|
На каких путях возможен прорыв?
Системная трансформация в России, при всех зигзагах, ошибках и проволочках на этом пути, все же неотделима от движения к рыночному хозяйству. Следовательно, стратегической целью политики государства должно быть создание рамочных условий, переводящих этот процесс в режим развития на собственной основе, т.е. в режим самовоспроизводства.
Для достижения данной цели экономическая политика государства должна быть, как минимум, нейтральной для формирующихся субъектов рыночной экономики, которые и являются мотором рыночного хозяйства — частных предпринимателей.
Еще лучше было бы, если бы государство целенаправленно содействовало формированию субъектов рынка, адекватно реагирующих на импульсы рыночного хозяйства. Но достаточно было бы и некоего минимума:
1. налоговая реформа с целью не только и не столько даже снижения, сколько упорядочения и упрощения налогообложения;
2. создание системы гарантий прав собственности, но также и экономических стимулов к перераспределению неэффективно используемой собственности в пользу более эффективных хозяев (в том числе и главным образом, - малых предпринимателей);
3. отказ власти от убеждения в том, что малый бизнес – ”рычаг” в руках мудрых правителей, позволяющий им ”решать вопросы”, переход к системе цивилизованного партнерства;
4. открытие ”шлюзов” для самоорганизации самих малых предпринимателей в кредитные и страховые союзы, с помощью которых они смогут смягчить бремя финансовых проблем, поскольку российские банки в обозримом будущем помочь им по большому счету не смогут.
Разумеется, и для того, чтобы реализовать этот минимум, потребуется ни много ни мало – поменять саму идеологию экономической политики государства. Принципы политики, наилучшим образом обеспечивающей общие условия для развития основанной на частном предпринимательстве рыночной экономики, сформулировал еще в середине нынешнего века немецкий экономист Вальтер Ойкен. Семь принципов хозяйственного порядка, которые он обосновал, размышляя о путях возможного вывода германского общества и экономики из того тупика, в который его загнала тоталитарная система нацистов (см. Ойкен В., с. 335-378), при сопоставлении с реалиями экономической политики российского государства последних 8-10 лет наилучшим образом объясняют, насколько благоприятной для развития малого бизнеса как основы рыночной экономики эта политика могла бы быть.
Основной принцип, по Ойкену, — комплексность механизма регулирования, основанная на понимании взаимозависимости всех экономических явлений и процессов. Критерий того, насколько этот принцип реализуется, — дееспособность механизма конкурентных цен.
Становление механизма конкурентного ценообразования, как показывают приводившиеся выше данные опроса владельцев малых предприятий, в секторе малого бизнеса идет полным ходом. В своем ценообразовании они гораздо больше, чем, например, крупные промышленные предприятия, руководствуются ценами конкурентов и спросом, нежели собственными издержками. Следовательно, содействуя развитию малого предпринимательства, государство способствовало бы укреплению конкурентных начал в экономике в целом – разве не это является наилучшим показателем успешности рыночных реформ в целом?
Второй важнейших принцип экономической политики, благоприятствующей развитию частного, в том числе малого предпринимательства — принцип валютного стабилизатора, т.е. определенной стабильности стоимости денег.
В условиях высокой инфляции (1992–1995 гг.) предприниматели просто не могли просчитать эффективность инвестиций. Финансовые институты зарабатывали деньги на обслуживании государственных займов и программ, а также на высокодоходных спекулятивных операциях, они были не готовы к тому, чтобы “поднимать” капитал для частнопредпринимательских структур и нести связанные с этим риски. Инфляция в 1996–1997 гг. была приглушена, но не подавлена, а переведена из открытой в скрытую форму (задолженность по зарплате и т.п.). Это со всей очевидностью обнаружилось, когда осенью 1998 г. острейший финансовый кризис отбросил Россию на несколько лет назад с точки зрения развития денежно-финансовой системы. В результате у малых предприятий вновь исчезла возможность просчитывать свои финансовые и инвестиционные действия наперед, резко сократились возможности одних потенциальных инвесторов (банков, населения), в страхе бежали с рынка другие инвесторы (иностранные), до предела сузился горизонт деловой инициативы. Поэтому предсказуемость политики денежных властей и динамики курса национальной валюты (вовсе не обязательно – ее стабильность) являются важным направлением... поддержки малого предпринимательства.
