Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел V. Пособие по старости.





Статья 25 определяет вид пенсии, предоставляемой в связи с наступлением старости, т.е. достижением определенного преклонного возраста.

Пенсия по старости - один из трех видов государственных пенсий. Она, как и другие два ее вида, предоставляется в России на основании Федеральных законов от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", иных федеральных законов. Далее два указанных Закона обозначаются как Закон о ТП и Закон о ГПО.

В России, как и во всех других развитых странах, доминирующий вид пенсионного обеспечения - пенсии по старости получают почти 90% всех пенсионеров. Преимущественно они устанавливаются в связи с трудовой деятельностью в соответствии с Законом о ТП. Для ряда категорий занятого населения предусмотрены пенсии за выслугу лет. Они заменяют им пенсии по старости.

Основной правообразующий юридический факт - наступление старости, определяемый как достижение установленного преклонного возраста (ст. 26). Старость, таким образом, - определенное состояние, период жизни, наступление которого характеризуется достижением указанного возраста. Для получения пенсии по старости в России необходим страховой стаж не менее 5 лет.



Статья 26 Конвенции определяет охватываемый период, а также ориентировочно - пенсионный возраст и порядок выплаты пенсии работающим пенсионерам.

1. По буквальному смыслу п. 1 данной статьи Конвенции к охватываемому периоду относится период начиная с достижения установленного возраста.

Российское пенсионное законодательство определяет вместе с этим процедуру "вхождения" в обеспечение пенсией, в том числе по старости. Это объясняется главным образом тем, что пенсионный орган пока еще не имеет всех необходимых данных, подтверждающих право гражданина на получение пенсии. В связи с этим действует заявительный порядок назначения трудовой пенсии. Он следующий: пенсия по старости по общему правилу назначается со дня обращения за ней, т.е. со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение; этот орган дает разъяснение, какие документы следует представить дополнительно; если они будут представлены в течение трех месяцев, то днем обращения считается день подачи заявления (ст. 19 Закона о ТП). Пенсия по старости назначается со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за ней последовало не позднее 30 дней со дня увольнения.



Государственная пенсия по старости назначается, как правило, с первого числа месяца, в котором подано заявление о ее назначении.

В принципе срок назначения всех пенсий вполне может быть унифицирован и приведен в полное соответствие с требованиями Конвенции МОТ N 102. Для этого можно сохранить заявительный порядок для назначения пенсии, но определить соответствующий начальный срок выплаты пенсии со дня наступления соответствующего страхового события, если обращение последовало не позднее определенного периода, равного, например, обычному сроку для предъявления иска.

2. Установленный пенсионный возраст согласно Конвенции не должен превышать 65 лет. Компетентный орган власти может установить более высокий возрастной предел с учетом работоспособности пожилых лиц в соответствующей стране. Конвенция предусматривает единый пенсионный возраст для мужчин и женщин и косвенно определяет, таким образом, работоспособность пожилых граждан. Однако возрастной ценз в 65 лет для пенсии по старости установлен ориентировочно, он существенно различается по странам.

Типичный, стандартный пенсионный возраст в развитых странах - 65 лет, как для мужчин, так и для женщин. В последние годы наблюдалась тенденция к подтягиванию женского пенсионного возраста до мужского, а в отдельных странах даже к повышению общего пенсионного возраста до 67 лет <22>.



--------------------------------

<22> Социальное обеспечение в мире в 2000 - 2011 годах. МОТ. 2012. Табл. 16.

 

В России стандартный общий пенсионный возраст значительно ниже, он традиционно составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Сохранение сравнительно низкого стандартного пенсионного возраста объясняется низкой продолжительностью жизни населения. Те, кто достиг в России 60 лет (оба пола), живут в среднем около 17 лет, а в Европе (без учета восточной ее части, куда входит Россия) - на 5 лет дольше. Будь стандартный пенсионный возраст в нашей стране 65 лет, численность пенсионеров по старости составила бы 12,7% населения. В Германии, например, доля граждан, перешагнувших рубеж 65 лет, около 20,4%.

