Обследование ребенка специалистами ЦПМПК.
Перед обследованием ребенка родитель (законный представитель) заполняет заявление, о том, что он дает свое согласие на обследование своего ребенка, включая врача-психиатра, а так же согласие на обработку персональных данных.
Целью обследования является диагностика отклонений в развитии и трудностей в обучении а так же выработка рекомендаций по дальнейшему маршруту обучения.
Процедура обследования в ЦПМПК требует одновременного участия всех специалистов. Обследование проводится одним (двумя) ведущим специалистом, владеющим комплексными методиками обследования, в то время, как остальные специалисты являются наблюдателями и находятся за стеклом Гезелла. Каждый специалист имеет право на собственное дообследование ребенка. Такой вариант обследования позволяет экономить время и не перегружать психику ребенка, следовательно, повышать качество обследования.
Процедура и продолжительность обследования определяется возрастными, индивидуальными и типологическими особенностями развития ребенка. При необходимости более детального обследования ребенка отдельным (ми) специалистом (ми), родителям (законным представителям) рекомендуют приехать с ребенком повторно.
На первом этапе обследования у родителей (законных представителей) выясняется первичный запрос, с которым они обращаются на ЦПМПК. Так же происходит сбор анамнестических данных, изучение медицинской документации. Описание неврологического и психического статуса ребенка.
Психолого-педагогическое обследование ребенка предполагает получение сведений об уровне интеллектуального развития, эмоционально-личностных, индивидуально-психологических особенностях, а также уровне усвоения образовательной программы, по которой обучается ребенок. При исследовании особенностей психического развития ребенка анализируются:
- особенности поведения ребенка во время обследования (специфика поведения, особенности и время адаптации к незнакомой ситуации обследования, контактность, критичность, адекватность, утомляемость, мотивация и т.д.);
- особенности деятельности (целенаправленность, сосредоточение, реакция на успех/ неудачу);
- запас общих сведений об окружающем;
- социально-бытовая ориентировка;
- особенности внимания (концентрация, устойчивость, распределяемость, переключение);
- особенности памяти (слуховой, зрительной, логической);
- особенности восприятия (цвет, форма, величина, пространственное восприятие);
- особенности мышления (последовательность, критичность суждений, установление причинно-следственных связей, анализ, синтез, аналогии, обобщения, классификации и тд.);
- особенности эмоций и воли;
- особенности личности (интересы, потребности, темперамент, уровень притязаний);
- знания по программному материалу;
- и тд. в зависимости от запроса на конкретного ребенка.
Логопедическое обследование выявляет нарушения различных компонентов речи, их характера, глубины и степени. В задачи логопедического обследования входят:
- диагностика уровня сформированности разных сторон речи;
- выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности дальнейшего обучения;
- установление общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы обучения и маршрута индивидуальной логопедической работы.
4.Окончательным этапом является написание заключений каждым специалистом, входящим в состав ЦПМПК и формулирование общего заключения комиссии и рекомендаций.
Следует учитывать, что все специалисты ЦПМПК, взаимно дополняя друг друга, используют коллегиальные формы работы и системный подход к анализу первичной информации и документации, собственных профессионально полученных сведений, сведений, полученных другими специалистами, а также соблюдают этические нормы.
Результаты обследования ребенка обсуждаются под руководством председателя ЦПМПК в форме краткого совещания всех специалистов ПМПК. Родители (законные представители) и ребенок при этом не присутствуют. Каждый специалист докладывает свое заключение на ребенка, предлагает рекомендации, высказывает мнение о прогнозе развития ребенка. Представленные заключения согласовываются, составляется коллегиальное заключение ЦПМПК, систематизируются рекомендации.
Заключение ЦПМПК является основанием для направления органа управления в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей), для зачисления в специальные (коррекционные) ОУ или специальные (коррекционные) классы ОУ.
И.Н. Трушина
Задержка психического развития: Этиология. Клиника. Диагностика
Задержка психического развития (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Это состояние занимает промежуточное положение между дебильностью (легкой умственной отсталостью) и интеллектуальной нормой. (И.В. Макаров, 2007).
Этиологическими факторами задержки психического развития являются:
1. Биологические:
- патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт), внутриутробная гипоксия плода;
- недоношенность ребенка;
- асфиксия и травмы при родах;
- заболевания матери инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития плода;
- генетическая обусловленность;
- различные соматические (тяжелые формы гриппа, рахит, пороки развития внутренних органов и т.д.), неврологические (ДЦП, эпилепсия и др.) заболевания ребенка.
2. Социально-психологические:
- длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка: предметной, игровой, общение с взрослыми и т.д.;
- неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.
- ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях психической депривации;
- искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипер - или гипоопека) или же авторитарный тип воспитания.
Опираясь на патогенетический принцип, В.В. Ковалев разделил все пограничные формы интеллектуальной недостаточности на четыре основные группы:
1. дизонтогенетические формы (задержанное или искаженное развитие);
2. энцефалопатические формы (органическое повреждение головного мозга на ранних этапах онтогенеза);
3. интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств (механизм сенсорной депривации);
4. недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства (эмоциональная деривация вследствие, например, госпитализма или пребывания в сиротском учреждении без должного ухода и воспитания).
М.Ш.Вроно выделяет следующие клинические признаки задержки психического развития:
1. запаздывание развития основных психофизиологических функций (речи, памяти, внимания, навыков опрятности и т.д.);
2. эмоциональная незрелость, примитивность интересов, слабость побуждения самоконтроля;
3. неравномерность развития, парциальность поражения отдельных сторон психической деятельности;
4. временный характер большинства состояний задержек психического развития.
