|
Правовая база развития и налогообложение малого бизнеса
За годы реформ создан целый ряд законов, указов президента и постановлений правительства, а также законодательных актов субъектов федерации, которые так или иначе формировали и уточняли правовое поле деятельности МП в России. Важнейшим среди них является закон ”О государственной поддержке малых предприятий в Российской Федерации”, принятый в мае 1995 г. Он стал основным рамочным законом для сектора МП, поскольку в нем сформулированы критерии МП: главным критерием по-прежнему остается численность занятых на предприятии –
- в промышленности, строительстве и на транспорте – до 100 чел.,
- в сельском хозяйстве и науке – до 60 чел.,
- в оптовой торговле и легкой промышленности - до 50 чел.,
- в розничной торговле и услугах для населения – до 30 чел.
Кроме того, в уставном капитале МП доля государства или третьих лиц, не являющихся в свою очередь малыми фирмами, не должна превышать 25 %. (Эти критерии в принципе близки тем, которые применяются в законодательстве стран ЕС.) Далее, в этом законе определены допустимые формы государственной поддержки МП, пределы бюджетных средств на эти цели, перечень и соподчиненность участвующих в осуществлении государственной политики поддержки малого бизнеса структур и институтов, процедура принятия соответствующих государственных программ и т.п.
Др. документом, который взбудоражил – и продолжает беспокоить - предпринимательскую общественность, стал закон от 31.07.98 № 148 “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”. Он предусматривает обязательное введение фиксированных авансовых ставок налога для МП с числом занятых до 15 чел. в некоторых сферах деятельности – таких, как торговля, строительство, услуги и др.; конкретный механизм расчета размеров вмененного дохода, исходящий из местоположения и занимаемой МП площади, численности занятых и т.д. – различных поправочных коэффициентов и т.п. - и налоговых ставок оставлен на усмотрение субъектов Федерации.
В целом законодательная база для развития малого предпринимательства на сегодня весьма слаба, неполна и противоречива. Так, по сей день нет некоторых весьма важных законов – таких, например, как закон о кредитных союзах малого бизнеса, или о гарантийных фондах в малом предпринимательстве, или о социальной защите малого предпринимателя (мы не говорим здесь о тех брешях в законодательстве, которые препятствуют развитию любого бизнеса – как крупного, так и малого, - в противном случае этому перечню суждено было бы продлиться весьма значительно). Сохраняется неурегулированность вопросов, связанных с частной собственностью на землю, не позволяющая развивать залоговые операции, и кончая отсутствием законодательной базы для развития кредитных союзов МП. Так и не внесен в Думу закон о ремесленничестве; не приняты поправки в указанный выше рамочный закон, которые конституировали бы понятия “микропредприятие”, “среднее предприятие”.
Далее, многие законы являются лишь рамочными, включая и базовый закон ”О государственной поддержке малго предпринимательства”, что означает, что их действие либо зависит от др. законодательных актов, которые иногда не появляются годами, либо от подзаконных актов исполнительной власти, которые подчас искажают идею законодателя до неузнаваемости.
Есть, конечно, и позитивные изменения в законодательной базе. Особенно важным шагом стало в свое время принятие Гражданского кодекса (первая часть его вступила в силу 1.01.95) – в нем были определены допустимые правовые формы предприятий, описаны процедуры учреждения, реорганизации и ликвидации предприятий, принципы и границы ответственности за результаты хозяйственной деятельности, допустимые формы сделок и т.п. Гражданский кодекс устранил многие лакуны и противоречия в действующем законодательстве и заложил основы свободы договоров, ответственности за хозяйственную деятельность и конкуренции в российской экономике. Еще одним важным шагом стал Налоговый кодекс (первая часть принята Думой и вступила в действие с 1 января 1999 г.)
В целом правовое поле, в котором развивается малое предпринимательство, в России за последние годы существенно изменилось, но не всегда - в лучшую сторону. Большинство новаций было связано с налогообложением малого бизнеса. В частности, введение Налогового кодекса РФ (часть I) с 01.01.99 г. продолжило тенденцию “вымывания” из федерального законодательства льгот и преференций для МП. Провозглашенный принцип “социальной налоговой справедливости” унифицирует налогоплательщиков всех категорий, не подразделяя их на “малые” и “большие” предпринимательские структуры. Статья 56 НК РФ прямо указывает, что “нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер”. При этом понятие “малое предприятие” как особая категория налогоплательщика в НК РФ не применяется, что фактически снимает саму возможность постановки вопроса о налоговых преференциях и льготах со стороны федеральной власти для малого бизнеса. А в целом в соответствие с новым Налоговым кодексом предпринимателю придется отдавать с рубля дохода 60 коп. в качестве налогов. Тогда как в тех странах, где малый бизнес гораздо прочнее стоит на ногах – в тех же США или Турции – совокупная доля налоговых изъятий в 1 долл. дохода составляет от 20 до 30 центов!
В связи с введением специальной части НК РФ государство - во имя абстрактной налоговой справедливости - уравняло всех налогоплательщиков. Но ведь - во имя той же социальной справедливости - субъектам МП необходимо помочь уравнять свои стартовые позиции на рынке инвестиций и заказов по выгодным ценам со средними и крупными предпринимательскими структурами.
Введенный с 01.01.2000 г. Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) также не сулит радужных перспектив, фактически он закрыл возможности для использования бюджетных средств на прямую имущественную поддержку малого бизнеса.И в этом он противоречит положениям действующего Федерального Закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. Например, статья 2 предусматривает финансирование не менее чем на 50% разработки и реализации программ развития и поддержки МП за счет средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ, а субъектам МП необходимо установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.
Выше вкратце обрисованы тенденции ужесточения законодательства со стороны федеральных властей. Но угнетающую роль играют также многочисленные нестыковки в законах, принятых в разное время, а также рассогласование между законами и ведомственными нормативными документами, во множестве “производимыми” российскими министерствами, комитетами, службами и агентствами.
Опыт ЕС, США, Японии показывает, что с момента появления первых законодательных актов о государственной поддержке МП до создания комплексной правовой системы проходит 18-20 лет. Например, в США закон о мелком бизнесе был принят в 1953 г., закон об инвестициях в малую экономику – в 1958 г., а закон о реформе, направленной на развитие возможностей предпринимательства, – только в 1986 г. (правда, в указанные законы постоянно вносились прогрессивные поправки и издавались дополнительные законодательные акты о защите прав и создании условий для развития МП).
Очевидно, настало время разработки и принятия (подобно США) закона о реформе малой экономики в лице субъектов МП, а также изменения форм, методов и условий антикризисного управления государственной поддержкой и развитием малого (а затем и среднего) бизнеса.
На сегодня же законодательство о малом бизнесе в России пока не является надежной правовой базой для его функционирования. К тому же на деле государство в своей реальной политике, а еще больше – в деятельности отдельных представителей государства, наделенных властно-распорядительными функциями, не только нарушает свои обязательства перед МП, но и стремится управлять, диктовать свою волю самостоятельным субъектам рыночной экономики.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|