Таким образом, стандартный пенсионный возраст в России в настоящее время полностью соответствует продолжительности жизни населения, он пока еще не ведет к чрезмерной пенсионной нагрузке на трудоспособное население. Более высокий пенсионный возраст предусмотрен лишь для установления так называемой социальной пенсии по старости (пенсии для каждого пожилого человека как члена общества). Он составляет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

Наряду со стандартным в России для многих категорий граждан предусмотрен пониженный пенсионный возраст - в зависимости главным образом от неблагоприятных условий труда и выполнения работы в северных регионах страны. Конвенция N 102 не касается данной проблемы. Вместе с тем другая Конвенция (1967 г.) о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца допускает установление национальным законодательством пониженного пенсионного возраста (по сравнению с 65 годами), если условия труда рассматриваются как тяжелые или вредные. В нашей стране при установлении пониженного пенсионного возраста учитываются как низкая продолжительность жизни, так и неблагоприятные условия труда (подземные работы, работы с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда). Пониженный возраст составляет обычно 50 и 55 лет для мужчин и на 5 лет ниже для женщин, т.е. 45 и 50 лет.

3. В соответствии с законодательством трудовая пенсия по старости (как и другие трудовые и иные пенсии) выплачивается в России за период трудовой деятельности или иной деятельности, приносящей доход, в полной сумме.

Принятая недавно Стратегия развития трудовой пенсионной системы в России предусматривает в перспективе изменение установленных правил выплаты пенсии по старости работающим пенсионерам, т.е. приостановление выплаты пенсии в период работы, но с возрастом в дальнейшем не выплаченной суммы пенсии после оставления трудовой деятельности. Данное предложение не противоречит Конвенции.

Статья 27 определяет круг граждан, подлежащих пенсионному обеспечению по старости.

Право на пенсию предоставляется гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в стране. Лицам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, установленная пенсия (кроме социальной пенсии) может выплачиваться в России по доверенности либо переводиться за границу. Порядок перевода пенсии регулируется Положением от 8 июля 2010 г. N 510, утвержденным Правительством РФ. Перед выездом может выплачиваться пенсия вперед за 6 месяцев.

Между нормами, обязывающими уплачивать страховые взносы в период работы, и нормами, предоставляющими право на получение трудовой пенсии, есть противоречие. Согласно ст. 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" к застрахованным лицам, за которых уплачиваются страховые взносы, относятся иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе временно пребывающие на территории Российской Федерации. В соответствии с Законом о ТП право на пенсию предоставляется в то же время лишь тем гражданам из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации. Платить страховые взносы, другими словами, надо, но пенсионное обеспечение за счет уплаченных взносов не предоставляется, если нет постоянного места жительства в России. Ситуация довольно абсурдная, с учетом того что страховыми взносами признаются индивидуально возмездные платежи, назначением которых является реализация права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения. Как следует устранить данное противоречие? Право на получение трудовой пенсии по старости целесообразно предоставить всем иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации, т.е. при наличии страхового стажа не менее 5 лет.

Статья 28 определяет вид периодической выплаты и порядок ее начисления.

Данная выплата признается периодической выплатой, предоставляемой в период всего охватываемого периода (ст. 26), и предопределяет порядок исчисления пенсии согласно ст. 65 или ст. 66, а также ст. 67.

В России пенсия по старости, как и другие пенсии, определяется в расчете на месяц и выплачивается за текущий месяц.

Статья 29 устанавливает общие подходы к определению размера пенсии по старости, в том числе страховой пенсии, исчисляемой из заработка.

Содержание статьи неразрывно связано с приложением к разделу XI Конвенции, согласно которому наименьший размер пенсии по старости типичного получателя определен в 40% заработка. Типовым получателем признается мужчина с женой в пенсионном возрасте <23>.

--------------------------------

<23> Текст ст. 29 Конвенции N 102 один из самых трудных для уяснения. Возможно, это следствие не совсем точного перевода текста на русский язык.

 

В развитых странах размер страховой пенсии по старости зависит от стажа. Он именуется различно. В России сейчас это страховой стаж, в прошлом - трудовой стаж. В настоящее время значение страхового стажа определяет в России лишь возможность "вхождения" в систему обеспечения пенсией по старости <24>. Право на трудовую пенсию по старости имеют граждане, страховой стаж которых не менее 5 лет (ст. 7 Закона о ТП).

--------------------------------

<24> "Вхождение" в систему уплаты страховых взносов определяется с первого дня работы.