Клинико-психологическая картина когнитивных функций у детей с ЗПР.
Внимание.
При ЗПР наблюдается недостаток внимания. Дети на уроках рассеяны, не могут работать более 10-15 мин. Это вызывает реакцию раздражения, нежелания работать. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной информации, даже если повествование будет интересным и захватывающим. Дети теряют нить вопроса при малейшем раздражителе (стук в дверь, оклики на улице, телефонный звонок). Внимание у детей с ЗПР отличается неустойчивостью, снижением объема и концентрация, избирательностью и неравномерностью распределения. Уровень распределения внимания скачкообразно повышается к 3-му классу. У одной группы детей максимум внимания и работоспособности обнаруживается в начале выполнения задания, а затем эти показатели неуклонно снижаются. У других же наоборот: максимум концентрации внимания настает лишь после некоторого периода деятельности. У третьих наблюдается периодическое колебание внимания и отсюда неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.
Восприятие.
Для детей с ЗПР характерна недостаточность, ограниченность и фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия. Нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Затруднено узнавание предмета в непривычном ракурсе, не всегда узнают и смешивают сходные по начертанию буквы и элементы букв. Страдает также целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при вычленении отдельных элементов из объекта, которое воспринимают как единое целое, затрудняются достроить, угадать объект по какой-либо его части. Имеет место значительное замедление процесса переработки поступающей информации, чем у обычного ребенка. У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность. Для них также свойственна пассивность восприятия (подмена более сложной задачи простой), наблюдаются затруднения в ориентировке в пространстве – вправо - и влево - ориентации, это отрицательно сказывается на графическом навыке, изображении фигуры человека.
Память.
Снижена продуктивность (на 2 года ниже, чем у здоровых сверстников) запоминания и неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения. Характерно неумение организовать свою работу по заучиванию, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании, невозможность использовать приемы запоминания, нарушение кратковременной памяти, повышенная тормозимость под воздействием помех, быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
Мышление.
У большинства детей с ЗПР уровень развития наглядно-действенного мышления в норме. Они правильно выполняют задание, но некоторым требуется стимулирующая помощь. В случае конкретно-образного мышления большинству требуется многократное повторение задания, но есть такие, которые и с помощью с заданием не справляются. Обстрактно-логическое мышление у большинства не развито.
Речь.
Импрессивная речь характеризуется недостаточной дифференциацией восприятия речевых звуков, оттенков речи.
Экспрессивная речь отличает бедный словарный запас (речь состоит из существительных и глаголов). Кроме того нарушено звукопроизношение, небогато сформирована лексико-грамматическая сторона речи (цветы – клумба), смешение слов с разным значением, но близких по звуковому составу (пояс – поезд). Дети не улавливают разницу: вышивает – шьет, употребляют слова в приблизительном, неточном значении: сад – дерево, шляпа – шапка, наименование заменяют описанием предмета или действием. Характерно наличие аграмматизмов и дефекты артикуляционного аппарата.
Развитие словообразования заканчивается к концу дошкольного возраста у нормальных детей. У детей ЗПР затягивается до конца начальной школы. Дети с ЗПР не чувствуют норм языка.
Мотивация.
Учебная мотивация у детей с ЗПР снижена, интересы в основном игровые. Для формирования положительного отношения к учебе необходимо заботиться о создании положительной атмосферы на уроке. Постоянно снижать тревожность детей, исключать иронию и выговор. Создать ситуацию успеха, которая формирует чувство уверенности в себе и удовлетворение. Шире опираться на игру, делать ее естественной организацией быта детей. Целенаправленно стимулировать детей на уроке, возбуждать интерес, эмоции, удивление, новизну и способствовать формированию оптимистического настроения.
В соматическом состоянии наряду с признаками задержки физического развития могут наблюдаться и признаки нарушений эмбриогенеза.
В психическом статусе тесно переплетены признаки задержки психического развития и органической поврежденности нервной системы.
Клиническая диагностика обязательно дополняется как результатами психологических обследований, так и педагогической характеристикой ребенка.
Дифференциальную диагностику необходимо проводить в сравнении с умственной отсталостью.
Отличия детей с ЗПР от умственной отсталости.
Дети с ЗПР отличаются гораздо более выраженной живостью психики и интересом к окружающему и большей, чем при умственной отсталости, жаждой новых впечатлений, большей фантазией, живым воображением, проявляют большую инициативность и самостоятельность в игровой деятельности. У детей при ЗПР отмечается хорошее умение использовать помощь педагога во время выполнения заданий, такие дети, в отличие от больных олигофренией, быстро и точно улавливают смысл подсказки учителя или сверстников, могут быстро перестроиться во время ответа и при выполнении школьного задания. Для детей с ЗПР характерны в гораздо большей степени стремление к похвале, желание показать себя с лучшей стороны, а их эмоции более яркие и оказывают значительное влияние на интеллектуальную деятельность при выполнении заданий.
Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР, в то время как у детей с умственной отсталостью оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания.
Задержки темпа психического развития это непостоянное состояние, проходящее при реализации комплексной психолого-педагогической коррекции и медикаментозной терапии. Выравниваясь, такие дети догоняют в развитии своих сверстников. В ряде случаев пациент не достигает интеллектуальной возрастной нормы (И.В. Макаров), и тогда, диагноз должен быть пересмотрен в 11-13 лет.
С.А. Турецкая
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|