Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел III. Пособия по болезни.





Раздел I. Общие положения.

Конвенция, установившая минимальные нормы социального обеспечения, не дает понятия социального обеспечения. Нет определения данного понятия и в российском законодательстве, хотя оно широко употребляется, в том числе в Конституции страны. В статье 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено следующее:

"1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность".

Наиболее часто в России под социальным обеспечением понимается материальное обеспечение в виде денежных выплат, льгот и услуг, предоставляемых пожилым и нетрудоспособным гражданам. Такое обеспечение предоставляется либо в основном за счет средств обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования <17>, либо за счет средств федерального бюджета. Соответственно, различается две организационно-правовые формы социального обеспечения. Первая охватывает работающее население, кроме отдельных его категорий из числа служащих, вторая - всех остальных граждан из числа занятого населения, а также тех, кто не осуществлял трудовую деятельность (социальное обеспечение не как работника, а как члена общества независимо от участия в трудовой деятельности).



--------------------------------

<17> При недостатке этих средств они пополняются ассигнованиями из федерального бюджета.

 

Все виды социального обеспечения, которые названы в Конвенции, относятся к социальному обеспечению и применяются в Российской Федерации. Многие специалисты, однако, полагают, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь выходит за рамки традиционного понятия социального обеспечения ввиду особой его значимости и должно в связи с этим рассматриваться отдельно.

В российском законодательстве о тех видах социального обеспечения, которым посвящена Конвенция, в основном традиционно используются несколько иные термины.



Применяются термины: "супруг" вместо "жена"; "страховой стаж" - вместо "стаж"; понятие "ребенок" охватывает детей, не достигших 18 лет.

Денежные выплаты именуются в Конвенции пособиями. В России различаются понятия "пособие" и "пенсия". Пособием признается кратковременная выплата, а пенсией - долговременная, постоянная выплата, размер которой определяется в расчете на календарный месяц.

Поскольку все работающие по найму, а это подавляющее большинство занятого (работающего) населения России, подлежат обязательному социальному страхованию, сравнительный анализ положений Конвенции и российского законодательства осуществлен применительно к наемным работникам.

Статьи 2 - 6 Конвенции носят информационный характер, в связи с чем комментарий не требуется.

Раздел II. Медицинская помощь.

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Медицинская помощь оказывается в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и другими федеральными законами.

Статья 7 определяет предмет обеспечения не как денежную выплату, а как фактическое предоставление медицинской помощи, что соответствует названию раздела II Конвенции.

Медицинская помощь определяется в указанном Федеральном законе как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинская услуга, в свою очередь, обозначается как медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также медицинскую реабилитацию. Этим же Законом дается определение профилактической помощи - ею признается комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания. Эти и другие понятия, которые также содержатся в Законе (диагностика, лечение, охрана здоровья и т.д.), полностью соответствуют общепринятой их трактовке.



Статья 8 предусматривает предоставление обеспечения при любом болезненном состоянии, независимо от его причины.

Медицинская помощь оказывается на территории страны бесплатно всем гражданам без каких-либо исключений и независимо от причин, вызвавших болезненное состояние, включая беременность, роды и их последствия <18>.

--------------------------------

<18> О периодических выплатах, т.е. денежных пособиях, предоставляемых сверх медицинской помощи занятому населению, см. разделы III - VIII.

 

Статья 9 устанавливает круг граждан, которым предоставляется медицинская помощь.

В России медицинская помощь оказывается всем гражданам. В гарантированном объеме помощь оказывается без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определен Правительством Российской Федерации. При этом лица без гражданства, постоянно проживающие в стране, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации.

Статья 10 определяет виды медицинской помощи, предоставляемой в случаях болезненного состояния, во время и после родов.

Указанный выше Закон предусматривает, что медицинская помощь может оказываться вне медицинского учреждения (бригадой скорой помощи, включая скорую специализированную помощь); амбулаторно, в том числе на дому, если не требуется круглосуточного медицинского наблюдения; в стационарах - в дневном и круглосуточном (госпитализация).