 

Что касается размера страховой пенсии по старости, то страховой стаж в нашей стране пока еще непосредственно не влияет на уровень пенсии. Причина этого особого порядка подсчета пенсии - исчисление ее размера на основе расчетного пенсионного капитала, который определяется по весьма сложным правилам и с учетом предполагаемого периода получения пенсии.

Определяет ли Конвенция тот минимальный страховой стаж, который является необходимым для установления пенсии по старости? Нет, не определяет. Однако поскольку страховая пенсия по старости зарабатывается трудом, уплатой страховых взносов в течение определенного времени, национальное законодательство страны может предусматривать такой минимум. В России он установлен с конца 1956 г. Законом о государственных пенсиях, т.е. почти 60 лет назад. Сначала требовалось проработать не менее 5 лет, а затем иметь трудовой, страховой стаж не менее 5 лет. Но суть одна - для вхождения в систему обеспечения страховой пенсией по старости требуется определенный минимум работы (стажа).

В настоящее время в нашей стране подготавливается очередная, третья пенсионная реформа со времени распада СССР. Рассматривается и вопрос о минимальном страховом стаже, определяющем возможность установления пенсии по старости. Предлагается, в частности, повысить страховой стаж с 5 до 15 лет, т.е. втрое. Такое предложение неприемлемо по ряду причин. Оно ухудшает, а практически умаляет имеющиеся пенсионные права, т.е. не согласуется с п. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Данное ограничение коснется в основном женщин, особенно тех из них, которые воспитали не одного ребенка. Именно у них неполный стаж. Противоречит такое предложение и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 11 мая 2006 г. N 187-О по жалобе гражданина В.В. Наумчика на нарушение его конституционных прав положениями п. п. 2 и 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ. В соответствии с указанной позицией Конституционного Суда впоследствии было предоставлено право на долю трудовой пенсии кадровым военнослужащим и приравненным к ним другим сотрудникам силовых структур <25>, а также государственным гражданским служащим, проработавшим по найму не менее 5 лет. Но главное все же не только это. Введение 15-летнего страхового стажа, определяющего возможность назначения трудовой пенсии по старости, означает по существу не что иное, как конфискацию уплаченных за счет работника страховых взносов, которые признаются отложенной, резервируемой частью их трудового дохода. Такую новеллу можно было бы как-то оправдать, если при трехкратном повышении страхового стажа предлагалось бы вернуть внесенные страховые взносы за 10 лет.

--------------------------------

<25> До этого им предоставлялось лишь право выбора - выбрать либо пенсию за выслугу лет, либо трудовую пенсию по старости.

 

Сопоставление и анализ содержания ст. ст. 29 и 65, 66 приводит к однозначному выводу: исчисление трудовой пенсии по старости, так же как и других трудовых пенсий, основывается на двух критериях - заработке застрахованного и продолжительности его трудовой деятельности. Другого просто не дано. Это вполне оправданно: трудовая пенсия, прежде всего по старости, зарабатывается трудом, который оценивается по его продолжительности и уровню трудового дохода.

Начнем с первого - заработка. По смыслу, выражающему сущность обязательного пенсионного страхования, заработок является основой для начисления страховых пенсионных взносов. Они, как и в других странах, начисляются в России на использованный фонд оплаты труда. Платить их обязан работодатель <26>, но они являются, как отмечалось, частью стоимости (цены) рабочей силы, а по-другому - резервируемой, отложенной частью их оплаты труда, подлежащей возврату всем застрахованным в пенсионный период их жизни.

--------------------------------

<26> В других странах взносы уплачиваются обычно как работодателем, так и работником за счет своего заработка.

 

Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что при недостатке собственных средств (страховых взносов) недостающие средства для выполнения всех обязательств перед застрахованными выделяются из федерального бюджета. В этом и заключается по существу гарантия государства.

