
Другим вариантом межотраслевых связей, возникающих по поводу земельного участка, является взаимодействие норм различной отраслевой принадлежности, определяющих правовой режим земельного участка и находящихся на нем (под ним) других природных ресурсов. Для выявления данной динамики необходимо сформулировать определение земельного участка.
Классическое определение земельного участка содержится в ст. 11.1 ЗК РФ: земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
В настоящий момент существуют десятки доктринальных определений земельного участка, большинство из которых достаточно стандартны, и обращают внимание на две особенности земельных участков как объектов недвижимости - наличие границ и прохождение кадастрового учета <5>. Вместе с тем нормативное и доктринальное определения земельного участка не раскрывают вопрос о принадлежностях земельного участка, включая насекомых и мелких зверей, общераспространенные полезные ископаемые и т.д.
--------------------------------
<5> См., например: Аносов В.И. Правовой режим земельного участка как объекта недвижимости и особенности его реализации для подразделений ОВД РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 7; Виноградов П.Н. Правовое регулирование природной и рукотворной недвижимости: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 10; и т.д.

Один из таких дискуссионных вопросов исследовала в своих научных трудах Т.Н. Малая. Речь в данном случае идет о собственности на такую принадлежность земельного участка, как животный мир, обитающий в гумусном слое, селящийся на земельном участке, принадлежащем частному лицу. По мнению автора, при рассмотрении этого вопроса следует исходить из того, насколько те или иные представители животного мира являются составной, неотъемлемой частью почвы как плодоносящего слоя земли. При этом таких животных, как кроты, суслики, хомяки, хотя и имеющих устойчивую популяцию на определенной территории, нельзя признать принадлежностью данного земельного участка. Собственник земельного участка должен получать право на изъятие их из объектов животного мира любым способом, не наносящим ущерб природе. Что же касается животных, для которых средой обитания является не конкретный земельный участок, то признавать указанные права за собственником участка на них вряд ли возможно <6>.
--------------------------------
<6> Малая Т.Н. Право собственности на животный мир: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996. С. 17.

При всей, на первый взгляд, привлекательности такого подхода следует заметить, что полностью с ним согласиться не представляется возможным. На сегодняшний день законодатель четко различает охотничьих животных, особо охраняемых (краснокнижных), и всех остальных, в отношении которых не устанавливается особого режима охраны. Последнее сделано не столько по недосмотру законодателя, сколько по соображениям здравого смысла - невозможно требовать от собственника участка, чтобы он получал разрешение на изъятие из гумусного слоя дождевых червей, а с поверхности земли кузнечиков, лягушек и иных обитающих там мелких животных и насекомых. Из этого следует, что на таких мелких животных и насекомых (не охотничьих и не краснокнижных) у собственника земельного участка возникает право собственности и они являются такой же принадлежностью земельного участка, как и почва либо водные объекты (пруды), расположенные на участке. При этом менять сложившийся правопорядок едва ли будет оправданным.
Не менее сложный вопрос заключается в установлении границ между земельным участком и недрами, а также иными природными объектами. По общему правилу, граница между землей и недрами составляет 5 метров (ст. 19 Федерального закона "О недрах"). С таким нормативно установленным правилом не соглашается С.П. Гришаев. Он считает, что глубина земельного участка (нижняя граница) определяется, прежде всего, толщиной почвенного слоя, который может различаться даже в пределах одного земельного участка. Введение нижних границ приведет к необходимости проводить соответствующие замеры, что усложнит процедуру индивидуализации и межевания земельного участка и сделает ее еще более дорогостоящей <7>.
--------------------------------
<7> Гришаев С.П. Гражданско-правовой режим земельных участков // Цивилист. 2006. N 4.

Действительно, установление точной и универсальной границы между землей и недрами в ряде случаев бывает затруднительно, особенно когда имеет место выход на поверхность земли месторождений полезных ископаемых. Решение этой проблемы может быть только децентрализованным.
На это обстоятельство обращает внимание О.Г. Шестакова, отмечая, что правовое регулирование использования подземного пространства при осуществлении застройки на землях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга требует разработки и включения в градостроительные регламенты положений об использовании подземного пространства. Положения градостроительных регламентов об использовании подземного пространства должны разрабатываться с учетом природных, техногенных, социальных, экономических факторов и закреплять допустимые показатели плотности и глубины подземной застройки <8>. Таким образом, решение вопроса о границе между землей и недрами в городах (а также на иных территориях, на которые распространяется действие градостроительных регламентов) должно осуществляться в документах градостроительного зонирования, в связи с чем в Градостроительный кодекс РФ должны быть внесены изменения.
--------------------------------
<8> См. подробнее: Шестакова О.Г. Правовое регулирование использования и охраны земель городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 7 - 8.