Все женщины без исключения в период беременности и родов и послеродовой период обеспечиваются специализированной медицинской помощью. Она включает профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Статья 10 Конвенции предусматривает также "обеспечение наиболее необходимыми медикаментами, предписанными врачом и другим дипломированным специалистом" (п. "a", iii). Обеспечение наиболее необходимыми медикаментами рассматривается, следовательно, как составная часть медицинской помощи. При этом такая помощь оказывается "либо непосредственно, либо в форме возмещения расходов, понесенных заинтересованным лицом" (п. 2 ст. 1 Конвенции).

Можно различно трактовать положения Конвенции в этой части, но очевидно одно: в России пока еще отсутствует доступность необходимого лекарственного обеспечения для всего населения при амбулаторном лечении, хотя она есть для многих категорий граждан, что является бесспорным достижением, но в полной мере не разрешает затронутой проблемы. Следует, видимо, отметить также, что в нашей стране нет даже зачатков частичного возмещения пациентам расходов на приобретение необходимых медикаментов при амбулаторном лечении, нет и самого перечня необходимых медикаментов при таком лечении.

Статья 11 устанавливает возможность введения стажевых требований для приобретения права на оказание медицинской помощи.

В России каких-либо стажевых требований, в том числе для предотвращения злоупотреблений, не предусмотрено.

Статья 12 предусматривает возможность ограничения срока, в течение которого может предоставляться медицинская помощь.

В России медицинская помощь предоставляется в течение всего срока болезненного состояния, независимо от его причин и характера.

Таким образом, российское законодательство о медицинской помощи полностью соответствует минимальным стандартам, которые установлены разделом II Конвенции МОТ N 102, и значительно превышает их.

В случае ратификации раздела II этой Конвенции следует принять обязательство установить доступную необходимую лекарственную помощь при амбулаторном лечении для всего населения, хотя бы на первом этапе с возмещением пациенту части расходов на приобретение необходимых медикаментов при таком лечении.

При этом надо учитывать, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 Правительство РФ осуществляет подготовку Стратегии лекарственного обеспечения населения, одной из целей которой является повышение доступности лекарственной помощи при амбулаторном лечении.

Раздел III. Пособия по болезни.

В Российской Федерации назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (по болезни в том числе) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Он вступил в силу с 1 января 2007 г., в дальнейшем в него вносились изменения и дополнения. До вступления в силу данного Закона действовало в основном законодательство, сложившееся в советский период.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ охватывает в части обеспечения пособиями по болезни занятое (работающее) население, подлежащее обязательному социальному страхованию. Иным категориям занятого населения в случае болезни обеспечение предоставляется в соответствии с другими федеральными законами. К ним относятся военнослужащие, сотрудники некоторых других ведомств (МВД, ФСБ и т.д.), учащиеся профессиональных учебных заведений.

Статья 13 устанавливает обеспечение в виде пособия по болезни.

Статья не раскрывает, что понимается под болезнью. В российском законодательстве под болезнью понимается как заболевание, так и другие случаи, когда работник в силу определенных причин, в том числе и в связи с заболеванием, уходом за заболевшим членом семьи и т.д., вынужден в соответствии с медицинским заключением временно прервать трудовую деятельность.

Статья 14 определяет, что обеспечение предоставляется в случае наступления временной нетрудоспособности в отличие от длительной или постоянной, т.е. инвалидности.

Что понимается под заболеванием, здесь и далее не расшифровывается. Можно предположить, что утрата трудоспособности вследствие заболевания охватывает и другие случаи. В России таких случаев несколько (5), в связи с чем данное пособие именуется пособием по временной нетрудоспособности.

Статья 15 определяет круг граждан, которые подлежат обеспечению.

В России обеспечение в виде пособия по временной нетрудоспособности предоставляется всем работающим гражданам, за исключением тех, кто выполняет работу по гражданско-правовым договорам. Некоторые из них - адвокаты, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, могут добровольно вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию (при условии уплаты страховых взносов) и получать пособие по временной нетрудоспособности.