Не вдаваясь в подробности формирования финансовой базы в России, отметим лишь ее нестабильность, хронический пересмотр тарифов и базы для их начисления, введение пониженных тарифов и особых, так называемых солидарных тарифов, сверх основных, которые по существу являются дополнительным налоговым обременением фонда оплаты труда. Вот тарифы с 2002 до 2013 г. - 29, 20, 22, 26 и вновь 22, с неоднократным пересмотром базы и формированием расчетного пенсионного капитала (РПК) на основе лишь 16% основного тарифа. Сравните 29%, взимаемых со всего заработка, и 16%, взимаемых лишь с части заработка, и станет ясно, почему в России сохраняются низкие трудовые пенсии. Установление тарифа в 26%, взимаемого со всего фонда оплаты труда (ФОТ), в сочетании с сокращением теневой экономики хотя бы наполовину вполне обеспечит значительное повышение уровня пенсионного обеспечения и достойную жизнь после выхода на пенсию, как это предусмотрено Конституцией страны.

Конвенция МОТ не определяет также, за какой период подсчитывается заработок, на основе которого начисляется пенсия с учетом страхового стажа. Регулирование затронутых проблем относится, следовательно, к компетенции законодательства каждой страны. Практика различна, но преобладает включение в состав заработка всех видов оплаты труда, на которые начисляются страховые взносы, и подсчет среднего заработка, принимаемого для исчисления пенсии за сравнительно длительный период, более полно характеризующий достигнутый уровень оплаты труда застрахованного. При этом за прошлые годы осуществляется, разумеется, его валоризация.

В России страховые пенсии с 2002 г. не исчисляются из заработка. Базой для их определения служит расчетный пенсионный капитал (РПК), что уже отмечалось.

Не определяя конкретные правила подсчета среднего заработка, Конвенция вместе с тем устанавливает некоторые общие положения, которые должны учитываться национальным законодательством. Важное значение имеет, в частности, положение о том, что для других получателей размер пособий исчисляется в разумном соотношении с размером пенсии типичного получателя. Данная норма имеет принципиальное значение при определении уровня пенсии по старости по отношению к заработку, если стаж получателя отклоняется от того, который обозначен в Конвенции (более или менее 30 лет).

В России пока еще трудовые пенсии, в том числе и по старости, не исчисляются, как отмечалось, на основе заработка. В связи с намечаемой пенсионной реформой они будут, видимо, исчисляться из заработка, как во всех других странах, и России придется выбрать один из четырех вариантов заработка, указанных в Конвенции. Это во всех случаях должен быть заработок квалифицированного рабочего мужчины - так указано в Конвенции.

Учитывая существенные различия в уровне оплаты труда в нашей стране - от минимального размера оплаты труда (МРОТ), не достигающего даже прожиточного минимума работающего, до чрезмерно высоких заработков (в сотни и более раз выше МРОТ), типичным получателем пенсии вполне можно считать работника, чья заработная плата равна 125% средней сложившейся оплате труда всех наемных работников.

В 2013 году это примерно 32 тыс. руб., а в 2015 г. - 45 тыс. руб. Будем условно считать, что такой заработок близок к трудовому доходу, характерному для среднего класса.

Пенсия по старости в размере не менее 40% заработка устанавливается при наличии определенного стажа. Этот стаж может быть 30-летним стажем уплаты взносов или работы по найму - так гласит Конвенция (подп. "a" п. 1 ст. 29). Стаж такой продолжительности назван применительно к возрасту для пенсии по старости - он не должен превышать 65 лет. При этом, видимо, имелось в виду, что ко времени достижения данного возраста вполне возможно заработать такой стаж. Остается даже "свободный" период от трудовой деятельности - около 15 лет. Условие для получения пенсии как минимум в размере 40% заработка является, таким образом, не обременительным и доступным для подавляющего большинства граждан, включая женщин, которые значительно чаще мужчин занимаются воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.

В России до 2002 г. стаж, необходимый для назначения пенсии по старости на общих основаниях, традиционно составлял 25 и 20 лет соответственно для мужчин и женщин. До достижения сравнительно низкого стандартного пенсионного возраста (60 и 55 лет) имелась полная возможность "заработать" такой стаж.

С 2002 года трудовой стаж утратил свое значение как регулятор уровня пенсионного обеспечения, размер трудовой пенсии с указанного времени зависит, повторим еще раз, от уровня РПК и периода предстоящей жизни после выхода на пенсию.

В связи с намечаемой пенсионной реформой необходимо определиться в отношении стажа, при котором пенсия не может быть менее 40% заработка (не среднего по стране, а индивидуального).