Третий важнейший принцип, по Ойкену, — открытые рынки. Он означает свободу перелива капитала, товаров и рабочей силы, способствующую созданию подлинно конкурентной среды. Борьба против внутренних границ и таможен, против чиновничьих рогаток и попыток монопольного диктата не требует значительных финансовых затрат, а предполагает только наличие политической воли и слаженность усилий соответствующих ветвей власти и государственнх структур. В то же время такая борьба в условиях России могла бы серьезно улучшить предпринимательский климат для малого бизнеса.
Четвертый принцип прорыночной хозяйственной политики — незыблемость частной собственности. Для малого бизнеса это тем более важно, что в современной экономике классическая частная собственность, не “замутненная” корпоративными и др. коллективными формами, существует только в этом секторе народного хозяйства. Завершившийся в основном к началу 1997 г. этап массовой приватизации способствовал разгосударствлению экономики. И все же говорить о том, что институт частной собственности в России окончательно оформился, пока не приходится. Отсутствует эффективный механизм контроля со стороны собственника за действиями наемных управляющих, нет должной правовой защиты интересов мелких акционеров, целый ряд важнейших ресурсов (например, земля) все еще не является в полной мере предметом частной собственности. Отсюда — невозможность осуществления залога недвижимости, ипотечных операций, сдерживающих развитие кредитного финансирования предпринимательских проектов в реальном секторе.
Это особенно ощутимо влияет на МП, поскольку отсутствие возможности передать в залог или ипотеку имеющихся в их распоряжении квартиры, автомобиля, дачного участка приводит к практическому закрытию для них легальных рынков кредитных ресурсов. Конечно, в одночасье здесь трудно что-либо изменить – законотворческий процесс имеет определенную инерцию, но если, например, наконец заработает лизинг, то механизм поддержки малого предпринимательства даже в отсутствие многих необходимых для обеспечения стабильности прав собственности звеньев, начнет давать реальное облегчение положения имеющих перспективу роста МП, причем на саморасширяющейся основе.
Пятый принцип, по Ойкену, — свобода заключения договоров. Его реализация предполагает эффективную конкуренцию на обеих сторонах, возможность выбора как для покупателя, так и для продавца. Нужно сказать, что соблюдение данного принципа хозяйственной политики в условиях переходной экономики — с высокой монополизацией народного хозяйства и большой долей ВВП, перераспределяемого через государственный бюджет и региональные бюджеты — предполагает, в первую очередь, структурную реформу естественных монополий, реструктуризацию предприятий, а также внедрение конкурсных начал при формировании государственного заказа, в том числе с участием малого бизнеса, в рамках различного рода целевых программ.
Реализация этих мер может способствовать преодолению ситуации ценового и внешнеэкономического диктата в отношениях между государством и крупными монополиями, с одной стороны, и малым бизнесом, с другой.
Шестой важный принцип — хозяйственная ответственность: тот, кто принимает оперативные решения, должен нести за них имущественную ответственность. Российская модель приватизации в 1992-1996 гг. предполагала в первую очередь быстрое разгосударствление, освобождение государства от непосильной нагрузки по управлению гигантским имущественным комплексом и финансовыми ресурсами. Сложилась во многом “ничья” собственность, чему в немалой степени способствовало распространение такой организационно-правовой формы, как закрытое акционерное общество.
Поэтому важным направлением экономической политики, напрямую обращенным на стимулирование предпринимательства, должны быть институциональные реформы, нацеленные на укрепление прав собственности - выполнение контрактных обязательств, четкое разделение ролей собственников и менеджеров, повышение информационной прозрачности и инвестиционной привлекательности предприятий. Нарушение на каждом шагу прав собственности малого бизнеса со стороны властей (вроде массового принудительного “переселения” множества московских МП на задворки без реальной компенсации в связи с отчуждением территории вдоль проектируемой трассы третьего автомобильного кольца в столице) или крупных банков – вещь обыденная, не воспринимающаяся как ЧП.
Малый бизнес особенно уязвим, ибо не имеет столь мощных оборонительных редутов, как собственная юридическая служба и служба безопасности, которые до некоторой степени помогают минимизировать издержки правового беспредела крупным предпринимательским структурам. Значит, и здесь не обойтись без усиления государственных гарантий прав собственности.
Последний, седьмой принцип — неизменность экономической политики, необходимая для того, чтобы предприниматель в своей хозяйственной деятельности мог руководствоваться долгосрочными, а не сиюминутными соображениями.