Сформулируем наше доктринальное определение земельного участка.
Земельный участок - это часть поверхности земли, характеризующаяся наличием площади, границ, кадастрового номера и целевого назначения, параметры и виды разрешенного использования которой, включая все то, что находится над и под ее поверхностью, определяются правилами землепользования и застройки и/или иными нормативно-правовыми актами.
Часть земельного участка как объект правоотношения.
В качестве отдельной разновидности объектов земельных правоотношений ЗК РФ (ст. 6) упоминает часть земельного участка. В существовавшем до октября 2001 г. (когда был принят ЗК РФ) земельном правопорядке часть земельного участка не упоминалась в качестве объекта каких-либо правоотношений. В связи с этим начиная с 2001 г. в научной литературе идет серьезная дискуссия об обоснованности действующего законодательного подхода.
М. Пискунова полагает, что часть земельного участка может быть предметом договоров аренды, ипотеки, безвозмездного срочного пользования без выделения ее в самостоятельный объект недвижимости. Собственник участка вправе передать в пользование или заложить не весь участок, а только его часть <9>. Д.Е. Зайков и М.Г. Звягинцев идут в этом вопросе даже дальше, полагая, что "разделение земельного участка на части должно удовлетворять требованию целесообразности. При этом одним из критериев такого требования выступает самостоятельность образуемого земельного участка" <10>. Критериев такой целесообразности и самостоятельности авторы не указывают.
--------------------------------
<9> Пискунова М. Делимость земельных участков // Бизнес-адвокат. 2003. N 10.
<10> Зайков Д.Е., Звягинцев М.Г. Настольная книга гражданина по защите земельных прав. М., 2008. С. 28 - 30.

Существуют и другие точки зрения по данному вопросу. Так, Б.И. Уткин считает, что часть земельного участка не упоминается в числе недвижимых вещей, подлежащих государственной регистрации. Следовательно, при применении норм земельного и гражданского законодательства, когда государственная регистрация сделки с земельным участком обязательна, "под "частью земельного участка" нужно понимать только ту его часть, которая после реального раздела превратилась в самостоятельный земельный участок" <11>.
--------------------------------
<11> Уткин Б.И. Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними. М.: Альфа-Пресс, 2005. С. 24.

Последнюю позицию разделяет в ряде случаев и законодатель. Так, Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации" внес ряд изменений в ГК РФ, заменив часто упоминавшийся в нем термин "часть земельного участка" на "земельный участок". В материалах судебной практики, упоминающих часть земельного участка, последняя всегда имеет кадастровый номер <12>.
--------------------------------
<12> См., например: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 марта 2011 г. N КГ-А41/1862-11-1,2 по делу N А41-12663/10.

Вместе с тем ЗК РФ, Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости", а также ряд других нормативных актов еще продолжают использовать данный термин. Думается, что в ст. 6, а также в ряде других статей ЗК РФ и иных федеральных законов и подзаконных актов следует внести изменения, исключив все упоминания о части земельного участка. Окончательное же решение вопроса о том, как поделить земельный участок на части, станет возможным после принятия во всех муниципальных образованиях правил землепользования и застройки (муниципального правового акта), регламентирующих минимальные и максимальные размеры земельных участков в отдельных территориальных зонах муниципальных образований.
Земельные доли, возникшие в правовом поле в начале 90-х годов прошлого века в результате разгосударствления колхозов и совхозов и наделения ряда категорий сельских жителей правами на часть земельного массива реорганизуемого колхоза (совхоза), не упоминаются в ЗК РФ в качестве объекта земельных правоотношений. Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ред. от 29 декабря 2010 г.) земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу данного Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Существует ряд принципиальных отличий правового режима земельной доли от доли в праве на любое иное недвижимое имущество: права на такие доли имеет значительное количество людей; размер долей исчисляется не в дробном (процентном) выражении, а в гектарах (балло-гектарах); распоряжение земельной долей происходит в соответствии не только с гражданским, но и земельным законодательством; земельное законодательство предусматривает специальные процедуры выдела земельной доли на местности и т.д. <13>.
--------------------------------
<13> Андреев Ю.Н. Права участников сельскохозяйственных коммерческих организаций и их судебная защита: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 8 - 9.

Вопрос о юр

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.