По затронутой проблеме обсуждаются два предложения: первое - заимствовать ту продолжительность стажа, которая предусмотрена Конвенцией (30 лет) и применяется во всех других развитых странах; второе - повысить стаж до 35 лет, имея в виду, что такое решение в принципе не возбраняется, поскольку слова в Конвенции "может быть 30-летним стажем" носят смысл рекомендации и национальное законодательство допускает установление иного периода стажа (как выше, так и ниже 30 лет).

Приемлемым представляется первое предложение. Реализация второго предложения явно преследует фискальную цель - она приведет к сокращению уровня пенсионного обеспечения всех тех граждан, стаж которых не достигает 35 лет, а к ним в основном относятся женщины, у которых есть дети. В связи с этим, не ущемляя интересов женщин, следует избрать первый вариант.

Вместе с тем Конвенция предусматривает установление сокращенной пенсии, если стаж не достигает 30 лет, т.е. назначение пенсии при неполном страховом стаже. Если стаж не менее 15 лет, то неполная пенсия устанавливается пропорционально имеющемуся стажу исходя из того, что полный стаж 30 лет. При стаже не менее 10 лет, т.е. от 10 до 15 лет, пенсия устанавливается лишь тем гражданам, которые не смогли приобрести стаж 15 лет и более ввиду своего преклонного возраста. Ее размер также определяется пропорционально имеющемуся стажу.

При желании изложенный порядок определения размера страховой пенсии по старости можно представить в виде формулы.

Вопрос о праве на пенсию по старости тех граждан, стаж которых 10 лет и менее, так же как и порядок начисления их пенсии, в Конвенции не рассматривается, хотя из смысла норм, содержащихся в указанном международном акте, это возможно.

В России право на пенсию по старости предусмотрено для всех граждан, имеющих страховой стаж не менее 5 лет. Установлены также и правила определения полагающейся им пенсии. Менять их без достаточных к тому оснований вряд ли целесообразно, тем более что это существенно ограничивает пенсионные права граждан.

При установлении в России предлагаемого порядка начисления трудовой пенсии по старости потребуется определить приемлемый минимальный размер трудовой пенсии при полном страховом стаже, поскольку пенсия, начисленная из непомерно низкого заработка, который, к сожалению, широко распространен в нашей стране, просто не может гарантировать достаточный (достойный) уровень жизни. Напомним, что заработок до 10 тыс. руб. получают миллионы работающих, а заработок около 15 тыс. руб. - почти половина застрахованных.

Не исключается и целесообразность определения на первом этапе и максимального размера пенсии, поскольку возможности государства не безграничны. Он может быть определен в размере несколько ниже, чем 40% страхуемого заработка.

В Конвенции трудовому стажу придается первостепенное значение, ибо он практически вместе с заработком предопределяет уровень (размер) пенсии. Вместе с тем в ней упоминается лишь его продолжительность - 30, 15 и 10 лет - и не содержится каких-либо правил его определения. Из этого следует, что все правила устанавливаются национальным законодательством.

В России можно отметить тенденции, касающиеся страхового стажа, помимо изменения с начала 2002 г. его названия. Сначала в него включались многие периоды, не связанные с работой, например учеба в профессиональных учебных заведениях, затем произошло его резкое сужение, впоследствии его пополнили некоторыми периодами помимо работы. В исчисление страхового стажа вмешивался даже Конституционный Суд Российской Федерации, который обязал, в частности, включать в страховой стаж те периоды работы, когда работодатель был обязан платить страховые взносы, но не выполнял эту обязанность.

В связи с предстоящим реформированием трудовой пенсионной системы понятие и содержание страхового стажа должны существенно измениться, главным образом вследствие возрождения его значимости при расчете размера трудовой пенсии. Целесообразно, в частности, засчитывать в страховой стаж более длительное время ухода за детьми, как это предусматривалось до 2002 г.

Конвенция МОТ N 102 не упоминает о пенсиях по старости, назначаемых при достижении возраста ниже стандартного. В России досрочные пенсии по старости широко распространены. Среди всех пенсионеров досрочные пенсии получают более 3 млн. человек (свыше 10%), почти каждому 3 - 4-му застрахованному пенсия устанавливается ранее достижения стандартного возраста, обычно на 5 - 10 лет, что значительно увеличивает расходы на пенсионное обеспечение. Практически досрочное пенсионное обеспечение осуществляется за счет страховых взносов, уплачиваемых за всех застрахованных на равных основаниях, что ведет к занижению уровня пенсий всем остальным пенсионерам.