Угнетающе действует на предпринимательскую активность прежде всего постоянно реформируемая, но все еще громоздкая и внутренне противоречивая налоговая система. Крайне негативное влияние на конкурентоспособность продукции оказывают платежи и сборы, исчисляемые с выручки от реализации товаров и услуг (налог с оборота и др.). Поэтому весьма важно внесение разумных изменений и поправок в уже действующие части Налогового, Земельного, а также принятие Трудового, Таможенного кодексов, которые, в сочетании с Гражданским кодексом, заложили бы четко очерченные и стабильные рамки для текущей деятельности, а главное – для хозяйственного планирования субъектов малого предпринимательства. Не менее важно добиться, чтобы заложенные в них нормы на практике выполнялись, причем всеми и одинаково – и олигархами, и “челноками”.
Необходимо, наконец, сформулировать и долгосрочную концепцию государственной поддержки малого предпринимательства, провести “инвентаризацию” ее методов. В качестве ближайших задач здесь стоят: разработка механизмов привлечения частных кредитов в регионах под гарантии специально создаваемых гарантийных фондов (агентств), создание центров финансового лизинга, а также отработка “вменяемого” механизма упрощенного налогообложения и обложения по вмененному доходу. Все это должно способствовать облегчению доступа потенциальных предпринимателей к заемному капиталу для открытия и расширения бизнеса, облегчить управление и учет на вновь создаваемых предприятиях.
Только выработка и последовательное осуществление простой, понятной и предсказуемой политики в отношении малого бизнеса может способствовать ускоренному развитию стагнирующего ныне сектора МП, а значит - и расширению социальной базы реформ.
Кроме того, отнюдь не только мерами непосредственно экономической политики ограничивается роль государства в формировании благоприятной среды для развития малого бизнеса. Во-первых, государство должно научиться видеть в малом предпринимательстве и ассоциациях, его представляющих, равного и достойного партнера. Это можно продемонстрировать на деле не столько эпизодически проводимыми пышными съездами “передовиков малого бизнеса”, созданием сервильных малопредпринимательских объединений (типа ОПОРА), сколько привлечением их представителей в постоянно действующие органы – экспертные советы и т.п ., – где они могли бы участвовать в формировании политики в области малого бизнеса.
Далее, необходимо дать простор самоорганизации малого предпринимательства в области кредитования и страхования, осуществления др. финансовых услуг, которых оно не может получить по тем или иным причинам ни от государства, ни от существующих ныне институтов финансового рынка. Общества взаимного кредитования и страхования, которые уже возникают на местах и в ряде регионов имеют достаточный положительный опыт, могли бы подставить свое “кредитное плечо” в первую очередь микрофирмам, начинающим предпринимателям. Для этого Думе нужно лишь укрепить правовую базу их существования, приняв, наконец, соответствующие законы.
Приходится констатировать, что нынешнее российское государство – и его законодательная, и его исполнительная ветвь - не склонны к масштабной постановке задач и конструктивному взаимодействию с массовым, идущим “снизу”, демократическим малым предпринимательством. Ему – несмотря на все оговорки главы государства – все-таки ближе теневые олигархи или директора псевдочастных гигантов постсоциалистической индустрии. Следовательно, создание нормальных условия для развития частной инициативы, для перехода малого предпринимательства от выживания к росту – задача иного государства.
Добиться, чтобы оно стало таким иным – сверхзадача самих малых предпринимателей (хотя, конечно, не только их одних), вопрос их гражданской ответственности перед своими семьями и обществом в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авилова А.В., Бухвальд Е.M., Обыденнова Т.Б., Чепуренко A.Ю. Малый бизнес после августа 1998 г.: проблемы, тенденции, адаптационые возможности // Осенний кризис 1998 года: российское общество до и после. М.: РНИСиНП, РОССПЭН, 1998, с. 103-183.
2. Барсукова С. Август 1998 года и отечественное предпринимательство // Pro et Contra, 1999, т.4. № 2, с.28-45.
3. Высоков В.В. Малый бизнес: made in Russia. - Ростов-на-Дону, 1999.
4. Занятость, малый бизнес и рынки труда в России и Молдове / Обыдённова Т.Б., Чепуренко А.Ю. - М.: РНИСиНП, 2000.
5. Ойкен В. Основные прнципы экономической политики. - М.: Прогресс, 1995.
6. Средний класс в современном российском обществе / Горшков М.К., Тихонова Н.Е., Чепуренко А.Ю. -М.: РОССПЭН; РНИСиНП, 1999.
7. Бизнес для всех
8. Ведомости
9. Коммерсант
10. Российская Федерация сегодня, 2000, № 7.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|