Обеспечение в виде пособия по временной нетрудоспособности предоставляется при утрате трудоспособности в случаях: заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлению экстракорпорального оплодотворения; необходимости осуществлять уход за больным членом семьи; карантина застрахованного и ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного недееспособным; осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационаре; долечивания в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения.

Статья 16 определяет вид пособия, признает такое пособие периодической выплатой, а также предусматривает общие подходы к его начислению.

Пособие по временной нетрудоспособности начисляется из индивидуального заработка. Если застрахованный работает в нескольких местах, пособие исчисляется исходя из заработка по всем местам работы.

Средний заработок подсчитывается, как правило, за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности. В заработок, из которого исчисляется пособие, включаются все виды оплаты труда.

При утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы и в других случаях, кроме ухода за заболевшим членом семьи, размер пособия дифференцируется от 60 до 100% заработка в зависимости от продолжительности страхового стажа. При стаже 8 лет и более он равен 100%, от 5 до 8 лет - 80%, до 5 лет - 60% среднего заработка.

Несколько иные размеры пособия установлены в случаях осуществления ухода за заболевшим членом семьи (они зависят от того, за кем осуществляется уход и какое время выплачивается пособие, однако его размер - выше чем 50% заработка).

В России пока еще не определен минимальный размер пособия, в том числе при заболевании или травме, в связи с чем при его установлении в размере 60% из сравнительно невысокого заработка оно может оказаться несколько ниже прожиточного минимума. Данное обстоятельство следует, видимо, учесть при корректировке в дальнейшем законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности.

Статья 17 предусматривает возможность установления стажевых требований.

Российское законодательство не обусловливает предоставление пособия по временной нетрудоспособности каким-либо периодом уплаты страховых взносов или работы по найму, в том числе для предотвращения злоупотреблений - право на получение пособия возникает с первого дня трудовой деятельности. Вместе с тем размер пособия может зависеть в ряде случаев от продолжительности страхового стажа.

Статья 18 определяет период, за который выдается пособие, а также исключения, когда продолжительность его выплаты может ограничиваться.

Согласно российскому законодательству пособие по временной нетрудоспособности при ее утрате вследствие заболевания или травмы выплачивается, как правило, за весь период временной нетрудоспособности - с первого ее дня и до восстановления трудоспособности либо установления инвалидности. При этом за первые три дня пособие выдается за счет средств работодателя, а за остальное время - за счет средств обязательного социального страхования <19>. Из этого общего правила есть два исключения. Инвалидам пособие выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году (при заболевании туберкулезом - до дня восстановления трудоспособности или пересмотра группы вследствие заболевания туберкулезом). Застрахованным, заключившим срочный трудовой договор на срок до 6 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается не более чем за 75 дней (кроме заболевания туберкулезом). За все время выдается пособие при карантине и протезировании.

--------------------------------

<19> В других случаях временной нетрудоспособности пособие за все время выплачивается за счет средств обязательного социального страхования.

 

Периоды выплаты пособия по уходу за заболевшим зависят от того, за кем осуществляется уход - за ребенком или взрослым. Если он осуществляется за ребенком, то длительность выплаты пособия зависит от возраста ребенка, характера его заболевания. Срок выплаты пособия определяется на каждый случай заболевания и в расчете на календарный год. При заболевании ребенка в возрасте до 7 лет пособие выдается за весь период его болезни, но не более чем за 60 дней в году; от 7 до 15 лет соответственно - за 15 дней, но не более чем за 45 дней в году. При некоторых тяжелых заболеваниях ребенка пособие выдается за весь период ухода за ним. Пособие по уходу за взрослым членом семьи выплачивается за период не более 7 дней, а в году - не более чем за 30 календарных дней.

Конвенция N 102 не предусматривает выплату пособий по уходу за заболевшим членом семьи, но в России такие пособия традиционно существуют многие годы.

Общие выводы по разделу III Конвенции МОТ N 102 следующие.

Российское законодательство, предусматривающее обеспечение занятого (работающего) населения пособиями по болезни, полностью соответствует минимальным стандартам, установленным Конвенцией МОТ N 102 в этой части, и значительно превосходит их.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.