В Стратегии предусматривается принять меры к реформированию досрочного пенсионного обеспечения и связать возможность его предоставления с фактической утратой трудоспособности вследствие долговременной трудовой деятельности во вредных и опасных условиях. В итоге предлагается, видимо, предоставлять обеспечение по аналогии с обеспечением в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данное предложение вызывает возражение. Его реализация приведет к упразднению пенсионного обеспечения как профилактического института, предотвращающего наступление профессиональной непригодности.

При разрешении проблемы реорганизации досрочного пенсионного обеспечения в России следует иметь в виду, что согласно Конвенции МОТ от 29 июня 1967 г. N 128 о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца (она неразрывно связана с Конвенцией МОТ N 102 и в значительной части воспроизводит ее) допускается снижение пенсионного возраста при определенных условиях в отношении лиц, которые были заняты на тяжелых и вредных работах, если установленный возраст равен 65 годам или старше. В нашей стране стандартный пенсионный возраст ниже 65 лет, что вполне обоснованно. Это не препятствует его некоторому дальнейшему снижению для граждан, выполняющих указанные выше работы.

Таким образом, институт досрочного пенсионного обеспечения как профилактический институт имеет место быть, и для его объединения с названным выше институтом, предусматривающим обеспечение лишь в случае фактического причинения вреда здоровью, нет оснований.

Следует отметить, что Стратегия развития пенсионной системы в России, утвержденная Правительством РФ, слишком ограниченно трактует понятие обязательного пенсионного страхования. В ней солидарностью считается лишь солидарность поколений. Между тем в системе такого страхования солидарность охватывает все регионы, отрасли и организации, всех занятых граждан, где бы они ни трудились, независимо от уровня оплаты их труда и каких-либо иных обстоятельств (возраст, наличие иждивенцев и т.д.). Игнорирование этого приводит к ряду негативных предложений - установление в составе пенсии твердой суммы, не связанной со стажем и заработком, изъятие (конфискация) страховых взносов, если период работы менее 15 лет, ограничение суммы заработка, с которого взимаются страховые взносы, определенным пределом и т.д.

Статья 30 определяет продолжительность (срок) предоставления пенсии по старости.

Общие выводы по разделу V Конвенции N 102 следующие.

1. Не вдаваясь в подробности, отметим, что предлагаемые в Стратегии меры и представленная в ее развитие формула расчета трудовой пенсии по старости не приведут к установлению ее размера подавляющему большинству граждан на достаточном уровне, обеспечивающем достойную жизнь. Что касается коэффициента замещения, то он не достигает 40% и постепенно снижается до 26%, хотя должен быть постоянным для типичного получателя и составлять не менее 40% заработка.

2. Необходимо возродить исчисление трудовой пенсии по старости на основании страхового стажа и заработка. Страховой стаж для предоставления пенсии типичному ее получателю не должен превышать 30 лет, а его заработок для исчисления пенсии следует определить на уровне 125% среднего заработка в стране. Исходя из этих стандартов целесообразно определять размер пенсии с учетом фактического заработка и имеющейся продолжительности страхового стажа каждого застрахованного, вплоть до наименьшего страхового стажа 5 лет. При страховом стаже свыше 30 лет следует повышать пенсии в обычном порядке с учетом всего периода трудовой деятельности, превышающего 30 лет.

3. Для ликвидации пенсионной нищеты в когорте страховых пенсионеров по старости необходимо установить минимальный размер трудовой пенсии по старости при страховом стаже в 30 лет. Он должен корректироваться в зависимости от фактически имеющегося стажа. На первом этапе данный размер следовало бы определить хотя бы в сумме, равной двум прожиточным минимумам пенсионера.

При ратификации раздела V Конвенции МОТ N 102 следовало бы принять обязательство привести российское законодательство в части начисления трудовых пенсий по старости и их размеров в соответствие с требованиями данного раздела Конвенции, тем более что в ближайшее время предстоит реформировать государственную трудовую пенсионную систему в стране.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.